МВФ поможет Украине вымирать быстрее

Вначале данного соглашения между МВФ и Украины, МВФ сокрушался по поводу улучшения уровня жизни украинских граждан. Представителей фонда возмутил факт замедления выдыхания украинцев, и они решили ускорить истребление нашего населения вышеуказанными методами.
Денег в Украине будет в 10 раз меньше необходимого (было в 3 раза меньше), безработицу планируют увеличить 50 % (с 6 % до 9 %), ВВП снизят на 3 %, внешний долг увеличат на одну треть. Будут давить собственного производителя и кредитора, при этом запрещая импорт товаров (см. ниже Прогнозы показателей геноцида украины от мвф).
Весь этот геноцид будет твориться лишь ради удовлетворения нескольких сволочей в Кабмине, Администрации Президента, Нацбанка и ВРУ. Даже экономически это не оправдано, поскольку в 2009 г. МВФ обещает дать денег на треть меньше, чем снизились резервы НБУ в этом 2008 году…
Представители Минэкономики честно признают, что требования МВФ чреваты большими проблемами для Украины.
В течение двух лет, на которые МВФ открыл Украине кредитную линию, украинские власти должны строго придерживаться антикризисной программы. Согласно ей, темп роста денежной массы в 2009 г. должен сократиться до 9,4 % (с 37,2 % в этом году и 51,7 % — в прошлом). В результате такой жесткой монетарной политики объем кредитов негосударственному сектору в следующем году должен резко сократиться — на 9,8 % (против 40,9 % прироста в этом году и 74 % — в прошлом).
Примечательны и требования МВФ относительно баланса торговых операций на внешнем и внутреннем рынках. В частности, в будущем году власти должны обеспечить сокращение внутреннего спроса на 14,3 %. При этом сальдо торгового баланса должно стать положительным и превысить $11,3 млрд. Скорее всего, добиваться таких значений роста экспорта Нацбанку придется девальвацией гривни. Антикризисная программа предусматривает отказ от контроля над обменным курсом так быстро, как это будет возможно (увеличение гибкости валютного курса НБУ должен провести уже в текущем году).
Скорее всего, Украина уже не сможет отказаться от навязанных ей МВФ условий. С одной стороны, если страна обратилась за кредитом, то намерена расходовать все наличные валютные резервы. Это дает основания предположить, что политика НБУ будет связана с большими объемами продаж на валютном рынке. С другой стороны, само название stand-by говорит о механизме его предоставления — выделение средств в режиме ожидания. Это значит, что обозначенная сумма кредита не зачисляется на счет ЦБ, а предоставляется стране траншами по мере необходимости. Нужда в деньгах определяется в зависимости от состояния платежного баланса, курсовой политики и выполнения закрепленных в меморандуме условий.
Собственно, именно для этого и придумана траншевая система. Первым траншем Украина получает только $4,5 млрд. по ставке 2 % годовых на пять лет. Это даже меньше, чем снижение резервов НБУ в октябре ($5,6 млрд.).
Глава аналитического департамента Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб считает решение о предоставлении займа в целом положительным. По его расчетам, финансовые обязательства в течение ближайших четырех кварталов составят $35-40 млрд. Таким образом с учетом имеющихся золотовалютных резервов НБУ (почти $32 млрд. на начало ноября) денег МВФ должно хватить. Кроме того, решение фонда может стать зеленым светом для кредитов других международных финансовых организаций, в частности, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
При этом господин Сологуб допускает, что в случае ухудшения внешних условий (резкое подорожание газа, существенное снижение цен на сталь и дальнейшее усложнение доступа к займам) кредита МВФ может и не хватить для стабилизации экономики.
Международное рейтинговое агентство Fitch, недавно снизившее наш суверенный рейтиг, вчера констатировало сохранение рисков для финансовой стабильности Украины, несмотря на предоставление кредита МВФ.
Советник министра экономики Сергей Яременко утверждает, что требования МВФ отпустить валютный курс и проводить жесткую монетарную политику добьют украинскую экономику. С одной стороны, объявляется мобилизация (несуществующих) бюджетных средств на поддержку экономики, а с другой, по условиям меморандума, жесткой монетарной политикой, непомерной процентной ставкой, запретами на доступность кредита от подпитки экономики отсекается огромный ресурс банковского сектора. Мы объявляем о необходимости компенсации потерь на внешних рынках путем государственных заказов за счет бюджета, и тут же соглашаемся на условие о его бездефицитности,— возмущается господин Яременко. По его словам, чиновники, согласившиеся на такие условия, никогда не смогут вывести экономику из кризиса и должны быть отстранены от управления.
Сокращение темпов роста кредитования не радует и банкиров. Объем сформированных банками обязательных резервов на сегодня составляет около 12 млрд. грн., что означает наличие в системе только 2 млрд. грн. для проведения платежей и выполнения обязательств. При этом активное рефинансирование банков со стороны НБУ невозможно. Любые средства, которые будут попадать в финансовую систему, через постоянный отток депозитов будут попадать на наличный рынок, влияя через него на цены, либо на курс доллара.
Между тем, по утверждению председателя правления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, депозитная база в банковской системе иссякает быстрее, нежели погашаются кредиты. В таких условиях банки не могут и не желают кредитовать, понимая, что живые деньги в данный момент являются наилучшей гарантией стабильного финансового положения.
Самые серьезные проблемы банковскую систему ожидают в первом квартале будущего года. Дефицит кредитных средств для корпоративных заемщиков, падение доходов населения и влияние девальвации гривни приведут к резкому ухудшению качества активов отечественных банков. Проще говоря, объем доходов, генерируемых банковскими активами будет постоянно снижаться, а доля проблемной задолженности — увеличиваться,— говорит Сергей Яременко.
Покрывать убытки банкирам придется с помощью капитализации. Однако средства на эти цели (54 млрд. грн., по прогнозам МВФ) найдут далеко не все желающие. Иностранные банки не могут привлечь капитал из-за падения фондовых индексов, а украинские — из-за нехватки денег у учредителей. Думаю, уже в конце этого года некоторые банки будут продаваться по одной гривне,— подчеркивает председатель правления одного из системных банков.
Более-менее нормальную стоимость за свои финансовые активы смогут выручить только владельцы небольших, но перекапитализированных банков. Их активы могут стать финансовыми донорами для нуждающихся в капитале крупных банков. Тех, кто не сможет продаться или найти капитал, ожидает банкротство либо национализация. Впрочем, на последнее средство могут надеяться только крупные банки. К мелким митингам возле НБУ Владимир Стельмах уже привык.
Прогнозы показателей геноцида украины от МВФ

Показатель
2008 г
2009 г
Реальный сектор (% роста)

Рост ВВП
6,0
-3,0
Внутреннее потребление
14,4
-14,3
Экспорт минус импорт
-8,3
11,3
Безработица
6,0
9,0
Потребительские цены
25,5
17,0
Финансовый сектор (% роста)

Денежная база
33,0
10,9
Денежная масса
37,2
9,4
Платёжный баланс (% от ВВП)

Внешний долг
54,3
78,2
Прямые иностранные инвестиции
6,2
6,8
Экспорт товаров, % от роста объёмов
0,3
0,8
Импорт товаров, % роста объёмов
16,0
-19,7