Страхование жизни в Азербайджане: рынок пока сыроват, но перспективы есть

Последние несколько лет страховой рынок Азербайджана демонстрирует стабильный рост. И это в условиях, когда страховой рынок использует не весь имеющийся потенциал. Сегодня реальность такова, что наиболее интенсивно развивается рынок корпоративных страховых услуг, когда страховые компании в основном работают с юридическими лицами. Физическим лицам, как правило, уделяется меньше внимания. В принципе такая ситуация неудивительна.
Корпоративные клиенты более охотно идут к страховым компаниям и получают более широкий пакет страховых услуг. Население же по большей части обращается в страховую компанию по необходимости, а именно, как одно из обязательных условий при получении кредита на покупку автомобиля или жилья, выезде за рубеж.
В экономически развитых странах основу страхового рынка формируют как раз взносы, полученные от граждан, особенно по страхованию жизни. Поэтому если за 9 месяцев нынешнего года суммарные сборы страховых премий на рынке Азербайджана, в основном работающих на корпоративных клиентов, составляют около 150 млн. манатов, то, естественно, вовлечение в этот процесс обычных граждан существенно расширит сам рынок и позволит освоить больший потенциал.
Сегодня в Министерстве финансов развитие страхования жизни считают одним из наиболее перспективных направлений страхового рынка. Хотя этот рынок сегодня развит очень слабо и на него приходится менее 1% всех собираемых премий, но потенциал его огромен. Особенно в условиях стабильного и высокого экономического роста, который демонстрирует экономика Азербайджана. Реальность сегодня такая, что Азербайджан по уровню развития рынка страхования жизни пока существенно отстает и от стран СНГ.
В марте 2008 года в Азербайджане вступил в силу новый закон О страховой деятельности, который кардинально меняет философию деятельности на рынке компаний в сфере страхования жизни. Если до принятия закона любая страховая компания могла предоставлять услуги по этому виду страхования, то после вступления в силу нового закона, услуги по страхованию жизни могут предоставлять только специализированные страховые компании.
Такой подход оправдан и вполне логичен. Опыт других стран показывает, что страхование жизни требует кардинально другого подхода, формирование штата сотрудников, более высокую капитализацию страховщика, работу с клиентами.
Тем более, что страхование жизни носит, как правило, долгосрочный подход и соответственно формирует отличный подход к размещению страховых премий, инвестиционному режиму деятельности страховой компании. Те же страховые компании, которые сегодня в Азербайджане предоставляют услуги по этому виду страхования, будут иметь трехлетний мораторий на разделение двух направлений страхового бизнеса, т.е. до середины 2011 года они могут оказывать параллельно услуги по страхованию жизни и по страхованию иного, чем жизнь, но после 2011 года им придется создавать отдельную компанию для страхования жизни.
В Азербайджане ситуация на рынке страхования жизни сегодня мало чем отличается от ситуации у наших ближайших соседей. Единственное отличие — на нашем рынке нет крупных мировых игроков и рынок сам по себе пока не столь притягательный. Кроме того, несмотря на то, что новый закон О страховой деятельности в Азербайджане уже действует 8 месяцев, желающих получить лицензию на деятельность в сфере страхования жизни так и не появилось. С другой стороны, несколько крупных страховых компаний Азербайджана очертили свою заинтересованность к этому сегменту рынка.
Вообще развитие страхования жизни в Азербайджане будет зависеть от трех составляющих. Во-первых, от правил игры, которые будут установлены на этом рынке, а именно какие меры предпримет Минфин, чтобы сделать сектор привлекательным для компаний и их клиентов. Уже однозначно можно сказать, что необходимы будут определенные налоговые льготы, и сейчас Минфин обсуждает этот вопрос. В планы Минфина входит выпуск среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг, что для страховых компаний является хорошим элементом для инвестиций. К тому же, размещая средства в долгосрочные бумаги, страховым компаниям легче рассчитывать инвестиционный доход своим клиентам по страхованию жизни. Параллельно с этим, Минфин совместно со страховыми компаниями должен будет проводить сильную агитационную кампанию с целью повысить доверие населения к страхованию жизни. Не секрет, что развал СССР привел к серьезной потере реноме страхования жизни, когда население потеряло значительные свои вклады в накопительное страхование жизни. До сих пор это недоверие устранить не удалось, а без этого говорить о массовости страхования жизни и его долгосрочных перспектив не приходится.
В 2005 году правительством уже предпринималась одна попытка развития страхования жизни за счет применения налоговых льгот. В 2005 году в Налоговый кодекс были внесены три поправки, которые вступили в силу с 1 января 2006 года. Согласно этим поправкам, взносы и выплаты по добровольному и обязательному медицинскому страхованию, так же, как и взносы и выплаты по накопительному страхованию жизни и пенсионному страхованию, будут исключаться из налогооблагаемой базы. Страховые компании расценивали предоставление таких льгот, как устранение основных препятствий для развития этих видов страхования. Однако эффекта эти льготы не принесли и поэтому нужны более действенные и эффективные льготы.
Также к проблемам страхования жизни можно отнести малую веру в долгосрочные вклады и стабильность. А она медленно, но появляется, так же, как и необходимый клиентский потенциал. Ведь очень бедным и очень богатым страховки не нужны. Первым нечего терять и копить, у вторых и так все в избытке. А вот с формированием среднего класса интерес к страхованию жизни будет расти. Так что есть основания верить в большое будущее страхования жизни, в том числе и накопительного. Еще одна важная составляющая — это появление новых инструментов и источников для инвестиций, в которые будут направляться собранные страховые премии. Сегодня рынков для долгосрочных инвестиций в Азербайджане не так уж и много. К примеру, по этой же причине затягивается принятие закона О негосударственных пенсионных фондах.
Поэтому нужно выявлять такие рынки, инвестиции в которые будут носить долгосрочный характер и сохранять привлекательность для клиентов страховых компаний и самих страховщиков.
Третья составляющая — это работа страховых компаний. Сегодня многие виды страхования по своей сути являются нерентабельными. Это касается и страхования жизни, и добровольного медицинского страхования. Но, поскольку страховщики стремятся предоставлять большее количество услуг корпоративным клиентам, они включают в страховой пакет как можно больше видов страхования. Но по страхованию жизни на рынке должны быть не только однолетние продукты, портфель в основном должен формироваться из долгосрочных продуктов. Мало кого можно заинтересовать однолетними продуктами, тем более в этом случае ни о какой накопительности и речи быть не может. Это всего лишь покрытие по ряду отдельных случаев.
Уже сейчас страховые компании должны начинать разработку таких долгосрочных продуктов. К тому же надо учитывать, что страхование жизни — это работа на перспективу, и не думаю, что в первые 3-5 лет страховщикам нужно ожидать прибылей. Да, сегодня среди страховщиков бытует мнение, что они готовы разрабатывать долгосрочные продукты по страхованию жизни, но при условии наличия спроса на них. Конечно, с позиции бизнеса это верный подход — спрос рождает предложение. Но тут надо учитывать и менталитет, и психологический аспект. В Азербайджане мало кто станет добровольно идти на долгосрочное страхование жизни, если не будет видеть соответствующей выгоды. Поэтому страховщики должны сами активно играть здесь роль первой скрипки. Это касается как разработки страховых продуктов, так и взаимодействия с Минфином в вопросах применения налоговых льгот и прочих условий для развития рынка. В перспективе страхование жизни можно развить за счет внедрения нескольких схем.
Это может быть, в частности, развитие системы ипотечного кредитования, применения комбинированных схем, когда вкладчикам в банках в качестве бонуса предоставляются услуги по страхованию жизни. Кроме того, можно применять схемы бонусного страхования жизни для сотрудников различных компаний. В Европе, например, накопительное страхование в шутку называют золотыми наручниками, или золотым якорем: заключая договор накопительного страхования жизни, компания фактически привязывает к себе сотрудника. В Азербайджане практически никаких льгот для работодателя в данном случае не предусмотрено. Поэтому более стремительного развития рынка можно ожидать при следующих условиях:
1. Улучшение экономической ситуации в стране — при росте ВВП на душу населения произойдет опережающий рост рынка страхования жизни. Например, в Польше рост рынка страхования жизни произошел, когда ВВП на душу населения подошел к отметке 10 тыс. долларов.
2. Развитие фондового рынка Азербайджана, увеличение числа предприятий, акции которых становятся привлекательными для инвестиций. На данный момент основным инструментом размещения резервов страховых компаний является банковский депозит, что несколько снижает инвестиционную привлекательность накопительного страхования жизни. Развитие фондового рынка также в будущем даст возможность страховым компаниям внедрить продукты типа unit-linked или что-то похожее и тем самым повысить инвестиционную привлекательность страхования жизни.
Наиболее востребованный продукт на Западе — unit-linked, — предполагающий участие страхователя в инвестиционном доходе страховщика. Страхование unit- linked (от фр. составлять, собирать) — страхование жизни с инвестированием накопительной части премии в ПИФы, выбранные страхователем из предложений страховщиков, при котором страхователь частично берет на себя инвестиционные риски. Общая концепция продуктов unit-linked: страховая премия состоит из рисковой и инвестиционной частей, инвестиционный риск несет страхователь (в ряде случаев страховщики предлагают клиенту гарантии), инвестиционная часть премии конвертируется в паи инвестиционных фондов, клиент имеет право выбрать инвестиционный фонд из предложенных страховщиком. Unit-linked уже совершил революцию на рынках страхования жизни Европы и Азии. К примеру, в Великобритании на долю unit-linked приходится почти половина всех сборов в страховании жизни, в Германии — треть.
3. Введение обязательных видов страхования жизни (например, обязательное страхование заемщиков) или обязательного медицинского страхования через компании по страхованию жизни.
4. Приход на рынок крупных иностранных инвесторов или зарубежных компаний по страхованию жизни, в таком случае с их стороны можно ожидать проведения мощных рекламных кампаний, направленных на популяризацию страхования жизни.
5. Необходимо продолжение деятельности по легализации заработных плат, так как, пока население не будет получать белой зарплаты, накопительное страхование жизни развивать практически нереально.
6. Должна быть сохранена макроэкономическая стабильность, обуздана инфляция, которая является одним из основных врагов страхования жизни, в том числе и накопительного. Таким образом, всем участникам рынка страхования необходимо как минимум 3 года для институционального развития и готовности оказывать услуги по этому виду страхования. За этот период Минфин совместно со страховыми компаниями может разработать систему льгот и прочих преференций для компаний, действующих на рынке страхования жизни.
Страховые компании, со своей стороны, могут определиться в своей стратегии создания специализированной компании, подбора кадров, разработки страховых продуктов. Предприятия и население же за этот период будут продолжать улучшать свое экономическое благосостояние, которое может привести к повышению их интереса к страхованию жизни.
К тому же вряд ли в Азербайджане страхованием жизни будут заниматься больше 4-5 компаний. Рынок достаточно маленький, чтобы на нем могли функционировать больше компаний. Поэтому в 2009-2010 гг. можно ожидать появления одной-двух компаний по страхованию жизни. А вот в течение 2011 года, когда истечет трехлетний переходный период, могут появиться еще несколько специализированных компаний, учрежденных действующими страховыми компаниями. Раньше 2011 года по большому смыслу создавать компанию по страхованию жизни действующим страховщикам будет не выгодно, так как это потребует значительных финансовых ресурсов, а отдача на начальном этапе будет минимальной.
Так что оживления на рынке страхования жизни можно будет ожидать при благоприятном исходе не ранее 2011-2012 гг. К этому времени в Азербайджане должен сформироваться и активный ненефтяной сектор, заинтересованный в социальной защите своих работников, интенсивно осваивающий фондовый рынок.
Поэтому 2011 год можно в Азербайджане считать своеобразной отправной точкой для страхования жизни. Ближайшие 2,5-3 года уйдут на создание этой среды и условий для деятельности на рынке страхования жизни. Брать за точку отсчета более ранний период, наверное, было бы преждевременно. Ни страховые компании, ни население, ни регулирующие органы пока не готовы к этому.
Нужно многое сделать, чтобы создать необходимую оболочку для этого рынка.