Фармацевтический рынок Украины: реалии и прогноз

По данным Business-Credit, объем фармацевтического рынка Украины в первом полугодии 2008 года вырос на 42% до 1.621 млрд дол по сравнению с аналогичным периодом минувшего года . В натуральном выражении аптеками было отпущено 680 млн упаковок, что на 7% больше, чем в первом полугодии 2007 года. Сохраняеться тенденция роста объемов продаж в денежном выражении более высокими темпами чем в натуральном. В первую очередь мы связываем это с тем, что в процессе внедрения GMP стандартов отечественные производители переходят на производство продукции, которая находиться в более высоком ценовом сегменте. Курсовая и инфляционная составляющие такого стремительного роста составляет 12-17%. В итоге можно говорить о реальном росте рынка на 20-25%. Он обусловлен увеличением продаж в натуральном выражении и реальным ростом цен. Тем не менее мы полагаем что, значение 1.621 млрд завышено. В 2007 году средняя оценка рынка компаниями RMBC, Pharmexpert, Roche AG составляла 2.2 млрд долл., Business-Credit оценила рынок в 2.6. Мы считаем, что реальный объем рынка в первом полугодии 2008 года составлял 1.35-1.40 млрд. долл. Учитывая, что на первое полугодие 2007 года приходилось 43% объемов рынка, мы полагаем, что в 2008 году фармацевтический рынок Украины достигнет отметки 3.0 млрд дол.
В первом полугодии 2008 доля розничного фармацевтического рынка составила 83%, рост рынка – 41%. Значительным катализатором роста рынка стал всплеск социальных выплат правительства Ю.Тимошенко потребителям с низкими доходами, что обусловило резкий рост потребления препаратов. Несмотря на рост объемов продаж, Украинские производители продолжают уступать свою рыночную долю зарубежным компаниям. Исходя из объемов продаж в долларовом эквиваленте доля украинских производителей в 1-2кв. 2008г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4% и составила 22%, хотя такие крупные отечественные компании как Фармак и Группа Здоровье увеличивают свою выручку темпами превышающими рост рынка, 49% и 43% соответственно.
Крупные зарубежные фармацевтические компании практикуют вливания денежных средств в дорогие маркетинговые стратегии для продвижения своих ЛС. Эти стратегии являются ключевым фактором успеха на сильно фрагментированном отечественном рынке. 45% украинских потребителей склонны сами выбирать, чем себя лечить, что сопровождается навязыванием фармацевтической продукции через средства массовой информации. Распространенным маркетинговым ходом является продвижение продукции через аптечные сети и поликлиники путем материального поощрения фармацевтов и врачей за рекомендации именно их бренда. Бесспорно, иностранные компании имеют оригинальные препараты, не имеющие аналогов среди отечественной продукции. Но в случае, если продукция пересекается по номенклатуре, в большинстве случаев фармацевты рекомендуют покупать именно препараты иностранного производства, так как зарубежные компании могут предложить более высокие “вознаграждения” за рекомендацию покупки. Отечественные фармацевтические компании не могут соревноваться в размерах вознаграждения фармацевтам с зарубежными компаниями, а врачи, следующие “протоколам лечения” чаще рекомендуют покупать продукцию зарубежного производства. К сожалению, отечественные компании не имеют достаточных финансовых ресурсов для разработки уникальных препаратов, поэтому большинство из них производят “дженерики”. Тем не менее, сильнейший еще со времен СССР RD потенциал отечественных фармацевтов позволяет разрабатывать оригинальные препараты. Проблема только лишь в финансировании. Одной из основных причин снижения рыночной доли отечественных производителей является открытость наших рынков после вступление Украины в WTO, отсутствие производства оригинальных препаратов, а также слабая информированность отечественного потребителя.
Мы полагаем, что государственное регулирование может изменить ситуацию. Расширение списков ЛС отечественного производства и снижение доли препаратов импортного производства продаваемых по рецепту, полученному после консультации у врача, замедлит потерю рыночной доли локальных компаний. Для реализации рецептурного подхода, который подразумевает рекомендацию отечественной продукции, необходимо дополнительное финансирование здравоохранительной сферы и увеличение зарплат врачей. В контексте госпитального сектора сегодня государство склонно лечить население отечественными препаратами. В натуральном выражении это, по данным Business-Credit 81% ЛС отечественного производства. С другой стороны, отмечается тенденция роста закупок у импортеров, среди которых компания Санофи-Авентис, занимает первое место в госпитальном сегменте в денежном выражении.
Сегодня фармацевтический рынок Украины это – сложный, сильно фрагментированный структурный элемент здравоохранительной системы, которым руководит коммерция. Для сохранения отечественных производителей государство обязано предпринять ряд мер предохраняющих их от возрастающей конкуренции со стороны крупных зарубежных “игроков”, которые станут консолидаторами отрасли после внедрения GMP стандартов в 2009-2011 году.
Пресс-служба Сократ
Тел/факс: +38 044 207 01 00
e-mail: [email protected]