Анализ рисков банковского сектора Украины

Основные факторы, влияющие на рейтинги
Позитивные факторы:
— хороший потенциал макроэкономического роста и положительная динамика показателей благосостояния в среднесрочной перспективе;
— растущая диверсификация бизнеса и укрепление рыночных позиций банков;
— адекватные финансовые и коммерческие показатели банков пока сохраняются, но уязвимы к разного рода шокам;
— выгоды, связанные с возросшим участием иностранных стратегических инвесторов.
Негативные факторы:
— сложная макроэкономическая и политическая обстановка;
— быстрый рост объема ссудной задолженности при том, что возвратность ссуд не проверена в условиях экономического спада;
— раздробленная банковская система: большое количество карманных банков с непрозрачной структурой собственности;
— система регулирования и надзора укрепляется медленно и не успевает справляться с накапливающимися структурными проблемами;
— высокая концентрация выдаваемых ссуд.
Резюме
Рейтинговая служба Standard Poors считает, что уровень рисков в банковской системе Украины (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: В+/Стабильный/В; по обязательствам в национальной валюте: ВВ-/Стабильный/В) по международным меркам довольно высок. Исходя из оценки страновых рисков (так называемой оценки BICRA), которая отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с другими государствами, мы относим банковскую систему Украины к последней, самой слабой, группе 10 (Узнать оценки BICRA других стран можно из статьи Исходя из оценки страновых рисков банковской системы Россия переведена из группы 8 в группу 7 опубликованной 6 августа 2008 г.: в RatingsDirect на английском языке и на сайте http://www.standardandpoors.ru/ на русском языке). Наряду с Украиной, банковские системы группы 10 имеют Венесуэла, Ямайка и Боливия.
Низкий уровень оценки отражает высокую уязвимость украинской банковской системы к разного рода шокам, обусловленную наблюдаемым в последние годы стремительным ростом еще не выдержанных кредитных портфелей, сложной экономической и политической обстановкой, существенной (хотя и снижающейся) концентрацией бизнеса на отдельных контрагентах и отраслях, значительной долларизацией операцией, сомнениями относительно правовой защиты прав кредиторов, недостаточно строгими стандартами выдачи кредитов и риск-менеджмента, а также отставанием мер, принимаемых регулирующими и надзорными органами, от развития рынка.
Несмотря на неспокойную политическую обстановку и инфляционное давление, уровень макроэкономического роста до сих пор высок, что способствует развитию и поддержанию кредитоспособности национальных банков, а также некоторому снижению предпринимательских и кредитных рисков в банковском секторе, уровень которых оценивается как повышенный. Постепенное укрепление и повышение прозрачности украинских компаний, наряду с ростом благосостояния населения и диверсификацией бизнеса банков, способствует поступательному развитию системы. Однако экономический прогноз по Украине остается весьма неопределенным. Галопирующая инфляция, отмечавшаяся в 1-м полугодии 2008 г., начинает сказываться на уровне располагаемых доходов и бюджетах домохозяйств, а растущий дефицит текущего бюджета создает угрозу для стабильности обменного курса. Тенденция повышения благосостояния, обусловленная экспоненциальным ростом экспортных цен, может переломиться в случае изменения цен (особенно на металлы) в сторону снижения.
Быстрый рост кредитования и резкое повышение уровня долговой нагрузки (в условиях, когда кредитная культура еще не достаточно сформирована, а качество процедур риск-менеджмента довольно сомнительно) могут в будущем обернуться значительными проблемами и делают систему уязвимой к последствиям возможного ухудшения рыночной конъюнктуры — например, в сегментах недвижимости и строительства.
Рост привлекаемых вкладов в последние годы заметно ускорился, но продолжает отставать от роста кредитования, что заставляет банки все активнее привлекать необходимые для рефинансирования средства из-за границы. Приток иностранного капитала и заемных средств в банковский сектор фрагментарен, но продолжается, чему способствует увеличение иностранного участия в банковском секторе (к середине 2008 г. иностранным собственникам принадлежало 43% совокупных банковских активов против менее 20% в начале 2000-х годов). Иностранные стратегические инвесторы не в состоянии полностью защитить банки от высоких кредитных и отраслевых рисков, но ожидается, что именно их присутствие, поддержка и опыт смогут сгладить негативные последствия потенциальных спадов на рынке и избежать жесткой коррекции рынка. Тот факт, что их роль растет, особенно важен ввиду сохраняющихся недостатков нормативно-правовой системы Украины, которая, тем не менее, постепенно укрепляется и проявляет устойчивость.
Высокий спрос на кредиты стимулировал рост прибыльности банковского сектора и улучшение коэффициентов по просроченной и проблемной задолженности, однако эти характеристики по-прежнему чувствительны к неблагоприятным изменениям внешней среды и возможному резкому замедлению роста кредитования. Антиинфляционные меры правительства, направленные на сокращение денежной массы, привели к падению ликвидности на межбанковском рынке во 2-м квартале 2008 г., однако в начале июля положение несколько стабилизировалось.
С точки зрения вероятности предоставления государственной поддержки частным банкам, испытывающим финансовые трудности, Standard Poors относит Украину к категории стран, готовых оказать поддержку (см. статью Критерии: Ключевая роль фактора внешней поддержки при присвоении рейтингов частным банкам из разных стран мира, опубликованную 27 февраля 2007 г.: в RatingsDirect на английском языке, и на сайте http://www.standardandpoors.ru/ на русском языке), и не добавляет дополнительных ступеней к рейтингам украинских частных банков. По всей видимости, во время кризиса руководство страны усилит надзор и регулирование организаций, испытывающих трудности, но мы считаем, что оно окажет национальным банкам (даже имеющим крупные доли рынка) лишь ограниченную финансовую поддержку, причем лишь в крайнем случае.
Экономические риски
Деловой цикл: экономический рост продолжается, несмотря на политическую нестабильность и инфляционное давление
Благодаря высоким бюджетным расходам и увеличению внутреннего спроса на товары и услуги на фоне чрезвычайно благоприятных условий торговли рост ВВП в 2007 г. составил 7,9% против 2,6% в 2005 г. (см. табл.1). В 2009 г. он, как ожидается, замедлится до 2,5% (так как перегрев экономики отразится на конкурентоспособности и реальных доходах), однако долгосрочный потенциал роста экономики Украины остается одним из самых высоких в Европе. Если контекст развития финансовых рынков и экономики будут положительными, то кредитоспособность банковского сектора будет и дальше повышаться.
Таблица 1.
Некоторые макроэкономические показатели Украины

2009п
2008о
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
ВВП, млрд долл.
227,0
202,0
139,2
105,5
83,0
64,9
50,2
42,4
38,0
31,3
Прирост реального ВВП, %
2,5
6,5
7,9
7,4
2,6
12,1
9,5
15,7
9,2
265,8
ВВП на душу населения, долл. США
4 965
4 383
2 995
2 258
1 761
1 367
1 049
878
781
636
Прирост реального ВВП на душу населения, %
3,3
7,4
8,6
8,2
3,3
13,0
10,5
16,7
10,2
269,0
Индекс потребительских цен (изменение), %
21,0
27,0
12,8
9,1
13,5
9,0
5,2
0,8
12,0
28,2
Численность населения
45,7
46,1
46,5
46,8
47,1
47,4
47,8
48,2
48,7
49,1
Безработица
7,2
6,5
6,9
7,4
7,8
9,2
9,7
10,3
11,7
12,4
Обменный курс гривна/долл. США на конец года
5,6
4,6
5,1
5,1
5,1
5,3
5,3
5,3
5,3
5,4
Внутренние кредиты частному сектору, млрд грн
875
729
419
241
142
87
66
40
27
19
Внутренние кредиты частному сектору и ГНО*, млрд грн.
904,0
753,3
433,0
250,6
149,4
93,3
71,6
43,7
29,6
20,9
Обязательства финансового сектора, млн долл.
60 000
52 000
30 971
14 089
6 112
2 662
1 746
913
576
390
Чистый внешний долг финансового сектора, млн долл.
52 000
44 000
24 971
10 042
3 284
358
389
66
-162
-501
Чистые внешние активы банковского сектора /ВВП, %
(22,9)
(21,8)
(17,9)
(9,5)
(4,0)
(0,6)
(0,8)
(0,2)
0,4
1,6
Внутренние кредиты частному сектору и ГНО*, % ВВП
78,0
77,2
61,6
47,0
35,2
27,0
26,8
19,4
14,5
12,3

Источник: Standard Poors. *Государственные нефинансовые организации; (о) — оценка; (п) — прогноз
Однако сравнительно слабая диверсифицированность украинской экономики, основу которой составляют металлургия и машиностроение, подвергает страну рискам, связанным с фактором цикличности.
В экономике Украины доминируют металлургия, машиностроение и химическая промышленность — общий вклад этих отраслей в ВВП превышает 40%. Резкое снижение мировых цен на металлы или глобальное изменение кредитного цикла могут привести к весьма существенному замедлению роста в среднесрочной перспективе. Украина отличается от других членов Содружества Независимых государств (СНГ) тем, что активы в ее экономике распределены между большим числом крупных и мелких компаний, и примеров их значительной концентрации в одних руках крайне мало (все они относятся к металлургическому сектору). Негативное влияние на среднесрочные перспективы экономического роста страны оказывает медленный ход структурных реформ, обусловленный сложной политической обстановкой. Другими факторами, существенно сдерживающими рост украинской экономики, являются неопределенность в отношении прав собственности, хроническая коррупция и излишняя забюрократизированность, из-за которой значительная часть экономики страны всё ещё находится в тени. Теневая экономика, по разным оценкам, составляет до 1/3 экономики.
Кредитно-денежные отношения и инвестиционный климат: высокая инфляция сдерживает рост сбережений; приток иностранного капитала продолжается, но носит фрагментированный характер; внутренняя ликвидность — слабая
Украинская экономика стала зависимой от притока иностранного капитала, хотя Национальный банк Украины (НБУ) принимает меры, направленные на ограничение внешних заимствований. Внутренний рынок долговых инструментов развивается быстро, но остается неликвидным. Рост привлекаемых вкладов заметно ускорился, но продолжает отставать от роста кредитования, поэтому банки все активнее привлекают ресурсы из-за границы. На 30 июня 2008 г. растущий внешних долг украинских банков достиг 35,7 млрд долл., или почти 30% их совокупных обязательств (см. диаграмму 1). Такое соотношение сопоставимо с показателями России и Румынии, но ниже чем в Казахстане, Латвии и Эстонии. Из положительных моментов следует отметить, что в структуре внешнего долга значительна (до 25%) доля средств, предоставляемых банкам материнскими группами. Это снижает риск рефинансирования и создает дополнительный буфер, позволяющий поддержать ликвидность банковской системы в случае развития событий по неблагоприятному сценарию. На 30 июня 2008 г. объем внешних обязательств украинских банков, подлежащих погашению до середины 2009 г., превышал 15 млрд долл. Большинство банков имеют отрицательные разрывы краткосрочной ликвидности и зависимы от притока новых вкладов клиентов. Ликвидные активы составляют лишь около 12% совокупных активов и покрывают не более 40% краткосрочных обязательств украинских банков (см. статью Банки Казахстана, России и Украины преодолевают трудности с ликвидностью, однако напряженная ситуация обнажает их структурные недостатки, опубликованную 9 апреля 2008 г. в RatingsDirect на английском языке и на сайте http://www.standardandpoors.ru/ на русским языке).
В июле 2008 г. инфляция за 12 месяцев в Украине составляла 26,8%- этого достаточно для того, чтобы изменить потребительское поведение ввиду изменения реальной стоимости частных сбережений и инвестиций с фиксированным доходом. Уровень сбережения по-прежнему довольно низок — в среднем 5% от располагаемого дохода населения за последние пять лет. Инфляция несколько снизилась в сравнении с весной 2008 г., когда она достигала примерно 30%, но маловероятно, что она сможет упасть значительно ниже отметки в 20% в оставшиеся месяцы года. Поскольку уровень доходности капитала (return on equity, ROE) в банковском секторе составит в 2008 г. примерно 11% (оценка), высокая инфляция осложняет формирования экономического капитала и повышение реальной прибыльности банков. Если в конце 1990-х годов прибыльность украинских банков оставляла желать лучшего, то в настоящее время она заметно повысилась. Однако из-за сильной ценовой конкуренции, высоких операционных расходов, ограниченной свободы действий в области ценообразования и слабой диверсификации источников доходов украинские банки продолжают уступать банкам других стран с развивающейся экономикой по показателям прибыльности.
Несмотря на глобальный финансовый кризис, уровень ликвидности в украинской экономике оставался достаточно приемлемым до середины февраля 2008 г. Приток капитала в страну в виде внешних заимствований и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) был довольно высоким, хотя носил фрагментированный характер. Этот фактор повышал устойчивость экономики к рискам, связанным с уже привычной политической неопределенностью. Однако проводимое с 1-го квартала 2008 г. ужесточение монетарной политики вызвало рост давления на ликвидность. Обьем средств на корреспондентских и срочных счетах банков в НБУ, постепенно снижавшийся с начала февраля, ко второй половине мая упал на 45%, но в начале июля повысился. Ситуация с гривневой ликвидностью на межбанковском рынке по-прежнему волатильна и неустойчива, но в начале июля, когда ставки по депозитам овернайт опустились до 7-17% против 50-60% во вторых половинах апреля и мая, она несколько стабилизировалась. Основными средствами борьбы с дефицитом ликвидности являлись бюджетные расходы и интервенции НБУ на валютном рынке. В июле 2008 г. НБУ выкупил на наличном валютном рынке 2,5 млрд долл., что почти втрое превысило объемы майской и июньской интервенций. Неблагоприятная динамика инфляции в ближайшие месяцы может стать причиной нового ужесточения монетарной политики, что, скорее всего, вновь создаст для банков проблемы с ликвидностью. Рефинансирование банков в НБУ в последнее время осуществлялось неровно, с некоторыми спадами. Объем средств, предоставленных НБУ коммерческим банкам на цели рефинансирования, достиг исторического максимума — 4,6 млрд грн, или около 1 млрд долл. (менее 1% активов банковской системы) — 19-20 мая 2008 г. Для сравнения, за весь 2007 г. НБУ предоставил на эти цели 2,5 млрд грн.
Хотя открытые валютные позиции украинских банков не очень значительны (на 31 марта 2008 г. средний показатель составлял порядка 8% от собственного капитала), гривневая ликвидность весьма чувствительна к любым резким изменениям в системе валютного регулирования. Эта проблема осложняется тем, что вложения нерезидентов на рынке корпоративных облигаций, номинированных в гривнах, составляли примерно 4% ВВП. Начиная с 2002 г. гривна фактически привязана к доллару; номинальные повышения ее курса проводились всего дважды — в апреле 2005 г. и мае 2008 г. В мае-июне 2008 г. гривна повысилась примерно на 10%, что усилило дефицит гривневой ликвидности на межбанковском рынке. В целом рынок вполне адаптировался к новому официальному обменному курсу. Порядка половины выданных на сегодняшний день кредитов банков номинированы в иностранной валюте или привязаны к ней. Соответственно, возможное падение курса гривны (например, в результате падения мировых цен на металлопродукцию) может негативно повлиять на способность заемщиков исполнять свои долговые обязательства.
Использование заимствований и кредитный риск: продолжающийся кредитный бум повышает существующие риски и маскирует потенциальные проблемы
Быстрое увеличение объема невыдержанных кредитов, средний темп роста которых в последние пять лет превышает 55% в год, а также растущая задолженность домохозяйств и компаний повышают уровень рисков в банковской системе Украины. Ужесточение монетарной политики и режима регулирования НБУ, рост стоимости привлечения внешних заимствований и повышение процентных ставок стали причинами того, что в 2008 г. рост кредитования замедлился, хотя все равно остается высоким. За первые семь месяцев 2008 г. объем кредитования юридических лиц вырос на 22,4%, а физических лиц — на 27% против соответственно 63 и 98% за полный 2007 г.
Уровень использования заемных средств в украинской экономике за последние годы стал довольно высоким. По состоянию на конец 2007 г. отношение совокупной ссудной задолженности к ВВП достигло 67%, что примерно соответствует показателям Казахстана, Венгрии и Словакии и намного превышает уровень, отмечаемый в России. Однако у крупных европейских стран этот показатель выше. Показатели кредиты физическим лицам/годовой доход физических лиц и кредиты юридическим лицам/ годовая прибыль юридических лиц до налогообложения растут и в 1-м полугодии 2008 г. превысили соответственно 26% и 260% (см. диаграмму 3). Ввиду того, что уровни долга значительно превышают внутренние сбережения, отношение кредиты/вклады в июле 2008 г. было довольно высоким (160%) и свидетельствовало о росте долговой нагрузки в стране (см. диаграмму 4). За первые семь месяцев 2008 г. объем вкладов юридических лиц вырос на 16% (почти вдвое медленнее, чем объем выданных кредитов) по сравнению с 45,6% за весь 2007 г., а объем вкладов физических лиц — на 21% против 54% за весь 2007 г.
Нынешний уровень проблемных ссуд (согласно украинской классификации, к ним относятся просроченные и сомнительные ссуды) сохранить не удастся: он будет расти по мере повышения степени взросления кредитного портфеля и замедления роста кредитования (см. диаграмму 5). Свыше 30% украинских предприятий являются убыточными, их наибольшая концентрация отмечается в газовой промышленности, электроэнергетике и секторе водоснабжения. Однако эта цифра почти наверняка завышена (предприятия сообщают об отсутствии прибыли в целях уклонения от налогообложения). Чтобы избежать проблем, связанных с потенциальной волатильностью экономики, банкам совершенно необходимо продолжать совершенствовать практику выдачи кредитов и проверки кредитоспособности заемщиков, а также укреплять процедуры риск-менеджмента во всей системе.
Кредитоспособность корпоративных и розничных заемщиков повышается, но остается чувствительной к риску серьезного ухудшения рыночной конъюнктуры, особенно в секторе недвижимости, а также к продолжительному снижению цен на товары, являющиеся основными статьями украинского экспорта (прежде всего на металлы). По уровню концентрация бизнеса на отдельных отраслях и контрагентах украинские банки выглядят лучше, чем другие банки данного региона, но отстают от лучших международных стандартов (см. диаграмму 6). Нынешние уровни концентрации ставят под вопрос устойчивость финансовых показателей и возможность бесперебойной работы банковского сектора, в случае наступления проблем у крупнейших заемщиков или секторах экономики. Особую настороженность вызывает концентрация кредитования в секторах строительства и недвижимости (12% совокупной ссудной задолженности на 30 июня 2008 г.), а также ипотечных кредитах (11%), учитывая некоторый спад в этой отрасли с начала 2008 г. (в некоторых сегментах рынка недвижимости цены упали на 5-10%.) .
Основным аналитическим показателем, отражающим относительную величину экономического риска, является гипотетический уровень валовых проблемных активов (ВПА), которые могут возникнуть в данной финансовой системе в случае реализации обоснованного (но не катастрофического) сценария экономической рецессии. Данная оценка выражается в процентах от суммы внутренних кредитов частному сектору и государственным нефинансовым организациям. Проблемные активы включают просроченные ссуды, реструктурированные активы (кредиты, условия которых были пересмотрены в сторону смягчения для заемщика), заложенную недвижимость и прочие активы, взысканные для возврата ссудной задолженности, а также неработающие активы, переданные в управление специальным компаниям.
По мнению Standard Poors, в случае экономической рецессии в Украине уровень проблемных активов (согласно определению, данному выше) может составить 35-50%. В этом отношении Украину можно сравнить с такими странами, как Беларусь, Индонезия, Казахстан, Китай, Россия, и Тайланд. Согласно прежней оценке, которую мы пересмотрели в августе 2008 г., уровень ВПА мог бы достичь 50-75% (см. публикацию Украина: оценка валовых проблемных активов улучшена, банковская система вновь отнесена к группе 10 по уровню страновых и отраслевых рисков от 5 августа 2008 г.). При всех плюсах, связанных с экономическим ростом, в украинской банковской системе наблюдаются явные признаки перегрева. Это, в частности, высокий уровень инфляции, растущий разрыв между ростом частного потребления и общим ростом ВВП и связанный с этим стремительный рост кредитования домохозяйств — налицо все предвестники потенциального экономического стресса. Помимо высоких кредитных рисков существует проблема капитализации, уровень которой снижается, хотя пока остается приемлемым (см. диаграмму 7). Дополнительную опасность создают уязвимая позиция ликвидности некоторых банков. Потребности многих банков в собственности местных бизнесменов в свежих вливаниях капитала, необходимого для дальнейшего роста, быстро растут и уже опережают финансовые возможности их собственников, что и стимулирует их интерес к продажам банков. В середине 2008 г. показатель достаточности регулятивного капитала в банковской системе составлял 13,4%, а капитала 1-го уровня — всего 10%.
Темп роста кредитования, отмечаемый в Украине, в среднесрочной перспективе едва ли сохранится. Если он останется на текущем уровне, то вероятность жесткой посадки экономики и ее банковского сектора существенного возрастет. При таком варианте развития событий Standard Poors считает неизбежной коррекцию экономики, которая может сопровождаться резким ухудшением качества активов, могущим весьма негативно сказаться на прибыльности и капитализации банков. До тех пор, пока уровни задолженности будут превышать уровни сбережений, пока будет продолжаться рост кредитования сектора недвижимости, а также кредитования в иностранной валюте, риск жесткой посадки банковского сектора будет возрастать.
3. Отраслевой риск
А. Динамика бизнеса
Конкуренция: сильно фрагментированный банковский сектор
Украинский банковский сектор остается сильно фрагментированным (в середине 2008 г. в нем насчитывалось 178 банков) и отличается высокий уровнем конкуренции, которая обусловлена агрессивными стратегиями экспансии и возросшим приток ПИИ, особенно в сегменте крупнейших банков (см. табл. 2 и 3). Подавляющее большинство украинских кредитных организаций находятся в частной собственности. Лишь два банка — Ощадбанк (бывший государственный сберегательный банк) и Укрэксимбанк, специализирующийся на обслуживании внешнеэкономической деятельности, — принадлежат государству (ни один ни другой не имеют рейтингов Standard Poors). Концентрация бизнеса десяти крупнейших игроков банковского рынка в Украине по-прежнему намного ниже, чем в большинстве переходных экономик: в середине 2008 г. на долю пяти крупнейших банков приходилось всего 33% совокупных активов банковской системы (против 38% в конце 2005 г.). По мнению Standard Poors, если не произойдет значительного замедления роста банковской системы, то по-настоящему существенной консолидации банков ожидать не приходится — по крайней мере, в ближайшие два года. Украинские банки продолжают укреплять свои позиции на территории Украины главным образом за счет органического роста, а за границей их присутствие практически незаметно. Исключение, причем весьма заметное, составляет лишь крупнейший банк страны — Приватбанк (рейтинга нет).
Таблица 2
17 крупнейших банков Украины (на середину 2008 г.)

Млн долл.
Ссудная задолженность
Доля в общей ссудной задолженности банковской системы, %
Сумма привлеченных депозитов
Доля в общей сумме депозитов в банковской системе, %
Депозиты физлиц
Доля в общей сумме депозитов физлиц в банковской системе, %
ПриватБанк
10 434,79
9,7
10 087,47
12,9
6 477,49
15,9
Райффайзен Банк Аваль
8 625,56
8,0
4 964,77
6,3
3 518,62
8,6
УкрСиббанк
7 170,04
6,7
2 497,96
3,2
1 487,30
3,6
Укрсоцбанк
6 154,00
5,7
3 163,83
4,0
1 671,77
4,1
Укрэксимбанк
5 339,88
5,0
3 076,43
3,9
1 327,20
3,2
Проминвестбанк
4 717,71
4,4
4 651,25
5,9
2 472,53
6,1
Надра Банк
3 555,57
3,3
3 227,70
4,1
2 026,50
5,0
Государственный Ощадный Банк
2 664,11
2,5
3 480,46
4,4
2 718,79
6,7
ОТП Банк
4 075,19
3,8
3 454,81
4,4
534,40
1,3
Альфа-Банк Украина
3 370,78
3,1
2 033,54
2,6
193,14
0,5
Брокбизнесбанк
1 958,32
1,8
534,40
0,7
576,08
1,4
ВТБ Банк
2 848,07
2,6
966,05
1,2
243,78
0,6
Финансово-кредитный банк
2 552,20
2,4
2 049,32
2,6
1 196,92
2,9
Первый Украинский Международный Банк
2 181,36
2,0
557,02
0,7
557,02
1,4
Форум
2 321,52
2,2
809,55
1,0
809,55
2,0
Украинский Промышленный Банк
2 270,85
2,1
2 034,93
2,6
1 539,91
3,8
Кпедитпромбанк
1 903,04
1,8
1 355,74
1,7
669,99
1,6
Всего по банковской системе
107 658,78
Н.Д.
78 341,08
Н.Д.
40 865,72
Н.Д.
Источник: Национальный банк Украины; Н.Д. — нет данных
Таблица 3
Приток прямых иностранных инвестиций в крупнейшие украинские банки

Инвестор
Доля (%)
Дата
Стоимость (млн долл.)
Price/equity ratio (%)
Дельта банк
Icon Private Equity Fund
49
Июнь 2008
Н.Д.
Н.Д.
Правекс банк
Intesa Sanpaolo
100
Февраль 2008
Н.Д.
6.5
Укрсоцбанк
UniCredit Group
94
Январь 2008
2,200
6.7
Форум
Commerzbank Auslandsbanken Holding AG
60%+1
Октябрь 2007
Н.Д.
Н.Д.
Swedbank (ранее ТАС-Комерцбанк)
Swedbank
100
Июль 2007
735
4.6
Erste Bank (ранее Банк Престиж)
Erste Bank-Gruppe
100
Май 2007
104
Н.Д.
ОТП Банк (ранее Раффайзенбанк Украина)
OTP Group
100
Ноябрь 2006
830
5.2
УкрСиббанк
BNP Paribas
51
Апрель 2006
360
3.4
Index Bank
Cr?dit Agricole S.A.
98
2006
263
5.7
Раффайзенбанк Австрия
Раффайзенбанк
96
Август 2005
1028
3.2
Н.Д. — нет данных
Вступление Украины во Всемирную торговую организацию в мае 2008 г. должно ускорить дерегулирование банковского сектора и снятие ограничений на открытие в стране представительств иностранных банков. Однако условия деятельности украинских банков едва ли существенно изменятся — для этого необходимо, чтобы Украина расширила сотрудничество в области банковского надзора с другими странами. Пока соответствующих соглашений о сотрудничестве заключено немного.
Операционная среда: ограничения по ресурсам и инфраструктуре, нестабильность нормативно-правовой системы и политическая неопределенность несколько сковывают гибкость банков
Экономическая и политическая нестабильность, ограниченные возможности хеджирования и снижения рисков, недостатки инфраструктуры, дефицит, а также высокая текучесть квалифицированных кадров, особенно в области банковского риск-менеджмента, негативно влияют на операционную гибкость украинских банков. Несмотря на увеличения инвестиций и стремление руководителей банков исправить положение, практика риск-менеджмента отстает от уровня реальных рисков и не соответствует международным стандартам. В своем стремлении расширить бизнес и достичь поставленных коммерческих задач украинские банки не уделяют должного внимания разработке строгих и последовательных стандартов выдачи кредитов и принятия других видов рисков. Повышение степени вовлеченности и роли иностранных акционеров должно способствовать внедрении лучшей международной практики. Рост иностранного участия благотворно влияет на банковскую систему: зарубежные акционеры обеспечивают вливание капитала, более дешевые и стабильные источники фондирования, помогают повышать прозрачность, совершенствовать практику корпоративного управления и управление рисками, разрабатывать новые банковские продукты.
В условиях непрекращающейся политической нестабильности последних лет украинская система показала себя достаточно устойчивой — особенно на фоне событий последнего квартала 2004 г., когда резкое ухудшение ликвидности, вызванное политическим кризисом, стало для многих банков тяжелейшим шоком. Однако беспрестанные политические баталии, бесконечная предвыборная кампания, в частности в преддверии президентских выборов, намеченных на начало 2010 г., и лоббирование со стороны различных групп влияния создают большую неопределенность в области нормативно-правового регулирования и ухудшают деловой климат в стране. Проблемы управления продолжают сказываться на качестве принимаемых политических решений. В начале сентября 2008 г. пропрезидентский блок Наша Украина — Народная самооборона вышел из состава оранжевой коалиции, что внесло еще большую неопределенность в процесс выработки политики и проведения реформ в ближайшей перспективе и создало риск роспуска парламента. Многие банки чувствительны к влиянию политического фактора ввиду их тесных связей с правительственными чиновниками или государственными компаниями. Что еще более важно, многие банки зависят от прочности деловых позиций небольших и крупных материнских финансово-промышленных групп (ФИГ), которые, в свою очередь, весьма чувствительны к тому, что происходит на неспокойной политической арене.
Операционная среда: по-прежнему неустойчивые рыночные позиции
Устойчивость рыночных позиций банков в большинстве случаев ограничивается отсутствием достаточно сильного бренда и низкой лояльностью клиентов, которые, как и прежде, легко переходят из одного банка в другой. В системе по-прежнему много банков, которые имеют бизнес, ограниченный пределами небольших регионов, и (или) тесно связаны с промышленными группами, и которые используются для проведения казначейских операций как источники ликвидности, для инвестирования в приобретаемые ими акции других компаний. Порядка 55% украинских банков имеют регулятивный капитал в размере менее 20 млн евро.
Относительно благоприятный режим получения разрешений способствует быстрому росту банковской сети, но утвердить свое присутствие в масштабах всей страны имеют возможность лишь крупнейшие игроки. Недавний бум потребительского кредитования был вызван ростом бытового потребления, который, в свою очередь, был обусловлен повышением личных доходов, щедрыми социальными пособиями и значительным ростом заработной платы в государственном секторе. В то время как основу бизнеса большинства украинских банков по-прежнему составляет кредитование юридических лиц (64% общего объема выданных кредитов по состоянию на середину 2008 г.), в структуре фондирования банков повышается роль вкладов физических лиц. В середине 2008 г. доля розничных вкладов составляла 61% от общего объема вкладов в банковской системе против 34% в конце 2000 г., что свидетельствует о повышении доверия населения к банкам и о влиянии системы страхования вкладов.
Растущая диверсификация бизнеса в направлении развития розницы способствует укреплению рыночных позиций украинских банков, так как при формировании корпоративной клиентуры большинства банков большую роль играют фактор взаимоотношений и предлагаемый уровень цен. В 2007 г. банковские ссуды составляли 16,6% инвестиций в основной капитал украинских компаний (это пока небольшой, но растущий показатель). Способность банка, принадлежащего украинским резидентам, привлекать и удерживать крупных корпоративных клиентов нередко зависит от деловых позиций и репутации материнской ФПГ. Высокая конкуренция и недостаточная прочность рыночных позиций ограничивают свободу действий украинских банков в области ценообразования. Тем не менее банки сумели удержать приемлемый уровень процентной маржи благодаря диверсификации — а именно, развитию более высокодоходного бизнеса по кредитованию населения, а также малого и среднего бизнеса (МСБ). В последнее время рост стоимости заимствований, вызванный сокращением ликвидности в украинской экономике и мировым кредитным кризисом, компенсировался, в первую очередь, за счет повышения ставок по кредитам
В. Режим регулирования
Система банковского регулирования и надзора: пока слабая, хотя проявила устойчивость в трудные периоды
НБУ достиг больших успехов в деле укрепления системы банковского регулирования и надзора, однако сложный политический климат, а также излишне формалистический, с акцентом на процедуры, подход украинского руководства к этому вопросу негативно сказываются на эффективности работы НБУ. Правительство хорошо осознает опасности, связанные с быстрым развитием банковского бизнеса, его повышенной концентрацией и сопутствующими нарушениями баланса, но его попытки исправить положение не успевают за происходящими событиями.
Несмотря на эти шероховатости, мы положительно оцениваем следующие меры, предпринятые НБУ в последнее время:
— введение требования о полном раскрытии информации о фактических собственниках банков и повышение персональной ответственности этих лиц;
— ужесточение требований к ликвидности, открытой валютной позиции, выдаче кредитов;
— повышение требований к минимальному капиталу;
— повышение эффективности процедур банковского аудита и риск-менеджмента;
— разработка принципов консолидированного надзора;
— внедрение системы измерения рисков, а также рейтинговой системы анализа банков на основе показателей CAMEL (английская аббревиатура слов достаточность капитала, качество активов, качество управления, доходность, ликвидность) для более эффективной профилактики проблем в банковском секторе;
— унификация договоров и представляемой информации о стоимости кредитов;
— сближение принципов бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности МСФО;
— инициация создания кредитных бюро (несколько бюро уже открыты, но еще не работают в полную силу).
В ноябре 2007 г. НБУ повысил требования к обязательным резервам по внешним обязательствам банков. В августе 2008 г. он вновь повысил норму резервирования по новым и старым краткосрочным (до шести месяцев) займам от нерезидентов — на этот раз с 4 до 20%. Осенью 2007 г. НБУ намеревался ограничить максимальную ставку по кредитам, которые могут привлекать банки на внешнем рынке у нерезидентов, величиной, равной доходности евробондов, выпускаемых правительством страны, плюс 2%. Однако эта мера, признанная чересчур суровой, так и не была принята. Однако с начала 2008 г. коммерческие банки обязаны получать от НБУ разрешение на любые заимствования, совершаемые на внешних рынках капитала. В феврале 2008 г. НБУ ужесточил требования к минимальному капиталу, обязав банки при расчете показателя достаточности общего регулятивного капитала применять 50% взвешивание по активам, с положительными разрывами срочности погашения с пассивами. Кроме того, во второй половине августа 2008 г. НБУ принял решение, согласно которому банки обязаны вычитать стоимость принадлежащих им некотируемых ценных бумаг других организаций из расчета регулятивного капитала, а резервные требования по вложениям в такие ценные бумаги с 14 октября 2008 г. увеличиваются. Следует также отметить, что НБУ намерен ужесточить регулятивные требования к стандартам выдачи кредитов и сделать процесс кредитования более дисциплинированным. Для этого предполагается повысить резервные требования по розничным кредитам, поднять норму резервирования на возможные потери по стандартным ссудам с нынешних 2 до 4% и установить более жесткие требования в отношении ссуд, платежи по которым просрочены.
Вероятность экстренной государственной поддержки банков: Украина относится к категории стран, готовых оказать поддержку, дополнительных ступеней к рейтингам украинских частных банков не добавляется
Правительство Украины предпочитает обеспечивать нормальную работу банковского сектора посредством проведения разумной политики, а не экстренных мер прямой поддержки. Ограниченные финансовые возможности правительства могут помешать ему оказать своевременную поддержку банкам, даже системообразующим. Standard Poors ожидает, что украинские банки с преимущественно иностранным участием будут получать поддержку от своих стратегических собственников — западных банковских групп. Вклады населения в Ощадбанке полностью гарантированы государством, хотя в начале 1990-х годов они были заморожены и лишь недавно начали компенсироваться по номинальной стоимости, без индексации, поэтому граждане теряли большие суммы в результате реального обесценения своих вкладов за весь этот период. Созданный в 1998 г. Фонд гарантирования вкладов физических лиц обеспечивает возмещение вкладов населения в определенной сумме, которая за прошедшие годы неоднократно повышалась, а в августе 2007 г. была увеличена вдвое и сейчас составляет максимум 50 тыс. грн (около 10 тыс. долл.) на одного вкладчика. Это может являться демотивирующим фактором для правительства, с точки зрения его готовности оказывать проблемным банкам полномасштабную поддержку.
Не исключено, что в случае временных проблем с ликвидностью и оттока клиентских средств в банковской системе НБУ может принять контрмеры для стабилизации ситуации. Однако предыдущий положительный опыт в этой области ещё не свидетельствует о возможности сохранения поддержки в будущем ввиду политической нестабильности. В конце 2004 г., в период серьезных проблем с ликвидностью, вызванных политическим кризисом, НБУ продемонстрировал свое умение применять упреждающие меры по обеспечению стабильности банковской системы. Он обеспечил дополнительное вливание ликвидности с использованием ряда механизмов рефинансирования — например, предоставления банкам необеспеченных ссуд. Кроме того, 17 банкам были предоставлены стабилизационные кредиты. НБУ ввел временные ограничения на банковские операции, снятие средств со счетов и сделки с иностранной валютой.
С. Учетная политика
Средний уровень прозрачности украинских банков, по международным стандартам пока низок, несмотря на по-прежнему интенсивное развитие банковской системы, рост объемов торговли банковскими финансовыми инструментами, перемены в структуре собственности и попытки регуляторов повысить качество корпоративного управления (см. статью Исследование информационной прозрачности украинских банков в 2007 г.: Развитие банковской системы и усилия регуляторов пока не привели к улучшению прозрачности, опубликованную 5 декабря 2007 г.).
В Украине именно банковский сектор первым перешел на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — еще в 1998 г., но отличия сохраняются, в частности по вопросам учета налоговых платежей, свопов и резервов. Банковская система по-прежнему отличается высоким уровнем информационного риска, поскольку качество исходной информации о клиентах и проводимых сделках — например, о коммерческих и имущественных связях между различными сторонами — представляется сомнительным. Это связано с неоднородной прозрачностью и качеством раскрытия банками финансовой информации (хотя в целом ситуация улучшается). Кроме того, надежность и полнота представляемой банками информации вызывают сомнения, учитывая слабое развитие управленческих информационных систем.
Приложение 1: Основные данные о банковской системе Украины (на 1 июля 2008 г.)
Количество банков: 178
Совокупный объем вкладов: 199,6 млрд грн (41,2 млрд долл. США).
Объем вкладов на душу населения: 4 334 грн (894 долл. США)
Обменный курс: 5,054 грн: 1 долл. США
Форма регулирования: Национальный банк Украины
Руководство банковской системы: Председатель Национального банка Украины Володимир Стельмах
Приложение 2: Суверенные рейтинги Украины (см. последнее краткое обоснование, опубликованное в RatingsDirect на английском языке и на сайте http://www.standardandpoors.ru/ на русском языке)
Дополнительно см. по адресу http://politics.colocall.com/index.php?go=Newsin=viewid=10822