Массовая коллективизация

Национальная система массовых электронных платежей (НСМЭП), принадлежащая Нацбанку, функционирует уже почти 8 лет. Несмотря на мощное лобби со стороны банковского регулятора, эта система на украинском рынке по всем статьям уступает своим конкурентам — международным платежным системам (МПС) VISA и MasterCard. Доля рынка национальной системы по количеству карт и терминальному оборудованию (банкоматы, терминалы) не превышает 5%. Недавно лоббировать интересы НСМЭП взялся и Минфин. Ведомство приняло решение выплачивать зарплаты и социальную помощь бюджетникам только через банки, являющиеся участниками НСМЭП. По оценкам банкиров, это означает передел как минимум 40% карточного рынка.
В этой связи основной лоббист международных платежных систем Украинская ассоциация членов платежных систем (EMA), а также Украинский кредитно- банковский союз (УКБС) и лидер карточного рынка ПриватБанк официально обратились к премьер-министру Юлии Тимошенко, министру финансов Виктору Пинзенику, а также в АМК и Нацбанк с требованием отменить указанное решение. В свою очередь, Нацбанк намерен привлечь к разрешению конфликта Совет национальной безопасности и обороны (СНБО).
Пластиковая операция
История НСМЭП началась в 1997 г., когда Нацбанк инициировал создание системы безналичных платежей для физических лиц. Это событие совпало с активизацией на отечественном рынке международных платежных систем VISA и MasterCard. В то время как национальная система в 2001 г. функционировала в рамках пилотного проекта с общей эмиссией карт всего 4,5 тыс.шт. и терминальной инфраструктурой в 41 единицу, крупные банки уже успели наделить международными картами 3,5 млн украинцев. Более того, этим пластиком можно было воспользоваться в 2 тыс. банкоматов и 15 тыс. терминалов.
Полноценная эксплуатация НСМЭП стартовала только в 2004 г. К этому времени ведущие банки страны уже полным ходом использовали технологии МПС. Так, к началу 2005 г. было выпущено около 16 млн международных платежных карт. При этом решающую роль в противостоянии НСМЭП и МПС сыграла несовместимость стандартов и технологий этих систем. Например, карты Национальной системы изначально работали на чипах, тогда как пластик VISA и MasterCard был оснащен исключительно магнитными полосами. В результате без специальной подгонки международные карты не принимаются инфраструктурой (банкоматами и терминалами) НСМЭП, и наоборот. Осуществив значительные капиталовложения в оборудование (по некоторым оценкам, $0,7-1 млрд), наладив работу с МПС и обзаведясь собственными процессинговыми центрами, лидеры карточного рынка ни под каким видом не желают присоединяться к системе Нацбанка.
Главный лоббист НСМЭП — Нацбанк в лице Виктора Кравца, исполнительного директора НБУ по вопросам платежных систем и безналичных расчетов, не упускает случая пристроить свое детище для реализации тех или иных государственных (социальных) проектов. Например, пару лет назад принято решение именно на базе НСМЭП реализовывать программу Электронный студенческий билет. Эта технология предусматривает, что карта НСМЭП одновременно является студенческим билетом. В 2007 г. было эмитировано 35 тыс. таких карт, в нынешнем планируется выпустить 100 тыс. Существуют и другие, пока не реализованные проекты, например, Карта учета социальных льгот, Транспортная карта. Кроме того, Нацбанк настаивал на том, чтобы торговые точки принимали карты как минимум трех платежных систем, прозрачно намекая, что наряду с VISA и MasterCard должен приниматься к оплате и пластик НСМЭП (см. БИЗНЕС N26 от 25.06.07 г., стр.39).
Совсем недавно в Национальную систему вступил Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Очевидно, в скором времени компенсации вкладчикам обанкротившихся банков будут выплачиваться именно через карты НСМЭП. По информации БИЗНЕСа, г-н Кравец предлагал председателю правления Ощадбанка (г.Киев; с 1991 г.; около 38 тыс.чел.) Анатолию Гулею организовать через детище Нацбанка и выплату компенсаций вкладчикам бывшего Сбербанка СССР. Кстати, более 11 тыс. сотрудников НБУ получают зарплаты на карты НСМЭП, эмитированные Нацбанком. По информации директора ЕМА Александра Карпова, совсем недавно НБУ начал намекать на то, что будет отказывать в рефинансировании тем банкам, которые не присоединятся к НСМЭП.
Справедливости ради заметим, что Нацбанк для популяризации НСМЭП использует не только кнуты, но и пряники. Так, именно на базе НСМЭП впервые в стране была внедрена технология мобильных платежей, т.е. настоящий мобильный банкинг (см. БИЗНЕС N37 от 11.09.06 г., стр.40, 41). МПС о наличии подобных разработок в Украине пока не заявляли. Кроме того, в начале нынешнего года к НСМЭП присоединилась финансовая компания Экспресс- Пэй, являющаяся одним из крупнейших операторов рынка таксоматов (платежных терминалов). В перспективе это открывает возможности для обслуживания платежных карт через такие устройства (см. БИЗНЕС N11 от 17.03.08 г., стр.49, 50). Напомним: на данный момент таксоматы не работают с картами, являясь обыкновенными металлическими ящиками по приему денег.
Подобные меры приводят к тому, что количество участников системы растет приличными темпами. Однако большинство банков вступают в НСМЭП формально, для галочки, чтобы не попасть в немилость регулятора. Для вступления в НСМЭП банк должен сделать мизерный вступительный взнос примерно в $1,5 тыс., тогда как в VISA — $75-100 тыс. Таким образом, на сегодняшний день членами НСМЭП являются 42 банка, большинство из которых мелкие и средние. Из крупных банков к НСМЭП присоединились банки Південний, Форум, ВТБ Банк, Брокбизнесбанк, Кредитпромбанк, Укргазбанк и Укрпромбанк.
В то же время, надо признать, эти финучреждения (за исключением, пожалуй, Укрпромбанка, который замыкает ТОП-10 по эмиссии карт) далеки от лидерства на карточном рынке. Более того, в своем письме к Виктору Пинзенику г-н Карпов сообщает, что многие из вышеперечисленных банков достаточно давно не эмитируют или вообще не начинали эмиссию карт НСМЭП, так как эти карты не пользуются спросом у клиентов. Действительно, звонок БИЗНЕСа в Укргазбанк с просьбой заказать карту НСМЭП не увенчался успехом — там клерки даже не слышали о таких картах. Аналогичная ситуация, например, с Укрпромбанком. Дабы пресечь подобный формализм, с 1 июля вступили в силу изменения в правила НСМЭП. Теперь если в течение года банк не начал работу в системе, НБУ может исключить его из рядов Национальной системы.
В то же время такие финучреждения, как ПриватБанк, банки Надра, Родовід, Финансы и Кредит, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, УкрСиббанк, Проминвестбанк, Правэкс-Банк, Ощадбанк, Дельта банк, Укрэксимбанк, ПУМБ, на которые приходятся около 80% всей эмиссии карт, по утверждению ЕМА, не планируют присоединяться к НСМЭП. Показательно, что даже отечественные госбанки не работают с Национальной системой. Скажите, НСМЭП — это проект социальный или коммерческий? Если он социальный — отдайте его Ощадбанку, и я готов его возглавить. На сегодняшний день я не понимаю идеологию НСМЭП. Почему НБУ должен им заниматься? — возмущается Анатолий Гулей.
Банкир — о перспективах
Елена Герасимова, председатель правления Имэксбанка (г.Одесса; с 1994 г.; около 5 тыс.чел.):
— Я бы не говорила, что удел НСМЭП — это обслуживание только социальных выплат и других проектов. Эта система вполне способна конкурировать с МПС.
Это полноценная система, и я бы не устанавливала для нее какие-то узкие рамки. Мы также работаем с MasterCard, поэтому наши клиенты вольны выбирать. Безусловно, если противопоставлять НСМЭП и МПС, то у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Например, преимущества НСМЭП в продолжительности действия карты: 5 лет против 1-2 лет — в МПС, высокая безопасность расчетов, в том числе в интернете. Поэтому, если клиент не планирует выезжать за границу, он все чаще выбирает именно карты НСМЭП.
Тема приватизации этой системы поднималась уже несколько раз на протяжении последних лет. Основная проблема — покупатели. Я была бы против продажи НСМЭП ПриватБанку. Этот банк является монополистом, мнения других банков просто не будут учитываться. Более того, НСМЭП может просто исчезнуть, они могут потратить деньги на покупку и потом закрыть систему, чтобы никто не мешал им развивать МПС. Я, скорее, за акционирование системы между ее нынешними участниками.
Регулятор — о совместимости
Виктор Кравец (53), исполнительный директор НБУ по вопросам платежных систем и безналичных расчетов:
— Недавно ПриватБанк закупил 3,5 тыс. новых банкоматов и 10 тыс. PoS- терминалов. Так вот, поставщик оборудования предложил им бесплатно (поскольку партия была крупной) оснастить новое оборудование программным обеспечением для приема карт НСМЭП.
ПриватБанк не согласился, мол, для них это дело принципа. В то же время банкоматы таких банков, как Хрещатик, Имэксбанк, Экспресс-банк и других, одновременно принимают карты и НСМЭП, и МПС. О какой несовместимости может идти речь? Мы рассматривали вопрос о продаже НСМЭП. Тот же Приват говорит: мы готовы все выкупить, а банки — члены НСМЭП не согласны. Их позиция: если система будет работать под эгидой НБУ, мы продолжим работать в ней, если же она отойдет к какому-либо одному игроку — нет. Что мы должны делать в такой ситуации? Продавать же международным игрокам нет смысла. Для чего? Чтобы они ее похоронили? Приведу пример. В свое время на территории Украины работал единый для всех банков процессинговый центр — ТОПАЗ. VISA купила и закрыла этот центр. При этом выплатила НБУ стоимость неамортизированной техники и программного обеспечения. Сегодня они открыли у нас 9 новых процессинговых центров. Расчеты между ними идут через Лондон (VISA) и Ватерлоо (MasterCard). О какой скорости транзакций и безопасности расчетов может идти речь?
На двоих
Если посмотреть на статистику эмиссии национальных карт, окажется, что более 70% приходятся на два финучреждения — Имэксбанк (около 800 тыс.шт.) и Экспресс-Банк (примерно 640 тыс.шт.).
Третим по объемам эмиссии является Мегабанк, выпустивший только 180 тыс.карт. Это при том, что всего НСМЭП насчитывает более 40 финучреждений.
Аналогичная концентрация наблюдается и в терминальном оборудовании. По данным годового отчета НБУ за 2007 г., 66% всей инфраструктуры приходятся на Имэксбанк и Экспресс-Банк — 1485 и 1481 терминалов и банкоматов соответственно. Для сравнения: ближайшие преследователи — банк Хрещатик и Мегабанк — установили 494 и 297 единиц оборудования соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что фактически вся НСМЭП держится на двух банках средней величины. По оценкам Александра Карпова, НСМЭП располагает всего 1 тыс. терминалов в торгово-сервисной сети, тогда как общее количество таких устройств (с учетом МПС) превышает 80 тыс.
Согласно первоначальным планам НБУ относительно развития НСМЭП, в Украине необходимо эмитировать не менее 10 млн карт этой системы, а также организовать функционирование минимум 100 тыс.точек обслуживания (банкоматы плюс терминалы). Правда, дату реализации этой сверхзадачи Нацбанк не называет. Все зависит от многих факторов, в частности от того, как будут разворачиваться программы. Может получиться так, что сегодня эмиссия 2 млн карт, а завтра — 22 млн, — говорит г-н Кравец. В любом случае можно сделать вывод, что поставленная перед национальной системой задача пока далека от выполнения. Тем не менее в Нацбанке гордятся тем, что карты НСМЭП используются их держателями более активно, чем карты МПС, эмитированные в Украине. Так, по итогам 2007 г. среднегодовой оборот по одной национальной карте составил 12,3 тыс.грн., тогда как по картам МПС вдвое меньше.
Благодаря более интенсивному использованию доля операций по картам НСМЭП в прошлом году составила 8% всего объема карточных транзакций в стране.
Давление на массу
В УКБС считают, что НБУ нарушает Закон о Нацбанке, являясь собственником платежной организации, а также расчетным банком НСМЭП. Более того, за все годы работы системы НБУ ни разу не обнародовал информацию о расходах на финансирование НСМЭП. В УКБС вообще не видят необходимости в существовании Национальной платежной системы и заявляют, что средства, которые направляются Нацбанком на развитие НСМЭП, целесообразнее было бы перечислять в госбюджет и использовать для решения важных социальных задач. Справедливости ради отметим, что НБУ не только несет затраты на развитие НСМЭП, но и получает доходы от работы этой системы, но не раскрывает их. На протяжении последних лет доходы, полученные от функционирования НСМЭП, превышают расходы на поддержание системы и перечисляются в госбюджет.
Таким образом, НСМЭП не является убыточной для НБУ, — говорится в письме НБУ N25-310/1748-11100 от 13.08.08 г. в адрес Кабмина, подписанном заместителем председателя Нацбанка Павлом Сенищем. В Нацбанке не считают, что нарушают антимонопольное законодательство, лоббируя интересы НСМЭП. Наоборот, по мнению чиновников, продвигая эту систему, Нацбанк способствует повышению уровня конкуренции на отечественном карточном рынке. В упомянутом выше письме, адресованном Юлии Тимошенко, говорится, что 64,4% карточной эмиссии в стране приходится всего лишь на одну платежную систему VISA, более того 36,4% карт выпущены ПриватБанком.
Ссылаясь на ст.12 р.2 Закона о защите экономической конкуренции, Нацбанк, по сути, констатирует монополизацию отечественного карточного рынка компанией VISA International и ПриватБанком. Можно считать, что рынок банковских платежных карт монополизирован МПС, по отдельным показателям монопольное положение занимает ПриватБанк, — утверждают в Нацбанке.
Аналогичная история уже имела место с международной системой денежных переводов Western Union (WU), которая в 2008 г. контролировала более 80% отечественного рынка денежных переводов. С подачи тогдашнего главы НБУ Сергея Тигипко АМК открыл дело против WU. В результате этой системе пришлось пойти на поэтапное снижение тарифов. Кроме того, по итогам 2007 г. доля WU на отечественном рынке денежных переводов сократилась до 48,3% (см. БИЗНЕС N29 от 21.07.08 г., стр.36, 37).
Банкир — о суррогатах
Юрий Пикуш (46), генеральный заместитель председателя правления ПриватБанка (г.Днепропетровск; с 1992 г.; более 30 тыс.чел.):
— Мы не собираемся работать с НСМЭП. Есть общепринятые международные платежные системы, тогда как карты НСМЭП — это суррогат, который может работать только на территории Украины, только для ограниченного числа граждан. Это несовместимо с процессами интеграции нашей страны в мировое сообщество. Посчитайте, сколько наших сограждан только в нынешнем году побывало, например, в Турции и Египте — количество туристов исчисляется миллионами. ПриватБанк полагает, что отечественным банкам и государству для реализации своих целей было бы правильно использовать МПС. Любые доморощенные продукты рано или поздно проигрывают глобальным проектам. На совещаниях ПриватБанка ни разу не обсуждалась тема покупки НСМЭП. Так что я не подтверждаю желания ПриватБанка покупать эту систему.
Лоббист — о принуждении
Александр Карпов (36), директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА):
— У НСМЭП замечательные перспективы, учитывая, что деятельность этой системы будет рассматриваться на уровне СНБО. Нацбанк написал письмо в Совет, в котором он уверяет, что ничего не нарушает, продвигая свою систему. В то же время, по самым скромным оценкам, пытаются переделить 40% эмиссии карт (20 млн карт), отдав отдельной платежной системе определенные преимущества. Я категорически против этого. Виктор Кравец обзванивает казначейства банков и напоминает, что к концу года банки столкнутся с ресурсным голодом, и Нацбанк может не пойти навстречу (т.е. фактически отказать в рефинансировании. — Авт.), если банк не будет членом НСМЭП. Как это называется? Если следовать логике г-на Кравца, то принуждение банков вступать в НСМЭП не является нарушением принципов свободной конкуренции.
АМК уже в ближайшее время примет решение по этому вопросу. Я сделаю все возможное, чтобы вернуться к рассмотрению варианта акционирования НСМЭП. Подобные инициативы были в конце 2003 г., когда Нацбанк возглавлял Сергей Тигипко.
Интерес
Необходимость существования внутренней карточной платежной системы в Нацбанке объясняют национальными интересами. Мол, зачем платить иностранным платежным системам, поставщикам оборудования, если можно платить Нацбанку или же компаниям-поставщикам, которые были отобраны (аккредитованы) регулятором. Общая сумма комиссионных, уплаченных украинскими банками в пользу МПС, за последние два года выросла в 2 раза и в 2007 г. превысила $35 млн. Я хочу, чтобы эти деньги работали на территории Украины, — признается г-н Кравец. К тому же, по мнению чиновника, держатели карт МПС практически не пользуются их международностью.
Так, по данным НБУ, в 2007 г. доля карточных операций за границей составила всего 0,7% всего количества транзакций с использованием карт, выпущенных отечественными банками. По объему операции в денежном выражении этот показатель немного выше — 2,4%. На этом основании в Нацбанке делают вывод: международные карты используются преимущественно внутри Украины. То есть отечественные держатели международного пластика практически не пользуются возможностью рассчитываться в 80 млн терминалов и банкоматов по всему миру, но в то же время платят за наличие такой возможности. Действительно, тарифы на обслуживание карт МПС значительно превышают тарифы на обслуживание карт НСМЭП.
Примечательно, что в самой ЕМА признают, что банковские комиссионные за обслуживание национальных карт в 1,5-2 раза ниже, чем за обслуживание карт других систем, но считают это негативом: Участие в НСМЭП существенно уменьшает доходы банков, не позволяет должным образом финансировать развитие сети для приема карт и предоставлять клиентам услуги надлежащего количества и качества, — считают в Ассоциации. В ответ Виктор Кравец напоминает о невысокой скорости транзакций в МПС, что вызывает неудобства для клиентов при расчетах такими картами в магазинах. Кроме того, по данным НБУ, 97,7% мошенничеств происходит именно с магнитными картами VISA и MasterCard, тогда как за весь период эксплуатации НСМЭП не потеряно ни одной копейки. В Нацбанке считают, что причиной высоких потерь является устаревшая магнитная технология, используемая МПС. Поэтому в своей недавней телеграмме НБУ призывает банки активнее переходить на более безопасную смарт (чиповую)-технологию (см. БИЗНЕС N36 от 08.09.08 г., стр.35).
Как у них
Зарубежный опыт говорит о том, что внутренние национальные карточные платежные системы есть практически во всех развитых странах. Так, в России работает Объединенная российская платежная система (ОРПС; бывшая Сберкарт), в нее входят 16 банков, в том числе два монстра — Сбербанк и ВТБ, остальные участники — небольшие региональные банки. Подобные системы есть в Германии и Польше. Европейский центральный банк (ЕЦБ) также регулярно сообщает, что у Японии существует своя платежная система — JCB, у Китая — CUP. Кроме того, Германия и Франция выступают за построение панъевропейской системы, независимой от МПС.
Любопытно, что несколько лет назад МПС начали постепенно переходить на чиповые карты (так называемая миграция на EMV-стандарт). В связи с этим отечественным банкам также придется выпускать чиповый пластик и затачивать существующую инфраструктуру под прием карт с микропроцессором.
Однако пока наши банкиры не очень справляются с этим заданием. По данным НБУ, на 1 июля текущего года было выпущено всего 1,6 млн смарт-карт и 0,8 млн совмещенных карт (с чипом и магнитной полосой). Доля современных чиповых карт в общем объеме карт на руках у населения составляет 5,4%. И такой результат практически полностью был обеспечен эмиссией НСМЭП. По данным ЕМА, на переоснащение терминалов и банкоматов под стандарты НСМЭП банки — лидеры рынка должны потратить: ПриватБанк — 20 млн грн., Райффайзен Банк Аваль — 5 млн грн. и банк Надра — 4 млн грн. Всего же адаптация инфраструктуры под прием карт НСМЭП обойдется банковскому сектору в 50 млн грн. Это приблизительно 0,08% совокупных расходов отечественных банков в 2007 г. В Нацбанке считают, что это не такая уж большая плата за право работать с бюджетными деньгами.