Начнем сначала? (Зеркало недели)

Юрий Сколотяный
10 сентября Кабмин обнародовал макропоказатели, закладываемые в госбюджет- 2009. Ожидается, что рост ВВП замедлится лишь в пределах статистической погрешности. Тогда как инфляция в последующие 15 месяцев будет снижаться просто умопомрачительными темпами, и уже к концу следующего года рост цен замедлится более чем в 2,5 раза по сравнению с его нынешними темпами.
Правительство, чрезвычайно ободренное своими достаточно спорными антиинфляционными успехами, не смущают ни политические склоки с оппонентами, ни угроза минимум двукратного повышения цены на газ, ни явно ухудшившиеся настроения мировых инвесторов в отношении Украины, ни падение фондового рынка, все больше напоминающее свободное. Нипочем даже резкое ухудшение внешней конъюнктуры для основных статей украинского экспорта, которое уже в прошлом месяце спровоцировало падение производства в основных промышленных отраслях. Этот несгибаемый оптимизм настолько разозлил оппозиционеров, что те начали стращать страну грядущей стагфляцией. Мол, инфляцию не поборем, а рост экономики доживает едва ли не последние месяцы.
Иностранные эксперты, к которым в поисках менее предвзятого мнения решило обратиться ЗН, говорят, что истина лежит где-то посредине. Инфляцию действительно есть все шансы побороть. Правда, при условии реализации очень сдержанной бюджетной политики, на что при наших-то политических раскладах надеяться не приходится.
Главный оптимист в нынешнем правительстве — это, конечно, его глава Юлия Тимошенко. Последнее заседание Кабмина она начала с сообщения, что вопреки политическим проблемам, в стране есть и хорошие новости. Которые заключаются в том, что на протяжении еще одного месяца в стране наблюдается дефляция. И хотя августовское снижение цен составило всего 0,1%, с таким явлением, как инфляция, правительство практически справилось, без лишней скромности заявила Юлия Владимировна, не преминув подчеркнуть, что два месяца дефляции — такого не было уже много лет.
Такое в Украине действительно редкость: в последний раз случалось пять лет назад, в июле-августе 2003-го.
Зато практически как всегда в нашей стране — ценой неимоверных усилий и в авральном режиме готовится бюджет. Его обещают рассмотреть на заседании Кабмина в субботу, 13-го, чтобы уложится с подачей в парламент до 15 сентября, в установленный законом срок.
Пока сам проект основного финансового документа страны видели только его создатели. Но основные планируемые параметры уже стали достоянием гласности. По итогам 2009 года инфляция в Украине составит всего 9,5% (декабрь к декабрю).
При этом темпы роста ВВП снизятся лишь незначительно — до 6% с нынешних 6,5% (зарегистрированных Госкомстатом по итогам января-августа с.г.).
Приблизительно теми же темпами, что и вся экономика, будет расти промышленность (5,7%), а прямые иностранные инвестиции превысят 10 млрд. долл. Доходы консолидированного бюджета-2009 запланированы на уровне 372 млрд. грн., расходы — 400 млрд.
Социальные стандарты, конечно же, будут повышаться: увеличение зарплат (на 32%) более чем в три раза превышает планируемый рост цен (9,5%). Пенсии повысятся умереннее — на 20%. Но и тут, как видим, есть двукратный запас над инфляцией.
Кстати, в 2009-м минимальная зарплата впервые сравняется с прожиточным минимумом. Для трудоспособных этот показатель увеличится против нынешних 649 грн. еще на 19% и достигнет 770 грн. (Для нетрудоспособных прожиточный минимум составит 568 грн.)
Как будет происходить это повышение, постепенно и поэтапно? Не понятно, если учесть, что минимальная заработная плата не ниже прожиточного минимума всем работающим будет положена по закону уже с 1 января 2009 года.
С нового года должен вступить в силу устанавливающий соответствующую норму законодательный акт — Закон О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц от 14 декабря 2006 года.
А к минимальной зарплате, напомним, привязывается зарплата бюджетников.
После уже принятых ВР (но еще вроде бы не подписанных президентом) изменений к бюджету-2008 относительно внедрения третьего этапа единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда бюджетников не с 1 ноября, а с 1 сентября с.г. соотношение средней зарплаты в бюджетном секторе к минималке составит уже не 3,07, а 3,36 раза.
Какими залповыми увеличениями бюджетных расходов все это чревато, даже подсчитывать не хочется.
Если вспомнить, что годовые темпы инфляции в Украине все еще составляют 26%, а дефляция последних двух месяцев предопределялась в основном снижением цен на овощи последнего урожая, то о победе над инфляцией говорить пока более чем преждевременно.
Сезонный всплеск деловой активности — раз. Гигантские остатки на казначейском счету — два. Минфин зажимает деньги, как только может, но ближе к концу года ему уже будет деваться некуда. Тем более что и минимальная зарплата, и пенсии в декабре тоже снова вырастут.
Новые инфляционные всплески в таких условиях неизбежны. А прожиточный минимум, кстати, обязан корректироваться на инфляцию — тоже согласно закону. За ним обязаны снова подтянуться зарплаты и пенсии и так далее, по кругу. Пока окончательно не загнется многострадальная экономика.
Она, кстати, еще не знает, с каким правительством и с какими ценами на газ ей придется жить в следующем году. Насчет газа вряд ли точно будем знать как минимум до декабря с.г., насчет правительства, если будут перевыборы, тоже.
А ведь инфляция и политический хаос и без того уже значительно охладили интерес к Украине международных инвесторов. Яркий индикатор — продолжающееся обвальное падение фондового рынка, которое то и дело приходится останавливать прекращением торгов в ПФТС. Последние котировки индекса этой системы на уровне, оставляющем лишь около трети своих прошлогодних пиков (400 пунктов по сравнению с 1 200), — это ли не свидетельство уже происшедшего падения привлекательности отечественных компаний в глазах иностранцев. Индекс EMBI+Украина спрэд, учитывающий премию в доходности евробондов Украины по отношению к аналогичным по срокам американским гособлигациям, упрямо не отходит от пятилетних максимумов на уровне почти 600 пунктов (593 — 11 сентября 2008 года).
В отечественных деловых изданиях уже начали мелькать комментарии (правда, анонимные) о преддефолтных настроениях инвесторов. Скорее всего, во всех этих настроениях присутствует изрядный элемент спекулятивной игры. Но кому приятно ощущать себя потенциальной жертвой, если вспомнить, сколько экономик разорили матерые глобальные игроки-спекулянты? Они ведь атакуют обычно слабое звено.
Но звено может ослабнуть еще больше, если продолжится обозначившийся в августе спад в промышленности. Согласно опубликованным 10 сентября данным Госкомстата, в прошлом месяце в Украине впервые с января 2006-го сократилось промышленное производство — на 0,5% по сравнению с августом 2007-го. Прирост промпроизводства за январь-август с.г. снизился до 6,3%.
Основное влияние на эти процессы оказало значительное снижение мировых цен на металлопродукцию, превысившее по некоторым позициям 25%.
Спад производства был зафиксирован также в легкой промышленности (-9,9%), нефтехимии (-9,1), производстве кокса (-4,9) и пищевой промышленности (- 3,5%). Да и среди отраслей, отметившихся в августе приростом, темпы ускорились лишь в электроэнергетике, тогда как в остальных наблюдалось значительное замедление по объемам выпуска.
Хорошая новость здесь заключается в том, что падение мировых цен поможет сдерживать галопирующую инфляцию производителей в Украине, годовые темпы которой в прошлом году ускорились до 46,3%.
Плохая — снижение экспортной выручки может спровоцировать дальнейшее сокращение предложения американской валюты на межбанковском рынке и, соответственно, привести к дальнейшему ослаблению курса гривни к американскому доллару. Что пока на руку НБУ, поскольку в таком случае исчезает необходимость выкупать валюту, эмитируя гривни.
Но и эти процессы тоже хороши лишь в меру — как бы не пришлось думать о насыщении рынка ликвидностью.
Насколько реальны возникшие перед украинской экономикой угрозы, мы в этот раз решили спросить у представителей иностранных банковских структур и ведущего рейтингового агентства. Как оказалось, все не так уж плохо. Пока…
Мнения экспертов
Ганс Гольцхакер, старший экономист Bank Austria (UniCredit Group):
— Высокая инфляция — это действительно очень важная проблема для Украины, особенно в контексте ее обременительности для беднейших слоев населения, отношений между кредиторами и заемщиками, конкурентоспособности экономики и предсказуемости всех денежных отношений. Однако пик уже пройден. В сезонно откорректированных показателях средняя инфляция за последние четыре месяца составила только 0,9% (месяц к месяцу) по сравнению с 2,9% в первом квартале. Это приведет к снижению годовой инфляции до немногим более 20% (20,3) по итогам декабря 2008 года. Хороший урожай и снижение мировых товарных цен должны этому поспособствовать.
Что касается декабря 2009-го, то наш собственный инфляционный прогноз- 10,8% — лишь немногим выше правительственных 9,5%. (Хотя прогноз среднегодовой инфляции существенно выше — 12,4%; также в группе UniСredit прогнозируют замедление прироста ВВП Украины в 2009 году до 4,3%. — Ю.С.)
Основной риск этого прогноза — как обычно, цены на газ и то, как быстро вслед за ними будут дорожать коммунальные услуги.
Окажут влияние и политические факторы, т.е. получит Украина внеочередные выборы или же целый год административных усилий по сдерживанию цен.
Экономическое влияние политического кризиса, как отмечается в последней публикации нашей аналитической группы, будет зависеть от того, сколько продолжится конфликт. Коалиция на грани окончательного распада. Украина всегда хороша в разрешении конфликтов в последнюю минуту, но как временная коалиция между БЮТ и Партией регионов, так и внеочередные парламентские выборы стали сейчас весьма вероятными.
Вероятно, политические баталии будут означать фискальные послабления и дальнейшие отсрочки в приватизации.
Влияние на инвестиции будет, с одной стороны, отрицательным, поскольку неопределенность никогда не бывает полезной для инвестиций, а также потому, что Тимошенко конфликтует с некоторыми крупнейшими финансово-промышленными магнатами (группами), особенно в донбасском регионе. С другой стороны, амбиции Тимошенко могут побудить ее искать компромиссы как с донбасской, так и с днепропетровской бизнес-элитами, а также с Россией, особенно во время коалиции с Партией регионов. Это успокоит крупный бизнес.
Если же неопределенность затянется, что не так уж маловероятно, то кредитный рост замедлится еще больше по причине увеличения затрат на рефинансирование из-за более высокой оценки рисков иностранными банками и инвесторами.
Спрэды пятилетних CDS (Credit Default Swaps — дефолтные свопы) в начале сентября расширились до 500 пунктов, более чем в два раза превышая свои аналоги начала года. Рост кредитов уже замедлился до 2,5% (месяц к месяцу) в среднем за апрель-июль по сравнению с 4,8% за тот же период предыдущего года.
Кроме возможных фискальных послаблений, риск превышения наших инфляционных прогнозов состоит и в возможности более быстрого, чем мы предполагаем, ослабления курса гривни к доллару. Прогноз группы — 4,95 грн./долл. в конце 2008-го, 5,05 — в марте 2009-го и 5,25 — по итогам 2009-го.
Очень сложно сказать, в какой степени всплеск инфляции конца 2007-го — первой половины 2008-го определялся спросом, а в какой — предложением. Мне кажется, что рост мировых цен на продовольствие, плохой урожай и высокие затраты на энергоносители сыграли самую важную роль. Эти факторы ослабятся в следующем году и даже уже начали ослабляться.
Снижающиеся мировые товарные цены ослабят рост цен на продовольствие, но через текущий счет, возможно, также ослабят и обменный курс с некоторым инфляционным эффектом. Однако в целом глобальное окружение должно помочь Украине добиться снижения инфляции.
Эффект от фискальных послаблений в некоторой степени смягчится замедляющимся ростом кредитования и снижением прибыльности корпоративного сектора, что, в свою очередь, замедлит рост зарплат. Поэтому и инфляция спроса будет менее сильной, чем в нынешнем году. Хотя, конечно, и в отношении этого сценария существует огромная неопределенность.
Марьян Заболоцкий, аналитик Эрсте Банка:
— Ситуация с инфляцией как в Украине, так и в мире перестает быть опасной.
Цены на продукты питания и энергоносители уже достигли своего пика, перешли его, а сейчас стремительно падают. Хотя начиная с сентября, Украину ожидает новый виток инфляции, она будет оставаться в диапазоне 3-4% за последние четыре месяца года.
Выполнение правительственного инфляционного прогноза на 2009 год (9,5%) будет во многом зависеть от внешних факторов. По нашим прогнозам, в следующем году продолжится падение цен на продукты питания и энергоносители, что позволит удерживать мировую инфляцию на относительно невысоком уровне.
Мировой финансовый кризис хоть и не имел прямого влияния на регион Центральной и Восточной Европы, но все же повысил стоимость кредитных ресурсов, усилил рост инфляции и усугубил замедление экономического роста.
Хотя большинство негативных эффектов в 2009 году отступят, мы все же прогнозируем замедление развития экономики Украины до 6%.
Что касается отношения инвесторов, то в последнее время опасений относительно Украины у них становилось все больше. Однако в целом восприятие остается позитивным. Украина остается темной лошадкой в глазах зарубежных инвесторов, а значит, может стать очень яркой историей успеха в Европе.
Да, инвесторы зарабатывают на рисках. Но, работая в развитых странах, они привыкли к соответствующим стандартам ведения бизнеса, организации деятельности государственных органов, экономики и финансовой системы.
Иностранные инвесторы всегда могут реально оценить бизнес-среду в стране, поэтому единственная возможность повысить их доверие и оценку Украины — это соответствовать их ожиданиям в отношении стандартов ведения бизнеса.
ЗН связалось в Лондоне с Эндрю Кохуном, директором в аналитической группе агентства Fitch Ratings по суверенным рейтингам
— Какого вы мнения об инфляционной ситуации в Украине? Насколько она опасна?
— Высокая инфляция — это серьезная проблема для украинской экономики. Она вредит бизнес-климату, а в долгосрочной перспективе может сделать украинский экспорт неконкурентоспособным на мировых рынках. Инфляция имеет и социальные издержки, поскольку некоторые слои населения не способны требовать более высоких доходов для компенсации роста цен. Даже в краткосрочной перспективе существование инфляции означает, что рынок требует более высоких процентных ставок для предоставления финансирования правительству.
Хотя необходимо помнить: коррекция в сторону снижения инфляции может вызвать болезненное падение производства.
Высокие продовольственные и энергетические цены внесли свой вклад в инфляцию в Украине. Однако я думаю, что за нее в значительной мере также ответственны быстрое увеличение государственных социальных расходов и стремительный рост денежной массы и кредитов, усиленный низкими реальными процентными ставками.
Базовая инфляция остается высокой, как и основной показатель инфляции, указывая на существование обширного ценового давления.
— Считаете ли вы в таких условиях реалистичным правительственный прогноз роста цен, закладываемый в бюджет следующего года?
— Мне кажется, что существует значительный риск невыполнения правительственного прогноза инфляции на конец 2009 года в 9,5%, если не произойдет дальнейшего сжатия бюджетных расходов и ужесточение монетарной политики.
— Как вы оцениваете зависимость Украины от ситуации на мировых рынках и настроения международных инвесторов в отношении нашей страны?
— Увеличение дефицита торгового баланса и счета текущих операций приводит Украину в состояние все большей зависимости от притока иностранного капитала и уязвимости от перемен инвесторских настроений. Растущие риски для перспектив экономики, возникающие из-за увеличения внешнего дефицита, высокой инфляции и неопределенности экономической стратегии правительства, нанесли ущерб доверию инвесторов. Думаю, политические события также усилили их нервозность.
Но справедливости ради следует отметить, что вступление в ВТО было положительным шагом для Украины, указывающим на то, что беспокойство относительно политической нестабильности может быть преувеличенным: украинские политики все-таки могут сотрудничать, чтобы добиваться действительно важных результатов. Также я думаю, что некоторые толки на рынке по поводу рисков в отношениях Украины с Россией в результате грузинского конфликта тоже преувеличены.
— Какие меры требуются от украинских властей для восстановления доверия инвесторов?
— Доверие инвесторов повысилось бы в случае формирования правительства устойчивого большинства, которое способно реализовывать свою политику, а также располагает прозрачной стратегией, направленной на возобновление устойчивого экономического роста и на реализацию структурных и институциональных реформ (ведущих от вступления в ВТО к зоне свободной торговли с ЕС, например) для улучшения бизнес-климата.
— Планирует ли ваше агентство пересматривать в нынешних условиях суверенные рейтинги Украины?
— Наши рейтинги находятся под постоянным наблюдением и могут измениться в любое время — в зависимости от происходящих событий.
В общих чертах, нынешние рейтинги Украины поддерживаются сильными показателями экономического роста, продолжающимся с 2005 года увеличением притока иностранных инвестиций и очень сильными государственными финансами.
Однако эти преимущества уравновешиваются накапливающимися в экономике рисками. Рост может быть неустойчивым из-за увеличения дефицита счета текущих операций, быстро растет внешний долг, все еще на высоком уровне находится инфляция.
Банковская система также является поводом для беспокойства: многие банки все еще институционально очень слабы. А рост кредитования был быстрым, что в других странах было связано с накоплением плохих долгов, которые могут послужить причиной проблем для банков, когда кредитный рост и вся экономика со временем замедлятся. Политические риски также тяготеют над рейтингом, в основном посредством влияния на доверие инвесторов.
Fitch Ratings оценивает рейтинг Украины на уровне BB- со стабильным прогнозом. Стабильный прогноз — это значит, что сейчас мы не ожидаем изменений рейтинга в ближайшем будущем.
Банковский рынок Украины