Автогражданка удвоилась

По итогам полугодия платежи по обязательному страхованию ответственности автовладельцев выросли на 86%, до 603 млн. грн. В то же время выплаты выросли на 164%, до 193 млн. грн.
Росту премий страховщики обязаны летнему техосмотру, который автовладельцы должны были пройти до 31 июля. Для прохождения техосмотра украинские автовладельцы покупают краткосрочные полисы (15-30 дней), что и обеспечивает абсолютный рост премий.
Несмотря на надежды страховщиков об отмене коротких полисов, которые искажают статистику по этому виду страхования, проблема остается нерешенной. И по всей вероятности, короткие полисы не упразднят и до конца года. Нерешенными остаются вопрос: повышения размера возмещений за имущественный ущерб и ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в ДТП; возможность урегулирования страхового события в СК, где пострадавший застраховал свою ответственность, а не в компании, застраховавшей ответственность виновника ДТП.
Моторное транспортное (страховое) бюро (МТСБУ) пока только разрабатывает изменения в профильный законопроект. Согласует ли их Верховная Рада и когда — не известно.
Мы ждем, когда ВР вернется к рассмотрению президентского законопроекта (в нем предполагалось повысить штраф за отсутствие полиса ГО в 20 раз — с 0,5- 1 до 10-20 необлагаемых минимумов, до 170-340 грн). Кроме того, к сентябрю мы подготовим кардинальные изменения в закон об автогражданке. Там будут и нормы, касающиеся коротких полисов, и увеличение размера возмещения,- рассказал Иван Гуминский, заместитель гендиректора МТСБУ.
В России аналогичные изменения уже приняты, они вступят в силу с 1 марта 2009 г. Россияне уже повысили суммы страховых выплат, ввели еврорапорт — прямое урегулирование убытков и оформление ДТП без представителей ГАИ — и предоставили возможность пострадавшим получить компенсацию по ОСАГО в своей страховой компании, а не в компании виновников ДТП. При этом российские страховщики столкнулись с необходимостью повышения базового тарифа как минимум на 20%. По данным Российского союза автостраховщиков, сборы по ОСАГО за 2007 г. составили 72,4 млрд. руб., выплаты — 39,3 млрд. руб. Рост премий составил 13,3%, а рост выплат — 24%.
В Украине повышать тарифы пока не собираются. Да, цены на ремонт авто повышаются вслед за мировыми тенденциями и инфляцией. Но пока мы собираем статистику по уровню убыточности этого вида страхования. В ноябре мы проведем актуарные расчеты,- отметил Гуминский.
В свою очередь страховщики считают, что статистика по автогражданке не позволит оценить действительный уровень убыточности, ведь рассмотрение дел о возмещении затягивается на месяцы, вследствие загруженности судов и ГАИ, выдающих справки о ДТП. По их мнению, нужно исходить из данных о полных (годовых) полисах ГО.
Надо решить вопрос с обязательностью этого вида страхования, ведь только 40% автовладельцев застрахованы, причем некоторые из них имеют короткие полисы. Нужно увеличить штрафы за отсутствие полиса. А убыточность находиться на уровне 50%, учитывая то, что тарифы в Украине в полтора раза меньше, чем в России, и в несколько раз — чем в Европе. В будущем нужно будет повышать тарифы,- уверен Василий Фурман, гендиректор СК Вексель.
В то же время конкуренция на рынке довольно жесткая, а законодательно установленный минимальный тариф не позволяет страховщикам прибегать к ценовому демпингу. Чтобы удержать объем продаж, многие СК заключают полисы с применением минимальных поправочных коэффициентов. Практически все компании работают на нижнем пределе допустимых диапазонов корректирующих коэффициентов. Если у кого-то есть желание поднять стоимость полиса, то такая возможность есть. Когда цены будут на уровне предельных значений, тогда можно поднимать вопрос пересмотра базового тарифа. Все будет зависеть от наличия контроля, а следовательно, более полного охвата страхованием автомобильного парка. Тогда можно увидеть реальную убыточность всего рынка, а каждому страховщику — убыточность своего портфеля,- уверяет Игорь Грузкой, директор департамента организации продаж НАСК Оранта.