БЮРОкраты

Предпринятые Нацбанком меры по ограничению потребительского кредитования подталкивают финансистов к более активному сотрудничеству с кредитными бюро — с начала года количество запросов финучреждений к ним увеличилось в восемь раз. И в ближайшее время может вырасти еще больше, так как НБУ подготовил документ, обязывающий банки при определении класса заемщика учитывать время нахождения кредитной истории в базе бюро.
Неделю назад в финансовую компанию Центр Кредит пришел молодой человек с просьбой выдать ему кэш-кредит. Все необходимые для этого документы он предоставил. Сумма была небольшой — 7 тыс. грн. И, судя по справке о доходах, ежемесячные выплаты по такому займу были бы ему вполне по силам.
Но компания в кредите отказала — на молодом человеке уже висело три просроченных кредита. В одном банке и двух кредитных союзах. Как в Центр Кредите об этом узнали? Всего лишь запросили отчет по заемщику в одном из бюро кредитных историй. Узнали также и о том, что в течение месяца этим субъектом помимо них интересовались три коммерческих банка и четыре финансовые компании.
В банках и кредитных союзах (КС), взаимодействующих с бюро кредитных историй (БКИ), могут привести массу подобных примеров. Кризис ликвидности финансовой системы и антиинфляционная политика НБУ заставили финансистов отвлечься от гонки за последним украинским заемщиком и сосредоточиться на качестве кредитных портфелей.
И тут им на помощь приходят БКИ, функцией которых является детальное изучение репутации заемщиков. БКИ — достаточно новое явление на украинском финансовом рынке, но их услуги становятся все более востребованными. В первом квартале к нам поступило около 100 тыс. запросов, во втором — 132 тыс., и только за июль мы обработали 77 тыс., — рассказывает ЧП директор Украинского бюро кредитных историй (УБКИ) Богдан Пшеничный. В начале года мы обрабатывали 1000 запросов в неделю, теперь — более 8000, — подтверждает тенденцию глава правления Международного бюро кредитных историй (МБКИ) Ирина Миколаенко.
Кто кому должен
Бюро собирают о клиентах достаточно подробные данные, которые им предоставляют банки и финансовые компании — участники БКИ. Для того чтобы стать участником бюро, финучреждение заключает с ним партнерский договор, в рамках которого сообщает информацию о своих заемщиках. В частности, идентифицирующую информацию (ИНН, паспортные данные) и сведения о заключенном кредитном договоре (номер, вид кредита, сумма). Эти сведения должны обновляться по меньшей мере раз в месяц. Таким образом, в БКИ хранится так называемая кредитная история должника. Причем речь идет не только о факте погашения или непогашения кредита. Собранная информация позволяет сделать вывод о платежной дисциплине клиента, его самостоятельности и порядочности.
Но прежде чем передать данные о заемщике в БКИ, банк должен выполнить одну формальность — получить согласие клиента. Обычно им заручаются при приеме документов на получение кредита. Разрешение клиента на предоставление в бюро сведений о нем может быть оформлено в виде отдельного документа или включено как один из пунктов в кредитный договор. Если же заемщик не готов раскрывать информацию о себе другим организациям, то должен быть готов к тому, что в кредитном договоре будут учтены возможные риски. Иначе говоря, это может увеличить процентную ставку и / или сумму залога. Как минимум. А как максимум — банк откажет в выдаче кредита. Личные данные заемщиков, согласившихся на создание кредитной истории, становятся доступны банкам — участникам БКИ.
Эффективность работы кредитного бюро напрямую зависит от объема его базы данных о заемщиках. Бесспорным лидером тут является УБКИ. Компания принадлежит ПриватБанку и имеет возможность пользоваться базой данных крупнейшей отечественной финансовой структуры. В нашей базе 12,5 млн. записей. И самый высокий hit-rate (процент попадания). То есть 75 % всех запросов приходится на кредитные истории, которые есть в нашем кредитном бюро, — утверждает господин Пшеничный. По словам Миколаенко, в МБКИ в зависимости от региона hit-rate составляет 3035 %. И не более чем 5 %-ное попадания еще у Первого всеукраинского бюро кредитных историй (ПВБКИ). Так выглядит первая, и она же единственная, тройка лидеров рынка. Потому как из пяти существующих в Украине БКИ услуги предоставляют пока только названные.
Купи-продай
Рынок кредитных бюро пока только формируется, поэтому его участники сталкиваются с различного рода проблемами. По словам директора УБКИ, несмотря на то что количество банков, взаимодействующих с кредитными бюро, постоянно растет, большинство из них, в силу тех или иных причин все же не готовы сотрудничать. 80 % украинского финансового сообщества не созрело для взаимодействия с нами. Кто-то просто не хочет делиться своей информацией. А кто-то не готов технически. В одном банке может быть несколько неоднородных программных комплексов. Нет единой клиентской базы.
Один и тот же клиент может быть записан несколько раз в разных базах: по региональному или продуктовому принципу, где-то на украинском, где-то на русском языках и т. д. Гармонизация этой базы, технологических процессов — весьма затратная и по деньгам, и по времени процедура, — утверждает Богдан Пшеничный. Причем это касается как малых, так и некоторых крупных системных банков из первой десятки. Первым это может быть не по силам. А у вторых в условиях рыночной гонки на это просто не хватает времени.
Однако если такое сотрудничество финансистов с КБИ все же осуществляется, то оно сулит выгоды всем сторонам. Банкам это позволяет снижать риски по кредитным операциям. Если кредитная история клиента оставляет желать лучшего, то финучреждение, вероятнее всего, либо воздержится от взаимоотношений с таким заемщиком, либо выдвинет более жесткие условия работы с ним. В случае положительной кредитной истории клиент сегодня может рассчитывать на более оперативное принятие решения о займе, а в перспективе — и на скидку при выдаче ссуды. Ну а выгода БКИ в том, что бюро, во-первых, будет пополнять свою базу данных, а во-вторых, конечно же, получать прибыль от предоставления услуг.
Их стоимость зависит от нескольких факторов. Если банк или КС — участники БКИ, то цена кредитного отчета для них будет на порядок ниже, чем для остальных клиентов. К примеру, у УБКИ эта разница может достигать 47 грн. на запросе (8 грн. — для участника, 55 грн. — для остальных). В МБКИ она не столь существенна. Средняя стоимость кредитного отчета — около 6 грн. Но в целом цена колеблется в диапазоне 0,2525 грн. Наша тарифная политика учитывает как объемы запросов в систему, так и количество информации, переданной за определенное время, — рассказывает глава компании.
Каждый отдельно взятый банк или КС — это своего рода БКИ, в котором хранится подробная информация о его клиентах. Если зарегистрировать компанию, оформить все необходимые документы и получить лицензию в Минюсте, то можно работать как бюро. Кроме ПриватБанка так поступили Русский стандарт (создал одноименное бюро) и Альфа-банк (зарегистрировал в июле 2008 г. кредитное бюро Дата Майнинг Групп).
С момента создания БКИ до начала его полноценной работы может пройти два- три года. За это время банку нужно стандартизировать свои данные и провести чистку существующей базы, купить программное обеспечение, подготовить штат сотрудников. Все это — дорогой и трудоемкий процесс. Возникает вопрос: зачем это финучреждению? В случае с ПриватБанком эти затраты могут окупиться быстрее, чем у кого-либо другого, потому что он уже владеет крупнейшей базой заемщиков, которая может быть интересна многим участникам рынка. Но к чему эти хлопоты двум другим банкам, если проще наладить партнерские отношения с тем же УБКИ и покупать у него кредитные отчеты по льготной цене?
Рынок услуг БКИ еще не сформировался, и мы видим перспективу в развитии этого бизнеса, — рассказывает ЧП о причинах создания Дата Майнинг Групп заместитель главы Альфа-банка Дмитрий Колечко. Насколько прибыльным может быть создание кредитного бюро как бизнес-проекта, банкир не сказал. Лишь отметил, что это весьма капиталоемкий и низкомаржинальный бизнес, который становится рентабельным лишь спустя три-пять лет. Бюро — это долгосрочная инвестиция. Акционеры рассматривают его не только как бизнес-проект. Это инструмент повышения эффективности работы всего финансового рынка, — добавляет руководитель МБКИ.
Дальше будет больше
Как ни парадоксально, но наличие в Украине нескольких БКИ создает неудобства их же клиентам. Дело в том, что сегодня отечественные кредитные бюро взаимодействуют с финучреждениями и банками, но не сотрудничают между собой. Поэтому их базы автономны. Клиентам, желающим минимизировать свои кредитные риски, приходится заключать договора со всеми действующими бюро.
Эту проблему может решить только создание единой базы данных заемщиков, которой могли бы оперировать все БКИ. Финансовым структурам сегодня приходится подключаться одновременно к нескольким КБИ. А кто знает, как сделать единую базу? Кто будет определять стоимость информации? Видимо, какой-то регулятор. Но как и по каким принципам? Сейчас тут больше вопросов, чем ответов, — рассуждает господин Пшеничный. Эксперт также убежден, что на этапе становления отечественного института кредитных бюро рынку необходима конкуренция. И все же участники рынка убеждены: рано или поздно объединение неизбежно. Поэтому начинают предпринимать шаги в этом направлении. Вопросы сотрудничества с другими участниками рынка мы уже обсуждали. В частности с ПВБКИ и УБКИ. Думаю, модель такого взаимодействия будет реализована. Это лишь вопрос времени, — не сомневается Ирина Миколаенко.
Услуги кредитных бюро в Украине становятся все более популярными. По словам участников рынка, даже сам факт наличия таких структур, как БКИ, дисциплинирует заемщиков. Соответственно рынок заимствований имеет все шансы стать прозрачнее и понятнее. Я знаю, что некоторые банки требуют у своих клиентов согласия на передачу их данных в бюро, хотя сами ни с одним из них не сотрудничают. С их стороны это нечто вроде предупреждения. Кроме того, нам не раз звонили разные люди и спрашивали, с какими банками мы еще не работаем. Все это свидетельствует о том, что хотя БКИ появились совсем недавно, их работа уже дает результаты, — продолжает глава МБКИ.
Возможно также, что форсированию развития этого рынка в Украине поспособствует НБУ. Причем в ближайшее время. По информации ЧП, регулятор, обеспокоенный ростом проблемных потребительских кредитов в портфелях финучреждений, разработал проект постановления, ужесточающий требования к формированию резервов под кредитные риски. В частности, предполагается, что при определении класса заемщика будет учитываться время нахождения кредитной истории в базе КБИ. Так, если потенциальный заемщик не имеет кредитной истории в бюро либо если его история короткая, банк будет вынужден оценивать таких клиентов как класс Г и формировать до 80 % отчислений в резерв на покрытие возможных убытков уже в момент выдачи кредита.
Справка ЧП
Из мировой практики
Кредитные бюро были созданы еще в XIX в. Первое такое частное бюро появилось в 1860 г. в Австрии. А в 1890м — в США и Швеции. Затем — в Финляндии (1900), ЮАР (1901), Канаде (1919) и Германии (1927). Широкое распространение они получили в послевоенный период в Великобритании (1960), Ирландии (1963), Японии (1965), Швейцарии (1968), Дании (1971), Южной Корее (1985), Бельгии и Норвегии (1987), Италии (1990), Испании (1994) и т. д.
Сегодня в США работают три крупных кредитных бюро — TransUnion, Equifax и Experian. Они, а также итальянская компания CRIF являются крупнейшими мировыми операторами. В Европе CRIF делит пальму первенства с Experian. Два других — TransUnion и CRIF — имеют совместную долю или управляют кредитными бюро более чем в 30 странах
Справка ЧП
Опыт Украины
Август 2003 г. — апрель 2005г. — разработка проекта закона Об организации формирования и обращения кредитных историй
Июнь 2005 г. — учреждение Первого всеукраинского бюро кредитных историй
Июнь 2005 г. — зарегистрировано созданное при ПриватБанке ООО Украинское бюро кредитных историй
Июнь 2005 г. — принятие Закона Об организации формирования и обращения кредитных историй
Октябрь 2005 г. — создание Международного бюро кредитных историй
Декабрь 2005 г. — начало действия закона; Минюст определен регулятором деятельности бюро кредитных историй
2007 г. — три упомянутых бюро кредитных историй переходят к этапу промышленной информации.