Итоги совещания по согласованию планов перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на август 2008 г.

Итоги совещания по согласованию планов перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на август 2008 г.

В совещании приняли участие представители Минтранссвязи, Укрзалізниці, Укрморречфлота, заместители начальников портов по эксплуатации, руководители служб и структурных подразделений морских торговых портов, железных дорог, ответственные за формирование и выполнение плана перевозок, представители металлургических и железорудных комбинатов, металлотрейдеров-экспортеров металлопродукции.
По результатам обсуждения информации об итогах выполнения протокольного решения совещания от 24.06.2008 г. № 6 определено:
В целом морскими торговыми портами совместно с железными дорогами мероприятия, определенные протокольным решением совещания от 24.06.2008 г. № 6, выполняются удовлетворительно.
Вопрос целесообразности и возможности внедрения нового методологического подхода относительно анализа использования подвижного ж/д состава с целью принятия общих (железных дорог и МТП) действенных мер по улучшению его использования нуждается в дополнительном углубленном изучении, с привлечением к этому МТП.
Решено: Укрморречфлоту поручить МТП до 1.09.2008 г. отработать вопрос относительно целесообразности внедрения нового методологического подхода относительно анализа использования железнодорожного подвижного состава и определения ответственности сторон с целью принятия общих (железных дорог и МТП) действенных мер по улучшению его использования и предоставить обоснованные, согласованные с железными дорогами предложения для обобщения.
По результатам обсуждения состояния ж/д перевозок грузов и переработки их МТП за 6 месяцев и июнь 2008 г., взаимодействия железных дорог и портов по использованию подвижного состава определено:
За 6 месяцев 2008 г. через порты Украины перевезено 59,855 млн т грузов. Объемы перевозок грузов в сравнении с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 22,8%, в т.ч. прирост экспортных перевозок составил 7,3%, транзитных — 21,5%, импортных — 56,9%. Увеличены объемы перевозок практически на все порты и комплексы, кроме Мариупольского (89,4%, в т.ч. экспортные — 81,2%) и Феодосийского (86,9%, в т.ч. экспортные (85,8%) и транзитные (40,7%)). Транзитные перевозки увеличены на все порты, кроме Одесского (67,8%) и Южного (72,9%).
Значительно возросли объемы импорта через порты Ильичевск, Измаил, Николаев, Рени, Херсон, МТП Октябрьск, Бердянск, Мариуполь.
В июне т.г. в адрес портов отгружено 127,06 тыс. ваг., что составляет 69,4% к плану, недогружено 55941 ваг. Из них с экспортными грузами — 33866 ваг. Вместе с тем, по отношению к июню 2007 г. погружено в целом на 15695 ваг. больше. В т.ч. транзитных — на 6614 ваг. больше.
Прирост объемов перевозок через МТП в соответствии с уровнем 2007 г. состоялся за счет черных металлов, руды, удобрений, нефтегрузов. Уменьшены перевозки угля к уровню соответствующего периода 2007 г. (-4918 вагонов).
В июне 2008 г. недогружено:
— 16713 ваг. черных металлов, из них с экспортной продукцией — 15314 ваг.;
— 10831 ваг. угля, из них транзитных — 7577 ваг.;
— 6234 ваг. руды, из них транзитных — 2048 ваг.;
— 4895 ваг. удобрений, из них с экспортной продукцией — 2639 ваг.;
— 10010 ваг. нефтегрузов, из них 7436 ваг. транзитных;
— 1881 ваг. зерна, из них с экспортной продукцией — 1833 ваг.
Остается стабильно неудовлетворительным состояние выполнения договорных обязательств металлургическими комбинатами и предприятиями. Положительно данный вопрос в настоящее время не решается.
По Донецкой железной дороге план отгрузки продукции этими предприятиями составляет 67%, а по Приднепровской — 70,6%.
За невыполнение портами и железными дорогами планов разгрузки вагонов в июне т.г. установлена ответственность: железных дорог — 83616 тыс. грн. (2010 ваг.), портов — 134,241 тыс. грн. (3227 ваг.).
Остается неудовлетворительным использование подвижного состава в портах.
Среднее время пользования вагонами в июне 2008 г. в целом к уровню соответствующего периода 2007 г. увеличилось на 3,05 ч. Увеличение состоялось по всем портам, кроме МТП Южный, Белгород-Днестровского, Херсонского и МТП Октябрьск, которые уменьшили показатели использования вагонов к уровню июня 2007 г. Наибольшее увеличение времени использования вагонов допустили порты: Николаев (+9,14 ч.), Феодосия (+8,83 ч.), Мариуполь (+6,11 ч.), Керчь (+2,69 ч.) и Ильичевск (+2,27 ч.)
За 6 месяцев т.г.в сравнении с соответствующим периодом 2007 г. время использования вагонов увеличилось на 2,03 ч. за счет следующих портов: Керчь (+11,93 ч.), Рени (+6,35 ч.), Николаев (+7,59 ч.), Бердянск (+3,68 ч.), Феодосия (+3,12 ч.), Мариуполь (+3,03 ч.) и МТП Южный (+1,17 ч.).
Анализ показателей использования вагонов, проведенный самими портами, отличается от подготовленных железными дорогами, особенно по данным портов Ильичевск, Керчь, Мариуполь, Одесса. Такая ситуация неприемлема. Вопрос оперативного общего объективного анализа конкретных причин ухудшения использования подвижного ж/д состава железными дорогами и портами в процессе формирования маршрутов на порты, внедрения единой методологии учета использования вагонов нуждается в неотложном решении.
Также в последнее время имеют место случаи отгрузки продукции без согласования грузоотправителями и портами графиков отгрузки, что приводит к срыву ритмичности перевозок. Железные дороги будут отвечать отказом грузоотправителям в приеме продукции к перевозке без согласованных графиков отгрузки.
На данное время, в связи с недостаточным количеством ж/д полувагонов, неудовлетворительным обновлением подвижного состава, вопрос эффективного использования имеющегося вагонного парка является особенно актуальным.
Учитывая резкий рост импортных перевозок через порты, необходимо в процессе планирования экспортных перевозок обязательно учитывать поступление импорта и обеспечивать беспрепятственную переработку этих грузов за счет усовершенствования технологий и технических мощностей портовых комплексов.
Железным дорогам и портам необходимо обеспечить эффективное использование вагонов-зерновозов и не допускать их использования не по назначению.
Решено железным дорогам и портам:
— продолжить осуществление общих мероприятий по организации отгрузки импортных грузов, обеспечивая при этом беспрепятственные перевозки экспортных и транзитных грузов;
— завершить подготовительные мероприятия по обеспечению беспрепятственной перевозки зерна урожая 2008 г. и не допускать использования вагонов-зерновозов не по назначению;
— при планировании перевозок требовать от грузоотправителей согласования графиков отгрузки.
По результатам обсуждения предъявленных к перевозке объемов грузов и проекта плана перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на август 2008 г. решено:
— Укрзалізниці и Укрморречфлоту довести до железных дорог и МТП согласованные объемы грузов на август 2008 г. и контролировать выполнение перевозок;
— портам, припортовым железным дорогам принять к перевозке все согласованные объемы грузов на август 2008 г.