Итоги заседания Коллегии Минтранссвязи

Итоги заседания Коллегии Минтранссвязи
25.07.2008 г. состоялось заседание Коллегии Минтранссвязи Украины, в повестке дня которого значилось 3 вопроса: итоги финансово-экономической деятельности транспортно-дорожного комплекса за 1 полугодие 2008 г.; награждение руководителей по результатам деятельности за 1 полугодие 2008 г.; проект Госпрограммы реформирования ж/д транспорта на 2008—2015 гг.
На заседании отмечалось, что в январе—июне 2008 г. предприятиями транспорта перевезено 353,4 млн т грузов, что на 28,8 млн т, или почти на 9% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Наибольший прирост грузоперевозок — 17,4% — продемонстрировал автотранспорт, который перевез 86,9 млн т. Ж/д транспортом перевезено 264 млн т (+7%), в т.ч. транзит составил 37 млн т (+7,4%). Авиатранспортом перевезено 54,4 тыс. т грузов (+15%). Грузоперевозки морским и речным транспортом уменьшились на 21% — до 2,6 млн т, что в Минтранссвязи связывают, главным образом, с кризисной ситуацией в компании УДП.
Услугами пассажирского транспорта за отчетный период воспользовались 2,4 млрд человек. Это на 132 млн человек, или на 5,8% больше результатов аналогичного периода 2007 г. Самые высокие темпы роста — почти 22% — продемонстрировала авиация, которая перевезла 2,7 млн человек.
В абсолютных величинах лидером по перевозкам пассажиров остается автотранспорт, которым в 1 полугодии т.г. воспользовались 2,151 млрд пассажиров (+6,5%). Ж/д перевозки пассажиров составили 257 млн человек, что примерно соответствует результатам 1 полугодия 2007 г. Пассажироперевозки водным транспортом снизились на 2% — до 1,97 млн человек.
Данные, предоставленные замминистра транспорта и связи Е. Фоменко, свидетельствуют, что транспортная отрасль стала одним из ключевых факторов роста ВВП Украины. Так, рост ВВП страны за 6 месяцев т.г. составил 6,3%. Это стало возможным в основном за счет увеличения валовой добавленной стоимости, в т.ч. в торговле — на 14,8%, перерабатывающей промышленности — на 8,9%, транспортной отрасли — на 8,4%.
Доходы предприятий транспорта и связи (госсектор) по сравнению с показателями аналогичного периода 2007 г. увеличились почти на 7 млрд грн., или на 36,7% — до 26 млрд грн. Такой рост стал возможным, в первую очередь, благодаря индексации тарифов.
Во 2 полугодии 2008 г. этот показатель будет значительно улучшен — в связи с планами по дальнейшему повышению тарифов планируется получить дополнительно 9,2 млрд грн.
Чистая прибыль предприятий отрасли за 6 месяцев т.г. увеличилась в 7,7 раза — до 1,052 млрд грн.
Предприятия Госавиаадминистрации перевыполнили плановый показатель прибыльности в 2,7 раза, Укрзалізниця — в 2 раза.
Платежи в бюджет и целевые фонды увеличились более чем на 1,5 млрд грн. (+31,7% к 1 полугодию 2007 г.) — до 6,482 млрд грн. В т.ч. в госбюджет перечислено 2,331 млрд грн. (+26,6%), в местные бюджеты — 1,191 млрд грн. (+31,3%), целевые фонды — 2,96 млрд грн. (+36,1%).
При этом предприятия ж/д транспорта перечислили 4,985 млрд грн. (+31,1%), морского и речного — 760 млн грн. (+28,7%), авиационного — 231 млн грн. (+30,8%), автомобильного — 40 млн грн. (+31%), предприятия связи — 467 млн грн. (+45,3%). Т.о. удельный вес отчислений железнодорожников в общем объеме составил 76%.
Показатель убыточности отрасли сократился в 2 раза — до 27 предприятий (около 3,3% от общего числа). При этом 6 убыточных предприятий морского и речного транспорта ухудшили показатели, нарастив убытки с 4,6 млн грн. до 22 млн грн. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Вместе с тем в авиации ГП сократили убытки с 13,3 млн грн. до 3 млн грн. Наибольшая сумма убытков в данной отрасли приходится на Львовские авиалинии — 1,85 млн грн., сообщила Е. Фоменко.
Кроме того, по итогам 1 полугодия 2008 г. убыточными являлись 3 предприятия, входящие в структуру Укрзалізниці. Сумма их убытков составила 640 тыс. грн.
Минтранссвязи намерено добиваться того, чтобы убыточных предприятий не было вообще.
По словам Е. Фоменко, за 1 полугодие т.г. перезаключено свыше 150 контрактов с руководителями предприятий. В т.ч. из-за убыточной деятельности уволены со своих должностей с расторжением контрактов 39 руководителей.
Министр транспорта и связи И. Винский, в свою очередь, сообщил, что добивается принятия на уровне КМУ решения, которое позволит материально стимулировать руководителей успешных предприятий, выплачивая им процент от прибыли.
Кроме того, по словам министра, избавляться от убыточных предприятий морской отрасли планируется путем их присоединения к прибыльным.
Т.о. Минтранссвязи продолжит курс на укрупнение предприятий. Так, Генический МТП уже включен в состав Бердянского МТП, а Усть-Дунайский МТП планируется присоединить к Измаильскому МТП. Кроме того, по словам директора Укрморречлота В. Работнева, Государственное Азовское главное морское агентство Инфлот планируется присоединить к Мариупольскому МТП.
И. Винский сообщил, что система отраслевого управления в транспорте будет в дальнейшем совершенствоваться за счет создания при министерстве государственных администраций по отдельным видам транспорта. Министр отметил, что в настоящее время его заместители, курирующие отдельные направления транспорта, не имеют должного влияния на ситуацию в отрасли.
В рамках Коллеги И. Винский вручил благодарности начальнику Одесской ж/д И. Левицкому, директору Укррефтранса А. Пенькову, начальнику Ильичевского МТП Г. Скворцову и гендиректору ГП Украэрорух Ю. Чередниченко. Министр отметил их личный вклад в повышение эффективности использования госимущества и развитие предприятий по итогам работы в 1 полугодии 2008 г.
Средняя зарплата на предприятиях Минтранссвязи в 1 полугодии 2008 г. увеличилась на 37,1% и достигла 2132,7 грн. На предприятиях Госавиаадминистрации средняя зарплата составляет 4667,95 грн. (+31%), Укрзалізниці — 2393,6 грн. (+37%), Укрморречфлота — 2154,6 грн. (+33,4%), Укравтотранса — 1933 грн. (+30%), Госсвязи — 995,3 грн. (+43,3%).
На заседании отмечалось, что за отчетный период предприятиями Минтранссвязи освоено 8,5 млрд грн. капитальных инвестиций, в т.ч. 4,9 млрд грн. (+29,5%) за счет собственных средств. Удельный вес собственных инвестиций предприятий достигает 57,6%. Средства государственного и местного бюджетов составили 818 млн грн. (-14,8%), кредитные средства — 900 млн грн. (-58,4%), др. источники — 1,918 млрд грн. (рост в 3 раза).
Укрзалізниця за 6 месяцев т.г. закупила 126 новых пассажирских вагонов, 8 электропоездов и 4 рельсовых автобуса. До конца 2008 г. планируется закупить 76 пассажирских и 3,3 тыс. грузовых вагонов.
В то же время, руководство Минтранссвязи считает, что Укрзалізниця провалила работы по обновлению грузового подвижного состава.
Гендиректор Укрзалізниці В. Мельничук, в свою очередь, эти обвинения отвергает и заявляет, что закупки грузовых вагонов осуществляются согласно графику. По его словам, в июне т.г. были минимальные недопоставки вагонов в размере 25—30 ед., но в июле т.г. это отставание должно быть ликвидировано.
Глава Укравтодора сообщил, что в 1 полугодии 2008 г. на ремонт и эксплуатационное содержание автодорог выделено 1,954 млрд грн. (+21,5%). В целом объемы выполненных дорожных работ в сравнении с 1 полугодием 2007 г. выросли почти на 13% — до 2,33 млрд грн.
При этом работы на сумму 1,221 млрд грн. выполнены на автодорогах общегосударственного значения. На строительстве дорог освоено 379,2 млн грн., выделенных из госбюджета, что составляет 100% от плана и на 80,7 млн грн. меньше, чем за аналогичный период 2007 г.
И. Винский отметил, что Минтранссвязи будет расторгать договоры с компаниями, которые некачественно выполняют дорожно-строительные работы. Такие компании будут заноситься в черный список для того, чтобы они не могли больше работать в Украине. Эти списки в ближайшее время будут опубликованы на веб-сайте Минтранссвязи.
В Одесском, Мариупольском, Николаевском, Керченском, Ялтинском МТП и МТП Южный проводятся реконструкция и модернизация причалов. Херсонский МТП и Мариупольский МТП приобрели и ввели в эксплуатацию новые современные портальные краны.
ГП Украэрорух постоянно усовершенствует и увеличивает количество технических средств обслуживания воздушного пространства, например, новой модульной аэродромно-диспетчерской башни на аэродроме Бельбек в Севастополе. Для улучшения характеристик систем наблюдения и уменьшения эксплуатационных затрат введены новые радиолокационные системы в аэропортах Борисполя, Симферополя и Львова.
В 2008 г. Минтранссвязи будет отрабатываться система мероприятий, которая может изменить подходы в вопросах инвестирования. Речь идет, в частности, о внедрении определенных изменений в тарифную политику, сферу амортизационных отчислений, благодаря которым хоздеятельность предприятий может стать более эффективной.
В заключительной части заседания Коллегии обсуждался проект Госпрограммы реформирования ж/д транспорта на 2008—2015 гг.
Презентацию Программы провел директор Департамента ж/д транспорта Минтранссвязи М. Макаренко.
По его данным, реформа ж/д отрасли предусматривает переход на вертикально интегрированную форму управления, т.е. при изменении статуса и функций ж/д в ее управлении остаются только объекты инфраструктуры.
В ходе обсуждения Программы развернулась полемика относительно выбора организационно-правовой формы единого субъекта хозяйствования, на который будут возложены функции ж/д администрации.
М. Макаренко считает, что наилучшей формой собственности является акционерная, но она может быть только при наличии жесткого госрегулирования и соответствующей законодательной базы. В ближайшие минимум 3 года ни того, ни другого не появится, поэтому, на 1-м этапе реформирования следует создать ГП. В таком случае необходимо лишь внести изменения в 1 закон.
Министр транспорта и связи И. Винский добавил, что при необходимости можно достаточно быстро внести изменения в уставные документы, и ГП трансформируется в ГАК. При этом необходимость трехлетнего переходного периода между созданием ГП и ГАК министр объяснил тем, что правительство хочет избежать возможных упреков относительно намерений провести приватизацию ж/д отрасли.
Однако к дискуссии присоединился председатель Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины В. Ткачев, который заявил, что создание ГП не решит проблем ж/д транспорта, а лишь на несколько лет затормозит реформирование отрасли и приведет к упадку социальной сферы. По мнению профсоюзов, безальтернативным путем реформирования является опыт Европы, РФ, Казахстана и стран Балтии, в соответствии с которым может быть создана ГАК, в которой государству будет принадлежать 100% акций (без права продажи).
В. Ткачев полагает, что создание ГП не сможет решить вопрос привлечения инвестиций, необходимых для обновления подвижного состава и путей. В случае создания ГП ни один инвестор не отдаст ни копейки такой структуре, убежден он.
Позицию профсоюзов на заседании поддержали и железнодорожники, в т.ч. руководитель Укрзалізниці В. Мельничук.
Реформирование железнодорожной отрасли будет осуществлено в 2 этапа, такое решение после продолжительной дискуссии было принято на заседании Коллегии Министерства транспорта и связи, возглавляемой министром И. Винским.
Государственная администрация железнодорожного транспорта может быть превращена в государственное предприятие с дальнейшей трансформацией в государственную акционерную компанию. При обсуждении стратегии реформирования и развития железнодорожного транспорта участники Коллегии, среди которых были и представители Укрзалізниці и железных дорог, определили, что наиболее приемлемой организационно-правовой формой единого субъекта хозяйствования, в которую может быть превращена Государственная администрация железнодорожного транспорта, является акционерная. Однако на сегодня для этого еще не создана соответствующая законодательная база, на подготовку которой требуется время. В то же время неудовлетворительное состояние железнодорожного транспорта (износ основных фондов, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень организации процесса перевозок и транспортного сервиса, информатизации и взаимодействия с другими отраслями экономики) требует кардинальных изменений.
Мы 10 лет говорим о реформировании отрасли. Время поставить точку в этом вопросе, — подчеркнул И. Винский.
В ходе дискуссии участники Коллегии пришли к согласию и поддержали программу реструктуризации железнодорожного транспорта с дальнейшей рыночной трансформацией отрасли в два этапа.
На первом (2008—2009 гг.) предполагается проведение структурной реформы, которая нуждается в разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов; размежевание на железнодорожном транспорте хозяйственных функций и функций госуправления отрасли путем передачи последних центральному органу исполнительной власти по вопросам транспорта и связи; создание Госдепартамента железнодорожного транспорта с функциями госуправления субъекта хозяйствования, реорганизация (слияние) Укрзалізниці, железных дорог и предприятий и создание на основе их ГП Украинские железные дороги как единого субъекта хозяйствования со статусом национального перевозчика грузов и пассажиров на украинском и международном рынках транспортных услуг, которое владеет инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечивает единство системы организации управления перевозками; создание организационно-правовых и экономических условий с целью дальнейшего формирования вертикальноинтегрированной организационной структуры по видам деятельности.
Второй этап (2009—2015 гг.) предусматривает создание нормативно-правовой и законодательной базы для преобразования ГП Украинские железные дороги и предприятий отрасли в субъекты хозяйствования, способные эффективно функционировать в условиях рыночной экономики на основе перехода к корпоративным принципам организации управления и соответственно реорганизацию ГП Украинские железные дороги в корпоративную структуру путем образования дочерних структурных подразделений, которые будут осуществлять отдельные виды коммерческой деятельности на железнодорожном транспорте по видам экономической деятельности, в т.ч. будут выполнять пассажирские перевозки и будут предоставлять услуги по ремонту технических средств и подвижного состава.
На этом же этапе планируется обеспечить единство инфраструктуры и перевозочного процесса грузовых перевозок в корпоративной структуре, созданной на основе ГП Украинские железные дороги, которое выполняет функции национального перевозчика, оставаясь собственником инфраструктуры, основной части локомотивного парка и имея в распоряжении около 50% парка грузовых вагонов.
Дальнейшие шаги в соответствии с директивами Европейского Союза — вывести из состава компаний непрофильные производства и предприятия, не связанные с железнодорожным транспортом. Осуществить их разгосударствление и создание на базе структур внешнего промышленного железнодорожного транспорта малодеятельных и узкоколейных участков, отдельных подъездных путей местных железных дорог. Планируется также развивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок за счет увеличения парка пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава частных компаний с доведением их доли до 10—15%, выход на рынок компаний операторов с собственным парком локомотивов и моторвагонного подвижного состава и развитие конкуренции в предоставлении услуг тяги.
Министр заверил, что представит эту стратегию реформирования и развития железнодорожного транспорта в КМУ, где она и получит окончательное одобрение.
М. Макаренко, в свою очередь, заявил, что создание ГАК уже на 1-м этапе не только не ускорит реформирование ж/д отрасли, но, наоборот, затормозит этот процесс еще минимум на 7 лет. Дело в том, что для такого шага требуется внести серьезные изменения в законодательство. Учитывая политическую ситуацию в стране, можно с уверенностью сказать, что быстро это сделать не получится. КМУ попросту не утвердит Программу, и реформы вообще остановятся. Создание на 1-м этапе переходной структуры в форме ГП позволит начать реформирование уже в ближайшее время. Кроме того, подчеркивает М. Макаренко, если, несмотря на противоречия в законодательстве, ГАК все-таки будет создана, то государство получит акции, но потеряет имущество. Дело в том, что в Украине можно найти немало примеров, когда имущество ГАК со 100% долей государства, даже без права продажи акций, полностью переходило под контроль частных структур.
Против немедленного создания ГАК выступил также замминистра транспорта и связи В. Бадагов.
Выслушав позиции всех заинтересованных сторон, министр предложил Коллегии одобрить Госпрограмму реформирования ж/д транспорта на 2008—2015 гг., чтобы направить ее на утверждение в КМУ. При этом на начальном этапе будет создано ГП, однако оно будет трансформировано в ГАК не через 3 года, как планировалось ранее, а как только это станет возможным с точки зрения законодательства Украины. И. Винский пообещал сделать все, от него зависящее, чтобы этот процесс максимально ускорить.