Итоги круглого стола по обсуждению обстоятельств и последствий аварии судна Нефтегаз-67

Итоги круглого стола по обсуждению обстоятельств и последствий аварии судна Нефтегаз-67
В заседании круглого стола приняли участие представители Минтранссвязи: первый замминистра В. Шевченко, замминистра В. Работнев, директор безопасности в отрасли Ю. Гержод, а также участники расследования аварии: начальник Госфлотинспекции А. Щипцов, замначальника Госфлотинспекции А. Шемелин, начальник Госинспекции по безопасности судоходства В. Репетей, замначальника ГП Дельта-лоцман Е. Гецевич, замгендиректора Регистра судоходства Украины А. Георга-Копулос, капитан МТП Южный Л. Чайковский.
В обсуждении активное участие приняли также научные работники и специалисты морской и судостроительной отрасли: профессор Одесской Национальной морской академии А. Шимякин, профессор Национального университета кораблестроения им. Адмирала Макарова В. Некрасов, представители компании-владельца судна Нефтегаз-67.
На заседании круглого стола, которое состоялось в Минтранссвязи 23.07.2008 г., рассматривались следующие вопросы:
— возможность избежать столкновения судов;
— наличие у экипажа шанса выжить;
— на каком этапе находится расследование обстоятельств катастрофы;
— к каким выводам пришли эксперты относительно причин аварии;
— итоги компенсации убытков семьям погибших.
Все эксперты убеждены, что шансы избежать столкновения были высокими. Фатальным стало стечение обстоятельств (если т/х Нефтегаз-67, стараясь избежать столкновения, повернул влево, то балкер Яохай — вправо), отсутствие между судами прямой связи, а также, возможно, профессиональная небрежность морских лоцманов. Начальник госфлотинспекции А. Щипцов сообщил, что эксперты изучают роль должностных лиц гонконгского центра регулирования движения судов (Vessel Traffic Center), поскольку, по его мнению, до сих пор нет четкого ответа на вопрос, сделали они все возможное для предупреждения столкновения, и сделали ли это надлежащим образом.
Украинские специалисты считают, что вследствие большой силы столкновения экипаж не способен был осуществлять необходимые для спасения судна и своей жизни действия. Для Нефтегаза-67 фатальным стало также то, что вследствие пробоины затопленными оказались сразу 2 отсека. Вместе с тем, официальная причина смерти членов экипажа до сих пор не названа.
При обсуждении стало известно, что столкновение судов произошло в зоне интенсивного судоходства, тем не менее суда, которые проследовали рядом с местом катастрофы и наблюдали ее, не остановились, чтобы предоставить помощь. Абсурдность этой ситуации дополняет игнорирование аварии вертолетом, который осуществлял патрулирование акватории.
Замминистра транспорта и связи—директор Госдепартамента морского и речного транспорта В. Работнев сообщил, что расследование обстоятельств столкновения судов ведется в трех плоскостях: судебная власть Гонконга занимается уголовным аспектом, страховые компании определяют виновного в ущербе, а государства, под чьими флагами находятся суда, изучают причины и обстоятельства аварии с целью недопущения катастрофы в будущем. В. Работнев подчеркнул, что Украина ведет интенсивное расследование, привлекая ведущих специалистов и значительные материальные ресурсы. Замминистра не исключает, что в случае, если из результатов расследования будет вытекать, что предупреждение аналогичной аварии будет требовать внесения изменений в регуляторные акты на национальном и международном уровне, то Украина будет вносить или предлагать такие правки.
В. Работнев также объяснил, что международный кодекс предостерегает от преждевременного разглашения свидетельских показаний и показаний участников аварии до тех пор, пока не будет объявлен официальный результат расследования. Поэтому он призвал СМИ с пониманием отнестись к тому, что в настоящее время украинские власти не всегда могут предоставить максимально полную информацию по указанному делу.
О трудностях, с которыми столкнулась украинская делегация в Гонконге, сообщил А. Щипцов. Особенно поражает то, что судоходная компания-владелец балкера Яохай отказалась от диалога, в котором должны были выяснить обстоятельства трагедии, а представленные материалы подготовила на местном диалекте китайского языка.
В ходе заседания также стало известно, что семьям погибших моряков будет выплачено 4 млн грн., из которых 842 тыс. грн. уже выплачено. Из расчета на семью компенсация составляет от 112 тыс. грн. до 759 тыс. грн. Представитель Черноморнефтегаза сообщил, что его компания воплощает в жизнь социальную программу поддержки семей погибших моряков. В частности, оплачивает пребывание сирот в детских садах, осуществляет поддержку при поступлении в профильные ВУЗы, трудоустройстве и т.п.
Подытоживая работу круглого стола, первый замминистра транспорта и связи В. Шевченко заявил, что его ведомство сделает все возможное, чтобы установить причины аварии и защитить позицию Украины согласно международным соглашениям.
Справка. Украинское грузовое судно Нефтегаз-67 столкнулось с китайским балкером Яохай 22.03.2008 г. в водах КНР. Вследствие аварии судно под флагом Украины затонуло. Из 25 членов экипажа удалось спасти только 7 чел. 27.04.2008 г. судно было поднято на поверхность.
22.08.2008 г. окружной суд Гонконга начнет рассмотрение дела по сути обстоятельств столкновения, а в течение следующих двух месяцев должно завершиться официальное расследование.