50-летие работы Ильичевского морского торгового порта:

50-летие работы Ильичевского морского торгового порта:
итог, позволяющий заглянуть в будущее
5 августа 1958 г. к причалу нового порта на Сухом лимане пришвартовалось первое судно с символичным названием Украина. Этот день стал началом производственной деятельности Ильичевского морского торгового порта, который в 2008 г. отмечает особый юбилей — первое 50-летие.
Ильичевский порт вошел в год 50-летия производственной деятельности с такими результатами. Суммарный грузооборот за предшествующие годы работы составил 570 млн т, в т.ч. металл — 114 млн т, машины и оборудование — 6 млн т, зерно — 80 млн т, руды — 58 млн т, масла — 18 млн т; порт обработал свыше 10,3 млн железнодорожных вагонов и 80 тыс. судов.
За этими цифрами — напряженный труд многих поколений портовиков Ильичевска, их личные трудовые победы, слившиеся в коллективный славный итог.
Сегодня Ильичевский морской торговый порт входит в первую десятку портов Черного моря, а по перевалке сухих грузов — в первую тройку. Ильичевск — это действительно порт международного значения, через который осуществляются внешнеторговые связи более чем со 100 странами мира.
Важнейшей характеристикой Ильичевского порта является его универсальность, что позволяет обеспечивать перевалку практически неограниченного диапазона грузов — генеральных, наливных, навалочных. При годовой мощности свыше 32 млн т порт способен принимать у причалов суда с осадками до 13,5 м длиной до 300 м.
Еще одной важнейшей характеристикой на протяжении всей производственной истории Ильичевского морского торгового порта была и остается способность к новаторству, к обновлению. Именно поэтому 2008 г. является годом еще одного юбилея: 35 лет назад, в 1973 г., порт переработал свой первый контейнер. А в 2003 г., через 45 лет после захода в порт первого судна с именем Украина, визитом в порт судна CMA CGM Украина открылся первый прямой сервис на порты Азии. Символично, что судно-новострой с таким важным для нас названием совершило тогда свой первый рейс. Сегодня Ильичевский порт является контейнерным портом Украины номер 1. Это единственный отечественный порт, по своим характеристикам позволяющий принять контейнеровоз емкостью 6000 TEU. Темпы роста переработки контейнеров через Ильичевский порт на протяжении первых восьми лет нового тысячелетия составляли от 30 до 60% ежегодно. В текущем году суммарная перерабатывающая способность порта составляет 1,1 млн TEU, переработка осуществляется на 5 причалах. Складские площади позволяют единовременно разместить до 18 тыс. груженых и 8 тыс. порожних TEU. Это в сочетании с параметрами причалов дало возможность с 2007 г. обеспечивать одновременный прием 3 океанских контейнеровозов емкостью свыше 5000 TEU длиной до 300 м.
О росте авторитета порта на рынке океанских контейнерных перевозок говорит расширение перечня контейнерных линий, организовавших прямые сервисы на направлении Азия—Черное море через Ильичевск. В 2007—2008 гг. планомерные усилия порта по развитию контейнерных мощностей увенчались успехом. Перечень прямых сервисов пополнили еще 5 совместных сервисов линий, входящих в первую мировую двадцатку глобальных контейнерных перевозчиков.
При этом в порту комфортно чувствуют себя не только трансокеанские перевозчики. Контейнерные линии, связывающие порты Красного, Средиземного, Черного и Азовского морей, также устойчиво закрепились в порту. Активное расширение присутствия в порту глобальных контейнерных перевозчиков при наличии фидерных контейнерных линий — важнейшая предпосылка создания в Ильичевске условий для трансшипмента.
Чтобы гарантировать клиентуре современный уровень сервиса, какого требует трансшипмент, Ильичевский порт планомерно повышает уровень производственного потенциала. В порту разработана и реализуется программа развития. Центральное место в программе отведено развитию контейнерных мощностей. Программой запланировано уже в ближайшие 5 лет поэтапно увеличить суммарные перерабатывающие возможности до 3,15 млн TEU. Это будет достигнуто за счет увеличения пропускной способности существующих мощностей и строительства 2 новых контейнерных терминалов.
В настоящий момент переработка контейнеров осуществляется на причалах 1, 3, 4, 5, 6. Эти причалы образуют практически непрерывную линию, за исключением причала № 2. Предполагается, что в ближайшее время причал № 2 также будет перепрофилирован под обработку контейнеров. В результате, при существующей мощности причалов 3, 4, 5, 6 на уровне 850 тыс. TEU и доведении мощностей причалов 1—2 до 1300 тыс. TEU, суммарная перерабатывающая способность единой линии контейнерных причалов с 1-го по 6-й составит 2,15 млн TEU в год.
Новый контейнерный терминал будет построен в районе дислокации причала № 22 порта. На прилегающей территории развития спроектирован контейнерный терминал мощностью 850 тыс. TEU в год. Этот терминал будет располагать собственным выездом, связанным с магистральной автодорогой. В условиях развития контейнерооборота порта важность автодорожной инфраструктуры соответствующего уровня трудно переоценить.
И, наконец, объект, абсолютно логично дополняющий мультимодальный комплекс порта. Этот контейнерный терминал будет способен перерабатывать до 150 тыс. TEU в год. Процесс контейнеризации не оставил в стороне и те грузы, которые перевозились ранее в вагонах железнодорожными паромами в направлениях Ильичевск—Варна, Поти, Батуми, Дериндже. Поэтому, кроме железнодорожно-паромного сообщения, связывающего через Ильичевск страны Закавказья с Евросоюзом, будет обеспечена обработка контейнерных грузов.
Будучи портом, способным обрабатывать практически любые грузы, Ильичевский порт располагает специализированными комплексами, аналогов которым нет на Черном море. Это железнодорожная паромная переправа и комплекс по переработке автотехники накатным способом. Поэтому переработка контейнеров и последующая организация их трансшипмента — не единственное направление рыночной активности Ильичевского порта.
Комплекс Ильичевского порта по обслуживанию грузов ро-ро является самым крупным в Черноморском регионе и находится в составе мультимодального комплекса. Он способен обслуживать автопаромы с осадкой до 9 м, имеет складскую территорию емкостью 5575 легковых автомобилей. О высоком качестве предоставляемых услуг по перевалке автомашин через терминал можно судить по тому, что комплекс принимает автомашины производителей с мировыми именами, таких как Форд, Тойота, Хюндай, Рено, Митсубиши и др. Отправка автомашин с комплекса осуществляется двумя способами: автотранспортом и железной дорогой. Благодаря оригинальным техническим решениям, профессионализму и слаженной работе, порт уже сегодня технически способен ежесуточно отгружать получателям до 1,5 тыс. автомашин. Темпы роста объемов переработки автотехники ежегодно увеличиваются в два и более раз. Так, в 2006 г. перегружено 40 тыс. а/м, за 2007 г. — 117 тыс. а/м и практически столько же автомобилей перегружено портом за первое полугодие 2008 г. Ввод новой складской площадки емкостью 5 тыс. автомашин, построенной за счет средств частного инвестора, позволил увеличить пропускную способность вдвое. Предполагается в рамках программы развития довести пропускную способность до 400 тыс. легковых автомобилей в год.
Порт также сохраняет прочные позиции в сегменте перевалки практически любых генгрузов: оборудования, тяжеловесов и негабаритов, грузов в любой таре и упаковке, металлопроката любых сортаментов, труб и чугуна. Общие возможности порта по переработке данных товарных групп — одни из крупнейших в регионе и находятся на уровне 6,5 млн т в год.
Порт располагает современными мощностями для переработки наливных грузов. Так, полная пропускная способность порта по экспорту и импорту растительных масел с учетом мощностей припортовых заводов — более 3 млн т в год. На период до 2010 г. планируется ввести в эксплуатацию заводы по переработке тропических масел и сои, элеваторы сои и шрота с необходимым оборудованием.
Ильичевский топливный терминал мощностью 3,23 млн т/год предназначен для приема нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин, мазут, нефть) с ж/д транспорта, хранения и отгрузки на морской транспорт. Для швартовки и обработки танкеров используется причал длиной 290 м с глубиной 12 м.
Комплекс по перегрузке сжиженных газов (его 1-я очередь) имеет мощность 220,0 тыс. т в год. После выхода на проектные характеристики мощность комплекса достигнет 1,2 млн т в год.
Кроме развития мощностей порта по перегрузке генеральных и наливных грузов, существует ряд уже реализованных и перспективных проектов развития мощностей по перевалке навалочных грузов. В порту успешно действует элеватор для зерновых, годовая мощность которого составляет 6,2 млн т. Мощности по переработке руд и ЖРК доведены до 2,1 млн т, а по переработке серы и удобрений — до 1,2 млн т в год. Сера сегодня является вторым по значимости и объемам грузопотоком среди навалочных грузов после руды. Переработка серы осуществляется на двух причалах. Выгрузка из полувагонов и погрузка на суда производится восемью портальными кранами, работающими в грейферном режиме. 6 бунтов обеспечивают единовременное хранение 87,5 тыс. т серы. На сегодняшний день комплекс обеспечивает выгрузку 100 вагонов в сутки. В ближайшей перспективе порт планирует увеличить переработку этого груза до 2 млн т в год.
Наиболее интересным из перспективных проектов является развитие терминала по перевалке импортной марганцевой и никелевой руды на базе причала № 10, а также создание комплекса по перевалке ЖРК в тылу причалов № 11, № 12. В сегменте переработки импортных руд Ильичевск занял практически лидирующую позицию, закрепив за собой половину грузопотока, проходящего через порты Украины. При этом Ильичевск — единственный украинский порт, где переработка данного груза осуществляется в условиях спецкомплекса. Для освоения грузопотоков импортных руд портом были выделены и специализированы в отдельный перегрузочный комплекс два причала общей длиной 420 м и глубиной 11,5 м. Благодаря достаточным глубинам порт обеспечивает постановку судов с импортными рудами к причалам без дорогостоящей предварительной выгрузки на рейде до проходной осадки. Комплексная схема механизации при существующей компоновке позволяет одновременно обрабатывать 2 судна 4—5 судовыми технологическими линиями каждое. Достигнута валовая интенсивность обработки судна на уровне 15—18 тыс. т/сутки.
Ильичевский порт разработал проект расширения и модернизации существующего навалочного комплекса. Новый терминал будет универсальным, позволит использование в реверсном режиме, т.е. как для отгрузки экспорта, так и для приема импорта. Суммарная мощность комплекса составит 8 млн т/год. Ввод в действие терминала позволит обрабатывать современные балкеры дедвейтом до 80 тыс. т в течение 2—3 суток, откроет новые современные портовые ворота для украинского экспорта и российского транзита железорудного сырья.
За эти полвека Ильичевский порт прошел большой путь в своем развитии, вырос из одного причала в мощный универсальный портовый комплекс. Все эти годы порт был открыт для сотрудничества, внедрения новых интересных идей. И сегодня порт не только подводит итоги, но на основе накопленного опыта и прогноза рыночной среды строит обоснованные планы развития. В целом их реализация позволит довести годовую пропускную способность ГП Ильичевский морской торговый порт до 40—45 млн т.
Реализация запланированных проектов позволит превратить Ильичевский порт в крупный современный транспортный узел для обслуживания морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, достойно представляющий Украину на высококонкурентном рынке портовых услуг, позволяющий более полно реализовать на практике потенциальные возможности Черноморского региона.
ГП Ильичевский морской торговый порт
пл. Труда, 6, г. Ильичевск, Одесская обл., 68001, Украина
тел.: +38 (048) 7608600, факс: +38 (0482) 7600606
e-mail : [email protected]

http://ilport.com.ua