Почему пластик упрямится

Особенности использования платежных карт в торговых сетях, банкоматах и за рубежом
В периоды массовой отпускной миграции особенную актуальность приобретает вопрос о том, сколько денег брать с собой на отдых, в командировку, поездку к родственникам и т.п. и как их везти с собой. Наиболее удобный и безопасный способ пластиковая карточка. Однако и в обращении с ней необходимы минимальные знания и навыки.
Основные правила использования карточки
Их несколько, и помнить о них надо независимо от того, где используется карта в Украине или за ее пределами.
Правило первое: для оплаты товаров и услуг пользуйтесь картой везде, где только можно ведь при безналичном расчете комиссия не снимается, а при обналичивании удерживается (детальнее об этом ниже). А определить, можно ли использовать карту, очень просто: на входе в торговую или сервисную точку обязательно размещены логотипы тех платежных систем, карты которых здесь обслуживаются. Поэтому просто обратите внимание на дверь супермаркета, и если увидите знакомое VISA или MasterCard, можете смело рассчитывать на безналичный расчет.
Правило второе: все операции по карте должны происходить только в пределах вашей видимости. Никаких подковерных действий со стороны кассира. При вас он должен провести карту через POS-терминал, набрать последние четыре цифры номера карты, получить авторизацию (согласие банка на оплату операции) и три чека (один из них он должен выдать вам со своей подписью) и вернуть вам карту. Чек об операции надо хранить 90 дней. Кроме того, советуем регулярно проверять остаток на своем счету. Например, после воскресных закупок просуммировать суммы по всем чекам, взять в банкомате баланс и сверить, совпадает ли сумма остатка с первоначальной суммой минус потраченные по чекам. Если нет, звонить в банк. Единственное, что стоит учесть: если по дебетной карте баланс дается сразу, то по кредитной он может запаздывать на день-два. Поэтому если вы расплачивались кредиткой, то для окончательного сведения дебета с кредитом подождите пару дней (чтобы информация попадала из банка в банк, необходимо время).
Правило третье: все операции, оплачиваемые по безналичному расчету (т.е. картой), для потребителя бесплатны. Другими словами, с вас не берется никакая комиссия, даже в том случае, если терминал принадлежит не тому банку, который эмитировал карту. Банки между собой потом сами рассчитаются, а вот клиент платить за обслуживание ничего не должен.
Если денег не дали
Но, как и в любом деле, в карточном бизнесе бывают недоразумения. В частности, вы обратились за наличными (в отделение банка или банкомат), а вам отказали. Причин для этого может быть несколько: на счету недостаточно средств (тогда надо взять баланс и заказать меньшую, доступную к снятию сумму); карта уже недействительна, т.к. срок ее действия закончился (он указан на лицевой стороне, под номером); магнитная полоса карты повреждена, и банкомат или картридер не считывает с нее информацию (это может быть даже заметно невооруженным глазом); лицевая сторона карты или подпись владельца повреждены; неисправно считывающее устройство (это можно проверить, только попробовав снять деньги в другом банкомате или картридере); отсутствует связь с процессинговым центром банка, и авторизация просто невозможна; сумма, которую вы просите, превышает дневной лимит по выдаче наличных (в каждом банке он может быть другим, но в среднем это приблизительно полторы тысячи гривен).
Лучше поискать другой банкомат, а если отказ повторится, звонить в центр клиентской поддержки, телефон которого указан на обороте пластиковой карты.
Но остаться без денег можно и по другой причине. С картой надо обращаться осторожно и при хранении учесть: механические повреждения магнитной полосы (например, царапины) могут сделать карту непригодной к работе; такое же действие оказывают сильные электромагнитные поля, создаваемые телевизорами, видеоаппаратурой и т.п. Полоса просто размагничивается, и карту придется менять; карта боится прямых солнечных лучей, открытого огня и других источников сильного тепла.
К банкомату со всем уважением
Общение с банкоматом тоже требует внимания и навыков. Например, никогда не вставляйте карту в прорезь, предварительно не убедившись, что там нет никаких посторонних приспособлений.
Если же вам понадобилась выписка об остатке денег на счете или по личному счету, ее можно получить в банкомате. После ввода ПИН-кода надо выбрать опцию Выписка (отчет о том, как вы снимали деньги с карты) или Остаток (сколько денег на счету). При запросе последней операции после звукового сигнала и соответствующей команды вначале возвращается карточка, а затем распечатывается справка об остатке с указанием суммы текущего баланса. При операции Выписка вначале распечатывается квитанция о последних операциях по счету с указанием суммы баланса, а затем, после звукового сигнала, выдается карточка.
Второй важный момент в общении с электронным кассиром это снятие наличных.
За это удовольствие мы платим комиссионные в соответствии с тарифами этого банка. Их размер надо уточнить у сотрудника банка.
Если валюта прикрепленного к карте основного личного счета владельца карты отличается от валюты обналиченных им по карте денег, списание денежных средств с этого счета производится путем конвертации валюты обналиченных денег в валюту счета по курсу на день обработки операции в банке.
И помните, что неверно ввести ПИН-код можно только два раза, на третий банкомат просто изымет карточку. Тогда надо позвонить в центр клиентской поддержки и объяснить ситуацию. Когда, где и как ее можно будет забрать, вам сообщат. Если же вы просто забыли свой ПИН-код и нет никакой недежды вспомнить злополучные четыре цифры, надо подать в банк заявление о перевыпуске карты, так как ПИН-кода не знает никто, кроме владельца.
Кстати, не мешкайте: и карту, и деньги необходимо забрать в течение 20 секунд после их выхода из банкомата, иначе они будут им возвращены в АТМ как невостребованные.
Кстати
Карта бронирует гостиницу
Пластиковая карта может быть использована в самых неожиданных для повседневной жизни ипостасях. Например, как средство для бронирования мест в отелях. Итак, если вы звоните в гостиницу и бронируете номер на какой-то срок, надо сообщить номер карты и срок ее действия, и потом подтвердить свой заказ по факсу. Вам должны ответить (также по факсу или по телефону), указав при положительном результате стоимость и номер брони. Как правило, такой ответ должен поступить из отеля в течение суток.
Если планы изменились, надо обязательно отменить бронирование, иначе со счета будут списаны средства, равные стоимости номера за сутки. Вы можете сделать так называемое гарантированное резервирование номера на какой-то период времени отель весь срок будет держать номер для вас. Но карточный счет уменьшится на сумму, равную плате за весь срок резервирования.
Если отель забронирован, то при поселении у вас попросят вашу карту или предложат оставить денежный депозит (залог) за время пребывания.
Обязательно учтите: при предъявлении карты отель заблокирует у вас на счете сумму, равную стоимости проживания весь срок. Кроме того, платежи могут догнать вас уже по отъезде. Как правило, хорошие отели имеют некоторую степень доверительности в отношениях с клиентами, и клиенту не отказывают в услугах после произведенной оплаты за проживание (когда, например, все оплачено вечером, а он уезжает рано утром) пользование барами, междугородные телефонные переговоры и пр.
Счета за эти услуги приходят с некоторой задержкой, и поэтому соответствующие суммы списываются с карточного счета через некоторое время.
Поэтому прежде чем окончательно расплатиться за проживание в гостинице, потребуйте от администрации при вас разблокировать сумму, заблокированную при оформлении в отеле. Если этого не сделали, то по правилам международных платежных систем деньги будут оставаться заблокированными еще в течение 30 дней.