Медицину переделят. Лайфовые СК хотят отбить у рисковых компаний медицинское страхование

Финансисты намерены задействовать весь свой лоббистский потенциал для продвижения нового законопроекта, вносящего изменения в Закон О страховании. Его одобрил Совет по страхованию жизни при Лиге страховых организаций. Мы подали документ в Госфинуслуг и одновременно через народных депутатов планируем внести его в парламент, сообщила ДС председатель правления компании Просто-страхование. Жизнь и пенсия Галина Третьякова.
Специалисты выделяют несколько новаций, предлагаемых новым документом. Одна из них это введение классификации страхования жизни. В нее включается страхование жизни, пенсионное страхование (предусматривающее выплаты по достижении определенного возраста), страхование на случай указанного в договоре события (например, рождение ребенка, вступление в брак, поступление в вуз, увольнение с работы), инвестиционное и долгосрочное страхование здоровья. По действующему Закону О страховании предусмотрено только долгосрочное страхование жизни (сроком от 10 лет), обязательно предусматривающее риск смерти. Из-за этого лайфовые СК вынуждены в каждый свой долгосрочный полис включать риск смерти клиента, а клиент, заинтересованный только в накоплении, переплачивать за ненужную услугу: в среднем по рынку такая переплата достигает 10% базового тарифа. На рынке назрели вопросы сегментирования лайфового страхования как самостоятельной отрасли. Лайфовое и нелайфовое страхование это принципиально разные виды деятельности. У нас разные требования к резервам и иная природа их сбережения и приумножения, пояснил ДС ситуацию глава правления СК Дженерали Гарант Страхование Жизни Станислав Гоцуляк.
К числу спорных новаций, предлагаемых законопроектом, эксперты относят введение долгосрочного страхования здоровья. Сейчас этот вид является прерогативой рисковых СК, и все, что могут себе позволить изобретательные лайфовые компании, это продажу суррогатные продуктов. Они предлагают страхование на случай критического заболевания, госпитализации или других схожих рисков. Такие программы с оговорками можно считать конкурирующими с программами добровольного медстрахования, говорит начальник отдела продаж компании УНИКА Жизнь Алла Завалий.
Не в восторге от таких хитростей лайфовых СК не только их конкуренты (рисковые СК), но и клиенты. Ведь, покупая суррогат, они получают выплаты лишь по факту страхового события, тогда как в классическом ДМС страховщик выступает посредником между гражданами и медицинскими учреждениями, напрямую оплачивая медицинские расходы. Кроме того, компании, специализирующиеся на страховании жизни, по закону должны добавлять к медицинским рискам страхование, связанное со смертью или накоплением. Осуществляя страхование жизни от несчастного случая, лайфовые компании обязаны продавать эти полисы в пакете с накопительными видами страхования. Такой подход не имеет под собой никакого объективного обоснования, подчеркнул в разговоре с ДС глава правления компании АЛІКО АІГ Життя Андрей Пикула. В соответствии с новым законопроектом по договору долгосрочного страхования здоровья клиент сможет покрыть расходы, связанные с пребыванием в больнице, оплатой диагностики и лечением критических заболеваний, определенных договором, а также компенсировать потерю дохода из-за болезни либо несчастного случая. По сути, это грозит рисковому сегменту потерей части клиентов. Долгосрочные программы, в которых премии накапливаются для клиента, страхователи могут предпочесть краткосрочной страховой медицине, в которой неиспользованный платеж отходит в пользу страховщика. Причем отбивать клиентов у своих рисковых коллег лайфовые СК планируют по всем фронтам. Для нас будет интересным как ритейловый, так и корпоративный сегмент долгосрочного страхования здоровья, объяснил ДС Станислав Гоцуляк.
Клиентам всучат ИСИ
Не менее важное новшество, прописанное в новом законопроекте, внедрение в Украине инвестстрахования. Оно предполагает покрытие страховых резервов сертификатами ИСИ: клиент сможет самостоятельно выбирать, в какие именно инвестфонды СК станет направлять его платежи. Сами же виды институтов совместного инвестирования, в сертификаты которых мы сможем инвестировать деньги клиентов, определит Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, рассказала ДС Галина Третьякова. Потенциально доходность по инвестиционным полисам может в разы превышать текущие заработки страхователей. Правда, лишь в случае активного развития в стране фондового рынка, как это было в 2007 г. Например, инвестдоход участников рынка страхования жизни за прошлый год составлял порядка 10% годовых, а институтов совместного инвестирования 200%. Мы считаем, что размещение страховых резервов в ценные бумаги ИСИ позволит значительно повысить доходность резервов в целом, поделилась с ДС директор департамента приватбанкинга компании Сократ Елена Колосветова. В этом году, правда, инвестфонды не радуют граждан, вгоняя их в убытки. С начала 2008 года только голубые фишки в Украине подешевели в среднем на 3540%, при этом усредненные потери публичных ПИФов составили за первое полугодие 1520%, а закрытых КИФ около 30%, говорит генеральный директор КУА Инэко-Инвест Олег Морква. Эксперты допускают коррекцию законопроекта еще до его регистрации в Верховной Раде. Мы поддерживаем идею введения инвестстрахования. Но таким договором должна быть предусмотрена гарантированная сумма на случай смерти страхователя. Также мы считаем, что к СК, которые займутся инвестиционным страхованием, следует ввести дополнительные требования по платежеспособности и раскрытию информации, рассказал ДС глава Госфинуслуг Валерий Алешин.
В целом же шансы принятия законопроекта специалисты оценивают высоко: с одной стороны, страховщики рассчитывают на свой лоббистский потенциал в парламенте, с другой на перспективы, открываемые для лайфового рынка новым документом. До сих пор эта услуга не пользвалась значительным спросом среди украинцев: по данным Госфинуслуг, на начало 2008 г. свою жизнь застраховали всего 5% граждан, принеся СК 783,8 млн грн. премий. После принятия законопроекта страховщики менее чем за год собираются нарастить объемы сборов по этому виду в два раза и продать полисы уже 10% украинцев.