О состоянии выполнения Государственной комплексной программы развития авиапромышленности Украины на период до 2010 г. и первоочередных задачах развития отечественного авиастроения

О состоянии выполнения Государственной комплексной программы развития авиапромышленности Украины на период до 2010 г. и первоочередных задачах развития отечественного авиастроения
Решение СНБО от 30.05.2008 г.

Рассмотрев состояние выполнения Государственной комплексной программы развития авиапромышленности Украины на период до 2010 г. и основные проблемные вопросы развития отечественного авиастроения, а также соответствующие выводы и предложения Межведомственной комиссии СНБО Украины и изучив ситуацию, сложившуюся вокруг ГАК Авиация Украины, СНБО констатирует, что в результате невыполнения в 2005—2007 гг. КМУ значительной части задач, предусмотренных Указом Президента Украины от 27.05.2005 г. № 850 О неотложных мероприятиях по развитию авиастроительной отрасли, ситуация как вокруг ГАК Авиация Украины, так и в целом в авиастроительной отрасли государства продолжает ухудшаться. Учитывая снижение научно-технического и технологического потенциала отрасли, нарастающее научно-технологическое отставание Украины в этой сфере от развитых государств, неэффективность механизмов стимулирования инновационной деятельности, низкую конкурентоспособность продукции отрасли, усиливаются угрозы национальным интересам и безопасности государства.
КМУ не обеспечена прежде всего реализация главной задачи — роста производства и продажи украинской авиатехники. За 2002—2007 гг. Госпрограмма развития авиапромышленности профинансирована из госбюджета лишь на 19,8%, отдельная бюджетная программа господдержки самолетостроения через механизм удешевления кредитов была введена только с 2007 г. Это привело к фактической остановке серийного производства самолетов, отставанию авиастроительной отрасли от мирового уровня в научно-исследовательской, проектной и производственной сферах, сокращению количества высококвалифицированных специалистов в этой отрасли.
Дестабилизирующим фактором является неэффективное управление объектами госсобственности авиастроительной отрасли со стороны Минпромполитики Украины. Образованный с целью объединения разработчиков и производителей авиатехники в единый комплекс с централизованным управлением ГАК Авиация Украины не имеет реальных рычагов влияния на предприятия-участников Концерна, иногда встречает противодействие со стороны отдельных участников Концерна относительно реализации положенных на него задач. Это привело к низкой эффективности использования бюджетных средств и средств, полученных от производственной, коммерческой, торговой и другой хоздеятельности, предприятиями-участниками Концерна, а также срыву выполнения внешнеэкономических контрактов по производству и поставке иностранным государствам самолетов, комплектующих к ним и др. оснащения, что наносит ущерб авторитету Украины на международных рынках авиатехники.
Для обеспечения эффективного развития авиапромышленности Украины СНБО Украины решил: признать необходимым осуществление неотложных мероприятий по обеспечению утверждения в установленном порядке Стратегии развития отечественной авиапромышленности и гражданской авиатехники на период до 2020 г., которая бы определила на долгосрочный период, в частности: политику в авиаотрасли относительно производства конкурентоспособной продукции с учетом присоединения Украины к ВТО; стратегические направления модернизации и развития производственного, конструкторского, научно-исследовательского и кадрового потенциала отрасли; мероприятия по ускорению инновационного развития отрасли, заключению соответствующих соглашений о стратегическом партнерстве и обеспечении разноплановых прикладных научных исследований с участием иностранных партнеров; направления усовершенствования организационно-управленческой системы и научно-проектной структуры кооперации.
КМУ поручено:
— разработать с привлечением НАНУ и обеспечить утверждение в месячный срок в установленном порядке Стратегии и после ее утверждения:
— проработать вопрос относительно особенностей корпоратизации предприятий авиаотрасли Украины;
— разработать и утвердить план антикризисных мероприятий по финансовому оздоровлению и восстановлению эффективной работы предприятий авиаотрасли, в котором предусмотреть, в частности, вопрос относительно предоставления ХГАПП и ГП Киевский авиационный завод Авиант ОАО Государственный экспортно-импортный банк Украины среднесрочных и долгосрочных кредитов под госгарантии;
— разработать и утвердить Госпрограмму обновления парка отечественных авиакомпаний самолетами типа Ан-140 и Ан-148 на период до 2015 г. и ввести механизмы стимулирования украинских авиаперевозчиков относительно приобретения ими самолетов отечественного производства;
— подготовить и внести в двухмесячный срок после утверждения Стратегии изменения в Государственную комплексную программу развития авиапромышленности Украины на период до 2010 г., в т.ч. относительно мероприятий поэтапной интеграции украинского самолетостроения в мировую авиапромышленность, гармонизации отраслевой нормативно-технической и правовой базы с требованиями соглашений ВТО;
— осуществить в двухмесячный срок в установленном порядке мероприятия по повышению эффективности деятельности ГАК Авиация Украины, в частности, путем предоставления Концерну дополнительных полномочий относительно управления предприятиями-участниками Концерна, передачи предприятий-участников Концерна в сферу управления Концерна, возложив в связи с этим на него соответствующие полномочия относительно управления указанными объектами госсобственности, разработки стратегии развития госпредприятий-участников Концерна; осуществления контроля за деятельностью предприятий-участников Концерна; проведения мониторинга финансовой деятельности предприятий-участников Концерна, в т.ч. выполнения показателей их финансовых планов; контроля за использованием переданного в аренду госимущества предприятий-участников Концерна; участия в подготовке и заключении международных договоров относительно указанных объектов госсобственности;
— осуществить в двухмесячный срок комплекс социально-экономических и других мероприятий, направленных на: восстановление профессионально-технического обучения работников, усовершенствование системы подготовки инженерно-технических и научных кадров для авиационной промышленности; обеспечение комплектования производственной сферы авиастроительных предприятий инженерно-техническими и рабочими кадрами, в т.ч. закрепление молодых рабочих, инженеров, конструкторов, ученых на предприятиях отечественной авиапромышленности;
— обеспечить до 1.10.2008 г. с участием всех заинтересованных сторон подготовку проектов законов и других нормативно-правовых актов относительно поддержки авиапромышленности;
— осуществить в 2008 г. мероприятия по заключению соглашений о стратегическом сотрудничестве с иностранными партнерами в авиастроении.