Итоги межведомственного совещания по предварительным результатам расследования обстоятельств и причин столкновения судна Нефтегаз-67 и балкера YAO HAI

Итоги межведомственного совещания по предварительным результатам расследования обстоятельств и причин столкновения судна Нефтегаз-67 и балкера YAO HAI

Межведомственное совещание прошло 25.06.2008 г. под председательством первого замминистра транспорта и связи В. Шевченко. В совещании приняли участие эксперты профильных предприятий, учреждений и организаций Минтранссвязи, Минтопэнерго, Минобразования и науки.
По результатам проведенного расследования украинские эксперты пришли к таким выводам относительно причин аварийного морского происшествия (которые являются предварительными):
— нарушение Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72) капитаном балкера YAO HAI (7 правил) и капитаном судна Нефтегаз-67 (3 правила);
— береговые службы Морского департамента правительства Гонконга не обеспечили надлежащего взаимодействия с судами для предупреждения столкновения судов;
— капитан балкера YAO HAI не обеспечил должного управления судном;
— капитан балкера YAO HAI и капитаны др. судов, которые находились в районе катастрофы, не предостаили помощи членам экипажа судна Нефтегаз-67.
Эксперты отмечают, что существенным препятствием для окончательного установления причин аварии является отсутствие информации по отдельным принципиальным вопросам от Морского департамента правительства Гонконга (в т.ч. о местных правилах плавания, Положения о центре управления движением судов, курсограммы и информации прибора регистрации данных о рейсе балкера YAO HAI и т.п.).
Участниками совещания высказана общая мысль относительно таких обстоятельств расследования.
Относительно нормативного обеспечения расследования аварийного морского происшествия
Учитывая то, что авария произошла в территориальных водах иностранного государства при участии судов под флагами Украины и КНР, расследование проводится на основании Международного кодекса по расследованию морских аварий и инцидентов, принятого Резолюцией А. 849 (20) Международной морской организации.
Справка. Международным кодексом в случае аварии, к которой причастны суда нескольких государств, такие государства определяются как существенно заинтересованные.
В случае аварии судна Нефтегаз-67 существенно заинтересованными государствами являются: Украина и КНР как государства флага судов, Гонконг как государство, в территориальных водах которого произошла авария.
По взаимной договоренности существенно заинтересованных государств руководство расследованием поручено Морскому департаменту правительства Гонконга.
Относительно мероприятий, проведенных украинской стороной в рамках расследования аварийного морского события
Применение Кодекса не исключает проведения Украиной собственного расследования, которое осуществляется Правительственной комиссией согласно распоряжению КМУ от 23.03.2008 г. № 499-р.
К выполнению необходимых исследований и предоставлению независимых экспертных выводов в рамках расследования аварийного морского события привлечены Одесская национальная морская академия Минобразования; Национальный университет кораблестроения им. адмирала Макарова; ГП Дельта-лоцман.
Предприятиями Минтранссвязи совместно с ГАК Черноморнефтегаз Минтопэнерго организован и проведен натурный эксперимент в акватории Керченского пролива с однотипным судном Нефтегаз-68 с целью оценки маневровых характеристик судна и оценки возможных действий капитана судна Нефтегаз-67 относительно выполнения последнего маневра в условиях, которые предшествовали столкновению судов.
Относительно полноты базы вещественных доказательств и материалов расследования аварийного морского события
Эксперты обращают внимание на недостаточность у украинской стороны вещественных доказательств и материалов, которые находятся в распоряжении Морского департамента правительства Гонконга и КНР.
Справка. В соответствии с п. 9.1 Кодекса существенно заинтересованные государства, которые сотрудничают в расследовании аварии, имеют право принимать участие в расследовании, в т.ч. подвергать допросу свидетелей, получать и исследовать доказательства, получать копии документов, протоколов, показаний свидетелей и окончательного доклада о расследовании.
Тем не менее, несмотря на ряд запросов МИД Украины к Морскому департаменту правительства Гонконга относительно предоставления полного объема материалов по аварии и обеспечения контакта со свидетелями аварии, в т.ч. с членами экипажа балкера YAO HAI и работниками береговых служб, в настоящее время некоторые принципиальные вопросы остаются нерешенными (несмотря на то, что китайской стороной уже выдвинуты обвинения капитану украинского судна). Об этом Минтранссвязи проинформировало Генсекретаря Международной морской организации.
Учитывая недостаточность доказательной базы выводы экспертов имеют предварительный характер и могут быть уточнены.
Совещанием также предложено командировать в Гонконг делегацию экспертов Минтранссвязи для участия в завершающем этапе расследования. Делегация должна провести встречу с представителями Морского департамента правительства Гонконга с целью получения от гонкоговской стороны документов, которые касаются расследования аварии, в соответствии с предыдущими запросами, сообщает пресс-служба Минтранссвязи.