Обнародованы результаты ревизий Укрзалізниці и подчиненных ей предприятий за 2006—2007 гг.

Обнародованы результаты ревизий Укрзалізниці и подчиненных ей предприятий за 2006—2007 гг.

17.06.2008 г. состоялась пресс-конференция главы ГлавКРУ Н. Сивульского, замначальника КРУ в Днепропетровской обл. Л. Иващенко и замначальника отдела Департамента контроля в сфере госсобственности Б. Гнатишина по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности Госадминистрации ж/д транспорта Украины и подчиненных ей предприятий за период 2 полугодие 2006 г.—2007 г.
Результаты ревизии вскрыли существенное снижение за последние 2 года эффективности хозяйствования в системе Укрзалізниці. В условиях роста объемов отправления грузов и пассажиров темпы роста расходов железных дорог значительно превышают доходы: при перевыполнении затрат в 2006 г. на 18,1% и в 2007 г. — на 6,5%, план по доходам перевыполнен на 8,4% и 5,5%, соответственно. Это, в свою очередь, привело к невыполнению железными дорогами планов получения чистой прибыли и постоянному ее уменьшению. Если в 2005 г. железными дорогами получена чистая прибыль 1589,0 млн грн., то в 2006 г. — 497,2 млн грн., а за 2007 г. — 568,3 млн грн., что в 3 раза меньше, чем в 2005 г.
На предприятиях ж/д транспорта возникла критическая ситуация с собственными оборотными средствами. Подтверждением этому является значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Если на начало 2006 г. такое превышение составляло 10,1 раза, то на начало 2007 г. — 19,3 раза, а на конец 2007 г. — 20,1 раза.
В связи с дефицитом оборотных средств железные дороги были вынуждены за последние 2 года взять 11,9 млрд грн. краткосрочных и долгосрочных кредитов, за пользование которыми уплачено 526,4 млн грн.
Несмотря на острую недостаточность оборотных средств железными дорогами в 4 кв. 2007 г. накоплено сверхнормативных производственных запасов на сумму свыше 400,0 млн грн.
В значительной степени причиной таких неудовлетворительных результатов финансово-хозяйственной деятельности Укрзалізниці и ее предприятий стали непродуманные, иногда даже с признаками коррупционности, действия высшего руководства ведомства и многочисленные нарушения финансового законодательства на всех уровнях управления предприятиями ж/д транспорта.
ЗУ О железнодорожном транспорте”, Положением о Госадминистрации ж/д транспорта и уставами предприятий отрасли не определены источник и размеры расходов на содержание Укрзалізниці. Несмотря на это, администрация обязала предприятия ж/д транспорта проводить отчисления на свое содержание в размере 1% от плановых расходов.
Определенная Укрзалізницею база для отчислений на содержание администрации не содействует сокращению таких расходов предприятиями ж/д транспорта, которые в проверяемом периоде составили около 400 млн грн. В то же время, Укрзалізницею за счет этих средств в нарушение ст. 75 Хозяйственного кодекса использовано 55,5 млн грн. на содержание других предприятий отрасли, которые являются самостоятельными юрлицами.
Проведенными контрольными мероприятиями установлены финансовые нарушения на общую сумму свыше 2 млрд грн. Эти нарушения ввели в убыток на сумму 648,8 млн грн. и послужили причиной недополучения госбюджетом платежей по меньшей мере на 120 млн грн.
В 2007 г. впервые за последние годы не выполнен плановый показатель по доходам от грузовых перевозок — недовыполнение 2,7% в сумме 579,7 млн грн.
Одной из причин этого недовыполнения является предоставление дополнительных и исключительных скидок к тарифам частным грузоперевозчикам во внутреннем и транзитном сообщении, которые только в течение 2007 г. изменялись в сторону увеличения дважды. В результате утрачено доходов на 530,5 млн грн.
Экономические обоснования на применение скидок в таких размерах Укрзалізниця не предоставила.
В частности, вследствие увеличения размера скидок к тарифам на перевозку грузов в собственных полувагонах во внутреннем сообщении с 36% до 51% (в зависимости от класса грузов) в соответствии с приказами Минтранссвязи, подписанными министром Н. Рудьковским, только за период май—декабрь 2007 г. утрачено доходных поступлений, по расчетам Укрзалізниці, на сумму 214,1 млн грн.
Кроме потерь доходных поступлений, реализация услуг по перевозке грузов во внутреннем сообщении по тарифам ниже себестоимости ввела железные дороги в убыток, полученный от операторов-перевозчиков, на 102,3 млн грн., из которых: по операциям с ООО Лемтранс — 51,6 млн грн., ООО “Укрметаллургтранс” — 42,4 млн грн., ЗАО Укрэнерготранс” — 8,3 млн грн.
Справка. Приказом Минтранссвязи от 17.01.2008 г. № 43 размер скидок к тарифам на перевозку грузов ж/д транспортом в собственных полувагонах уменьшен, что создает предпосылки для увеличения доходных поступлений железных дорог.
Наряду с указанными потерями значительное уменьшение объемов доходных поступлений железных дорог во внутреннем сообщении произошло по причине изъятия вагонов из их инвентарного парка. При остром дефиците в Украине ж/д вагонов в течение 2 полугодия 2006 г. и 2007 г. на основании приказов Укрзалізниці, подписанных гендиректором В. Козаком, из инвентарного парка железных дорог изъято 6503 вагона общей балансовой стоимостью 111,4 млн грн. с передачей их на балансы других предприятий ж/д транспорта, с изменением при этом инвентарного номера и включением их в состав парка собственных вагонов предприятий Украины, что в дальнейшем может привести к приватизации вагонов коммерческими структурами.
Наибольшее количество вагонов передано ГП Укррефтранс” и ГП Укрспецвагон” — 2809 ед. и 2370 ед. соответственно.
Кроме того, Одесской ж/д без приказов Укрзалізниці во 2 полугодии 2006 г. списано с баланса 245 вагонов остаточной стоимостью (ликвидационная стоимость) 2,1 млн грн.
Отдельным транспортно-экспедиторским организациям Укрзалізниця предоставляла и дополнительные скидки на транзитные перевозки. В частности, Комиссией по реализации тарифной политики Укрзалізниці устанавливались исключительные и специальные тарифы.
Вследствие принятых решений относительно уменьшения тарифов на транзитные перевозки расчетно недополучено доходов на 316,5 млн грн., из них при предоставлении услуг ООО Укр-ТОК” — 102,7 млн грн., ООО ТЭК Зектер” — 88,4 млн грн., ЧП Транссервис” — 34,8 млн грн.
Вместе с тем, ООО Лемтранс” на льготных условиях получает у железных дорог услуги по ремонту собственных грузовых вагонов. В частности, Приднепровская ж/д ремонтировала грузовые вагоны ООО Лемтранс, применяя уровень рентабельности ниже, чем было доведено Укрзалізницею, в связи с чем потери ее доходов составили 299,8 тыс. грн.
Не приносит положительных результатов для предприятий ж/д транспорта их инвестиционная деятельность. В частности, осуществленные железными дорогами Украины во исполнение правительственных решений инвестиционные взносы в уставные фонды субъектов хозяйствования принесли им дивидендов в размере всего 0,07% при общем объеме вложенных инвестиций 602,3 млн грн.
Основными причинами существенного роста расходов предприятий ж/д транспорта, кроме объективных причин, связанных с ростом цен на материальные ресурсы и увеличением размера амортизационных отчислений, являются проведенные за 2 последних года непроизводительные и незаконные расходы, а именно: проведение сублизинговых операций, отчисления на содержание аппарата Укрзалізниці, предоставление свыше финансового плана благотворительной и спонсорской помощи, сверхнормативное приобретение запасов, к тому же по завышенным ценам, реализация товаров и услуг по ценам ниже себестоимости.
При формировании и утверждении финпланов на 2007 г. железными дорогами не учтены требования п. 13 постановления КМУ от 29.11.2006 г. № 1673 “О состоянии финансово-бюджетной дисциплины, меры по усилению борьбы с коррупцией и контролю за использованием государственного имущества и финансовых ресурсов” относительно ограничения расходов на благотворительную, спонсорскую и другую помощь в размере не более 1% от объема чистой прибыли предыдущего отчетного года. Это привело к завышенному планированию расходов на указанные цели в сумме 23,6 млн грн. и незаконному использованию средств на эти цели на 368,9 млн грн.
Допускается продолжительное авансирование частного бизнеса госсредствами, что свидетельствует об отвлечении их из обращения и на скрытое кредитование коммерческих структур.
Например, ЮЗЖД по договорам закупки ТМЦ, заключенным с Beon International Trading LTD (США) и Craft Enterprises (Int.) Limited (Великобритания), авансом оплатила от 90% до 95% стоимости товара на общую сумму $172 млн, поставка которого началась через год после проведенных платежей.
Этой же ж/д еще в 2004 г. были предоставлены авансы 8 предприятиям на приобретение материальных ценностей для выполнения работ по строительству железнодорожно-автомобильного мостового перехода через г. Днепр в г. Киеве на общую сумму 1211,2 млн грн. В течение 2006—2007 гг. постоянная величина аванса составляла более 700 млн грн. Только у генподрядчика строительства ООО СМК Планета-Мост неиспользованный остаток аванса на начало 2008 г. составлял 363,8 млн грн.
Отдельные операции с госактивами имеют признаки злоупотребления должностных лиц Укрзалізниці в пользу частных коммерческих структур.
В частности, приобретение подвижного состава, оборудования и механизмов из-за применения схем сублизинга привело к удорожанию закупок на 212,2 млн грн., которые осели в уже упомянутом ОАО лизинговая компания Укртранслизинг.
В действиях руководства ГП Управление промышленных предприятий Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины“ (далее — УПП УЗ) есть признаки сознательного доведения подразделений предприятия до банкротства. Так, в нарушение приказа Укрзалізниці от 30.01.2001 г. № 53-Ц (с изменениями и дополнениями), карьероуправления отпускали ж/д предприятиям и коммерческим структурам продукцию по ценам ниже себестоимости. Только за 2007 г. такая реализация ввела в убыток на сумму 24,2 млн грн., в т.ч. по договорам с ООО Украинский промышленный транспортный союз” — на сумму 2,9 млн грн. и ООО Лемтранс — 0,4 млн грн.
К тому же утрачены доходы подразделениями УПП УЗ от реализации щебеночной продукции ниже установленного уровня рентабельности на сумму 4,5 млн грн.
Системными являются факты сверхнормативного списания материальных ресурсов, которые выявлены на всех железных дорогах, в сумме около 9,0 млн грн.
Предприятиями Укрзалізниці без применения процедур, определенных ЗУ О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства”, который действовал в течение ревизионного периода, проведены закупки материальных ресурсов на общую сумму 562,3 млн грн., а также по проведенным процедурам — на 289,6 млн грн.
Сопоставлением цен на отдельные ТМЦ, по которым ГП Укрзалізничпостач приобретало продукцию у поставщиков-посредников, с ценами ввоза этой продукции в Украину, которые были официально предоставлены таможнями, установлено, что цены поставщиков-посредников значительно выше цены производителей (в 17 раз), и как следствие госпредприятием излишне израсходовано 18,7 млн грн., из них 13,9 млн грн. — по 3-сторонним договорам и 4,8 млн грн. — по результатам торгов, проведенных ГП Укрзалізничпостач.
Показательным примером эффективности” закупок является результат тендера, проведенного Укрзалізницею в декабре 2007 г., на закупку бензина у ООО Финансы менеджмент. По результатам этого тендера начальником Управления делами Укрзалізниці заключен договор от 10.12.2007 г. на приобретение 240 тыс. л бензина АИ–95 по цене 7,50 грн. за литр и АИ–95 премиум — 150 тыс. литров по цене 8,0 грн. за литр на общую сумму 3,0 млн грн. Указанный договор проавансирован на сумму 100 тыс. грн., тем не менее бензин по нему Укрзалізниця не получала. В случае полного выполнения настоящего договора Укрзалізниця получит убытки на сумму около 1,0 млн грн., поскольку по состоянию на декабрь 2007 г. цена на горючее марки АИ–95 и АИ–95 премиум составляла 5,10 грн. и 5,42 грн. за литр, соответственно.
Имеет место скрытая приватизация объекта госсобственности. Так, целостный имущественный комплекс ГП ”Попаснянский вагоноремонтный завод” (далее — ПВРЗ) с 11.12.2007 г. по решению Минтранссвязи, которое подписано замминистра В. Корниенко и согласовано с гендиректором Укрзалізниці В. Козаком, региональным отделением ФГИУ по Луганской обл. передано в срочное платное пользование СПД с одноименным названием — ООО Попаснянский вагоноремонтный завод” (общая стоимость имущества — 41,8 млн грн.).
Эта операция является незаконной, так как согласно ЗУ О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации” и Об аренде государственного и коммунального имущества имущественный комплекс ПВРЗ не может быть объектом аренды.
Экономически необоснованной является передача в аренду основных цехов и зданий Вагонного депо Днепродзержинска ПЖД ООО Лемтранс. По этой причине Вагонное депо фактически прекратило хозяйственную деятельность и потеряло возможность только за 4 кв. 2007 г. получить доходов от предоставления услуг деповского ремонта расчетно на 2,0 млн грн.
Установлены многочисленные случаи неправильного определения справедливой стоимости основных средств. Например, на ПЖД ООО Эрнст энд Янг” (г. Киев) в 2007 г. проведена оценка административного 5-этажного здания управления железной дороги, расположенного в центре Днепропетровска, общей площадью 19,6 тыс. кв. м. Стоимость здания определена в сумме 400 тыс. грн., хотя остаточная ее стоимость составляет 5,1 млн грн., а во 2 полугодии 2006 г.—2007 г. в нем проведен капремонт на 19,9 млн грн.
Аналогично, ООО Эрнст энд Янг по состоянию на 1.01.2007 г. определена справедливая стоимость 204 км верхнего строения пути Пятихатки—Чаплино Синельниковской дистанции пути в сумме 29,3 млн грн., при том, что только в течение 2006 г. была проведена модернизация 43,4 км данного пути на общую сумму 45,7 млн грн.
Справкеа. По обращению КРУ по этому поводу Региональное отделение ФГИУ в Днепропетровской обл. квалифицировало отчеты ООО Эрнст энд Янг” как такие, которые не отвечают требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, являются некачественными и непрофессиональными и не могут быть использованы.
Принятыми в ходе ревизий мерами обеспечено устранение последствий финансовых нарушений на сумму свыше 500 млн грн., из них поступило в госбюджет около 25,0 млн грн., сообщает пресс-служба ГлавКРУ.