Коллегия Минтранссвязи: перспективы развития транспортной инфраструктуры и логистики

Коллегия Минтранссвязи: перспективы развития транспортной инфраструктуры и логистики

23.06.2008 г. под председательством министра транспорта и связи Украины И. Винского состоялось заседание Коллегии Минтранссвязи, посвященное перспективам развития транспортной инфраструктуры и логистики, а также реформированию госуправления автодорогами общего пользования.
Как подчеркнул министр на заседании Коллегии, при рассмотрении вопроса о необходимости реформирования системы госуправления автодорогами общего пользования: мы тщательно выучили ситуацию в других странах Европы: нет сегодня ни одного государства, где бы сохранилась такая система управления дорожного хозяйства. Целью реформирования системы госуправления автодорогами общего пользования является приведение ее к современным рыночным конкурентным условиям и разделению ответственности органов власти за транспортно-эксплуатационное состояние автодорог государственного и местного значений, улучшение контроля за эффективностью использования бюджетных средств. Как отметил замминистра транспорта и связи В. Гуржос, результатом реформирования является усиление роли органов местной власти и их ответственности за состояние и развитие автомобильных дорог.
Коллегия Минтранссвязи одобрила проект концепции реформирования Укравтодора. Концепция предусматривает на 1 этапе реформирование, которое начнется в т.г., планируется разработка нормативно-правовых актов, необходимых для практического разграничения функций управления между местными и центральными органами власти, в т.ч. внесение изменений в закон об источниках финансирования дорожного хозяйства, предусматривающих передачу финансирования местным органам власти. На 2 этапе (2009—2010 гг.) предполагается создание национального агентства Госавтодор с функцией заказчика на выполнение работ по строительству и эксплуатации автодорог общегосударственного значения. При этом облавтодоры должны перейти в подчинение местных властей как структурные подразделения облгосадминистраций. Местные автодороги также перейдут в управление местных администраций. Предусматривается создание госпредприятий с 28 региональными подразделениями, управляющими коммунальными дорогами. Согласно концепции, реформирование Укравтодора должно завершиться в 2011 г.
На заседании были также проанализированы перспективы развития транспортной инфраструктуры и логистики в Украине, в частности проблемы взаимодействия с портами и планы развития инфраструктуры, состояние и задачи развития инфраструктуры Львовской железной дороги, железнодорожных погранстанций, логистических терминалов, перспективы развития портовой инфраструктуры и мероприятия по улучшению взаимодействия с железными дорогами и автотранспортом, состояние и перспективы развития железнодорожных логистических терминалов, организация работ блок-трейнов, состояние, тенденции и проблемы развития приграничных логистических терминалов.
Министерство разрабатывает концепцию развития логистики. Предусматривается перенос таможенного оформления из портов вглубь территории страны (в сухие порты). Причина — недостаточность таможенной инфраструктуры в портах. Также предлагается строительство логистических центров на пересечении с водными и ж/д путями. Автотранспортом будет осуществляться развозка грузов на расстояние до 200 км.
Как заявил заместитель главы ведомства И. Урбанский, при Минтранссвязи необходимо создать институт комплексного изучения проблем транспорта. По его мнению, такое учреждение может быть создано на базе Украинского научно-исследовательского института флота и должно заниматься, прежде всего, вопросами логистики. У нас до сих пор никто не подходил к этим вопросам комплексно. Есть отраслевые институты, каждый занимается своими задачами, — отметил замминистра.
Поднимался также вопрос о портовых тарифах. Минтранс готовит проект приказа о повышении тарифов. Последние должны формироваться с учетом себестоимости услуг, амортизации, плановой рентабельности. Может быть применен способ оплаты, исходя из стоимости базового контракта владельца груза.
К теме: 20.06.2008 г. на заседании Коллегии Госдепартамента морского и речного транспорта поднимался вопрос о портовых тарифах. Госдепартамент  работает над новым Сборником тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины. В настоящее время рассматривается возможность установления базовых аккордных ставок с предоставлением права портовым операторам повышать ставку по мере необходимости и экономической целесообразности, пересмотра номенклатуры грузов (осуществлять регулирование тарифов только для основной номенклатуры грузов, перерабатываемых в портах), снятия отдельного уровня аккордных ставок для транзитных грузов (при разработке нового сборника тарифов не разделять ставки на внешнеторговые и транзитные), определения сборника тарифов с ежеквартальной периодической индексацией в соответствии с официальным уровнем инфляции в Украине. Новые тарифные условия должны заработать уже в 2009 г., — подчеркнул заммнистра транспорта и связи Украины — директор Госдепартамента морского и речного транспорта В. Работнев.
При обсуждении проблемных вопросов отрасли участники совещания также обратили внимание на потребность изменения законодательства соответственно реалиям настоящего, так как хотя де-юре порты считаются естественными монополистами, де-факто около 40% грузов обрабатывают стивидорные компании негосударственной формы собственности.
Относительно последнего повышения уровня портовых сборов на 58% на Коллегии также отдельно остановились на вопросе концептуальных основ образования сборов. Портовые сборы не должны быть источником прибылей, но должны покрывать затраты, — подчеркнул В. Работнев. Он также отметил, что подход к расчету сборов должен быть экономически обоснованым, взвешенным, гибким и индивидуальным для каждого порта. 
На Коллегии также рассмотрели проблему вывода из кризисного состояния и восстановления платежеспособности ГП Черазморпуть, ГП Укртехфлот, ГП Усть-Дунайский морской торговый порт, сообщает пресс-служба Минтранссвязи.
В рамках Коллегии также прозвучала инициатива Минтранссвязи по строительству нового порта в устье Дуная (Вилково Одесской обл.), об этом заявил замминистра транспорта и связи И. Урбанский.
И. Урбанский отметил, что данный порт будет соединен с Дунаем, согласно разработанному транспортным ведомством проекту, каналом в районе Вилково. Он заявил, что вскоре Ренийский МТП будет терять свое значение. Это вопрос геополитический. В свое время румынской стороне там отдали 600 м полосы, не получив взамен свободного доступа по шоссе и железной дороге, — констатировал замминистра. По его словам, именно поэтому возможности порта исчерпаны, и актуальным сейчас является строительство нового устьевого порта.
Стоимость реализации проекта — $3,6 млрд. Строительные работы могут начаться через 2 года. По оценкам министерства, общий срок строительства порта должен составить 5 лет. В целом через 7 лет мы будем иметь изумительный устьевой порт с очень большими возможностями. Вот тогда седьмой транспортный коридор станет действительно очень важным для Украины с точки зрения транзита, — отметил И. Урбанский.
По его словам, для строительства порта планируется создать международный консорциум. Проектная мощность нового порта составит 50 млн т грузов.
Активный интерес к строительству порта в устье Дуная проявляют сразу две структуры. Министр транспорта и связи И Винский напомнил, что в советские времена уже существовал Усть-Дунайский порт с оборотом в 20 млн т груза. И. Винский высказал убеждение в том, что после получения прямого выхода в Дунай и реконструкции порт заберет значительную часть грузопотока, который в настоящее время идет через Констанцу.
И. Винский также заявил, что транспортное ведомство, совместно с Минфином и Минэкономики, создаст рабочую группу для доработки проектов инвестдоговоров по украинским морским торговым портам.
В ходе обсуждения министр также выступил против существования государственных судоходных компаний, считая, что будущее только за частными организациями.
Выступая на заседании Коллегии, И. Винский также поднял вопрос о развитии украинских аэропортов. Он указал, что, несмотря на то, что аэропорты в общей структуре транспорта Украины занимают менее 1%, этот сектор стремительно развивается. Министр отметил, что в ближайшее время министерство планирует инвестировать в модернизацию украинских аэропортов около 10 млрд грн., указавв при этом, что для развития терминалов необходимо привлекать лишь частных инвесторов. По словам И. Винского, на настоящее время в Украине нет аэропортов надлежащего международного уровня, кроме аэропорта Борисполь.
Также министр отметил, что местная власть на модернизацию и обновление аэропортов выделила лишь 57 млн грн., в то время как государством запланировано 1,3 млрд. Т.о., И. Винский в очередной раз отметил недоработки в решении о передаче аэропортов в коммунальную собственность.