Обзор фрахтового рынка

Обзор фрахтового рынка
Сухогрузные перевозки
Рынок сухогрузных перевозок продолжает свой рост. 20.05.2008 г. индекс BDI достиг отметки 11793 пунктов. Это абсолютный рекорд за все время его исчисления (с 1985 г.). Всего за месяц (с 1.05.2008 г. по 5.06.2008 г.) BDI увеличился на 23,1%, что стало возможным благодаря феноменальному росту сектора Capesize — индекс BCI прибавил почти 37%. Наибольший рост наблюдался в Тихоокеанском регионе. Ставки здесь подскочили в среднем на 43—44%. Тайм-чартерные ставки иногда достигали уровня $300 тыс./день.
Не в последнюю очередь этому способствовало то, что железорудная компания BHP Billiton зафрахтовала на месяц сразу 33 судна Capesize для перевозки своего сырья в Китай.
В Атлантике прогресс был не таким стремительным — около 26,5%.
По состоянию на конец мая т.г. около 122 балкеров скопились в угольных и рудных портах Австралии (в т.ч. 43 Capesizes и 53 Panamax), 61 — в Бразилии и еще 66 — в портах разгрузки в Китае. В общей сложности почти 17% флота Capesize находится в заторах, и нет никаких признаков, что ситуация в ближайшее время разрешится.
Рынок судов Panamax, если исходить из индекса BPI, продемонстрировал скромные темы роста (+10,7%). Однако в Черноморском регионе ставки для таких судов увеличились на 17—20%. Так, перевозка 70 тыс. т чугуна из МТП Южный в США (Мексиканский залив) за май т.г. подорожала с $40/т до $48—50/т, а доставка 60—70 тыс. т руды в Китай выросла в цене на $12 — до $80/т.
Сегмент судов Handy также существенно подрос. ICAP Hyde Supramax Index увеличился на 21,4%, а ICAP Handymax Index — на 20,6%.
В Черном море существенный скачок ставок коснулся перевозок удобрений партиями по 25 тыс. т из Новороссийска и МТП Южный в страны Латинской Америки. Ставки здесь выросли на $14—15. Так, доставка 250 тыс. т карбамида из МТП Южный в бразильский порт Сантос теперь стоит $77/т, а в Аргентину — $88/т. Также существенно подорожала транспортная составляющая экспорта зерновых. В частности, ставки для перевозки 20—25 тыс. т пшеницы из Новороссийска в Марокко/Египет увеличились на $6 (до $49/т и $43/т соответственно), а в Бангладеш — на $10,5 (до $102/т). Транспортировка 55—60 тыс. т ячменя из МТП Южный в Саудовскую Аравию в конце мая т.г. стоила $76—77/т (+$9,5).
Динамика балтийских индексов (сухогрузы)

Code
Baltic Indices
1.05.2008 г.
5.06.2008 г.
+/- (пунктов)
+/- (%)
BDI
Baltic Dry Index
9439
11623
+2184
+23,1%
BCI
Baltic Capesize Index
14392
19687
+5295
+36,8%
BPI
Baltic Panamax Index
9022
9986
+964
+10,7%
BSI
Baltic Supramax Index
5443
6307
+864
+15,9%
BHSI
Baltic Handysize Index
2802
3225
+423
+15,1%

Динамика ставок фрахта судов Capesize на океанских маршрутах ($/т)
Атлантика

Route
Size
Wtng
28.04.2008 г.
2.06.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Narvik to Rotterdam
140,000/10%
10%
17,40
21,4
+4
+23,0%
Tubarao to Rotterdam
150,000/10%
10%
46,45
57,7
+11,25
+24,2%
Richards Bay to Rotterdam
150,000/10%
10%
41,00
59
+18
+43,9%
Hampton Rds to Rotterdam
120,000/10%
10%
45,35
56,2
+10,85
+23,9%
Puerto Bolivar to Rotterdam
150,000/10%
10%
47,20
58,5
+11,3
+23,9%
Nouadhibou to Taranto
130,000/10%
10%
30,35
37,45
+7,1
+23,4%
Tubarao to Japan
18 m swad
10%
84,45
108,4
+23,95
+28,4%
Tubarao to Beilun/Baoshan
150,000/10%
10%
86,25
107
+20,75
+24,1%
T/C Continent-Far East
172,000 dwt
10%
38,88
49,05
+10,17
+26,2%
T/C Transatlantic round
172,000 dwt
10%
32,70
40,3
+7,6
+23,2%

Тихий Океан

Route
Size
Wtng
28.04.2008 г.
2.06.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Rizhao to Rotterdam
150,000/10%
10%
41,85
56,95
+15,1
+36,1%
Dampier to Qingdao
150,000/10%
10%
32,9
47,5
+14,6
+44,4%
Saldanha to Qingdao
150,000/10%
10%
61,2
90,45
+29,25
+47,8%
Bay to Kwangyang
130-150,000/10%
10%
52,3
77,55
+25,25
+48,3%
Cape Lambert to Rotterdam
160,000/10%
10%
42
54,35
+12,35
+29,4%
NSW to Japan
130,000/10%
10%
44,15
64,5
+20,35
+46,1%
Queensland to Rotterdam
150,000/10%
10%
52,5
73,15
+20,65
+39,3%
NSW to South Korea
130,000/10%
10%
47,7
70
+22,3
+46,8%
Trip F East/Continent
172,000 dwt
10%
19
27,22
+8,22
+43,3%
Transpacific round
172,000 dwt
10%
26,51
41,09
+14,58
+55,0%

Динамика ставок фрахта судов Panamax на трансатлантических маршрутах за период с 30.04.2007 г. по 4.06.2008 г.

Transatlantic r/v

Rotterdam

Antwerp

Hamburg

Dunkirk

Fos

$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
Davant
57,43
+1,64
64,33
+1,86
59,19
+1,72
56,15
+1,61
60,86
+5,77
Mississippi River
74,98
+2,11
76,28
+2,17
76,93
+2,2
73,56
+2,08
78,79
+2,26
Puerto Bolivar
51,3
+1,47
58,7
+1,71
54,06
+1,58
50,21
+2,91
52,46
+1,53
Hampton Roads
45,05
+1,28
50,6
+1,46
47,11
+1,37
43,78
+1,25
49,28
+1,43
Maracaibo
73,9
+2,12
72,95
+2,12
76,32
+2,23
72,13
+2,08
75,18
+2,19

Динамика ICAP Hyde Supramax Index*

1.05.2008 г.
5.06.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$
%
Black Sea to Far East
68000
92500
+24500
+36,0
US Gulf to NCSA/Skaw-Passero
94000
103000
+9000
+9,6
Far East to Atlantic
39000
47500
+8500
+21,8
Australia/India (Pac round)
46000
57500
+11500
+25,0
Average 4TCs
61750
75125
+13375
+21,7
INDEX
8344
10131
+1787
+21,4

*Index basis: 50—52,000 dwt bulk carrier, maximum 10 years old, 25t cranes with grabs, 14k on 30t ifo no diesel at sea

Динамика ICAP Handymax Index*

1.05.2008 г.
5.06.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$
%
Antwerp—Skaw trip Far East
65500
74000
+8500
+13,0%
Canakkale trip Far East
58000
84000
+26000
+44,8%
Japan—SK/NOPAC or Australia RV
43750
53000
+9250
+21,1%
Japan—SK trip Gib — Skaw range
35000
43500
+8500
+24,3%
Antwerp—Skaw trip US Gulf
33500
41000
+7500
+22,4%
USG trip Skaw—Passero
82000
86000
+4000
+4,9%
Weighted Average
49563
59750
+10187
+20,6%
INDEX
5560
6703
+1143
+20,6%

*Index basis: 45,000 dwt bulk carrier max 15 years, 25t cranes with no grabs, 14k/29.5 ifo,no diesel at sea

Динамика среднемесячных тайм-чартерных ставок для балкеров ($/день)

Тип судна
Январь 2008 г.
Февраль 2008 г.
Март 2008 г.
Апрель 2008 г.
Май 2008 г.
+/- за месяц
+/- за 5 месяцев
Capesize 144000 DWT
111054
99256
126690
132593
177622
+45029
+66568
Capesize 85000—144000 DWT
59667
80333
96667
76667
110000
+33333
+50333
Panamax 59000—82000 DWT
55659
54069
69286
68435
81588
+13153
+25929
Handymax 48000—59000 DWT
53250
48547
62479
56036
67057
+11021
+13807
Handy 40000—48000 DWT
46033
47253
55342
54116
60942
+6826
+14909
Bulkers 30000—40000 DWT
45063
31929
41350
45038
61813
+16775
+16750
Small Bulkers 12000—30000 DWT
37500
31250
33444
39321
43206
+3885
+5706

Стремительный рост фрахтовых ставок на рынке крупнотоннажных судов может подкорректировать географию мировой торговли. По мнению некоторых экспертов, опрошенных агентством Dow Jones, этот фактор вынудит китайские сталелитейные компании принять предложения австралийских поставщиков руды. Разница в стоимости фрахта из Бразилии и Австралии продолжает увеличиваться, что дает основания австралийским сырьевым компаниям настаивать на обоснованности фрахтовой премии. Рост фрахтовых индексов может спровоцировать китайскую сторону согласиться с 85% повышением цен на австралийское ЖРС, отмечают аналитики China Securities Co.
Тем более, что, как полагает секретарь Министерства торговли и промышленности Индии Ш. Гопалан, его страна не сможет ответить на призыв Китая о заключении долгосрочных контрактов по поставкам ЖРС, поскольку цены на руду определяются рыночными факторами, а не правительственными решениями. В Индии нет компаний, подобных Vale, BHP Billiton и Rio Tinto, которые устанавливают мировые цены на руду, отметил Ш. Гопалан.
Генсек индийской Федерации горной промышленности Р. Шарма в интервью добавляет, что разработка долгосрочных механизмов ценообразования на ЖРС в торговле между Индией и КНР затрудняется еще и тем, что до 70% индийской руды закупается китайскими корпорациями у сравнительно небольших компаний. Цены закупок в таких случаях довольно высоки из-за высокого уровня производственных издержек у таких малых компаний.
Со своей стороны заместитель начальника отдела внешней торговли Министерства коммерции КНР Л. Шухэ выразил надежду на то, что Китай и Индия все же сумеют разработать долгосрочные механизмы ценообразования по поставкам железной руды. Он подчеркнул, что до 80% индийского экспорта ЖРС направляется именно в Китай.
Пока же китайская сторона всячески сопротивляется изменениям модели контрактной цены на железную руду.
Время ожидания судов под погрузку углем и рудой в крупных портах (дней)

Конец апреля т.г.
Конец мая т.г.

Конец апреля т.г.
Конец мая т.г.
Железная руда

Dampier
4
3
Tubarao (Brazil)
7
7
Port Walcott
4
3
Itaguai
5—7
3—5
Уголь

Guaiba Island
14—17
3—12
Richards Bay (S. Africa)
1
0
Ponta Ubu
5
2
Newcastle (N.S.W)
15
13
Ponta da Madeira (piers 1+3)
11—14
9—12
Hay Point
10
4
CSN Terminal
13—17
13—20
Dalrymple Bay
20
15
Port Hedland
5—6
6
Gladstone (RG Tanna berth)
15—20
6

Тайм-чартерные ставки на коротких европейских маршрутах на протяжении мая плавно снижались. Среднее снижение за месяц составило около 8%, однако в начале июня рынок стабилизировался. За период с конца апреля по начало июня т.г. фрахт судов дедвейтом 1,75 тыс. т подешевел в среднем на EUR150 (до EUR2050/день), 2,5 тыс. т — на EUR200 (до EUR2500/день), 3,5 тыс. т — на EUR350 (до EUR3350/день), 6,5 тыс. т — на EUR400 (до EUR5100/день). Стоимость тайм-чартера судов дедвейтом 1,25 тыс. т за указанный период оставалась на уровне EUR2000/день.
Динамика средних тайм-чартерных ставок на коротких маршрутах Европы (EUR/день, Modern, Box)

DWT
25.04.2008 г.
16.05.2008 г.
30.05.2008 г.
6.05.2008 г.
+/-
1250 т
2000
1950
1950
2000
0
1750 т
2200
2100
2000
2050
-150
2500 т
2700
2550
2500
2500
-200
3500 т
3700
3500
3350
3350
-350
6500 т
5500
5300
5150
5100
-400

Что касается рейсовых чартеров в сегменте европейских коастеров, то в первой половине мая здесь наблюдалось замедление рынка (кроме Средиземноморского региона), но во второй половине месяца ставки стабилизировались.
Балтийский рынок остается изменчивым с небольшим давлением на ставки. Определенная нехватка тоннажа наблюдается при экспорте стали и минеральных грузов за пределы региона. Судовладельцы здесь зарабатывают около EUR20/т при перевозках 2,5—3 тыс. т угля и зерна из Нижней Балтии в ARAG (Amsterdam/Rotterdam/Antwerpen/Gent), или в порты Восточного побережья Великобритании. Транспортировка 2000 т стали из Литвы в Западную Норвегию в конце мая т.г. стоила около EUR20/т, 3,5 тыс. т арматуры из Лиепаи в Севилью (Испания) — EUR41—42/т.
Скандинавский рынок на протяжении последних нескольких недель был стабильным, с весьма умеренной активностью. На спотовом рынке превалируют перевозки сельхозгрузов. Ставки для таких перевозок из портов Юга Норвегии в Северное море (Германия) в начале июня т.г. составляли EUR11/т (2 тыс. т), а из Дании в Западную Норвегию — EUR26,5/т (1 тыс. т). Пользовались спросом маленькие каботажные суда для перевозок кормов, лома и ферросплавов вдоль побережья Норвегии. Прибрежные перевозки 1,2 тыс. т ферросплавов с Запада Норвегии на Юг страны стоили примерно EUR25000 (суммарно).
Также стабилен фрахтовый рынок Северо-Западной Европы. Заключение в начале июня т.г. сделки на перевозку 1,5 тыс. т проектных грузов из Роттердама в Западную Норвегию по цене EUR40000 (суммарно) свидетельствует о высоком потенциале этого рынка. Но пока доходы судовладельцев съедают растущие топливные затраты, а излишек тоннажа не позволяет надеяться на рост ставок в ближайшее время. Наблюдается устойчивой спрос при перевозках сельхозгрузов, хороший поток зерна и лома из Великобритании. В Северном море небольшой излишек тоннажа, но ставки все еще держатся на приличном уровне. Французский залив и Ирландское море остаются не особо привлекательными для судовладельцев, суда здесь часто идут балластом по направлению к ARAG. Французские порты, как, например, St. Malo и La Rochelle, блокировали рыбаки в знак протеста против высокой стоимости топлива.
Средиземноморский рынок на протяжении мая т.г. был изменчивым. Сталь и минеральные грузы доминируют на Востоке, а на Западе брокеры с трудом пытаются привлечь предложения для перевозки зерна из Испании и Франции. Повышение топливных цен подтолкнуло ставки вверх, но этого едва ли достаточно, чтобы компенсировать увеличение затрат судовладельцев. Слабый доллар США также привел к увеличению ставок на определенных маршрутах, но и здесь не велико изменение маржи. Перевозки минеральных грузов партиями по 3 тыс. т из портов Западного побережья Турции в средиземноморские порты Испании обходятся $35—37/т, а доставка аналогичных объемов турецкого цемента в южные порты России — $24—27/т.
Репрезентативные сделки по фрахту коастеров в Европе

Партия (т)
Груз
Направление
Ставка

3-я декада мая 2008 г.
6000
Минеральные грузы
Юж. Испания—Северное море
$28/т
3000
Минеральные грузы
Юж. Испания—Юж. Норвегия
$28/т
3000
Зерно
Балт. поб. Германии—Вост. поб. Великобритании
EUR19/т
6750
Пшеница
Одесса—Латтакия (Сирия)
$42,5/т
1000
Соя
Роттердам—Хусум (Швеция)
EUR17,5/т
5650
Удобрения
Египет—Адриат. поб. Италии
$45/т
5900
Удобрения
Южный——Адриат. поб. Италии
$46,5/т
2500
Минеральные грузы
Зап. Норвегия—Литва
EUR19/т
2000
Минеральные грузы
Юж. Норвегия—Гамбург (Германия)
EUR11/т
6000
Уголь
Бердянск—1 порт на Зап. поб. Италии
$42/т
3100
Уголь
Азов—Мармара (Турция)
$32,5/т
6500
Уголь
Мариуполь—Мармара (Турция)
$29/т
2000
Сталь
Литва—Зап. Норвегия
EUR20/т
6000
Сталь
Южный—Адриат. поб. Италии
$42/т
3100
Сталь
Мармара (Турция)—1 порт на Зап. поб. Великобритании
$235000 (суммарно)
2500
Сталь
Италия—Кабо-Верде
$140/т
2600
Металлолом
Ростов—Немрут Бей (погрузка 3 дня, разгрузка — 2)
$55/т
1000
Ферросплавы
Зап. Норвегия—Гамбург (Германия)
EUR27000 (суммарно)
1200
Ферросплавы
Зап. Норвегия—Юж. Норвегия
EUR25000 (суммарно)
3000
Генеральные грузы
3 порта Зап. поб. Швеции—Сев. Франция
EUR37/т
3000
Цемент
Эрегли (Турция)—Ейск
$25/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Анталия (Турция)—Новороссийск
$27/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Анталия (Турция)—Туапсе
$27/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Гемлик (Турция)—Ростов (AB)
$24,5/т
3100
Цемент в биг-бэгах
Гемлик (Турция)—Ростов (BB)
$24/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Трабзон (Турция)—Азов
$24/т
6000
Цемент в биг-бэгах
Измир (Турция)—Поти
$25,9/т

Середина мая 2008 г.
1000
Сельхозпродукция
ARAG—Германия (Северное море)
EUR17,5 /т
1500
Соя
ARAG—озеро Венерн (Швеция)
EUR21/т
6000
Минеральные грузы
Юж. Испания—Северное море
$28/т
3000
Пшеница
Балтийское поб. Германии—Зап. поб. Великобритании
EUR29/т
3000
Пшеница
Ейск—Поти
$30/т
6000
Пшеница
Севастополь—Анталия (Турция)
$41/т
3000
Уголь
Нижняя Балтия—Вост. поб. Великобритании
EUR23/т
6500
Уголь
Мариуполь—Египет (Средиземноморье)
$45/т
3110
Уголь
Азов—Мармара (Турция)
$33/т
3000
Уголь
Керчь—Зонгулдак (Турция)
$28/т
3000
Уголь
Азов—Немрут Бей
$41/т
3000
Цемент
Зонгулдак (Турция)—Темрюк
$25/т
3000
Цемент
Измир (Турция)—Ростов
$29/т
3000
Цемент
Искендерун (Турция)—Ростов
$38/т
5000
Металлолом
Констанца (Румыния)—Мармара (Турция)
$145000 (суммарно)
3000
Металлолом
Поти—Мармара (Турция)
$138000 (суммарно)
3000
Металлолом
Cezayir (Алжир)—Мармара (Турция)
$92000 (суммарно)
2700
Металлолом
Ростов—Мармара (Турция)
$51/т

1-я половина мая 2008 г.
3000
Минеральные грузы
ARAG—Сев. Испания
EUR19,5/т
2000
Минеральные грузы
ARAG—Юж. поб. Норвегии
EUR14,5/т
2000
Минеральные грузы
Зап. поб. Норвегии—Клайпеда (Литва)
EUR19,5/т
3000
Минеральные грузы
Зап. поб. Греции—Средиземн. поб. Испании
$35/т
2500
Сельхозпродукция
Северное море—Зап. поб. Греции
EUR64/т
3100
Цемент в биг-бэгах
Дериндже (Турция)—Туапсе
$23/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Дериндже (Турция)—Ростов
$24,5/т
2500
Цемент в биг-бэгах
Гемлик (Турция)—Ростов
$25/т
2500
Цемент в биг-бэгах
Анталия (Турция)—Новороссийск
$27/т
6000
Клинкер (навалом)
Измир (Турция)—Херсон
$17/т
5000
Глина
Мариуполь—Мармара (Турция)
$28/т
5000
Глина
Мариуполь—Измир (Турция)
$30/т
6500
Уголь
Мариуполь—Зап. поб. Италии
$40/т
6000
Сталь
Мариуполь—Салоники (Греция)
$37/т
6000
Удобрения
Констанца (Румыния)—1 порт в Адриатике
$40/т
3000
Пшеница
Ейск—Мармара (Турция)
$36/т

В Черноморском регионе в мае т.г. продолжался рост фрахтовых ставок. Подорожала перевозка зерна, угля и удобрений. Снятие ограничений на вывоз зерна из Украины привело к тому, что экспортеры стараются вывезти максимальные объемы продукции до начала сбора нового урожая. В результате ставки для перевозок зерновых партиями 3—5 тыс. т из Одессы и Николаева увеличились за месяц на $1—3. В частности, перевозка 5 тыс. т зерна из Одессы в Адриатику/Израиль подорожала на $1 (до $50—52/т и $49/т соответственно), а в Грецию/Турцию — на $2. При экспорте партиями по 3 тыс. т из Николаева ставки выросли на $3. Так, перевозка в черноморские порты Турции в конце мая т.г. обходилась в $31—32/т, в порты Мраморного моря — $33—34/т, в Израиль — $51/т, а в адриатические порты Италии — $53/т.
Вывоз 6—7 тыс. т удобрений из черноморских портов в Турцию и Италию за месяц подорожал на $0,5—2,5, а угля в Турцию — на $0,5—1. Также теперь на $2 дороже, чем в апреле т.г., обходится транспортировка 5 тыс. т плоского проката из Одессы в Равенну (Италия). Ставки на данном маршруте в конце мая т.г. достигли отметки $45/т.
Стоимость экспорта в Турцию угля партиями по 5 тыс. т из Керчи подорожала на $0,5, из Николаева — на $1. Также на $0,5 увеличились ставки при вывозе 7 тыс. т угля из Туапсе.
В Азовских портах за отчетный период значительно (на $6—6,5) подорожал вывоз лома партиями по 2—3 тыс. т. Стоимость доставки данного вида грузов из Ростова в турецкий Немрут-Бей составляет теперь $53—54/т.
Кроме того, на $1 подорожала перевозка 3—5 тыс. т угля из Азова, Ейска и Таганрога в Турцию. Экспорт 5 тыс. т угля из Бердянска стал дороже на $3.
Также зафиксировано увеличение ставок при транспортировке плоского проката из Мариупольского МТП. В частности, доставка 5 тыс. т проката в Адриатику обойдется грузовладельцу в $49—51/т, что на $3 выше апрельских ставок. Аналогичная динамика и при перевозках в Турцию.
Фрахтовые ставки на перевозки сухих грузов из некоторых портов Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 28.05.2008 г.
Металлы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
70 тыс. т
Южный—Мексиканский залив
48—50

3 тыс. т
Николаев—Поти
26—27
50 тыс. т
Южный—Корея
100

3 тыс. т
Ейск—Адриат. поб. Италии
48
40 тыс. т
Одесса—Дубай
73

3 тыс. т
Ейск—Александрия
48
20 тыс. т
Одесса—Адриат. поб. Италии
40—42

3 тыс. т
Ейск—Искендерун
48
18 тыс. т
Одесса—Порт Маргера
40

3 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
31—32
12 тыс. т
Одесса—Порт Маргера
43

3 тыс. т
Ейск—Турция (Ч/м)
30
10 тыс. т
Одесса—Дубай
90

3 тыс. т
Ростов—Немрут Бей
51—52
10 тыс. т
Мариуполь—Адриат. поб. Италии
44—47

3 тыс. т
Ростов—Турция (М/м)
48—49
10 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
43—45

3 тыс. т
Таганрог—Немрут Бей
49—50
10 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
30

3 тыс. т
Таганрог—Турция (М/м)
46—47
5 тыс. т
Мариуполь—Адриат. поб. Италии
49—51

3 тыс. т
Ейск—Немрут Бей
47—48
5 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
48—50

3 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
45—46
5 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
33—35

3 тыс. т
Мариуполь—Анзали
75
5 тыс. т
Одесса—Равенна
45

2—3 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
36—37
5 тыс. т
Одесса—Измир
29

2 тыс. т
Ростов—Немрут Бей
53—54
5 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
27

2 тыс. т
Ростов—Турция (М/м)
50—51
5 тыс. т
Одесса—Трабзон
25

2 тыс. т
Поти—Немрут Бей
51—52
5 тыс. т
Одесса—Новороссийск
15

2 тыс. т
Поти—Турция (М/м)
48—49

Уголь, кокс и рудные грузы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
60—70 тыс. т
Южный—Сев. Китай
80

5 тыс. т
Николаев—Измир
27
30—40 тыс. т
Гана—Ильичевск
65

5 тыс. т
Николаев—Турция (М/м)
25
15—18 тыс. т
Южный—Искендерун
28

5 тыс. т
Николаев—Эрегли
23
12 тыс. т
Южный—Искендерун
29

3—5 тыс. т
Ейск—Немрут Бей
32
10 тыс. т
Туапсе—Искендерун
31

3—5 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
29—30
10 тыс. т
Керчь—Искендерун
31

3—5 тыс. т
Ейск—Трабзон
27
10 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
33—34

3—5 тыс. т
Таганрог—Немрут Бей
32
10 тыс. т
Мариуполь—Немрут Бей
29

3—5 тыс. т
Таганрог—Турция (М/м)
29—30
10 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
26

3—5 тыс. т
Таганрог—Эрегли
27
10 тыс. т
Мариуполь—Варна
17—18

3—5 тыс. т
Азов—Немрут Бей
33
7 тыс. т
Туапсе—Немрут Бей
25—26

3—5 тыс. т
Азов—Турция (М/м)
30—31
5 тыс. т
Бердянск—Немрут Бей
30

3—5 тыс. т
Азов—Эрегли
28
5 тыс. т
Бердянск—Турция (М/м)
27

4 тыс. т
Керчь—Поти
23—24
5 тыс. т
Бердянск—Самсун
25

3 тыс. т
Ростов—Немрут Бей
34
5 тыс. т
Керчь—Измир
24—25

3 тыс. т
Ростов—Турция (М/м)
31—32
5 тыс. т
Керчь—Турция (М/м)
22

3 тыс. т
Ростов—Трабзон
29
5 тыс. т
Керчь—Трабзон
20

2—2,5 тыс. т
Керчь—Поти
27

Строительные грузы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
12 тыс. т
Мариуполь—Равенна
32—33

3 тыс. т
Анталья—Азовские порты РФ
31—32
12 тыс. т
Мариуполь—Кастельон
38—39

3 тыс. т
Турция (М/м)—Азовские порты РФ
26—27
5 тыс. т
Мариуполь—Равенна
33—34

3 тыс. т
Турция (Ч/м)—Азовские порты РФ
24—25
5 тыс. т
Мариуполь—Кастельон
40—41

Удобрения

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
25 тыс. т
Южный—Сантос
77

6—7 тыс. т
Новороссийск—Искендерун
47
25 тыс. т
Новороссийск—Аргентина
90

6—7 тыс. т
Южный—Искендерун
45
25 тыс. т
Южный—Аргентина
88

6—7 тыс. т
Новороссийск—Турция (М/м)
30—31
6—7 тыс. т
Южный—Зап. поб. Италии
50—51

4—6 тыс. т
Мариуполь—Марокко
64—66
6—7 тыс. т
Южный—Равенна
47—48

3 тыс. т
Николаев—Ливан
46—48

Зерновые

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
55—60 тыс. т
Южный—Сауд. Аравия
76—77

3 тыс. т
Николаев—Израиль
51
30 тыс. т
Новороссийск—Бангладеш
102

3 тыс. т
Николаев—Турция (М/м)
33—34
20—25 тыс. т
Новороссийск—Касабланка
49

3 тыс. т
Николаев—Турция (Ч/м)
31—32
25 тыс. т
Новороссийск—Марокко
43

3 тыс. т
Ростов—Поти
30
5 тыс. т
Одесса—Адриат. поб. Италии
50—52

3 тыс. т
Ростов—Адриат. поб. Италии
52—53
5 тыс. т
Одесса—Израиль
49

3 тыс. т
Кавказ—Адриат. поб. Италии
50
5 тыс. т
Одесса—Вост. поб. Греции
39

3 тыс. т
Азов—Адриат. поб. Италии
50
5 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
32

3 тыс. т
Азов—Александрия
50
5 тыс. т
Одесса—Турция (Ч/м)
30

3 тыс. т
Азов—Израиль
49
3 тыс. т
Николаев—Адриат. поб. Италии
53

3 тыс. т
Азов—Турция (Ч/м)
30—31

Примечание. Ч/м — Черное море, М/м — Мраморное море.
Контейнерные перевозки
На рынке контейнерного тоннажа в мае т.г. наблюдалась неопределенность с небольшой тенденцией к снижению. За период с 30.04.2008 г. по 4.06.2008 г. Howe Robinson Container Index упал на 5,1%.
В начале июня т.г. спотовый тоннаж начал фрахтоваться со значительным дисконтом, так как фрахтователи выигрывают войну нервов с судовладельцами.
Несколько крупных судовладельцев решили согласиться на снижение ставок, чтобы не рисковать, имея судно без работы.
В частности, одна из немецких компаний отдала в аренду свое судно вместимостью 2500 TEU на 12 месяцев по ставке менее $20 тыс./день. А еще несколько недель назад подобные суда фрахтовались по $24 тыс./день.
Последние данные Дальневосточной фрахтовой конференции (FEFC) показывают, что в западном направлении объемы перевозок увеличились на 10% за первые 4 месяца 2008 г., что в 2 раза хуже показателей аналогичного периода 2007 г. Перевозки из Азии в Северную Европу увеличились на 8,2%, а в Средиземноморье — на 13,4%.
По мнению некоторых специалистов, в настоящее время начинается пересмотр мировых цепочек поставок. Как полагает С. Прайс из компании CEO DHL Express Europe, высокие цены на нефть убивают мировую торговлю, будущее — за региональными цепочками поставок. Ситуация на рынке такова, что переход к локальному производству представляется наиболее логичным выходом для компаний, поскольку позволит сократить расходы на транспортировку.
До настоящего времени события развивались обратным образом: крупные корпорации переводили производство в страны Восточной Европы и Азии, используя наличие там дешевой рабочей силы, чтобы снизить затраты непосредственно на производство. Сравнительно небольшой удельный вес транспортно-логистических расходов позволял им делать это без ущерба для конечной стоимости продукции.
Теперь же ситуация меняется, и линейные операторы, много лет наращивавшие объемы за счет растущей торговли на азиатском (в первую очередь китайском) направлении, могут оказаться под ударом и потерять значительную долю своего рынка.
Динамика основных контейнерных индексов
Howe Robinson Container Index

30.04.2008 г.
28.05.2008
4.06.2008 г.
+/-
+/-
Vessel Type
Wtng
PTS
PTS
PTS
за неделю
за месяц
250 TEU (G) 12 k
2%
25,1
25,1
25,1
0
0
510 TEU (GL) 15 k
5%
64,2
64,2
64,2
0
0
520 TEU (G) 15,5 k
5%
70,1
72
72
0
+1,9
650 TEU (G) 15 k
5%
60,8
60,4
59,6
-0,8
-1,2
1000 TEU (G) 17,5 k
5%
61,2
59,4
58,1
-1,3
-3,1
1100 TEU (GL) 19 k
5%
59,8
60,3
60,3
0
0,5
1100 TEU (G) 19 k
5%
56,4
56
55,4
-0,6
-1
1200 TEU (GL) 19 k
5%
64,3
61,5
61,5
0
-2,8
1600 TEU (GL) 18 k
15%
209,9
208
203,6
-4,4
-6,3
1700 TEU (G) 19,5 k
15%
192,9
184,5
178,2
-6,3
-14,7
2050 TEU (GL) 20 k
5%
68,7
69,6
68,7
-0,9
0
2500 TEU (G) 22 k
10%
144
137
116
-21
-28
2800 TEU (GL) 22 k
10%
149,6
138,7
138,7
0
-10,9
3500 TEU (GL) 22,5 k
5%
77,2
76
76
0
-1,2
4300 TEU (GL) 24 k
3%
45,5
43,1
43,1
0
-2,4
INDEX

1349,7
1315,7
1280,3
-35,4
-69,4

China Containerized Freight Index

Сервис
9.05.2008 г.
6.06.2008 г.
+/- за месяц (%)
+/- за год (%)
Japan Service
787,01
761,82
-3,20%
+24,49%
Europe Service
1599,37
1618,43
+1,19%
+14,26%
W/C America Service
1078,82
1135,36
+5,24%
+4,39%
E/C America Service
1247,59
1326,02
+6,29%
+4,60%
Hongkong Service
602,73
629,22
+4,40%
-0,46%
Korea Service
647,31
662,15
+2,29%
+3,57%
Southeast Asia Service
962,64
953,41
-0,96%
+4,30%
Mediterranean Service
1682,21
1638,32
-2,61%
+14,23%
Australia/New Zealand Service
1044,72
1041,46
-0,31%
+21,31%
South Africa/South America Service
829,71
916,78
+10,49%
+13,82%
West East Africa Service
1087,83
1102,82
+1,38%
+2,01%
INDEX
1119,42
1139,06
+1,75%
+10,51%

Репрезентативные сделки на рынке контейнерного тоннажа в начале июня 2008 г.

Судно
Параметры судна
Срок сделки
Регион
Ставка (в день)
Компания-фрахтователь
Pona
Flag LIB — blt 2007 — 37905 Dwt — 2741 Teu — 2116/Hom — 400 PlugsCellular — Gearless — 22.0/80.0
12 Mnths
EXT WW
$22300
CMA CGM
HS Challenger
Flag LIB — blt 2004 — 35924 Dwt — 2674 Teu — 2040/Hom — 400 PlugsCellular — Geared — 21.5/85.0
12 Mnths
FAR EAST
$22250
CMA CGM
NYK Espirito
Flag GEU — blt 2001 — 33795 Dwt — 2526 Teu — 1950/Hom — 394 PlugsCellular — Geared — 22.0/74.0
30 Days
TCT MED
$18500
MSC
Flottbek
Flag GBI — blt 2005 — 15933 Dwt 1600 Teu — 1090/Hom — 312 Plugs20
3/4 Mnths
UKC
$16800
MSC
Merian
Flag ABB — blt 1994 — 20336 Dwt — 1452 Teu — 1011/Hom — 150 PlugsCellular — Geared — 19.0/48.0
12 Mnths
PG/EAF
$16300
Hull and Hatch
Sedef 4
Flag MAI — blt 2007 — 12500 Dwt — 1155 Teu — 717/Hom — 240 PlugsCellular — Gearless — 19.0/43.0
6 Mnths
MED
$12900
Sea Consortium
Merwetrader
Flag ABB — blt 2006 — 11819 Dwt — 957 Teu — 604/Hom — 244 PlugsCellular — Geared — 18.8/37.0
12Mnths
EXT
$11600
SITC
Ara Atlantis
Flag GBI — blt 2007 — 11435 Dwt — 868 Teu — 600/Hom — 234 PlugsCellular — Gearless — 18.0/33.3
1 Mnths
UKC
EUR9000
Unifeeder
Gerd
Flag ABB — blt 2003 — 9500 Dwt — 750 Teu — 515/Hom — 120 PlugsCellular — Gearless — 18.0/31.3
1 Mnths
UKC
EUR7600

Carla
Flag ABB — blt 1996 — 6800 Dwt — 700 Teu — 380/Hom — 100 PlugsCellular — Gearless — 16.5/23.0
4 Mnths
MED
$9350
UFS

Контейнерные линии пытаются договориться о повышении ставок с грузовладельцами. Так, линии FEFC с 1.07.2008 г. вновь попытаются увеличить на $300/TEU ставки на маршруте Азия—Европа, и на $400/TEU — при перевозках из портов Филиппин, Таиланда, Вьетнама. Предыдущие попытки FEFC повысить тарифы были неудачными.
Линия Maersk в июле т.г. планирует поднять ставки при перевозках экспортных грузов из Северной Америки на $120—$400/TEU. Повышение коснется перевозок в Северной Атлантике, Средиземном море и маршрутах Ближнего Востока, исключая военные поставки.
Кроме того, будут подняты ставки на перевозки рефрижераторных грузов, предназначенных для стран Азии, Ближнего Востока, Средиземного моря, Черного Моря, Северной Европы и Балтийских портов.
Группа компаний AP Moller-Maersk также начала постепенно отказываться от вертикальной интеграции, в т.ч. и путем продажи непрофильных подразделений.
В настоящее время AP Moller-Maersk владеет большим количеством компаний, занимающихся абсолютно разной деятельностью, причем у многих компаний, входящих в группу, единственным клиентом является сама Maersk, что не может быть рентабельным. Грузы перевозятся на судах, принадлежащих и построенных Maersk, в контейнерах, произведенных Maersk, которые выгружаются на терминалах Maersk, на которых работает портофлот Maersk и дальше перевозятся грузовиками Maersk, отмечает исполнительный директор компании Н. Андерсен. В этой связи планируется упростить бизнес, чтобы клиентам было удобнее работать с AP Moller-Maersk. Предполагается упростить административные процедуры внутри компании. Часть непрофильных компаний группы будет продана на общую сумму около $800 млн. Остальная часть компаний начнет работать и с др. клиентами, а не только с Maersk. Кроме того, ряд функций будут переданы на аутсорсинг.
Фрахтовые надбавки CAF и BAF на основных маршрутах контейнерных перевозок
Надбавки BAF

Июнь 2008 г.
Май 2008 г.
Апрель 2008 г.
FEFC (Дальний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
$546/TEU
$509/TEU
$456/TEU
Япония—Сев. Европа
$546/TEU
$509/TEU
$456/TEU
IPBCC (Индия, Пакистан, Бангл., Сеул)—Сев. Европа (EB+WB))
$370/TEU
$345/TEU
$325/TEU
EMERA (Ближний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
$425/TEU
$400/TEU
$365/TEU
Сев. Европа—TACA (Зап. поб. США)
$911/TEU 16.6.-15.7.08
$911/TEU 16.04.-15.05.
$911/TEU 16.04.-15.05.
Сев. Европа—TACA (Вост. поб США/Мекс. залив)
$607/TEU 16.6.-15.7.08
$607/TEU 16.04.-15.05.
$607/TEU 16.04.-15.05.
Сев. Европа—Канада
$654/teu
$479/teu
$479/teu

Справка. BAF — Топливная надбавка. Значение добавляется или вычитается из суммы фрахта и отражает колебания цен на топливо.
Надбавки CAF

Июнь 2008 г.
Май 2008 г.
Апрель 2008 г.
FEFC (Дальний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
plus 18,2%
plus 17,7%
plus 15%
Япония—Сев. Европа
plus 18,2%
plus 17,7%
plus 15%
IPBCC (Индия, Пакистан, Бангл., Сеул)—Сев. Европа (EB+WB)
plus 20,64%
plus 19,65%
plus 17,07%
EANZ (Австралия, Новая Зеландия)—Сев. Европа (EB+WB)
no CAF
no CAF
no CAF
EMERA (Ближний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
plus 16,87%
plus 16,18%
plus 13,73%
Сев. Европа—TACA (Зап. поб. США)
+15% 16.6.-15.7.
+12% 16.05.-15.06.
+12% 16.04.-15.05.
Сев. Европа—TACA (Вост. поб США/Мекс. залив)
+15% 16.6.-15.7.
+12% 16.05.-15.06.
+12% 16.04.-15.05.
Сев. Европа—Канада
plus 16%
plus 16%
plus 14%

Справка. CAF — Валютная надбавка, которая добавляется к стоимости перевозки для компенсации изменений в соотношениях курсов обмена валют.
Подготовил Михаил Кушнир