Такая красивая Зеленая карта

Страховка для того нужна, чтоб страх не проходил бесплатно.
(Георгий Александров)
GREEN CARD — система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта, получившая название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. Создана она в 1949 г. подписанием договора о GK (Green Card) между 13 странами-участницами.
В настоящее время система Зеленая карта принята в 44 странах мира. 32 из них (среди которых Андорра, Исландия, Норвегия, Хорватия и Швейцария), а также 27 государств-членов ЕС заключили между собой отдельное многостороннее гарантийное соглашение (Multilateral Guarantee Agreement, MGA). Оно устанавливает необязательность оформления Зеленой карты для стран-членов MGA. По его условиям, номерной знак, указывающий на то, что автомобиль зарегистрирован в одной из стран MGA, заменяет номер полиса Зеленой карты.
Страны, участники договора о Зеленой карте, приняли на себя обязательства признавать на территории любой из стран страховые полисы Зеленой карты о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в их собственных странах.
Основным элементом системы Зеленая карта являются национальные бюро стран- участниц, которые организуют контроль по наличию страхования при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям.
В стране, которая является участником международной системы Зеленая карта, виновнику ДТП, благодаря страховому полису, платить из своего кармана не придется. И без этого полиса владельца авто не впустят на территорию, где она обязательна (к таковым относятся не только все страны- члены Евросоюза, но и Марокко, Тунис, Иран, Ирак, Израиль, Турция, Белоруссия). Без него же и не выпустят. Если путешественник потеряет в дороге страховку, то нужно будет письменно это пояснить на границе или в страховой компании по возвращении.
Сегодня в ходу два вида полисов Зеленой карты: Вся Европа и Восточная Европа (Беларусь, Румыния, Болгария и Молдова). Не действует Зеленая только в России, но не исключено, что к 2009 году РФ также присоединится к этой международной программе. Оформляются страховые сертификаты на срок от 15 дней до года. Стоимость полиса Вся Европа для легкового автомобиля на 15 дней — около 220 грн, Восточная Европа стоит 190 грн.
В случае ДТП нужно вызвать полицию, позвонить в страховую компанию, достать водительские права и полис Зеленой карты для предъявления. После того, как все формальности будут улажены, полиция запишет номер полиса и реквизиты страховщика, для того, чтобы позднее выставить ему счет о возмещении ущерба. Страхователю при этом нужны копия протокола ДТП и копия полиса страхования иностранца. По возвращении вышеперечисленные документы и заявление с полным описанием того, что произошло на месте ДТП, нужно будет предоставить страховой компании.
Ущерб здоровью и машине иностранца отечественный страховщик покроет только в случае, если виноват в аварии именно страхователь. Лимит ответственности в этом случае зависит от законодательства страны-участницы системы Зеленая карта. Он может достигать от €10 тыс. до €600 тыс. Или даже быть безлимитным, как, например, во Франции. Фактически во всех странах- участницах программы Зеленая карта решение о том, кто виноват в аварии, принимается в суде.
На месте ДТП составляется протокол, который страхователь обязан подписать. Однако обычно протокол составляется на языке той страны, в которой произошло ДТП. Если есть подозрения, что в протоколе есть неточности, на них нужно указать там же, на английском или родном языке.
Из всего сказанного следует, что покидать страну, где довелось попасть в ДТП на собственном автомобиле, нужно только с полным набором документов, которые по возвращении необходимо будет подать в страховую компанию. Но возможен и менее приятный вариант — машину забирают на штрафплощадку до решения суда. По возвращении необходимо в срочном порядке посетить своего страховщика и в письменном виде изложить суть произошедшего.
Что делать владельцу Зеленой карты в случае ДТП за границей?
1. Остановить автомобиль и оставаться на месте ДТП.
2. Вызвать полицию. Получить копию протокола или любого другого документа, который устанавливает вину, определяет участников и обстоятельства ДТП. Если же никто из участников ДТП не владеет языком той страны, где случилась авария, тогда следует позвонить в Моторное Бюро (организация, созданная для контроля деятельности страховщиков) той страны, где случилось происшествие.
3. Уведомить страховую компанию по телефону о случившемся в течение ближайших дней.
4. Не отдавать кому-либо оригинал страхового полиса Зеленая карта — для этого есть второй лист с надписью КОПИЯ.
5. Записать данные другого участника: имя, фамилию, номер и марку автомобиля, номер страхового полиса, название и адрес страховой компании, в которой он застрахован.
6. Ни в коем случае не выплачивать возмещение вреда на месте — для этого есть страховой полис, копию которого нужно отдать потерпевшему.