Полное спокойствие

По итогам прошлого года объем премий в сфере страхования жизни составил 783,9 млн гривен, превысив прогноз Лиги страховых организаций, которая ожидала сборы в размере 650 млн гривен. Таким образом, рост рынка страхования жизни в Украине по сравнению с 2006-м составил 73,9%. Число игроков также увеличивалось и к концу 2007-го достигло 65.
На протяжении 2007 года в сегменте страхования жизни было заключено более шестисот тысяч договоров, что значительно превышает показатели за предыдущие периоды. Рынок страхования интенсивно развивался за счет расширения розничных каналов дистрибуции и благодаря компаниям, практикующим банковское страхование. По-прежнему значительную долю рынка страхования жизни занимает корпоративное страхование, — рассказывает председатель правления страховой компании (СК) Блакитний поліс Анатолий Лазоренко. Однако, несмотря на воодушевляющую динамику, в прошлом году так и не были внесены изменения в законодательство в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, которые бы более надежно защитили интересы потребителей, поскольку сейчас у клиента почти нет свободного выбора институциональных поставщиков финансовых услуг, содержащих пенсионную составляющую.
Тем не менее, как прогнозируют аналитики, по итогам 2008-го рынок страхования жизни увеличится на 70-75%. К 2010 году объем этого сегмента страхования в нашей стране достигнет миллиарда гривен. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, из всех государств Восточной Европы рынок лайф Украины является одним из самых привлекательных для зарубежных инвесторов, — комментирует ситуацию первый заместитель председателя правления СК Юпитер страхование жизни Vienna Insurance Group Ирина Бордюг. Однако активность западных инвесторов в покупке или создании страховых компаний в Украине в 2008-м будет несколько ниже, чем в предыдущие два года. Это связано не только с политической нестабильностью в стране, но и с выходом некоторых сильных зарубежных игроков. К основным факторам влияния на рынок можно отнести активное развитие банкострахования и формирование страховыми компаниями собственных сетей сбыта. Предприятия многоуровневого маркетинга будут развиваться органически, их показатели как минимум удвоятся по сравнению с объемами прошлого года, — прогнозирует руководитель департамента корпоративных продаж СК ТАС Игорь Дзюбинский.
Главным итогом этого года должно стать повышение качества услуг. Приход западных компаний и крупных капиталов способствует активному развитию рынка и уменьшению его концентрации, а увеличивающаяся с каждым днем конкуренция стимулирует игроков к предложению новых программ и более удобных условий страхования.
Секреты мотивации
Если физические лица еще не стали основными участниками рынка страхования жизни, то популярность программ корпоративного страхования жизни сотрудников предприятий растет быстро. Еще несколько лет назад такую социальную защиту своим работникам предлагали только крупные западные компании, работающие на рынке Украины. Теперь же это неотъемлемая часть деятельности многих отечественных фирм, включая и предприятия среднего бизнеса. Сейчас почти все руководители фирм осознают, что традиционные мотивационные инструменты для сотрудников уже едва работают, и чтобы удержать последних, необходимо использовать все новые и новые методы, — отмечает Игорь Дзюбинский.
Большинство лайфовых компаний предлагает корпоративным клиентам долгосрочные накопительные программы преимущественно с одноразовыми выплатами по дожитию до конца действия договора, и — значительно реже — привязанные к достижению пенсионного возраста, с выплатами в форме аннуитетов или в смешанной форме. Некоторые СК предлагают корпоративным клиентам комплексные программы с возможностью разработки индивидуального предложения для каждого конкретного предприятия, с учетом его потребностей и запросов.
Как правило, программы корпоративного страхования достаточно типичны для страхования жизни. Это в первую очередь накопление с незначительным дополнением риска. Компании в основном заключают такие договора в рамках пенсионного обеспечения. У многих наших клиентов уже есть программы рискового страхования, а страхование жизни является наилучшим стимулированием сотрудников. Имея рисковое страхование, предприятие больше интересуют накопления, а не реальное страхование, — считает национальный менеджер GRAWE Group в Украине Роман Дэнис.
Страхователь хочет видеть реальную финансовую защиту ответственности за потерю жизни и здоровья своих сотрудников, решение мотивационного вопроса, повышение кадровой стабильности, получение определенных налоговых льгот. При этом компании, готовые предоставить наемным работникам страхование жизни, выглядят более привлекательными на рынке труда.
В условиях действующего правового регулирования СК могут предлагать несколько страховых продуктов для корпоративных клиентов, включая рисковые, пенсионного типа либо накопительные. Работодателя прежде всего интересует накопительное страхование жизни, которое можно использовать для повышения мотивации персонала, — подчеркивает председатель правления СК Страховые традиции — Жизнь Андрей Лупырь.
Важную роль при выборе страховщика играет платежеспособность и надежность компании, а также структура перестрахования рисков и технология оперирования страховыми резервами, так как любой работодатель хочет быть уверенным в надежности распоряжающейся его средствами финансовой структуры. Поэтому одним из наиболее значительных аспектов, которые включает в себя накопительное страхование жизни, является доход от инвестирования страховых резервов, состоящий из гарантированного инвестиционного дохода, а также фактических его показателей за предыдущие годы. Вопрос о направлениях инвестирования также является ключевым и предполагает, как правило, наличие в страховой компании экспертов в этой сфере для надлежащей оценки уровней прибыльности, надежности, стабильности финансовых инструментов, в которых в дальнейшем будут представлены страховые резервы, — заявила начальник юридического отдела СК Юпитер страхование жизни Vienna Insurance Group Анна Поповская. Для застрахованных сотрудников выгоды заключаются в формировании гарантированного капитала на момент окончания срока действия договора страхования, возможность обеспечения корпоративной пенсии, а также финансовая поддержка родственников в случае потери кормильца.
Спасибо, товарищ начальник
При выборе страхового продукта работодатель сразу обращает внимание на возможность налоговых преференций. В действующем законодательстве платежи по договорам долгосрочного страхования жизни можно относить на валовые затраты. При этом период действия соглашения должен составлять не менее десяти лет, а сумма страховых взносов не может превышать граничный месячный льготный взнос (сумма месячного прожиточного минимума, действующего на 1 января отчетного налогового года, умноженная на 1,4 и округленная до ближайших десяти гривен). В свою очередь, сумма страховых взносов совокупно не должна превышать 15% заработной платы, начисленной нанятому работнику на протяжении налогового года, на который приходятся такие налоговые периоды. Долгосрочные договоры страхования жизни выгодны тем, что в Украине по ним действуют серьезные налоговые льготы. Государство премирует работодателей, которые заключают в пользу своих сотрудников полисы страхования жизни. Эта премия в определенных границах не облагается подоходным налогом, не имеет платежей в Пенсионный фонд и других отчислений, — поясняет Роман Дэнис.
Кроме того, корпоративный клиент хочет видеть гибкость и лояльность страховщика, когда руководитель предприятия подает единое упрощенное заявление на страхование сотрудников, а специалисты СК определяют размер платежей по каждому застрахованному. После переговоров с руководством фирмы подписывается договор. Работодатель оказывает решающее влияние на составляющие программы, по которой будут застрахованы его сотрудники. Он самостоятельно выбирает участников программы и указывает желаемые страховые суммы, которые по его просьбе могут изменяться в течение срока действия договора, — объясняет заместитель председателя правления СК Оранта-Жизнь Наталья Эннс.
Помимо этого, специалисты страховой компании могут разработать индивидуальные разноуровневые программы для каждой конкретной категории сотрудников. В процессе подписания договора руководство предприятия также определяет выгодоприобретателей (предприятие либо сотрудник) и условия выплат. Так, например, работодатель может самостоятельно определить, какая часть страховой суммы достанется сотруднику, если он досрочно уволится. Руководитель определяет перечень рисков и условия выплат по ним. В любом случае, лояльные и добропорядочные работники предприятий только выигрывают от таких программ, так как они получают страховую защиту с самого первого дня срока действия договора и гарантированную финансовую поддержку (страховая сумма и инвестиционный бонус) после его окончания.
Страховка от налогов
При заключении корпоративного договора накопительного страхования жизни руководителей предприятий интересуют несколько показателей, среди которых основными являются динамика страховых выплат СК (не только в разрезе страховых случаев, но и в разрезе договоров), максимальный и минимальный срок страхования, ставка инвестиционного дохода на протяжении трех-пяти последних лет, возможность индексации. Для клиентов важны все составляющие контракта: размер страхового платежа и страховой суммы, а также периодичность оплаты. Но больше всего они заинтересованы в сумме, которую получат по окончанию действия договора страхования, и в размере инвестиционного дохода, — подчеркивает Анатолий Лазоренко.
Кроме того, при заключении договора корпоративного страхования любое предприятие независимо от рода деятельности получает уменьшение налога на прибыль и снижение ставок отчислений в государственные фонды соцстрахования.
Если рассматривать накопительное страхование жизни как инструмент кадровой политики, то этот вид мотивации способствует снижению текучести кадров; привлечению высококвалифицированных специалистов, а также улучшению имиджа предприятия в глазах партнеров. Накопительное страхование — это также и дополнительное материальное обеспечение работников при выходе на пенсию или получении накопленных сумм, и гарантированная финансовая защита членам их семей при наступлении страховых случаев; сохранение жизненного уровня работников в случае потери трудоспособности по причине болезни или последствий несчастного случая.
Бессмертие заемщикам
Для многих украинских страховщиков в условиях неразвитости рынка страхования жизни банкострахование (bankassurаnсе) становится почти единственным эффективным инструментом работы на рынке. В условиях активного роста потребительского и ипотечного кредитования потенциальный оборот, который может получить СК от стратегического партнерства с банком, — минимум 10-20 млн долларов в год. Соответственно, можно прогнозировать, что в 2008-м минимум 50-100 млн долларов рынку обеспечит только банкострахование, а это может составить до 40-50% общего оборота страхования жизни по итогам года.
Говорить в Украине о продаже полисов независимо от банковских продуктов, как это распространено на Западе, пока рано. К примеру, во Франции многие фининституты генерируют более пятидесяти процентов своей прибыли за счет страховых комиссионных. Сейчас отечественные банки нацелены на рост активов, а не на прибыль, — подчеркивает Роман Дэнис.
Естественно, что финансовые институты в основном сами подталкивают развитие bankassurance, ведь обязательным условием кредитования является страхование жизни заемщика банковского кредита, будь то ипотека, кредит на покупку авто, либо же потребительский заем. В этом случае финучреждение привлекает к сотрудничеству лайфовую страховую компанию, которая принимает на себя часть рисков непогашения кредита, связанных с возможной смертью заемщика.
По сравнению с накопительным страхованием жизни банкострахование является более рисковым направлением, поскольку предполагает высокие размеры выплат. Однако эти риски, как правило, снижаются за счет квалифицированного управления рисками, их максимальной диверсификации и перестрахования, — поясняет начальник департамента страхования СК Юпитер страхование жизни Vienna Insurance Group Дмитрий Грицай. В условиях, когда для финансового рынка все более популярным становится продажа продуктов по схеме все в одном, банкострахование в любом случае будет занимать значительную долю кросс-продаж и в будущем.
Свои сети лучше
Отсутствие комплексной пенсионной реформы тормозит развитие рынка страхования жизни сейчас. Страховщики также заинтересованы в принятии новой редакции Закона Украины О страховании и утверждении Налогового кодекса, а также изменении в сферах негосударственного пенсионного обеспечения и медицинского страхования, — отмечает Наталья Эннс. В первую очередь, эти реформы позволят СК осуществлять продажу продуктов unit-linked — инвестиционного страхования, которое кардинально отличается от инвестпрограмм страхования жизни и, хотя не гарантирует получение инвестдохода, все же дает клиенту возможность самому выбирать каналы инвестирования средств.
С другой стороны, существуют проблемы и рыночного характера. Одна из них— неразвитость региональных сетей лайфовых компаний, кадровый голод, неопытность их агентов и невозможность качественно преподнести клиенту тот или иной страховой продукт. Многие страховщики сконцентрировали сейчас свои усилия на развитии собственных агентских сетей. Основной проблемой так и остается нехватка квалифицированных кадров. На рынке труда спрос намного превышает предложение. Количество готовых специалистов очень ограничено, а те, которые уже имеют хоть какой-то опыт, мигрируют из компании в компанию в поисках лучших условий, — отмечает управляющий директор СК Renaissance Life Александр Козлов.
Поэтому страховщики все четче осознают необходимость развития собственных сетей как основных каналов дистрибуции. В долгосрочной перспективе без инвестиции на этом направлении не обойтись. Важной проблемой является развитие собственных агентских сетей страховщиков жизни. Скорее, это даже задача, и ее решение — в формировании и внедрении стратегии набора, обучения и сопровождения профессиональных и лояльных компании страховых агентов. Наличие профессиональных агентов означает качественные продажи, лояльность страховщиков подразумевает знание и поддержку политики компании, ее корпоративной культуры, принципов построения взаимоотношений с клиентами и партнерами, что опять-таки крайне важно для популяризации и продвижения страховых услуг, — считает председатель правления СК ИНГО Украина Жизнь Наталья Невядомская.
Сейчас же многие СК часто используют сотрудничество со страховыми посредниками, в частности, компаниями, которые действуют по принципу MLM. Однако в будущем доля последних будет сокращаться за счет тех игроков, которые уже активно развивают собственные агентские сети и другие каналы продаж. Все это связано с тем, что растущая с каждым днем конкуренция заставляет СК скорее инвестировать в собственное развитие, чем кормить посреднические структуры.