Не хотим думать о старости

Система негосударственного пенсионного обеспечения развивается только благодаря повышению стандартов корпоративного управления. Качественный рывок откладывается из-за очередной отсрочки введения общеобязательной накопительной системы
Поощрение сотрудников при помощи отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) становится все более популярным среди работодателей. Согласно недавно обнародованной статистике Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, в прошлом году активы НПФ почти удвоились, а количество участников этих фондов увеличилось на 44%. При этом больше заботиться о старости стали граждане в возрасте до 25 лет. Основная тенденция 2007-го и 2008-го — появление на рынке негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) новых игроков. Включить в свою продуктовую линейку услуги для будущих пенсионеров старается большинство компаний по управлению активами (КУА). Крупные предприятия также все чаще интересуются НПО. Так, в 2008-м вкладчиком открытого пенсионного фонда стало ОАО Укртелеком. А судостроительный завод Залив заявил о намерении создать собственный НПФ.
Тем не менее очевидно, что пенсионная реформа в Украине буксует. За три года существования фонды привлекли всего 234 млн гривен пенсионных взносов (это сопоставимо с депозитным портфелем мелкого банка). Участниками фондов стали лишь 287 тыс. человек (0,6% населения). То есть НПФ пока не стали серьезными игроками на инвестиционном рынке.
Корпоративные пенсии
Согласно данным Госфинуслуг, в прошлом году средняя доходность НПФ снизилась по сравнению с 2006-м и составила 16,1% (при годовой инфляции 16,6% и повышении индекса ПФТС на 135%) Большинство из девяноста девяти фондов являются открытыми, то есть могут привлекать средства всех желающих. Корпоративные пенсионные фонды (их участниками могут быть только сотрудники предприятий-учредителей и предприятий-плательщиков) популярностью не пользуются. В 2005-м они создавались с прицелом на будущее: с введением профессиональной пенсионной системы такие фонды должны были стать востребованными. На некоторых предприятиях концерна ”Стирол” многие работники заняты на вредных производствах. По законодательству пенсионные взносы для таких людей необходимо осуществлять только в корпоративные или профессиональные фонды, — говорит исполнительный директор КУА IQ-Technology Тамила Ищук. Последняя редакция законопроекта об обязательном отчислении предприятиями с вредными условиями производства взносов в НПФ была зарегистрирована в декабре 2007-го. На прошлой неделе этот документ (предусматривающий внедрение профессиональной системы пенсий с 2014 года) рассматривался на заседании парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда. По мнению экспертов, законопроект нужно доработать.
Профессиональная пенсионная система должна охватывать не только вредные профессии, зафиксированные в так называемых списках номер один и два. Это гораздо более широкое понятие, подразумевающее назначение пенсий по профессиональному признаку: госслужащим, научным работникам, военнослужащим и так далее, — считает заместитель директора Института демографии и социальных исследований НАНУ Элла Либанова.
Организаций, создающих НПФ только для своих сотрудников, в Украине очень мало. Корпоративные фонды есть у Национального банка, Укрэксимбанка, УГППС Укрпочта, концерна Стирол, ГАО Чорноморнафтогаз. Однако ведут финансовую деятельность не все зарегистрированные негосударственные организации. В частности, доставшиеся в наследство НПФ не стали развивать новые собственники Райффайзен Банка Аваль и VAB Банка. Вопреки опасениям экспертов корпоративные фонды (они вправе инвестировать в бумаги учредителя до 10% активов) не используются для перераспределения денежных потоков внутри бизнес-групп. Между тем Всемирный банк в своем исследовании украинского рынка НПО рекомендовал запретить инвестиции в акции компанийучредителей, поскольку это может провоцировать создание кэптивных фондов.
Преимуществом корпоративных фондов являются лучшая управляемость и возможность рефинансировать часть затрат, связанных с уплатой пенсионных взносов. К недостаткам относятся требование безубыточности их учредителей и плательщиков (в течение как минимум года), а также необходимость платить за всех сотрудников (в открытый фонд работодатель может перечислять деньги только за тех работников, за которых сочтет нужным). Кроме того, компания может создать всего один корпоративный или профессиональный пенсионный фонд и сколько угодно открытых. Предприятиям, на которых трудятся меньше тысячи человек, нецелесообразно создавать корпоративные фонды. В то же время многое зависит от размера взносов. При символической оплате необходимо большое количество работников, — говорит исполнительный директор администратора пенсионных фондов — компании по управлению активами (АПФ — КУА) Украинские фонды Андрей Рыбальченко. К примеру, первый взнос Укрпочты (насчитывает свыше 200 тыс. сотрудников) в фонд Почтарик составил 85 гривен на человека, первый взнос Укртелекома в фонд Эмерит-Украина — около 280 гривен на работника. В среднем ежемесячно предприятия отчисляют в пенсионные фонды от двух до пятисот гривен на человека.
По данным операторов рынка, крупнейшими НПФ являются профессиональный фонд Независимого отраслевого профессионального союза энергетиков Украины, корпоративные фонды Стирола и Укрэксимбанка, открытые фонды Украина, ИФД КапиталЪ, Фармацевтический и Европа. Возможно, вскоре к ним присоединится и заработавший в первом квартале этого года фонд НБУ. В прошлом году на рынке НПФ произошло первое слияние: открытый фонд Европа, созданный компаниями SigmaBleyzer и TBIH Financial Services Group, поглотил один из фондов старого образца, организованный предприятиями газовой отрасли.
Дальновидная молодежь
Открытые фонды могут привлекать широкие круги вкладчиков и избирательно поощрять сотрудников. К тому же в случае выхода предприятия из состава учредителей или плательщиков корпоративного НПФ его работники теряют возможность участвовать в фонде. Право получать пенсию за счет работодателя утрачивают и уволившиеся сотрудники. Так, КУА Эффект предлагает негосударственному фонду Социум, вкладчиками которого являются восемь предприятий, решать проблему при помощи открытого пенсионного фонда (сотрудник, не желающий терять негосударственную пенсию, может перевести туда свои сбережения).
Мотивировать персонал посредством пенсионных взносов компаниям выгоднее, чем повышением зарплат благодаря получению налоговых льгот. В отличие от зарплат, пенсионные взносы не облагаются сборами в фонды социального страхования и налогом на доходы физлиц. НПФ является инструментом кадровой политики, направленным на мотивацию и удержание персонала. Одну и ту же сумму, необходимую для финансирования выплат работникам по выходу на пенсию или других социальных программ, выгоднее постепенно накопить в течение нескольких лет, пользуясь льготой по налогу на прибыль, чем единовременно выплатить из прибыли. За каждый год, отработанный сотрудником на предприятии, работодатель может дифференцировать пенсионный взнос в пользу конкретного человека в зависимости от стажа и/или возраста, — отмечает директор департамента негосударственного пенсионного фонда управляющей компании Сократ Александр Ткач.
Ежемесячно отчисляя в НПФ 100 гривен в течение двадцати лет, работодатель обеспечит сотруднику десятилетнюю прибавку к пенсии в размере 800 гривен в месяц. В некоторых отраслях это служит весомым аргументом в пользу выбора того или иного предприятия. Заключать пенсионные контракты по собственной инициативе украинцы пока не хотят: по данным экспертов, 90% взносов в негосударственные фонды приходится на владельцев компаний. Деньги в НПФ несут не только люди предпенсионного возраста, но и те, кому до заслуженного отдыха еще далеко. Так, из тысячи добровольных вкладчиков негосударственного пенсионного фонда Социальный стандарт, которым управляет ОАО Кинто, большинство старше сорока лет, а самому молодому инвестору — всего семнадцать.
Наши соотечественники не слишком доверяют этим организациям из-за отсутствия истории выплат и низкой доходности. Согласно данным Госфинуслуг, в прошлом году средняя доходность НПФ снизилась по сравнению с 2006-м и составила 16,1% (при годовой инфляции 16,6% и повышении индекса ПФТС на 135%). Эксперты, в свою очередь, считают, что эта статистика недостоверна (комиссия усредняет данные работающих и неработающих фондов), и на самом деле в 2007-м доходность успешных НПФ составила от 25 до 32%.
Одной из причин более низкой по сравнению с инвестиционными фондами доходности стали законодательные требования к диверсификации активов негосударственных пенсионных фондов. Эти институты могут покупать только котирующиеся на биржах ценные бумаги, эмитенты которых имеют рейтинговую оценку по национальной шкале, то есть акции всего восьми предприятий. При этом относящиеся к голубым фишкам бумаги Райффайзен Банка Аваль в этот список не входят, поскольку рейтинговое агентство Кредит-Рейтинг отозвало рейтинг финучреждения по национальной шкале. В марте два регулятора рынка — Госфинуслуг и ГКЦБФР — договорились об условиях диверсификации активов. Фондам разрешат продлить сроки диверсификации лишь раз и не дольше, чем на год. На финансовые результаты корпоративных и профессиональных фондов также влияет инвестирование части активов в бумаги собственной отрасли, которые не всегда доходны.
Без надежды на государство
В условиях высокой инфляции украинцы предпочитают тратить, а не сберегать. Тем не менее сейчас популяризация пенсионных накоплений актуальна как никогда. Дело в том, что в 2009-м планировалось внедрить второй уровень пенсионного обеспечения — общеобязательную накопительную систему. Однако опрошенные Экспертом специалисты считают, что она будет запущена не раньше 2010-го, поскольку за последние полтора года Украина ни на шаг не продвинулась к пенсионной реформе. Из-за переноса сроков введения обязательной накопительной системы соотношение средней пенсии и средней зарплаты начнет ухудшаться.
Не последнюю роль сыграет и старение населения. Государство может изменить баланс между потреблением, а также инвестициями в недвижимость и землю и вкладами в НПФ при помощи специальных надбавок (в России первое чтение уже прошел законопроект о софинансировании пенсионных накоплений граждан за счет Фонда национального благосостояния) или налоговых льгот.
Единственным четким заявлением правительства Юлии Тимошенко стало то, что пенсионный возраст не будет повышаться. Вместо того чтобы предпринимать конкретные меры, Кабмин разрабатывает очередную концепцию пенсионной реформы. Документ, который Министерство труда и социальной политики представило на утверждение правительству, не содержит никаких принципиальных новшеств, а лишь уточняет условия введения накопительной системы пенсий и стимулы для развития НПФ. Он также не отвечает на главный вопрос: как именно будет работать второй уровень — через государственный накопительный фонд или систему негосударственных пенсионных фондов? Мнения экспертов на этот счет разделились: противники госфонда считают, что он будет неэффективно распоряжаться средствами, тогда как сторонники не рекомендуют на первых порах доверять общеобязательные пенсионные накопления КУА. Кроме того, в правительственной концепции не оговариваются компенсации людям, родившимся раньше 1970 года (если второй уровень будет запущен в 2010-м, они не подпадут под действие накопительной системы).
При такой государственной политике в ближайшее время система НПО будет развиваться только благодаря инициативе отдельных компаний и ведомств. Между тем граждане тоже все чащестанут задумываться о своем будущем, после выхода на пенсию. Однако стимулировать их сберегать необходимо при помощи всевозможных стимулов и льгот. Ведь в условиях инфляции и бума потребительского кредитования низкий уровень накоплений — проблема не только социальная, но и макроэкономическая.