Сначала автогражданка, потом — КАСКО

До недавнего времени водители, попавшие в ДТП не по своей вине и при этом имеющие добровольную страховку, постоянно путались. Что получать сначала: страховые выплаты по гражданской ответственности или по добровольной страховке. Указ N 236 от 28 апреля определил четкий порядок получения выплат. На первом месте выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца, затем — компенсация по добровольной страховке. Какие же еще изменения произошли на рынке страховых услуг автомобилей?
Прицепы-дачи потянут меньше
Для владельцев большинства типов транспортных средств автогражданка стала дешевле. В основном снижение коснулось транспортных средств, принадлежащих транспортным компаниям, а также сельскохозяйственным предприятиям. Так, тарифы на страхование грузовых прицепов и прицепов-дач к легковым автомобилям уменьшены наполовину. Меньше придется платить и за грузовые и грузопассажирские автомобили грузоподъемностью от 1 т (на 10 процентов), тягачи (на 16 процентов), колесные тракторы и дорожные машины мощностью до 50 л.с. включительно (на 40 процентов), от 50 л.с. до 200 л.с. и свыше 200 л.с. (на 20 процентов).
Кроме того, на 70 процентов снижены страховые взносы для прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям и тракторам грузоподъемностью от 5 тонн — на 50 процентов, для мотоциклов, мотоколясок и мотороллеров с рабочим объемом двигателя до 150 куб.см и от 150 куб.см до 750 куб.см — на 20 процентов. Уменьшены на 15 процентов тарифы для автобусов.
Плата за объем
А вот владельцам, к примеру, крутых иномарок и маршрутных такси придется раскошелиться. Указом увеличены взносы для транспортных средств, которые чаще остальных попадают в ДТП: для легковых автомобилей иностранного производства с объемом двигателя от 2500 до 3500 куб. см — на 22 процента, с объемом свыше 3500 куб. см — на 20 процентов, легковых автомобилей-такси — на 15 процентов, грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1 т — на 15 процентов, мотоциклов с объемом двигателя свыше 750 куб. см — на 250 процентов, маршрутных такси — на 52 процента. Повысились страховые взносы для городского транспорта — троллейбусов и трамваев — на 20 процентов.
Произошли изменения и в размере корректирующего коэффициента. Для жителей Минска и Минского района, где по статистике происходит почти половина всех дорожно-транспортных происшествий в стране, он увеличен с 1,3 до 1,5.
Страховки! В очередь!
Как уже упоминалось выше, новый документ определил очередность выплат страховщиками в случае, если риски застрахованы по добровольному страхованию наземных транспортных средств (КАСКО) и по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Потерпевший в ДТП в первую очередь получает выплаты по автогражданке. Однако если у него есть помимо обязательного договора еще и КАСКО, а у виновника обязательный договор, тогда установлена следующая схема. Прежде чем идти к своему страховщику по КАСКО, если потерпевший хочет воспользоваться этим договором, он должен сначала получить определенную сумму страхового возмещения у компании-страховщика виновника, а оставшуюся сумму, которой не хватает на ремонт, получить у страховщика по КАСКО.
Одна авария — и скидки нет
Ужесточена система скидок и надбавок. Ранее, если автовладелец ездил год без ДТП, то от суммы страхового взноса отнималось 10 процентов. Таким образом, если в течение пяти лет человек ездил безаварийно, то он получал 50-процентную скидку. Если попадал в ДТП, то добавлялось только 20 процентов. Сейчас, если автовладелец имеет скидку в 50 процентов, то достаточно одной аварии — и вся скидка обнуляется.
Зеленая карта
В прошлом году Республика Беларусь переведена из статуса транзитного (временного) в статус полного (постоянного) члена международной системы страхования автогражданской ответственности Зеленая карта. В связи с этим внесен целый ряд изменений и дополнений, касающихся предоставления белорусским страховщикам права заключать договоры страхования Зеленая карта не только в отношении белорусских транспортных средств, но и зарегистрированных в странах, не входящих в данную систему.