Страховой рынок Китая: исследование PricewaterhouseCoopers

Один из ключевых материалов номера посвящен исследованию перспектив и проблем развития страхового рынка Китая с акцентом на анализ того положения, которое удалось занять на нем иностранным страховщикам. Исследование основано в том числе и на данных опроса, который был проведен среди руководителей примерно 40 страховых организаций с участием капитала нерезидентов (всего таких компаний в Китае зарегистрировано 80). Это либо страховые общества, находящиеся в собственности иностранцев, либо совместные предприятия, российских участников среди них пока нет. В общей сложности на долю нерезидентов приходится лишь 6% рынка, что является, однако, результатом не их низкой активности, а высокой конкурентоспособности китайских страховщиков. China Life занимает половину китайского рынка страхования жизни, а страховщик имущественных рисков — PICC — 70% местного рынка автогражданки. Доминирующее положение позволяет страховым компаниям КНР успешно размещать акции на бирже, направляя вырученные средства на расширение масштабов своих операций. Недостатка в капитале они не испытывают. Параллельно, как отмечают эксперты PwC, китайцы быстро сокращают отставание в области профессиональной подготовки и в уровне компетентности.
Китайское законодательство предъявляет довольно суровые требования по капитализации и рейтинговым оценкам к страховым компаниям, желающим начать свой бизнес в стране. Удовлетворять этим требованиям могут только крупнейшие международные страховые группы. Новый участник начинает с открытия в КНР своего представительства, а по прошествии двух лет вправе подавать заявку на получение лицензии, а также преобразовать филиал в дочернюю компанию. Обязательные виды страхования закреплены только за китайскими национальными компаниями, что отрезает зарубежных страховщиков прежде всего от такого перспективного (учитывая стремительную автомобилизацию Китая) вида страхования, как обязательное страхование автогражданской ответственности. Для занятия страхованием жизни необходимо найти местного партнера — финансовую или промышленную компанию. Так, итальянская Generali создала совместное предприятие с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC), в 2005 г. продажи пенсионных планов 390 тыс. работников CNPC принесли СП 1.95 млрд. евро выручки.
Необходимо приобретать отдельную лицензию для работы в каждой провинции Китая, при том, что более одной лицензии в год иностранцам, как правило, не выдают. Высокие требования по капиталу делают работу через филиал невыгодной, но преобразование филиала в дочернюю компанию также требует времени, длительных согласований, и, не в последнюю очередь, нужных связей. Иностранные операторы сталкиваются с административными барьерами и при лицензировании отдельных страховых продуктов.
В этих условиях эксперты рекомендуют последним занимать свободные ниши на рынке, а, учитывая масштабы Китая, даже нишевые продукты и узкоспециализированные виды страхования могут приносить большой доход.
Насколько страховая культура укоренилась среди китайского населения? Несмотря на немалый прогресс, достигнутый в развитии страховой отрасли, до сих пор китайцы предпочитают хранить средства на случай наступления неблагоприятных событий на банковских депозитах (общий объем банковских вкладов, по данным PwC, составил 1.4 трлн. евро, или 80% от ВВП), а не вкладывать их в приобретение полисов накопительного страхования.
Хотя поступления по страхованию жизни достигли больших масштабов, подушевые расходы на страхование жизни в Китае не столь велики. Чтобы достичь здесь большего, необходимо 1) просвещать общественность о преимуществах страховой защиты, 2) предоставить налоговые льготы для тех, кто заключает договора страхования жизни. Главным каналом сбыта на китайском рынке выступают агенты, а они в своем большинстве плохо подготовлены к своей работе. Большинство страховых агентов в Китае (на страховой конференции ШОС в Москве упоминалось о том, что в Китае насчитывается 2 млн. страховых агентов, у одной только China Life, как заявлял ее руководитель, выступавший на конференции, их 650 тыс.).
Хорошо продаются полисы медицинского страхования и страхования от критических заболеваний, что обусловлено тем, что в Китае система бесплатного здравоохранения развита слабо, охватывает далеко не все население и включает весьма ограниченный перечень услуг. Добровольное медицинское страхование удачно восполняет эти пробелы.
Иностранные страховые компании, начинающие работать в КНР, сразу же сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров. Как отмечается в исследовании, талантливые китайцы предпочитают трудиться в национальных компаниях, с их устоявшимся бизнесом и положением, перспективами карьерного роста, а не во вновь открываемых компаниях с иноучастием. Последние по этой причине вынуждены привлекать специалистов из Гонконга, Тайваня, Сингапура и Малайзии.
Как представляется, выводы и наблюдения, содержащиеся в докладе, могут заинтересовать и российских страховщиков, которые не только проявляют интерес к страховому рынку КНР, но и заявили о намерении или уже практически готовятся к выходу на него. Об этом свидетельствуют ход работы и итоги проведенной в конце апреля 2008 г. в Москве I-й Международной конференции на тему: Страховое обеспечение социально-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. Конференция состоялась в соответствии с планом работы Делового совета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) при поддержке страховых компаний СоГаз, Ингосстрах и Росгосстрах, а также ВСС с участием представителей крупнейших страховых компаний из стран-членов ШОС, бизнеса, ряда министерств и ведомств Российской Федерации.
Что касается российских страховщиков, то более чем логичным и естественным выглядело бы их участие в страховании рисков, возникающих при реализации энергетических и иных проектов между РФ и КНР, экологических рисков в приграничной зоне. Другое перспективное направление -страхование персонала российско-китайских СП, и, наконец, страхование иммигрантов — китайской рабочей силы, занятой в России. Не последнее по значению и страхование транзитных грузов, поток которых должен резко возрасти по открывающемуся в мае 2008 г. маршруту FELB (Far Eastern Land Bridge), трансконтинентальной трассе, ведущей из стран Восточной и Центральной Европы через Забайкальск на российско-китайской границе в северный Китай. Первыми свои услуги для экспедиторов и перевозчиков предложили здесь синдикаты Ллойда (страхование грузов от повреждения и страхование убытков от перерывов в производственной деятельности). Страхованием экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков с российской стороны занимается Внешэкономбанк.
Подготовлено Исполнительной дирекцией ВСС и использованием материалов апрельского выпуска журнала INSURANCEDIGEST.