Страховка для чемодана

Когда авиапассажиры сдают свои вещи в багаж, то свято верят, что кража может случиться с кем угодно, только не с ними. Но, увы, неприятности с поклажей — явление не столь уж и редкое. Как же можно если не избежать, то хотя бы минимизировать потери? — Да просто купить в нагрузку к стандартной страховке туриста еще и полис страхования багажа.
Альтернатива страховке
С собой в салон самолета можно взять в виде ручной клади чемодан габаритами до 20х40х60 см и весом до 10 кг. Самое ценное нужно упаковать в ручную кладь. И смотреть за ней внимательно. В отеле самое ценное стоит сдавать в камеру хранения. Так и без страховки можно попробовать обойтись. Но если такой возможности недостаточно…
На Новый год мы с мужем как-то ездили на Мальдивы. Приятную поездку омрачило только одно: по приезде домой мы обнаружили, что из сумки пропал дорогой фотоаппарат. Сразу обратились в милицию. Однако все на этом и закончилось. Только через 1,5 года мне перезвонил следователь и сообщил, что… следствие ведется и есть шанс, что преступника все же удастся найти. Честно говоря, после этого дурацкого звонка мы окончательно укрепились в мысли, что вернуть фотоаппарат или деньги за него нам вообще не удастся, — рассказывает владелица магазина одежды Алена Веселовская.
Потеря или кража багажа в дороге происходят достаточно часто. Авиакомпания хоть и несет ответственность за пропажу вещей, но только во время пути — до момента, когда сумка не снята с ленты транспортера. Если багаж не найден в течение 21 дня при полетах внутри страны и в течение 90 дней — на международных рейсах, тогда авиакомпания обязана возместить ущерб в размере от $10 до $20 за килограмм веса.
Понятное дело, что такие расценки, по меньшей мере, смешны: одни джинсы Armani или фотоаппарат в сумке могут стоить больше, чем авиакомпания согласится выплатить за 10 кг поклажи!
Застрахуй и забудь
Страховщики говорят, что стопроцентную гарантию защиты багажа дает только одна мера — страхование. Говорить-то они говорят, но только это не совсем так. Во-первых, компаний, предлагающих такую услугу в дополнение к программам страхования путешествующих за рубеж, единицы. Во-вторых, фото- и видеотехнику страховщики, как правило, не страхуют. Не отвечает за порчу техники и авиаперевозчик. Об этом можно прочитать в приложении к любому авиабилету.
Не берут на страхование СК и банковские карточки, драгоценности или антиквариат. Все остальное — личные вещи, оборудование для дайвинга и прочее — пожалуйста! Правда, в рамках небольшого максимального лимита — от $100 до $2000.
Если владелец багажа оценивает свои вещи в меньшую сумму — хорошо. Но если нет, увеличить размер лимита невозможно.
Обычно перед покупкой полиса клиент вместе с менеджером составляют опись своего багажа и оценивают его стоимость. В зависимости от этого и устанавливается страховой тариф. Большинство страховщиков согласны предоставить страховую защиту багажа только в рамках программы страхования туристов Элит, а также Gold или Platinum (только для владельцев платежных карт VIP-класса). Речь идет об обычной страховке выезжающих за рубеж с покрытием дополнительного риска задержки багажа (покрываются расходы только на предметы первой необходимости), а также его потери или повреждения. Лимит по такой страховке по программе Элит — $100—500, по программам Gold — $100— 300, Platinum — $100—500. Прямо скажем, весьма скромные лимиты как для элитных программ. Стоимость дополнительного покрытия соответствующая — $6,3—10 на 10 дней поездки в страны ЕС. Впрочем, по стандартным программам страхования туристов Эконом-класс Базовая и Базовая плюс (которые обычно и покупаются ), расходы, связанные с багажом, вообще не покрываются. И лишь немногие страховщики предлагают отдельные программы по страхованию багажа на время перелета, нахождения в гостинице или поезде и даже на вокзале или в аэропорту. Лимит в этом случае будет от $1000 до $2000, а стоимость страховки — $18—55 на срок 10 дней вне зависимости от страны, в которую едет турист.
Куда бежать
Рисками при страховании багажа считаются преднамеренное повреждение поклажи третьими лицами, пожар или последствия пожаротушения, взрыва, удара молнией, кража, воровство, разбой, дорожно-транспортное происшествие или несчастный случай.
Если багаж пропал на каком-то этапе пути, действовать нужно хладнокровно. Необходимо обратиться к администрации гостиницы или транспортной организации, а также в полицию. Это необходимо для получения документов, фиксирующих факт утраты или повреждения багажа. Отказ чиновников помочь также должен быть представлен ими в письменной форме, если его не окажется, страховщик может отказать в выплате. Также необходимо в течение 24 часов позвонить в службу ассистанса страховщика и сообщить о происшедшем.
Заявление на получение выплаты надо отправить компании-страховщику в течение 30 календарных дней с момента возвращения из поездки. Нужно также приложить документы, подтверждающие факт кражи, порчи или утери имущества, согласно сделанной ранее описи. Это может быть копия полицейского протокола о краже, акт, составленный представителями компании перевозчика в аэропорту, акт пожарных или других служб о происшедшем пожаре или стихийном бедствии.
Требуют страховщики и документы, подтверждающие размер понесенного ущерба. Например, чеки или квитанции на покупку товара. Если их нет, ущерб оценивается по описи багажа, составленной на этапе покупки страховки. Страховая выплата производится в течение 15 рабочих дней с момента окончания расследования компанией-страховщиком всех обстоятельств страхового случая. В случае если произошло повреждение либо потеря багажа, сумма убытка возмещается, исходя из его действительной стоимости (в пределах суммы, обозначенной в договоре), — рассказывает заместитель директора департамента продукт-менеджмента ОАО Страховая компания Универсальная Наталья Тымчий.
Правда, страховщик может полностью или частично отказать в выплате возмещения, если, к примеру, пассажир намеренно исказил информацию о страховом событии либо прямо или косвенно содействовал увеличению размера убытков.
И все же, по словам страховщиков, случаи выплат именно по страхованию багажа — явление не столь уж и редкое. Случаи выплат у нас уже были. Например, страховка выплачивалась при задержке багажа застрахованного лица — мы компенсировали расходы на приобретение предметов первой необходимости. Были компенсации и за потерю багажа авиакомпанией при пересадке между авиарейсами, — рассказывает Татьяна Шашкова, главный специалист департамента туристического страхования ЗАО СК Эталон. Так что главное — правильно собрать документы при наступлении страхового события и желательно не сдавать в багаж вещи, стоимость которых не покрывается страховкой. Мало ли что может случиться!