Украинцы стали меньше рассчитывать на потребительские кредиты и депозиты в банках

В течение 2007 года в Украине выросло количество физических лиц — пользователей банковских услуг: если в первом квартале 76% населения пользовались услугами банковских учреждений, то в четвертом квартале этот показатель вырос до 80%. По количеством клиентов лидируют Ощадбанк и Приватбанк. Одновременно количество свои клиентов увеличили Дельта банк, Правэкс-банк и Укргазбанк. Об этом свидетельствуют результаты четвертой волны регулярного исследования рынка банковских услуг для физических лиц, проведенной компанией GFK Ukraine в четвертом квартале 2007 года.
Лидирующие позиции по уровню знания банков в четвертом квартале 2007 года удерживали Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль и Ощадбанк, которые чаще всего назывались респондентами без подсказки (67%, 63%, 56% соответственно), а также с подсказкой (86%, 86%, 89% соответственно).
Другие банки значительно отстают от лидеров: уровень знания без подсказки ни у одного из банков не превышает 30%. Одновременно знание банков с подсказкой выросло практически по всем банкам, что свидетельствует о том, что респонденты стали более информированы относительно банков, что в свою очередь связано с активной рекламой во всех СМИ.
По количеству клиентов лидером остается Ощадбанк, услугами которого в четвертом квартале 2007 года воспользовались 35% респондентов. Вторую позицию занимает Приватбанк: 29% респондентов сообщили, что имели деловые отношения с этим банком (на 2 п.п. больше чем в начале 2007 года). Более того, Приватбанк имеет наибольший процент клиентов (23%), которые считают его своим основным банком. На протяжении года динамика увеличения количества клиентов наблюдалась у Дельта банка, Правэкс-банка и Укргазбанк, которые в четвертом квартале 2007 года существенно увеличили свои доли рынка.
Относительно показателя потенциала банка (это те респонденты, которые считают его привлекательным, но не является его клиентами), то наибольший потенциал имеют Райффайзен Банк Аваль (11% в четвертом квартале 2007 года) и Приватбанк (9%). Ощадбанк имеет достаточно низкий показатель потенциала (3%). Заметно увеличили свой потенциал в четвертом квартале 2007 года Дельта банк, банк Надра, ОТП Банк и УкрСиббанк, то есть те банки которые активно рекламировались в течение 2007 года.
Украинцы привыкают к пластиковым карточкам
Чаще всего украинцы (53%) обращались к банкам для осуществления оплаты коммунальных платежей. Однако в четвертом квартале по сравнению с первым кварталом 2007 года уровень пользования этой услугой снизился на 3 п.п.
Второй по популярности банковской услугой — пластиковой карточкой — пользовались 42% респондентов. По сравнению с началом 2007 года уровень использования пластиковых карт вырос на 9 п.п., что является наибольшим показателем роста среди всех банковских услуг. Среди способов использования пластиковых карточек приоритетным остается снятие наличности, хотя в течение 2007 года выросло использование пластиковых карточек для оплаты товаров и услуг в магазине (с 11% пользователей пластиковых карточек в первом квартале до 16% в четвертом). Также пластиковые карточки являются самыми перспективными услугами с точки зрения планов респондентов начала использования услуги: как с овердрафтом, так и без него.
Кроме пластиковых карточек в течение 2007 года была заметна динамика роста уровня использования денежных переводов, кредитов на потребительские товары и нецелевых кредитов, кредитов по карточке. Одновременно в четвертом квартале уменьшилась доля тех, кто планирует оформление кредита на потребительские товары (до 8% респондентов по сравнению с 11,5% в первом квартале 2007 года), а также уменьшилась доля тех, кто намеревается начать хранить средства на депозитных счетах в банке (1,8% против 2,5%).