Обзор фрахтового рынка

Обзор фрахтового рынка
Сухогрузные перевозки
Главный индикатор рынка морских сухогрузных перевозок — индекс BDI — в марте 2008 г. укрепился. За период с 28.02.2008 г. по 3.04.2008 г. он вырос почти на 5%. Однако рост этот был обусловлен, главным образом, значительным скачком ставок в сегменте крупных судов Capesize.
В целом можно сказать, что на рынке появляется все больше неуверенности и тревоги, поскольку отсутствует явная тенденция к росту или падению, наблюдается быстрая изменчивость. Но размер ставок пока что превышает средние показатели 2007 г.
Динамика балтийских индексов (сухогрузы)

Code
Baltic Indices
28.02.2008 г.
3.04.2008 г.
+/-
BDI
Baltic Dry Index
7332
7690
+358
BCI
Baltic Capesize Index
10104
11158
+1054
BPI
Baltic Panamax Index
7175
7546
+371
BSI
Baltic Supramax Index
5000
4742
-258
BHSI
Baltic Handysize Index
2313
2347
+34

Динамика ставок фрахта судов Capesize на океанских маршрутах ($/т)
Атлантика

Route
Size
Wtng
25.02.2008 г.
31.03.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Narvik to Rotterdam
140,000/10%
10%
11,60
13,30
+1,7
+14,7%
Tubarao to Rotterdam
150,000/10%
10%
31,80
35,00
+3,2
+10,1%
Richards Bay to Rotterdam
150,000/10%
10%
31,00
39,00
+8
+25,8%
Hampton Rds to Rotterdam
120,000/10%
10%
29,75
34,30
+4,55
+15,3%
Puerto Bolivar to Rotterdam
150,000/10%
10%
31,00
35,75
+4,75
+15,3%
Nouadhibou to Taranto
130,000/10%
10%
19,95
23,00
+3,05
+15,3%
Tubarao to Japan
18 m swad
10%
68,60
74,30
+5,7
+8,3%
Tubarao to Beilun/Baoshan
150,000/10%
10%
69,50
75,30
+5,8
+8,3%
T/C Continent-Far East
172,000 dwt
10%
30,05
32,70
+2,65
+8,8%
T/C Transatlantic round
172,000 dwt
10%
19,44
22,98
+3,54
+18,2%

Тихий Океан

Route
Size
Wtng
25.02.2008 г.
31.03.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Rizhao to Rotterdam
150,000/10%
10%
32,05
39,85
+7,8
+24,3%
Dampier to Qingdao
150,000/10%
10%
25,55
30,70
+5,15
+20,2%
Saldanha to Qingdao
150,000/10%
10%
48,40
58,15
+9,75
+20,1%
Bay to Kwangyang
130-150,000/10%
10%
41,25
49,65
+8,4
+20,4%
Cape Lambert to Rotterdam
160,000/10%
10%
32,00
40,00
+8
+25,0%
NSW to Japan
130,000/10%
10%
35,25
42,00
+6,75
+19,1%
Queensland to Rotterdam
150,000/10%
10%
41,30
50,50
+9,2
+22,3%
NSW to South Korea
130,000/10%
10%
37,50
45,35
+7,85
+20,9%
Trip F East/Continent
172,000 dwt
10%
13,26
17,67
+4,41
+33,3%
Transpacific round
172,000 dwt
10%
20,33
25,19
+4,86
+23,9%

Динамика ставок фрахта судов Panamax на трансатлантических маршрутах за период с 27.02.2007 г. по 2.04.2008 г.

Transatlantic r/v

Rotterdam

Antwerp

Hamburg

Dunkirk

Fos

$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
Davant
44,65
+2,15
49,88
+0,6
45,82
+0,55
43,58
+2,09
47,11
+0,56
Mississippi River
58,14
-3,2
59,01
+0,66
59,45
-0,22
56,96
+2,87
60,88
+3,11
Puerto Bolivar
39,79
+0,51
45,4
-2,84
41,74
+0,51
38,87
+1,85
40,52
+0,84
Hampton Roads
34,96
+0,45
39,14
-2,42
36,37
-0,25
33,91
+1,57
38,05
+0,1
Maracaibo
57,33
-0,31
56,39
-0,34
58,94
-0,37
55,85
-4,71
58,09
-0,36

Динамика ICAP Hyde Supramax Index*

28.02.2008 г.
3.04.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$
%
Black Sea to Far East
62000
62500
+500
+0,8%
US Gulf to NCSA/Skaw-Passero
69000
81000
+12000
+17,4%
Far East to Atlantic
45000
42000
-3000
-6,7%
Australia/India (Pac round)
50000
40000
-10000
-20,0%
Average 4TCs
56500
56375
-125
-0,2%
INDEX
7697
7662
-35
-0,5%

*Index basis: 50—52,000 dwt bulk carrier, maximum 10 years old, 25t cranes with grabs, 14k on 30t ifo no diesel at sea

Динамика ICAP Handymax Index*

28.02.2008 г.
3.04.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$
%
Antwerp—Skaw trip Far East
57000
56000
-1000
-1,8%
Canakkale trip Far East
49750
56500
+6750
+13,6%
Japan—SK/NOPAC or Australia RV
44500
34000
-10500
-23,6%
Japan—SK trip Gib — Skaw range
39000
35000
-4000
-10,3%
Antwerp—Skaw trip US Gulf
25500
29000
+3500
+13,7%
USG trip Skaw—Passero
60500
70000
+9500
+15,7%
Weighted Average
44969
43688
-1281
-2,8%
INDEX
5045
4901
-144
-2,9%

*Index basis: 45,000 dwt bulk carrier max 15 years, 25t cranes with no grabs, 14k/29.5 ifo,no diesel at sea

Тайм-чартерные ставки за март т.г. выросли для балкеров всех типов. Так, фрахт судов дедвейтом 48—82 тыс. т по сравнению со средними показателями февраля т.г. подорожал примерно на 28%. Аренда судна Panamax в марте обходилась судовладельцам в среднем $69,28 тыс./день, что на $15,2 тыс. больше, чем в феврале. Стоимость фрахта судов Handymax достигла $62,47/день (+$13,9 тыс.).
Еще больше (на 29,4%, до $95,76 тыс./день) подорожал тайм-чартер Capesize дедвейтом свыше 144 тыс. т. Схожие темпы роста наблюдались в сегменте балкеров на 30—40 тыс. т, фрахт которых за месяц увеличился в цене на $9,42 тыс. и достиг $41,35 тыс./день. Для судов дедвейтом 40—48 тыс. т ставки выросли на 17,1% (до $57,63 тыс./день), а для относительно небольших балкеров дедвейтом 12—30 тыс. т — всего на 7% (до $33,44/т).
Тем не менее, несмотря на рост, размер тайм-чартерных ставок, за исключением Capesize в диапазоне 85—144 тыс. т, все еще значительно ниже показателей декабря 2007 г. При этом следует отметить, что со второй половины марта т.г. в большинстве сегментов (кроме Capesize) наблюдалось постепенное снижение ставок.
В апреле ситуация должна измениться в лучшую для судовладельцев сторону, так как 4.03.2008 г. прекратили свою трехнедельную забастовку аргентинские фермеры, протестовавшие против налоговых реформ правительства. Забастовка существенно ударила по рынку морских перевозок судами Panamax и Handysize в Атлантике, так как местные зерновые терминалы практически приостановили свою работу.
Динамика средних тайм-чартерных ставок для балкеров ($/день)

Тип судна
Декабрь 2007 г.
Январь 2008 г.
Февраль 2008 г.
Март 2008 г.
+/- за месяц
+/- за 4 месяца
Capesize 144000 DWT
166160
111054
74005
95764
+21759
-70396
Capesize 85000—144000 DWT
94000
59667
80333
96667
+16334
+2667
Panamax 59000—82000 DWT
74977
55659
54069
69286
+15217
-5691
Handymax 48000—59000 DWT
64187
53250
48547
62479
+13932
-1708
Handy 40000—48000 DWT
57636
46033
47253
55342
+8089
-2294
Bulkers 30000—40000 DWT
56500
45063
31929
41350
+9421
-15150
Small Bulkers 12000—30000 DWT
34714
37500
31250
33444
+2194
-1270

Динамика средних тайм-чартерных ставок на коротких маршрутах Европы (EUR/день, Modern, Box)

DWT
29.02.2008 г.
28.03.2008 г.
4.03.2008 г.
+/- за 5 недель
1250 т
1800
1900
1925
+125
1750 т
1900
2000
2100
+200
2500 т
2550
2600
2600
+50
3500 т
3550
3600
3600
+50
6500 т
5300
5400
5400
+100

Ставки тайм-чартера коастеров на коротких европейских маршрутах в марте увеличились на EUR50—100/день, и в начале апреля эта тенденция продолжилась. За последние 5 недель фрахт судна дедвейтом 1250 т подорожал в среднем на EUR125 (до EUR1925/день), дедвейтом 1750 т — на EUR200 (до EUR2100/день), дедвейтом 6500 т — на EUR100 (до EUR5400/день). Тайм-чартер судов дедвейтом 2500—3500 т вырос в цене не столь значительно — на EUR50, соответственно до EUR2600/день и EUR3600/день.
В конце марта—начале апреля т.г. увеличение ставок наблюдалось и при рейсовых чартерах.
На Балтике рынок стимулировался активными отгрузками стали и сельхозпродукции. Ставки фрахта выросли на большинстве маршрутов на фоне ограниченности спотового тоннажа. Спрос на перевозку проектных грузов, а также стали из Польши в Данию и Норвегию требует небольших каботажных судов. В конце марта перевозка 3000 т пшеницы из немецкой Балтии до Западного побережья Великобритании обходилась грузовладельцу в EUR28,5/т.
Транспортировка метллогрузов партиями по 3 тыс. т из Прибалтики в Великобританию или Испанию подорожала в марте в среднем на EUR1,5—2/т. Так, перевозка 3,5 тыс. т арматуры по маршруту Лиепая—Севилья стоит теперь EUR42/т, а доставка 3 тыс. т плоского проката из Клайпеды в Восточную Великобританию — EUR26/т. Стоимость доставки 3000 куб. м древесины из Южной Швеции в Шотландию достигла GBP12/куб. м.
В Скандинавии по-прежнему не хватает тоннажа. Основная грузовая база: сельхозпродукция и проектные грузы (транспортировка из Балтии в Норвегию), а также офшорные перевозки из Великобритании в Норвегию. Перевозка 3—4 тыс. т зерна из Дании в Западную Норвегию стоит около EUR11—12/т.
В регионе Северного моря и ARAG (Amsterdam/Rotterdam/Antwerpen/Gent) в начале апреля т.г. наблюдалась напряженная поставка тоннажа во всех направлениях, и брокеры изо всех сил пытались привлечь суда для перевозки сельхозпродукции партиями 1—2,5 тыс. т.
Несмотря на увеличение стоимости бункерного топлива, существенного роста фрахтовых ставок в этом регионе пока не произошло, главным образом из-за слабого доллара.
Доставка 1200 т сои из ARAG в Южную Швецию стоила EUR18/т, в то время как 2000 т по тому же маршруту — EUR14,5/т. Ирландское море и Бискайский залив все еще предлагают судовладельцам очень ограниченные возможности для обратной загрузки рейса.
В Средиземноморье наблюдается хороший грузопоток. Из Испании в Грецию и Италию активно отгружаются зерновые и минеральные грузы. В конце марта т.г. стоимость перевозки 6000 т минеральных грузов из Западного Средиземноморья в порты Северного моря составляла около $26/т, а 5000 т из Сицилии в Адриатику — $20/т.
Высокие ставки в Восточном Средиземноморье подкреплены экспортом стали и минеральных грузов из Турции/Греции в Западное Средиземноморье и Северную Европу. Здесь особенно хороший спрос на тоннаж дедвейтом 2—4 тыс. т.
В Черном море в марте т.г. значительно подорожала перевозка металлов и удобрений. Так, транспортировка 5 тыс. т плоского проката из Одессы в Равенну за месяц выросла в цене на $4/т (до $39/т), в Измир— на $3 (до $25/т). Стоимость перевозки 3 тыс. т удобрений из МТП Южный в турецкие порты Мраморного моря достигла $26—27/т (+$6,5), в Искендерун — $42/т (+$8). Доставка 6—7 тыс. карбамида из МТП Южный в порт на Западном побережье Италии обходилась в конце марта т.г. в $47/т (+$7). На $2—3 подорожал вывоз угля партиями по 5 тыс. т из Керчи, что, вероятно, обусловлено проблемами с его перегрузкой в портах Турции.
В Азовском море ставки, наоборот, снизились по причине излишка тоннажа и отсутствия стабильного грузопотока. Это привело к тому, что перевозка 3—5 т угля из Таганрога в Трабзон подешевела за месяц на $4 (до $26—27/т), а 10 тыс. т угля из Мариуполя в порты Мраморного моря — на $6—7 (до $21—22/т). Также на $5—7 подешевел вывоз металлопроката партиями по 10 тыс. т из Мариуполя.
Фрахтовые ставки на перевозки сухих грузов из некоторых портов Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 28.03.2008 г.
Металлы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
70 тыс. т
Южный—Мексиканский залив
35

5 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
42
50 тыс. т
Южный—Корея
84

5 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
27
40 тыс. т
Одесса—Дубай
65

3 тыс. т
Ейск—Александрия
47
20 тыс. т
Новороссийск—Иран
74

3 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
32
20 тыс. т
Одесса—Адриат. поб. Италии
37

3 тыс. т
Ейск—Турция (Ч/м)
30
18 тыс. т
Одесса—Порт Маргера
36

3 тыс. т
Ростов—Немрут-Бей
48
12 тыс. т
Одесса—Порт Маргера
38

3 тыс. т
Ростов—Турция (М/м)
44—45
10 тыс. т
Мариуполь—Адриат. поб. Италии
40

3 тыс. т
Таганрог—Немрут-Бей
46
10 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
39

3 тыс. т
Таганрог—Турция (М/м)
42—43
10 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
27

3 тыс. т
Ейск—Немрут-Бей
44
5 тыс. т
Одесса—Равенна
39

3 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
42
5 тыс. т
Одесса—Измир
25

2 тыс. т
Поти—Немрут-Бей
51
5 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
23

2 тыс. т
Поти—Турция (М/м)
48
5 тыс. т
Одесса—Трабзон
21

2 тыс. т
Варна—Немрут-Бей
30
5 тыс. т
Мариуполь—Адриат. поб. Италии
42—45

2 тыс. т
Варна—Турция (М/м)
28

Уголь, кокс и рудные грузы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
60—70 тыс. т
Южный—Сев. Китай
63

5 тыс. т
Николаев—Измир
25—26
45 тыс. т
Австралия—Ильичевск
71

5 тыс. т
Николаев—Турция (М/м)
23—24
45 тыс. т
Гана—Ильичевск
45

5 тыс. т
Николаев—Эрегли
21—22
18 тыс. т
Николаев—Искендерун
29

5 тыс. т
Бердянск—Немрут-Бей
24—25
15—18 тыс. т
Южный—Искендерун
28

5 тыс. т
Бердянск—Турция (М/м)
21—22
12 тыс. т
Южный—Варна
13

5 тыс. т
Бердянск—Трабзон
19—20
12 тыс. т
Южный—Искендерун
30

4 тыс. т
Керчь—Поти
23
10 тыс. т
Керчь—Искендерун
33

3—5 тыс. т
Таганрог—Немрут-Бей
31—32
10 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
27

3—5 тыс. т
Таганрог—Турция (М/м)
29
10 тыс. т
Мариуполь—Немрут-Бей
24—25

3—5 тыс. т
Таганрог—Самсун
26—27
10 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
21—22

3—5 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
29
10 тыс. т
Мариуполь—Варна
17

3—5 тыс. т
Азов—Немрут-Бей
32—33
7 тыс. т
Туапсе—Немрут-Бей
24—25

3—5 тыс. т
Азов—Турция (М/м)
30
7 тыс. т
Туапсе—Турция (М/м)
21—22

3—5 тыс. т
Азов—Трабзон
27—28
5 тыс. т
Керчь—Измир
24

3 тыс. т
Азов—Варна
26
5 тыс. т
Керчь—(М/м)
21—22

3 тыс. т
Измаил—Варна
19
5 тыс. т
Керчь—Трабзон
19—20

2—2,5 тыс. т
Керчь—Поти
27

Удобрения

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
60 тыс. т
Южный—Шанхай
67

6—7 тыс. т
Южный—Искендерун
43
60—70 тыс. т
Южный—Мундра
58

6—7 тыс. т
Новороссийск—Искендерун
45
25—35 тыс. т
Николаев—Мумбаи
77

6—7 тыс. т
Новороссийск—Турция (М/м)
28—29
25 тыс. т
Южный—Визаг
75

3 тыс. т
Южный—Равенна
45—46
25 тыс. т
Южный—Аргентина
70

3 тыс. т
Южный—Израиль
44—46
25 тыс. т
Южный—Сантос
60

3 тыс. т
Южный—Искендерун
42
25 тыс. т
Новороссийск—Аргентина
72

3 тыс. т
Южный—Измир
29—30
6—7 тыс. т
Южный—Зап. поб. Италии
47

3 тыс. т
Южный—Турция (М/м)
26—27
6—7 тыс. т
Южный—Равенна
44

3 тыс. т
Ростов—Египет
55

Зерновые

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
55—60 тыс. т
Южный—Сауд. Аравия
63

3 тыс. т
Николаев—Адриат. поб. Италии
45
30 тыс. т
Новороссийск—Бангладеш
89

3 тыс. т
Николаев—Израиль
43
20—25 тыс. т
Новороссийск—Касабланка
41

3 тыс. т
Николаев—Турция (М/м)
27—28
25 тыс. т
Новороссийск—Александрия
35

3 тыс. т
Николаев—Турция (Ч/м)
25—26
5 тыс. т
Одесса—Адриат. поб. Италии
44

3 тыс. т
Азов—Турция (М/м)
33
5 тыс. т
Одесса—Израиль
42

3 тыс. т
Азов—Турция (Ч/м)
30
5 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
26

3 тыс. т
Ростов—Поти
29—30
5 тыс. т
Одесса—Турция (Ч/м)
24

3 тыс. т
Азов—Александрия
49—50
5 тыс. т
Болгария—Самсун
17

3 тыс. т
Азов—Израиль
48—49

Примечание. Ч/м — Черное море, М/м — Мраморное море.
Репрезентативные сделки по фрахту коастеров в Европе

Партия (т)
Груз
Направление
Ставка

4-я неделя марта 2008 г.
1200
Ферросплавы
Дания—ARAG
EUR23/т
1000
Сельхозпродукция
ARAG—Южная Швеция
EUR22500 (суммарно)
3000
Минеральные грузы
Западная Греция—Северное море
EUR43/т
7000
Удобрения навалом
Западное Марокко—Черное море
$34,5/т
3000
Удобрения
Дамьетта (Египет)—Адриат. поб. Италии
$40/т
5500
Удобрения
Констанца (Румыния)—Южная Италия
$42,5/т
2700
Сталь
Одесса—Мармара (Турция)
$28,5/т
6150
Уголь
Мариуполь—Турция (Средиземное или Эгейское поб.)
$35/т
5800
Уголь
Мариуполь—Италия
$40/т
6100
Нитрат аммония
Мариуполь—Немрут Бей (Турция)
$33/т
6150
Нитрат аммония
Мариуполь—Турция (Средиземное море)
$39/т
4000
Цемент в биг-бэгах
Анталия (Турция)—Новороссийск
$24/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Бартин (Турция)—Ростов
$24/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Деринже (Турция)—Азов
$24,5/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Зонгулдак (Турция)—Ростов
$23,5/т

3-я неделя марта 2008 г.
6000
Удобрения
Южный—Измир (Турция)
$28/т
5500
Удобрения
Констанца (Румыния)—Южная Италия
$42/т
4900
Уголь
Мариуполь—Мармара (Турция)
$24/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Анталия (Турция)—Новороссийск
$22/т
н/д
н/д
Таганрог—Самсун (Турция) (судно типа Балтийский)
$72000 (суммарно)
3000
н/д
Ейск—Гебзе (Турция)
$110000 (суммарно)
3300
Металлогрузы
Искендерун (Турция)—Севилья (Испания)
$52,5/т
2600
Металлогрузы
Дилискелеси (Турция)—Gunness
$77/т
2900
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Порт-Маргера (Италия)
$26/т
8200
Кварцевый песок
Абу-Зенима (Египет)—Порт-Маргера (Италия)
$30/т
3100
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Порт-Гаета (Италия)
$28/т
2600
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Монополи (Италия)
$25/т
2600
Кварцевый песок
Абу-Зенима (Египет)—Элевсин (Греция)
$20/т

1-я половина марта 2008 г.
1500
Генеральные грузы
Клайпеда (Литва)—Гданьск (Польша)
EUR11,75/т
1000
Генеральные грузы
ARAG—Калининград
EUR24000 (суммарно)
1000
Генеральные грузы
Гамбург—Восточная Шотландия
EUR30000 (суммарно)
3000
Сельхозпродукция
ARAG—Ирландское море
EUR20/т
2500
Зерно
Южная Испания—Западная Италия
$31,5/т
3000
Минеральные грузы
Западная Греция—Северное море
EUR43/т
3000
Минеральные грузы
Нижняя Балтия—Северная Испания
EUR31,5/т
6200
Удобрения (5000/3000)
Южный—Измир (Турция)
$24/т
6000
Нитрат аммония
Южный—Измир (Турция)
$27/т
5300
Удобрения
Констанца (Румыния)—Италия
$41,5/т
6000
Уголь (5000sc/5000sc)
Мариуполь— Измир (Турция)
$28,5/т
6000
Уголь (4500/4000 sc)
Мариуполь—Италия
$35/т
5000
Уголь
Мариуполь—Зонгулдак (Турция)
$22/т
1400
Цемент в биг-бэгах
Unye (Турция)—Темрюк
$15/т
4400
Цемент в биг-бэгах
Зонгулдак (Турция)—Новороссийск
$16,5/т
1500
Цемент в биг-бэгах
Эрегли—Новороссийск
$16,5/т
1000
Древесина
Новороссийск—Элевсин (Греция)
$49000 (суммарно)
3000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Ливорно (Италия)
$28,5/т
8200
Кварцевый песок
Абу-Зенима (Египет)—Порт-Маргера (Италия)
$30/т
2650
Кварцевый песок
Абу-Зенима (Египет)—Элевсин (Греция)
$20/т

Динамика стоимости балкеров косвенно отображает неопределенность участников рынка в его дальнейших перспективах. Цена новостроя за 1 кв. 2008 г. выросла незначительно, а наиболее популярные ранее 5-летние суда подешевели во всех сегментах. Так, средняя стоимость 5-летних Capesize упала на 3,4% (до $141 млн), Panamax — на 9,6% (до $80,5 млн), а Handy — на 9,8% (до $69 млн).
Изменение средней стоимости балкеров (млн $)

4.01.2008 г.
28.03.2008 г.
+/- (млн $)
+/- (%)
Новострои

Capesize
97
97
0
0%
Panamax
53
54
+1
+1,9%
Handy
45
46,5
+1,5
+3,3%
5-летние

Capesize
146
141
-5
-3,4%
Panamax
89
80,5
-8,5
-9,6%
Handy
76,5
69
-7,5
-9,8%
10-летние

Capesize
109
122
+13
+11,9%
Panamax
75
69
-6
-8%
Handy
62
55
-7
-11,3%
20-летние

Capesize
76
78
+2
+2,6%
Panamax
46
46
0
0%
Handy
41
41
0
0%

Контейнерные перевозки
На рынке морских контейнерных перевозок наблюдается снижение активности.
В этой связи контейнерные линии отложили минимум на 1 месяц запланированное на 1.04.2008 г. повышение ставок на $200/TEU на маршрутах между Азией и Европой. Фрахтовые ставки для некоторых грузов упали на более чем 20% по сравнению с максимальными в 2007 г.
Некоторые перевозчики попробуют еще раз повысить ставки в начале мая т.г. Другие решили ждать до июня или даже июля т.г.
Ставка FAK (Freight all kinds), которая является единицей ставки тарифа, взимаемой за укрупненную грузовую единицу независимо от номенклатуры входящих в нее товаров, упала примерно до $1100/TEU. В пиковые периоды 2007 г. ее размер составлял около $1400/TEU.
Снижению ставок способствует увеличение тоннажа за счет поставок новых судов, а также судов, убранных с тихоокеанских маршрутов, где наблюдается стагнация перевозок. Точно вычислить количество такого тоннажа затруднительно, поскольку линии стараются не афишировать такие действия.
Линии по-прежнему находятся в поиске новых путей снижения собственных издержек. Некоторые уже ведут переговоры с грузоотправителями на предмет заключения контрактов в евро, а не в долларах. Фрахтовые ставки на большинстве торговых маршрутов традиционно указаны в долларах, но, поскольку доллар продолжает снижаться, те линии, затраты которых осуществляются преимущественно в евро, несут дополнительные убытки.
В частности, изменение валюты расчетов инициирует компания Safmarine.
Последние данные Дальневосточной фрахтовой конференции показывают, что объемы перевозок из Азии в Европу в январе—феврале т.г. увеличились всего на 7,4% в сравнении с январем—февралем 2007 г. (тогда рост составил 19%).
China Containerized Freight Index в марте снизился почти на 5,82%, при этом активность на европеских сервисах упала на 8,33%.
Причины этого явления пока не ясны. Некоторые эксперты полагают, что на показателях экспорта сильно сказались последствия снежных бурь, которые поразили Китай зимой т.г. Фабрики оставались закрытыми значительное время.
Также это может быть вызвано увеличением внутреннего спроса на потребительские товары в самом Китае.
Европейские импортеры отмечают, что их складские запасы являются весьма высокими — еще одна причина, почему рост товарооборота может замедляться.
Импорт контейнерных грузов в Северную Америку продолжает снижаться. Причем даже быстрее, чем предсказывали ранее. Контейнерооборот портов региона, по данным National Retail Federation и Global Insight, снизился в январе 2008 г. в сравнении с январем 2007 г. на 4,3%. В феврале т.г. предварительные данные говорят о спаде в 9,6%. Статистикой охвачены: Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Окланд, Такома, Сиэттл, Ванкувер, Хьюстон, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Хэмптон Роад, Чарльзтон и Саванна.
Несмотря на то, что мартовские показатели вероятнее всего будут равны показателям марта 2007 г., экономическая ситуация в США вызывает предположение, что импорт продолжит снижаться, и суммарный оборот контейнеров в указанных портах по итогам 2007 г. упадет на 7—12%.
Эксперты отмечают, что, учитывая увеличивающиеся риски импорта США, Европа стает критически важным фактором в вопросе поддержания мирового спроса на контейнерные перевозки.
А пока тихоокеанские перевозчики пытаются повысить ставки. Так, 15 линий, входящих в TSA (Transpacific Stabilization Agreement) инициируют увеличение ставок на $400/FEU при перевозках из Азии в порты Западного побережья США, и на $600/FEU — для интермодальных перевозок, а также перевозок грузов в порты Восточного побережья США. Кроме того, предусматривается введение дополнительного сбора в размере $400 в сезон пика перевозок (с 1 июня до 31 октября). Линии также хотят при заключении контрактов отделить океанские ставки от бункерной надбавки, т.е. сделать эту надбавку плавающей.
Фрахтовые надбавки CAF и BAF на основных маршрутах контейнерных перевозок
Надбавки BAF

Апрель 2008 г.
Март 2008 г.
Февраль 2008 г.
FEFC (Дальний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
$456/TEU
$461/TEU
$461/TEU
Япония—Сев. Европа
$456/TEU
$461/TEU
$461/TEU
IPBCC (Индия, Пакистан, Бангл., Сеул)—Сев. Европа (EB+WB))
$325/TEU
$315/TEU
$315/TEU
EMERA (Ближний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
$365/TEU
$370/TEU
$365/TEU
Сев. Европа—TACA (Зап. поб. США)
$911/т 16.04-15.05
$911/т 16.03-15.04
$911/т 16.02-15.03
Сев. Европа—TACA (Вост. поб США/Мекс. залив)
$607/т 16.04-15.05
$607/т 16.03-15.04
$607/т 16.02-15.03
Сев. Европа—Канада
$461/ТEU
$654/ТEU
$654/ТEU

Справка. BAF — Топливная надбавка. Значение добавляется или вычитается из суммы фрахта и отражает колебания цен на топливо.
Надбавки CAF

Апрель 2008 г.
Март 2008 г.
Февраль 2008 г.
FEFC (Дальний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
+15%
+14,6%
+14,6%
Япония—Сев. Европа
+15%
+14,6%
+14,6%
IPBCC (Индия, Пакистан, Бангл., Сеул)—Сев. Европа (EB+WB)
+17,07%
+17,20%
+16,93%
EANZ (Австралия, Новая Зеландия)—Сев. Европа (EB+WB)
нет CAF
нет CAF
нет CAF
EMERA (Ближний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
+13,73%
+13,82%
+13,82%
Сев. Европа—TACA (Зап. поб. США)
+12% 16.04-15.05
+12% 16.03-15.04
+12% 16.02-15.03
Сев. Европа—TACA (Вост. поб США/Мекс. залив)
+12% 16.04-15.05
+12% 16.03-15.04
+12% 16.02-15.03
Сев. Европа—Канада
+14%
+14%
+14%

Справка. CAF — Валютная надбавка, которая добавляется к стоимости перевозки для компенсации изменений в соотношениях курсов обмена валют.
Динамика основных контейнерных индексов
Howe Robinson Container Index

5.03.2008 г.
26.03.2008 г.
2.04.2008 г.
+/-
+/-
Vessel Type
Wtng
PTS
PTS
PTS
за неделю
за месяц
250 TEU (G) 12 k
2%
25,1
25,1
25,1
0
0
510 TEU (GL) 15 k
5%
62,3
62,3
62,3
0
0
520 TEU (G) 15,5 k
5%
71,6
71,6
71,6
0
0
650 TEU (G) 15 k
5%
64,9
64,9
61,5
-3,4
-3,4
1000 TEU (G) 17,5 k
5%
59,4
59,4
59,4
0
0
1100 TEU (GL) 19 k
5%
59,1
60,8
60,8
0
+1,7
1100 TEU (G) 19 k
5%
56,0
56,7
56,7
0
+0,7
1200 TEU (GL) 19 k
5%
59,3
63,7
63,7
0
+4,4
1600 TEU (GL) 18 k
15%
213,1
216,3
219,5
+3,2
+6,4
1700 TEU (G) 19,5 k
15%
195,0
194,0
194,0
0
-1
2050 TEU (GL) 20 k
5%
67,8
70,5
72,4
+1,9
+4,6
2500 TEU (G) 22 k
10%
155,1
153,8
151,0
-2,8
-4,1
2800 TEU (GL) 22 k
10%
159,3
159,3
159,3
0
0
3500 TEU (GL) 22,5 k
5%
78,4
79,6
79,6
0
+1,2
4300 TEU (GL) 24 k
3%
45,2
45,2
45,5
+0,3
+0,3
INDEX

1371,7
1383
1382,2
-0,8
+10,5

China Containerized Freight Index

Сервис
7.03.2008 г.
4.04.2008 г.
+/- за месяц (%)
+/- за год (%)
Japan Service
846,91
723,69
-14,55%
+15,06
Europe Service
1756,36
1610,14
-8,33%
+18,36
W/C America Service
1112,37
1077,95
-3,09%
+4,43
E/C America Service
1257,74
1257,38
-0,03%
+5,46
Hongkong Service
597,73
602,95
+0,87%
+0,07
Korea Service
634,94
651,22
+2,56%
+3,70
Southeast Asia Service
908,04
935,14
+2,98%
+9,12
Mediterranean Service
1751,71
1645
-6,09%
+16,32
Australia/New Zealand Service
1131,36
1040,41
-8,04%
+19,43
South Africa/South America Service
848,94
797,06
-6,11%
+5,86
West East Africa Service
1160,48
1105,89
-4,70%
-1,26
INDEX
1173,66
1105,39
-5,82%
+10,73

Что касается чартерного рынка, то здесь наблюдается множество сделок, однако фрахтовые индексы в марте т.г. оставались почти неизменными. Например, Howe Robinson Container Index за период с 5.03.2008 г. по 2.04.2008 г. увеличился на 10,5 пункта, т.е. всего на 0,77%.
Кризис на мировых финансовых рынках пока не затронул контейнерные перевозки, но у основных игроков присутствует неуверенность относительно перспектив отрасли. Фрахтователи часто отказываются от долгосрочных контрактов, поэтому заключается большое количество краткосрочных сделок. Так, в начале апреля т.г. судно на 1100 TEU было зафрахтовано в Азии для восьмидневного рейса. Др. примером можно назвать сделку STX Pan Ocean, которая по ставке $13250/день арендовала судно Ulrike F (1118 TEU) всего на 30 суток.
Репрезентативные сделки на рынке контейнерного тоннажа в начале апреля 2008 г.

Судно
Параметры судна
Срок сделки
Регион
Ставка
(в день)
Компания-фрахтователь
Conti TBN
(59,300 dwt, 2008-built) Flag GER, (4860 teu, 3170 homogenous, 560 plugs, cellular, gearless, 24.0)
7 years
worldwide
$33000
ZIM Integrated
Northern Endurance
(33,838 dwt, 2001-built) Flag LIB, (2456 teu, 1830 homogenous, 320 plugs, cellular, gearless 21.0/ 65.0)
60 days
tct Asia
$28000
Hapag-Lloyd
Macao Strait
(25,899 dwt, 2008-built) (1795 teu,1312 homogenous, 319 plugs, 20,5kn/60)
24 months
Asia/West Africa
$18500
Nile Dutch
Buxcrown
(26,288 dwt, 1989-built) Flag LIB, (1743 teu, 1314 homogenous,120 plugs, cellular, gearless,18.5/49.0)
2 years
Interasia
$18250
Sea Consortium
Hansa Lauenburg
(23,482 dwt, 2006-built), Flag LIB, (1740 teu,1330 homogenous, 300 plugs, geared, 20.5)
12 months
Interasia
$19500
Sinotrans Ship
Hansa Riga
(21,480 dwt, 1994-built), Flag LIB, (1641 teu, 1199 homogenous, 108 plugs, cellular, geared,19.0/49.0)
12 months

$17900
CMA CGM
O. M. Aestatis
(8,200 dwt, 2006-built), Flag LIB, (704 teu, 415 homogenous,116 plugs, cellular, gearless,17/24)
6 months
Asia
$9400
CK Line
JRS Carina
(Flag CYP — blt 2007 — (8,400 dwt, 2007-built), Flag CYP, (698 teu, 436 homogenous, 120 plugs, cellular, gearless, 17.5/30)
7/7 d + 7d days,

EUR6800
Unifeeder
Eagle Sky
(7,966 dwt, 1997-built). Flag BAH, (650 teu, 415 homogenous, 108 plugs, cellular, geared,15.25/20.5)
6 months

$8800
CK Line
Magna
(6,913 dwt, 2004-built), Flag BAH, (556 teu, 347 homogenous, 100 plugs, cellular, geared, 15.5/21.5)


$7900
KMTC
Cartagena
(5,218 dwt, 1995-built), Flag ABB, (508 teu, 280 homogneous, 50 plugs, cellular, gearless,15.5/17,5)
2/3 months

$7250
Renaissance Co
Tone
(7,283 dwt, 1979-built), Flag GIB, (504 teu, 50 homogenous, 40 plugs, cellular, gearless, 16.0/23.0)
6 months

$7250
MSC

Танкерные перевозки
Ставки на рынке танкерных перевозок Средиземноморья во второй половине марта т.г. резко увеличились. Для судов Aframax ставки достигли максимальных отметок с конца 2005 г. — ws395, а дневной доход судовладельцев достиг $125 тыс. В Черном море фрахт Aframax за март т.г. подорожал в 2 раза. Стоимость перевозки 80 тыс. т нефти из Одессы в Геную в конце марта т.г. достигла $22,6/т.
Однако через 2 недели ставки с Средиземноморье начали резко падать (к 2.04.2008 г. опустились до уровня ws245). Такая изменчивость ожидается и в будущем. В ближайшее время эксперты прогнозируют значительное падение ставок, так как объективных причин для такого скачка не было. Аналогичный прогноз дается и для средиземноморского рынка Suezmax, который также в марте т.г. резко вырос из-за острой нехватки тоннажа. Рынок потихоньку выравнивается, и в апреле т.г. владельцы Suezmax, скорее всего, больше не смогут зарабатывать $136,7 тыс. в день, как это было в конце марта.
Ориентировочные ставки фрахта танкеров в некоторых портах Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 31.03.2008 г. ($/т)

Объем
Ускюдар
Аугуста
Генуя
Лавера

Нефть и темные нефтепродукты
Новороссийск
135 тыс. т
6,5
19,5
23,5
25,0
Новороссийск
80 тыс. т
6,1
18,4
22,3
23,7
Одесса
80 тыс. т
6,5
18,8
22,6
24,0
Южный
80 тыс. т
8,2
20,5
24,4
25,8
Новороссийск
65 тыс. т
5,1
15,3
18,5
19,7
Одесса
65 тыс. т
5,4
15,6
18,8
20,0
Южный
65 тыс. т
6,8
17,0
20,2
21,4
Ильичевск
65 тыс. т
5,1
15,3
18,5
19,6

Светлые нефтепродукты
Ильичевск
30 тыс. т
4,2
12,5
15,1
16,1
Керчь/Кавказ
30 тыс. т
1,8
10,2
12,8
13,8
Новороссийск
30 тыс. т
4,2
12,5
15,1
16,1
Одесса
30 тыс. т
4,4
12,7
15,4
16,3
Севастополь
30 тыс. т
3,7
12,0
14,6
15,6
Туапсе
30 тыс. т
4,3
12,7
15,3
16,2
Южный
30 тыс. т
5,6
13,9
16,5
17,5

Перевозка светлых нефтепродуктов судами типа Handymax (MR) из черноморских портов в марте т.г. подешевела. Так, доставка 30 тыс. т данного груза из Ильичевска в Аугусту упала в цене почти на $3 — до $12,5—13/т.
В целом рынок транспортировки нефтепродуктов плавно входит в зону снижения на большинстве маршрутов, что связано с сезонным замедлением экспортной активности НПЗ.
Изменение средней стоимости танкеров (млн $)

4.01.2008 г.
28.03.2008 г.
+/- (млн $)
+/- (%)
Новострои

VLCC
141
149
+8
+5,7%
Suezmax
88
91
+3
+3,4%
Aframax
71
75,5
+4,5
+6,3%
Panamax
62,5
64,5
+2
+3,2%
MR Prod
51,3
51,8
+0,5
+1%
5-летние

VLCC
130,8
135
+4,2
+3,2%
Suezmax
95
95
0
0%
Aframax
69
71
+2
+2,9%
Panamax
58
62,7
+4,7
+8,1%
MR Prod
53
51
-2
-3,8%
10-летние

VLCC
107,5
115
+7,5
+7%
Suezmax
77
81,5
+4,5
+5,8%
Aframax
56,3
58,5
+2,2
+3,9%
Panamax
49,1
49,7
+0,6
+1,2%
MR Prod
42,7
43
+0,3
+0,7%
20-летние

VLCC
40
35,5
-4,5
-11,3%
Suezmax
35
31
-4
-11,4%
Aframax
24
17
-7
-29,2%
Panamax
18
14
-4
-22,2%
MR Prod
16,5
11
-5,5
-33,3%

Подготовил Михаил Кушнир