Знаковые события на страховом рынке

Вице-председатель НКФР Ауриука Дойна: Небольшим страховым компаниям все труднее находить для себя рыночные ниши.
Национальная комиссия финансового рынка подвела итоги деятельности страховых компаний республики. По итогам 2007 года страховые компании собрали премию в размере 724 млн леев и выплатили 235 млн леев. Прирост рынка составил 29%. Выплаты выросли более скромными темпами — на 23%, по сравнению с выплаченными суммами в 2006 г. Не слишком впечатляющее, по сравнению с предыдущими годами, развитие рынка страхования и перестрахования скрывает за собой новое содержание старых тенденций. Если раньше страховщики соревновались друг с другом из так называемого спортивного интереса, то сейчас это — вопрос выживания.
Погоня за объемом страхового портфеля и рыночной долей, при которой вопросы надежности отходят на второй план, так или иначе завершится полной сменой декораций, состава собственников и игроков, считают эксперты. Ведь именно на 2007 год пришлось начало новой эры для страхового бизнеса. По мнению вице-председателя Национальной комиссии финансового рынка Ауриуки Дойна, неудивительно, что иностранные инвесторы стремятся войти на отечественный рынок и закрепиться на нем, опередив конкурентов, прежде чем компании начнут банкротиться. Ожидаемые прибыли, с их точки зрения, значительно превышают страновые риски Молдовы.
События 2007 и начала 2008 года показали, что эта тенденция начала реализовываться в конкретные знаковые для всего рынка события даже раньше, чем прогнозировалось. В ближайшее время стоит ожидать заключения еще целого ряда громких сделок с участием иностранных инвесторов. Они готовы платить хорошие деньги за солидных страховщиков, при этом за бесценок скупая аутсайдеров страхового рынка. Партнеры рассматривают молдавский рынок как очень перспективное направление для инвестиций — на фоне близкого к нулевому темпа роста западных страховых рынков.
При этом удельный вес выплат по ущербам (53%) вполне соответствует среднеевропейскому уровню выплат, если взять в расчет соотношение всех выплаченных и заявленных убытков к нетто-премиям за отчетный период, — считает директор департамента страхования НКФР Владимир Штирбу. — Впервые за много лет совокупные активы страховых компаний в прошлом году выросли на 21% и перевалили за отметку 1 млрд леев, которые на 80% сформированы из собственного капитала компаний и страховых резервов. Из 1015 млн активов — 365 млн леев пришлось на чистые активы. Страховые резервы и фонды молдавских страховщиков по итогам 2007 г. составили всего 442,5 млн леев. При этом резервы убытков достигли 59,3 млн леев, т.е. 13% от общих резервов. Если капитализация компаний проходит более-менее успешно, то финансовая надежность страхового рынка оставляет желать лучшего. Из 365 млн леев чистых активов ликвидные активы составляют 254 млн, которые покрываются за счет страховых резервов (сформированные резервы — 442 млн леев), лишь на 57%, тогда как идеальное соотношение 1 : 1. Прирост чистых активов за счет страховых резервов составил в прошлом году 49%. Совокупный уставный капитал компаний по итогам года вырос на 18% и составил около 208 млн леев. Более половины компаний к концу года имели оплаченный уставной капитал ниже 4 млн леев.
За прошлый год отчитались 33 страховые компании. По сравнению с 2006 г. рынок страхования Молдовы стал более концентрированным: доля первых пяти компаний (Moldasig, Asito, Carat, Moldcargo, Donaris-Group) увеличилась на 5 п.п. — с 65% до 70% рынка. Основными игроками на страховом рынке Молдовы остаются Moldasig и Asito — на их долю пришлось 29% и 20% совокупных премий, соответственно. При этом прибыль Moldasig составила около 9 млн леев, Moldcargo — около 11 млн леев, а Asito — около 14 млн леев. Общая суммарная прибыль компаний до налогообложения оценивается в 78 млн леев. По сравнению с показанным в 2006 г. размером прибыли (55 млн леев) — рост на 42%. Шесть страховщиков закончили год с убытками, двое из них — СК Delta и Garant — с миллионными убытками.
По-прежнему практически единственным реализуемым на практике способом финансирования страхового бизнеса (без потери контроля над управлением) остаются инвестиции со стороны собственника компании, но этот ресурс близок к исчерпанию — владельцы страховых бизнесов проявляют все меньшую готовность к масштабным финансовым вливаниям в компании. Уже в ближайшее время лидеры рынка придут к необходимости рыночного привлечения средств для развития. Или уйдут с молотка — по примеру венгерского страхового рынка, скупленного на корню иностранными инвесторами.
Приход иностранцев в республику ускорил ряд ключевых для отечественного рынка процессов. Прошедший год стал, пожалуй, первым годом развития страхования, в течение которого реальную значимость приобрел фактор неценовой конкуренции. По большинству видов страхования тарифная конкуренция крайне затруднена — дальнейшее снижение тарифов без существенной угрозы финансовому состоянию страховщика уже невозможно. Лидеры рынка в течение 2007 года пришли к четкому пониманию, что тарифные войны — путь, ведущий в тупик. На первый план выходят факторы качества предоставляемых услуг — в условиях конкуренции со стороны иностранных игроков уровень сервиса становится вопросом выживания.
Усилия ведущих страховщиков все в большей степени направляются не столько на привлечение новых страхователей, сколько на удержание старых, а это — задача уже более высокого уровня сложности, требующая внедрения новых методов работы. Компании уже не боятся промо-акций, рекламных выходов в свет, активно сотрудничают с ритейлом и посредниками.
Постепенное укрупнение страховых компаний позволит не только увеличить доступную страховую емкость и финансовую устойчивость, но и даст возможность повысить качество сервиса и культуру страхования в Молдове. Среди страхового сообщества постепенно созрело понимание того, что только консолидация и укрупнение позволят выжить в новой агрессивной конкурентной среде. Небольшим страховым компаниям все труднее находить для себя рыночные ниши: сегмент страхования крупного бизнеса давно поделен, а в страховой рознице — без развитой филиальной сети, отлаженной системы урегулирования убытков и раскрученного бренда — обойти лидеров рынка не удастся, — считает Аурика Дойна.
В рейтинге наиболее прибыльных сегментов рынки страхования расположились в следующей последовательности: имущественное страхование (включая КАСКО) — 36%, страхование добровольной гражданской ответственности (включая Зеленую карту) — 28%, обязательное страхование — 22%, личное страхование (включая медицинское страхование выезжающих за рубеж) — 13%. Наибольшие темпы прироста в 2007 году показали рынок страхования жизни (40%) и рынок страхования авторисков (32%). Примерно среднерыночными темпами росли рынок страхования выезжающих за рубеж и рынок ОСАГО (26%). Нулевыми темпами изменялись рынок страхования грузов и отрицательными — рынок страхования финансовых рисков. Столь высокие темпы по страхованию жизни эксперты связывают с незначительностью показателей (33,6 млн леев собранных премий), так как его развитие с приходом австрийского страховщика происходит почти с нуля. На ускоренное развитие рынка добровольного страхования жизни будут оказывать влияние усиление конкуренции между иностранными страховыми компаниями, прогнозируют специалисты. Основным конкурентом СП Grawe станет СП Universalna — Asigurari Generale (бывшая компания Ascargo, купленная СК Универсальная) которая будет перепрофилирована украинскими собственниками в компанию, специализирующуюся на страховании жизни. Второй приобретаемый актив (Donaris-group) останется, по слухам, компанией, практикующей общее страхование.