Международный рынок страхования космических рисков: из прошлого в настоящее (1965-2007 гг.)

Рынок страхования космических рисков является одним из наиболее интересных и технически сложных, с точки зрения оценки страхового риска и организации страхования, сегментов страхового рынка. В 2005 г. на сайте Страхование сегодня было положено начало дискуссии о проблемах, тенденциях, перспективах этого рынка (http://www.insur-info.ru/analysis/263).
Знание прошлого опыта осуществления тех или иных видов человеческой деятельности позволяет понимать происходящие в настоящее время события и явления, а также с известной долей достоверности прогнозировать перспективы. Проведение качественного и количественного анализа рынка страхования космических рисков является довольно сложной задачей в силу ограниченности систематизированной информации. В связи с этим, при работе над настоящим материалом были использованы все доступные автору источники, включая зарубежные и отечественные аналитические материалы, позволяющие составить более или менее ясную картину основных периодов, тенденций и условий страхования космических рисков на международном рынке, которым в значительной степени следует и российский рынок страхования космических рисков. Также необходимо иметь в виду, что приведенные в статье количественные показатели являются ориентировочными.
1. Историческая ретроспектива
Индустрия страхования космических рисков была создана в середине 60-х годов ХХ века, когда в результате коммерциализации космической деятельности за рубежом возникла необходимость в компенсации убытков от реализации космических рисков — в частности, рисков гибели и повреждения космических аппаратов (далее по тексту — КА) в периоды предстартовой подготовки, запуска на орбиту и эксплуатации на орбите.
В 1965 г. был заключен первый договор страхования ответственности перед третьими лицами в период предстартовой подготовки КА Eаrly Bird, а основные подходы к страхованию КА были выработаны к 1968 г., когда после шести запусков КА Intelsat (четыре запуска успешные) была застрахована следующая серия запусков КА Intelsat-3.
Условием договора страхования серии запусков КА Intelsat-3 оговаривалась так называемая привилегия на один запуск, благодаря которой страховое возмещение выплачивалось только в случае наступления второго страхового случая в серии из пяти запусков. В связи с тем, что лишь один запуск из серии был аварийным, страховые выплаты не проводились. На таких же условиях в 1971 г. осуществлялось страхование следующей серии запусков КА Intelsat, из которых только один был неудачным.
В 1975 г. были выданы первые полисы страхования запуска без привилегий и полисы страхования КА в периоды изготовления и эксплуатации на орбите. Таким образом, стал страховаться весь период жизненного цикла КА, начиная с изготовления и до завершения эксплуатации на орбите.
В сентябре 1977 г. был застрахован на 29 млн.долл. КА O.T.S. (Orbital Test Satellite) , выводимый ракетой-носителем (далее по тексту — РН) Delta- 3914. И РН и КА были разрушены при запуске.
В феврале 1979 г. авария третьей ступени РН N-II привела к гибели КА E.C.S. (Experimental Communication Satellite), страховое возмещение составило примерно 14 млн. долл. Следующий запуск по программе КА E.C.S.- 2 в феврале 1980 г. также был неудачным.
Более серьезный инцидент произошел в декабре 1979 г., когда из-за нештатной работы апогейного двигателя были потеряны КА Satcom-3 и 77 млн.долл. Тем не менее, рынок страхования космических рисков продолжал развиваться.
Двумя годами позднее в результате различных отклонений погиб КА Insat-1, который был застрахован на 70 млн.долл.
Несмотря на убытки страховых компаний, в 1982 г. был подписан ряд новых договоров. Страховая премия при запуске КА Intelsat на РН Ariane составила 8 %, а на многоразовом транспортном космическом корабле Space Shuttle — 6%. Авария в сентябре РН Ariane с застрахованным на 20 млн.долл КА Marecs-B не охладила энтузиазм страховщиков.
Период 1982-1983 г.г. можно назвать золотым периодом страхования космических рисков. Страховые тарифы для этапов запуска и эксплуатации КА на орбите были низкими, они не изменились даже после гибели на орбите КА R.C.A.-Satcom-2, застрахованного на 9 млн.долл. Более того, емкость рынка страхования космических рисков увеличилась до 250 млн.долл. при страховании запуска КА и до 100 млн.долл. при страховании орбитальных проверок и эксплуатации КА.
В феврале 1984 г. были потеряны КА Westar-6 и Palapa B-2, выведенные на околоземную орбиту многоразовым транспортным космическим кораблем Space Shuttle. Общая сумма страхового возмещения составила 180 млн.долл. В результате переговоров между страховщиками, NASA и Hughes Aircraft был предложен план спасения КА и в конце 1984 г. оба КА были возвращены на землю Space Shuttle, отремонтированы и заново проданы. Позже Westar-6 под названием Asiasat был выведен на орбиту китайской РН Long March-3, а Palapa B-2 под названием B-2R был выведен американской РН Delta.
Операции по спасению КА привели страховые компании к выводу, что полеты с целью спасения КА позволяют улучшить финансовое положение на рынке, а клиентам платить более низкие страховые премии. Однако, такие полеты являются трудоемкими и дорогостоящими.
В сентябре 1984 г. в результате нештатной работы ступени Centaur РН Atlas-Centaur был потерян Intelsat F-9. Сумма страхового возмещения составила 102 млн.долл.
Таким образом, в течение 1984 г. погибли 3 застрахованных КА. В 1985 г. было потеряно 4 КА, из них 3 были застрахованы. КА Syncom IV-3 не был введен в эксплуатацию после отделения от Space Shuttle, позднее во время другого полета Space Shuttle он был выведен на рабочую орбиту и введен в эксплуатацию. Тем не менее, было выплачено возмещение в 85 млн.долл. Гибель КА Syncom IV-4 по неизвестной причине после удачного запуска и орбитальных проверок стоила страховщикам 84 млн.долл.
В 1985 г., в 15-ом полете РН Ariane-3 из-за аварии третьей ступени погибли два КА — Spacenet-3 и E.C.S.-3 (European Communication Satellite). КА были застрахованы примерно на 167 млн.долл. Также, в конце 1985 г. погиб КА, запускаемый на РН Titan в интересах Министерства обороны США. Причины аварии неизвестны.
Три крупных аварии произошли в 1986 г.: взрыв 28 января многоразового транспортного космического корабля Space Shuttle (Challenger), гибель КА G.O.E.S. (Geostationary Observation Environmental Satellite), выводимого РН Delta и гибель КА Intelsat F-14 в результате аварии РН Ariane-3. Погиб КА T.D.R.S.-2, но он не был застрахован. Также не был застрахован полет и полезная нагрузка Challenger. Необходимо отметить, что величина страховой премии за полет Space Shuttle перед аварией Challenger составляла 5%. Взрыв Challenger явился шоком для США и вызвал перерыв в запусках Space Shuttle до 1988 г.
Таким образом, в период 1982-1988 г.г. страхование космических рисков на международном рынке пребывает в достаточно неопределенном состоянии. Так, в 1982 г. впервые на рынке страхования космических рисков сумма страховых возмещений превысила сумму страховых премий и в результате значительного количества аварий в 1977-1986 г.г. выплаты возмещений превысили 919 млн. долл., в то время как суммарные страховые премии составили около 545 млн. долл.
В целом, за период с 1984 по 1989 г.г. на рынке страхования космических рисков наблюдалась систематическая убыточность. Страховые возмещения превышали размеры собираемой страховой премии. Переломным стал 1989 г., когда премии и возмещения сравнялись, после чего вплоть до 1998 г. собираемые премии превышали страховые возмещения.
В период с 1989 г. по 1994 г. ситуация на рынке страхования космических рисков была стабильна. Емкость рынка отвечала потребностям операторов КА. Большинство страховых премий поступало от страхования запусков КА на РН Ariane. При этом указанная РН имела всего лишь один аварийный запуск (Ariane-V36, 22 февраля 1990 г.) в серии из 35 запусков за последние 5 лет.
24 января 1994 г. после серии из 28 успешных запусков РН Ariane потерпела аварию при запуске КА Eutelsat-2F5 и Turksat-1A. Страховое возмещение составило около 325 млн.долл. и стало самым значительным возмещением при запуске одной РН нескольких КА. К середине года ситуация на рынке страхования выглядела благоприятно, так как последующие запуски РН Ariane были успешными.
Однако, ситуация на рынке в 1994 г. оставалась нестабильной из-за гибели КА Telstar-402 в сентябре (страховое возмещение в 187.2 млн.долл.) и КА Panamsat-3 в декабре (страховое возмещение в 214 млн.долл.). По результатам 1994 г. можно сказать, что это был уникальный год, в котором был получен рекордный с 1984 г. объем страховых премий (приблизительно 529 млн.долл.), но и зарегистрированы крупнейшие выплаты страховых возмещений (приблизительно 727 млн.долл.).
Таким образом, 1994 г. стал самым тяжелым годом с момента начала страхования космических рисков по итогам которого рынок понес убыток в 198 млн.долл.. Около 75% страховых возмещений в 1994 г. были вызваны отказами третьей ступени РН Ariane-4.
В 1995 г. осуществлено 25 запусков. 160 млн.долл. страхового возмещения пришлось выплатить в результате неудачного запуска 26 января КА связи Аpstar-2. Несмотря на гибель КА Apstar-2, 1995 г. закончился для страховщиков с положительным итогом в 500 млн.долл.
Кроме того, в 1995 г. был зарегистрирован рекордный размер страховой суммы страхования двух КА при одном запуске. Страховая сумма впервые за всю историю страхования космических рисков превысила 400 млн.долл. для КА Brasilsat-B2 и Eutelsat-2F6, выведенных на орбиту РН Ариан-4. Несколько месяцев спустя, в декабре, Ariane вывела на орбиту КА Insat- 2C и Telecom-2C, застрахованные почти на 400 млн.долл.
В 1996 г. осуществлено 23 запуска. Совместный запуск на РН Ariane-4 КА Telecom-2D и Italsat-2 8 августа позволил зарегистрировать наибольшую (к тому моменту) страховую сумму покрытия двойного запуска более, чем в 500 млн.долл.
В 1996 г. рынок страхования космических рисков впервые застраховал коммерческий запуск РН Протон-К, которой в апреле был успешно выведен КА Astra-1F, застрахованный на 265 млн.долл. За этим пуском в сентябре был успешно выведен КА Inmarsat-3F2, застрахованный на 66 млн.долл. В ноябре 1996 г. было осуществлено размещение первого полиса страхования КА системы спутниковой связи Iridium. Несмотря на выплаты страховых возмещений за КА Intelsat-708, MSAT-1 и Chinasat-7, к концу году рынок достиг положительного результата в 216 млн.долл.
В 1997 г. осуществлен 41 запуск. В январе при запуске Ariane-4 с КА GE- 2 и Nahuel-1A был достигнут уровень страховой суммы в 491 млн.долл. 16 января РН Delta с КА системы GPS Navstar-II-R28 потерпела аварию после серии из 62 успешных пусков. В этом же году РН Протон-К успешно вывела на орбиты шесть коммерческих КА: Telstar-5, Panamsat-5, Astra-1G, два Iridium, Купон и потерпела аварию 25 декабря с КА Asiasat-3. Несмотря на аварии РН Delta и Протон, 1997 г. закончился для страхового рынка с положительным результатом в 534 млн.долл.
В 1998 г. осуществлены 44 запуска, погибли 39 КА, в том числе 4 военного и 35 гражданского назначения. В числе гражданских — 14 КА должны были быть выведены на геостационарные орбиты и 21 КА из состава низкоорбитальных группировок, в том числе 8 КА системы Iridium, переставших функционировать на орбите, и 12 КА системы Globalstar, погибших при запуске РН Зенит-2.
В 1998 г. рынок страхования космических рисков понес убыток порядка 563 млн.долл. При этом, совокупная страховая премия за период с 1-го января 1989 г. по 31-е декабря 1998 г. составила примерно 1.182 млн.долл. 1998 г. является одним из худших годов в истории страхования космических рисков.
К основным страховым случаям с КА в 1998 г. относятся:
Indostar-1 (Cakrawarta), выведенный на орбиту 12 ноября 1997 г. на борту РН Ariane-4, в марте 1998 г. был признан поврежденным из-за проблем с зарядкой аккумуляторных батарей, которые привели к страховому возмещению в 20 млн.долл.;
Купон, запущенный 12 ноября 1997 г. на РН Протон-К, погиб на орбите в марте 1998 г. Размер возмещения составил примерно 84 млн.долл.;
Galaxy-8, выведенный на орбиту 8 декабря 1997 г. на РН Atlas. Произошел отказ бортовой батареи, приведший к возмещению в 18 млн.долл. В 2000 г. была заявлена полная конструктивная гибель этого КА;
Batsat (также известный как Teledesik-1, демонстратор полезной нагрузки КА Teledesik), выведенный на орбиту 26 февраля. РН Pegasus-XL, был потерян на орбите из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей. Размер возмещения составил 15 млн.долл.;
Echostar-4, выведенный на орбиту Протоном 7 мая, имел трудности с развертыванием солнечных батарей после запуска, которые привели к страховому возмещению в 219 млн.долл.;
Galaxy-10 был уничтожен 26 августа в результате взрыва РН Delta-3. Размер возмещения составил 296 млн.долл.;
третий запуск по программе Globalstar 9 сентября закончился аварией РН Зенит-2, погибли 12 КА и страховое возмещение составило 199.5 млн.долл.;
одиннадцать КА системы Iridium признаны утраченными на орбите, следствием чего явились страховые возмещения в 236 млн.долл.;
Sirius-2, выведенный на орбиту 12 ноября 1997 г. на РН Ariane-4. Возникли трубности с электрообеспечением, что привело к возмещению приблизительно в 23 млн.долл.;
на КА Panamsat-8, выведенном на орбиту 4 ноября РН Протон, вышли из строя две из трех Ku-антенн, что привело к страховому возмещению в 43.3 млн.долл.;
Panamsat-7, выведенный на орбиту в сентябре, отказал на орбите. Размер возмещения составил 250 млн.долл.
В 1999 г. осуществлено 40 запусков. После трех месяцев положительных результатов с января по март 1999 г., положение на рынке ухудшилось в результате гибели КА Ikonos-1 при запуске на РН Athena-2 27 апреля и Orion-3 при запуске РН Delta-3 3 мая. В результате, в течение одной недели рынок получил страховые возмещения в размере 387 млн.долл.
Среди страховых случаев с КА в 1999 г. можно отметить:
Iridium. К середине 1999 г. были признаны погибшими 19 КА. Из-за высокого размера франшизы при страховании эксплуатации КА на орбите (30 КА), их гибель не привела к дополнительным требованиям по страховым возмещениям;
INSAT-2E, выведенный на орбиту на РН Ariane-4 2 апреля, привел к возмещению в 23 млн. долл. из-за нештатной работы системы терморегулирования;
ЯМАЛ-100 ?1 при выводе на орбиту был утерян. Сумма возмещения составила 50,5 млн. долл..
Тем не менее, 1999 г. закончился с положительным результатом в 157 млн.долл. и с совокупной страховой премией примерно в 750 млн.долл.
В 1999 г. международный страховой рынок стал свидетелем первого успешного запуска по программе Sea Launch (28 марта), за которым 10 октября последовал второй, в результате которого был выведен на орбиту КА Direct TV, застрахованный на 171 млн.долл., и первого коммерческого запуска РН Ariane-5 с КА XMM.
В 2000 г. осуществлен 31 запуск. Год начался с двух запусков, имевших большое значение для страхового рынка:
12 февраля КА Garuda-1 был успешно выведен на орбиту РН Протон. Страховая сумма, составлявшая 478 млн.долл., являлась самой высокой страховой суммой для запуска единичного КА;
21 марта РН Ariane-5 осуществила первый успешный запуск двух КА Insat- 3B и Asiastar-1.
В 2000 г. произошли три страховых случая, связанных с КА:
ICO-F1 погиб при запуске 13 марта на РН Зенит-3SL по программе Sea Launch. КА был застрахован на 225 млн.долл.;
Garuda-1 во время орбитальных проверок 11 мая получил повреждения, которые привели к страховому возмещению в 100 млн.долл.;
Quick Bird-1 погиб 20 ноября. Страховое возмещение составило 230 млн.долл.
Успешные запуски РН Ariane-5 с КА Astra-2B и GE-7, застрахованными на 431 млн.долл., Протон с КА GE-6, застрахованным на 280 млн.долл. и Зенит с КА Thuraya, застрахованным на 406 млн.долл. позволили страховому рынку заработать около 257 млн.долл.
В 2001 г. осуществлено 16 запусков. Первые три квартала 2001 г. были благоприятными для страхового рынка, т.к. в течение периода, предшествовавшего 11 сентября 2001 г. (террористический акт в США), запуски КА были успешными за исключением аварии РН Ariane-5 с КА Artemis и BSAT-2B в июле. Однако, предварительные положительные итоги 2001 г. были нарушены серией страховых случаев, произошедших в течение одного месяца.
В сентябре 2001 г. были объявлены:
серийные отказы на платформах Boeing-702, затронувшие КА Thuraya-1, Panamsat-1R, Galaxy-XI и ANIK- F1 и приведшие к страховым возмещениям в размере 1 млрд.долл.;
гибель КА Panamsat-7, возмещение в 253 млн.долл.;
гибель КА Orbview- 4 и Quicktoms при аварии РН Taurus, приведшие к страховым возмещениям в 100 млн.долл.
Необходимо отметить, что страховая премия в размере 402 млн.долл., полученная рынком в 2001 г., является самой маленькой с 1993 г. Это связано с тем обстоятельством, что в 2001 г. было осуществлено только 16 запусков РН, или половина от запусков 2000 г., и страховой рынок находился под влиянием потрясения от террористического акта 11 сентября 2001 г. Несмотря на то, что события 11 сентября не были прямо связаны с рынком страхования космических рисков, значительные возмещения по другим видам страхования оказали влияние на рынок страхования космических рисков посредством уменьшения его емкости, повышения страховых ставок и ухудшения условий страхования.
В результате, в 2001 г. наблюдались рост ставок, сокращение объёмов страхового покрытия и изменение условий страхования запуска и эксплуатации на орбите. Ряд проектов был застрахован не на 100% страховой суммы, а на 75- 80%.
В 2002 г. осуществлено 27 запусков, в том числе 21 успешный коммерческий запуск на геостационарную орбиту и выведено 24 КА, успешно проведены первые запуски новых РН: Atlas-IIIB c КА Echostar-7, Atlas-5 с КА HotBird- 6, Delta- IV с КА Eutelsat-W5. 1 марта РН Ariane-5 ESC-A с КА Envisat успешно стартовала после аварийного запуска в июле 2001 г.
Первые три квартала года были обнадеживающими для страхового рынка: все запуски были успешными за исключением аварии РН Союз 30 октября, которая оказала чрезвычайно незначительное влияние на страховой рынок.
К неудачам года относятся:
запуск 26 ноября РН Протон-К с КА Astra -1K. Страховое возмещение составило 291 млн.долл.;
аварийный запуск 11 декабря РН Ariane- 5 ESC-A с КА HotBird-7 и STENTOR. КА STENTOR не страховался, а КА HotBird-7 был застрахован на 13.3 млн.евро;
декабрь: повреждение КА Astra -1G — примерно 57 млн. долл. страхового возмещения;
В 2002 г. продолжились конструктивные отказы находящихся на орбите КА Galaxy-11, Anik-F1, XM Rock, XM Roll и PanAmSat-1, КА GEM- 1, изготовленных на базе платформы Boeing-702.
Кроме этого, в 2002 г. произошли конструктивные отказы на космических аппаратах, изготовленных на платформах Boeing-601 (КА DirecTV-3), Spacebus-3000 (КА Arabsat-2А и -3А), Spacebus-2100 (отказы солнечных батарей КА Telesat/Nimiq-2). Продолжились отказы солнечных батарей космических аппаратов на платформе LS1300.
Таким образом, 2002 г. ознаменовался продолжением конструктивных отказов и гибели КА на платформах Boeing-702, Boeing -601, Spacebus -3000, Spacebus- 2100 и LS-1300.
Кроме этого, в процессе урегулирования рынком продолжают находиться претензии примерно на 1.7 млрд. долл. за 6 КА на платформе Boeing-702.
В 2003 г рынок страхования характеризовался следующими особенностями:
ставки на запуск оставались высокими — от 20-23% до 28-30%;
cтавки покрытий риска эксплуатации на орбите — от 2.7 до 3.7%;
размещение рисков сталкивалось с недостаточной емкостью рынка, что приводит к недоразмещению;
перестраховщики были склонны придерживаться их рыночной доли независимо от страховой суммы;
продолжилась тенденция к уменьшению длительности покрытий — стандартные покрытия длились не более 12 месяцев;-оставались жесткими требования по запасам топлива (в 1 год) и энергии (7.5% в конца срока активного существования), полной конструктивной гибели (75%), исключению серийных отказов, введению франшиз;
котировки ставок предоставлялись на короткий срок — от 7 до 30 дней, либо до первого страхового случая на рынке, но не ранее 12 месяцев до запуска;
продолжилась тенденция ухода с рынка отдельных страховщиков космических рисков.
Катастрофы и аварии 2003 года, а так же ряд ключевых тенденций того периода уже анализировались нами в предыдущей статье (http://www.insur- info.ru/analysis/263).
2004 г. продолжил череду неприятных событий для страховщиков космических рисков. 11 января был запущен КА Telstar-14, после выведения которого на орбиту оказалось, что не раскрылась одна из солнечных батарей. Оператором КА был заявлен страховой случай.
В марте КА Galaxy-10R испытал серию проблем с плазменной двигательной установкой. В апреле было объявлено о выходе из строя двигателей коррекции на КА Экспресс-А1Р. В мае РН Atlas-2AS вывела КА Superbird-6 на орбиту с низким перигеем, что привело к необходимости потратить топливо КА на довыведение. Как итог — появилась неясность с достаточностью топлива до окончания срока активного существования КА.
В июне разгонный блок ДМ на РН Зенит-3SL на втором импульсе выключился и КА Telstar-18 остался на орбите с апогеем в 20 тыс.км вместо 36 тыс.км. КА вышел на рабочую орбиту используя собственные компоненты топлива — возник вопрос о сроке активного существования КА. В августе вышел из строя еще один из плазменных двигателей на КА Galaxy-10R, что увеличило страховое возмещение до 75 млн.долл.
В сентябре возобновились проблемы с энергетикой на КА Thaicom-3, который временно прекратил обслуживание клиентов, а в октябре был заявлен страховой случай с КА Экспресс-А1Р.
Таким образом, каждый месяц на рынок приходили негативные новости с сегмента страхования орбитальной эксплуатации.
В результате 2004 г. характеризуется продолжением пересмотра условий страхования и дальнейшим ростом тарифов.
В 2005 г. осуществлены 19 успешных запусков застрахованных КА, а также ряд возобновлений страхования орбитальной эксплуатации. В результате рынок получил 848 млн.долл. страховых премий и зафиксировал низкий уровень страховых выплат в 85 млн.долл. Урегулирование страховых случаев прошлых лет привело к дополнительным выплатам в размере 108 млн. долл. Таким образом, по итогам 2005 г. положительный итог рынка страхования космических рисков оценивался в 655 млн.долл. По итогам года, полученная прибыль в совокупности с увеличением емкости рынка привели к смягчению условий размещения, которое выразилось в снижении ставок на страхование запуска КА, в то время как ставки страхования эксплуатации КА остались стабильными.
Негативные события 2005 г.:
1 геостационарный КА утрачен;
гибель КА Молния-3К при запуске РН Молния-М;
гибель КА Cosmos-1 при запуске РН Волна.
2006 г. закрепил положительные тенденции. 12 января 2006 г. объявлено о появлении новой емкости в сегменте страхования орбитальной эксплуатации КА. Синдикат Liberty и компания Sciemus предложили емкость в размере 250 млн.долл. на каждый риск с возможностью увеличения до 400 млн.долл.
В результате увеличения емкости и положительных результатов по доходности за предыдущие годы ставки страхования запусков уменьшились с 19-20% в начале 2005 г. до 15% в июне 2006 г., ставки страхования орбитальной эксплуатации уменьшились до 2.2%. Основные итоги рынка в конце 2006 г. характеризуются следующими результатами:
произошло увеличение емкости для страхования рисков запуска примерно до 475 млн.долл.;
застрахован 21 запуск;
КА Arabsat-4A потерян 26 февраля при запуске РН Протон — страховое возмещение в 179.2 млн. долл.;
гибель КА БелКА, Бауманец, UniSat-4, Pin-Pot и 14 КА CubSat при запуске РН Днепр 26 июля — страховое возмещение за КА Белка — около 16 млн.долл.
Таким образом, в 2006 г. рынок оправился от шока 1998-2001 г.г. на фоне приемлемой убыточности, растущих емкости и количества запусков. На рынке продолжилось разделение на два сегмента — страхования рисков запуска и страхования рисков орбитальной эксплуатации. При этом сегмент страхования рисков запусков интенсивно накапливает премию, а сегмент страхования рисков орбитальной эксплуатации КА в стагнации. Тем не менее, страховая премия накапливается, емкость рынка растет, а ставки снижаются.
Основными событиями 2007 г. стали:
гибель КА NSS-8 при запуске РН Зенит-3SL по программе Sea Launch из- за проблем с двигателем первой ступени. Был поврежден стартовый комплекс. Общее страховое возмещение — 250 млн.долл.;
гибель КА JCSAT-11 в результате аварийного запуска РН Протон-М. Страховое возмещение — 180 млн.долл.;
отказ КА Leostar, возмещение-40 млн.долл.
Рынок собрал порядка 625 млн.долл. страховой премии и получил предварительно 470 млн.долл. страховых возмещений (остается не ясной ситуация с двумя КА, застрахованными на 377 млн.долл., в случае объявления страховых случаев по этим КА размер страховых возмещений может достичь примерно 750 млн.долл.), емкость составила около 580 млн.долл., ставки страхования запуск+12 месяцев — 14-16%, а ставки страхования орбитальной эксплуатации — примерно 2%.
2005 г. — 848 млн.долл.; 2006 г. — 830 млн.долл.; 2007 г. — 625 млн. долл. и следующие доходы по годам: 2005 г. — 655 млн.долл.; 2006 г. — 530 млн.долл.; 2007 г. — в стадии определения (2007 г. может оказаться первым убыточным годом за последние 6 лет).
2. Емкость рынка страхования космических рисков
Говоря о рынке страхования космических рисков необходимо отметить, что существуют два основных сегмента этого рынка в зависимости от вида космических рисков — сегмент страхования рисков запусков и сегмент страхования рисков эксплуатации КА на орбите. Каждый из указанных сегментов имеет собственную емкость и страховые ставки.
Начиная с 1986 г. наблюдался рост емкости рынка в расчете на один запуск. В конце 1993 г. уверенность в росте рынка и ожидаемый в 1994 г. сбор премии в размере около 500 млн.долл. были ключевыми факторами для увеличения емкости рынка страхования запусков. Даже несмотря на выплаты в 1994 г., емкость рынка в 1995 г. составила примерно 520 млн.долл. на один запуск. В 1996 г. емкость превысила 670 млн.долл. на один запуск, а в 1997 г. выросла до 955 млн. долл., главным образом, за счет расширения емкости европейского рынка. В результате полученного в 1997 г. дохода рынок увеличил до 1.234 млрд. долл.
Значительные страховые возмещения 1998 г. и результат 1999 г. привели к сокращению численности страховщиков. Эта тенденция началась с конца 1999 г., продолжилась в 2000 г.: негативные результаты 1998 г. и начало 1999 г. подчеркнули чувствительность страховщиков к дополнительным страховым случаям. Некоторые страховщики, понесшие большие убытки, уменьшили свое присутствие на рынке или прекратили принимать новые риски.
Емкость рынка представляет собой показатель восприятия космических рисков страховщиками и изменяется в зависимости от баланса полученной премии и заявленных возмещений. Относительная стабильность и успешность рынка между 1986 г. и 1997 г. способствовали увеличению его емкости. Отрицательные результаты 1998 г. и 2001 г., неудовлетворительные результаты 1999 г. и 2000 г., продолжающиеся возмещения привели к уменьшению емкости рынка, в том числе и за счет сокращения количества страховых и перестраховочных компаний, которые перешли в более доходные сектора страхового рынка.
Эта тенденция продолжилась в 2001 и 2002 г.г.: отдельные страховщики прекратили принимать риски и наблюдалось перераспределение емкости среди страховщиков. В определенной мере данная тенденция была сбалансирована приходом на рынок новых страховщиков, которые в прошлом были участниками рынка, но покинули его, когда поняли, что избыточная емкость приводит к падению ставок.
Стоит напомнить, что в 1986 г. индивидуальная емкость основных страховщиков была в пределах 10-15 млн. долл. на каждый запуск. Емкость лидеров рынка в 1999 г. составляла 15-35 млн. долл. на каждый запуск. До 11 сентября 2001 г. емкость отдельных страховщиков достигала 50-100 млн.долл. на запуск.
Емкость рынка страхования запусков в 2003 г. составляла примерно 385 млн.долл. Для сравнения емкость рынка страхования запусков в 2001 г. составляла около 850 млн.долл. Приблизительная емкость на один запуск в последние годы составляла: 2005 г. — 409 млн.долл.; 2006 г. — 475 млн.долл.; 2007 г. — 581 млн.долл. Таким образом, наблюдался определенный рост емкости, обусловленный положительными итогами страховых операций в течение последних пяти лет.
Что касается емкости сегмента страхования эксплуатации КА на орбите, то рынок представлен теми же страховщиками, что и в сегменте страхования рисков запуска, но большинство страховщиков не предоставляют свою полную емкость по страхованию запуска для страхования рисков орбитальной эксплуатации КА.
Это объясняется необходимостью более длительного времени для возврата средств в случае гибели КА при эксплуатации на орбите (так для возврата средств, выплаченных за гибель единичного КА в размере примерно 200 млн.долл., страховщику необходимо аккумулировать страховую премию по данному типу страхования в течении нескольких лет, в то время как при страховании запуска подобный убыток может быть компенсирован страховщиком за счет собранной премии в течение нескольких запусков).
3. Страховые ставки при страховании космических рисков
Размер страховых ставок и длительность периода страхования при страховании рисков запусков претерпели изменения с 1989 г. по 1998 г.
Ставка по наиболее распространенному типу страхования запуск+12 месяцев в указанный период составила в среднем 16.3 %. В 1989 г. эта ставка составляла в среднем 20.7 %, затем в течение семи лет она стабилизировалась на уровне 16-18% и снизилась до 13-16% в 1997 г. Для новых систем мобильной связи ставки были на более высоком уровне, достигавшем 20 %. К концу 1998 г. ставка снизилась более чем вдвое и составила примерно 8.65% при периоде страхования 6 месяцев с момента запуска.
Неблагоприятные результаты 1998 г. остановили процесс улучшения ставок и условий, при этом негативные результаты апреля-мая 1999 г. явились исходной точкой для увеличения ставок и ухудшения условий страхования.
Эта тенденция подтвердилась в 2000 г. Гибель КА ICO и КА Quikbird-1 подтвердила позицию рынка по стабилизации ставок (или умеренному повышению) при уменьшении периода покрытия — страховщики отказывались страховать запуск+5 лет и основным типом страхования стал запуск+2 года орбитальной эксплуатации КА.
В 2001 г. продолжилось уменьшение периода страхового покрытия и основным типом страхования стал запуск+6 месяцев эксплуатации КА на орбите. В результате террористического акта в сентябре 2001 г. прозвучали заявления об увеличении ставок на 30-50% по сравнению с 2000 г., но избыточная емкость рынка позволила найти компромисс между страховщиками и страхователями.
В 2002 г. требования страховых компаний по увеличению размера ставок были сбалансированы существующей емкостью рынка, которая создала конкуренцию среди страховщиков.
Таким образом, с 1998 г. до конца 2002 г. происходило незначительное повышение ставок страхования. В 2003 г. страховщики снова повысили ставки для компенсации возмещений, выплаченных в предыдущие годы при эксплуатации орбитальной эксплуатации КА.
В период 2003-2007 г.г. ставки страховых премий показали тенденцию к снижению, вызванную низкой убыточностью в этот период при наличии достаточной емкости.
Если говорить о страховании рисков орбитальной эксплуатации КА, то в начале 80-х г.г. XX века, страхование эксплуатации на орбите было доступно в виде трехлетних полисов, без права их расторжения. Следствием неблагоприятных результатов страхования стало ограничение длительности покрытия 12-месячным периодом.
Рынок стал более осторожным с момента крупных возмещений (Superbird-A в 1990 г. — 170 млн.долл. и TDF-1 в 1990 г. — 25 млн.долл.), которые были зафиксированы в этом сегменте и поглотили всю страховую премию, накопленную к тому времени при страховании рисков орбитальной эксплуатации. Ситуация снова улучшилась между 1990 г. и 1996 г., но последующие потери КА снова повлияли на поведение рынка.
1998 г. представлял собой самый плохой год для сегмента страхования эксплуатации КА на орбите, т.к. в 1998 г. произошла серия однотипных отказов процессора системы управления на КА Galaxy-4, Panamsat-4, Galaxy-7, DBS, созданных на базе платформы Boeing (HS)-601. На трех других КА, созданных на этой же платформе — Panamsat-5, Galaxy-8, Astra-1G — были зафиксированы проблемы с аккумуляторными батареями. В связи с этим, в договоры страхования КА, созданных на платформе Boeing-601, а таких на орбите находилось 35, были введены исключения, не покрывающие гибель КА по причине аналогичных отказов.
Несмотря на избыток емкости (что поддерживало определенный уровень конкуренции между страховщиками), конец 1998 г. и начало 1999 г. стали началом движения этого сегмента рынка в направлении более высоких ставок и сокращения срока покрытия в период 1999-2004 г.г.
Несмотря на сопротивление страхового рынка, в период 1997-2000 г.г. был заключен ряд договоров страхования с многолетним страховым покрытием периода эксплуатации КА на орбите.
Так, в период 1997-2000 г.г., были заключены трехлетнии договоры страхования КА Sirius-2, Palapa-C1, Palapa-С2 и серии КА GE -1, -2, — 3. На 5-тилетний период орбитальной эксплуатации был застрахован КА Nahuel- 1A. Трехлетние и пятилетние страховые покрытия стали стандартными в 1999-2000 г.г. Но в связи с негативными результатами рынка в 2001 г. и событиями сентября 2001 г. страховщики снова стали заключать договоры страхования КА в период их орбитальной эксплуатации сроком на 1 год.
Ставки страховых премий варьировались в зависимости от типа требуемого покрытия и технического состояния КА. Например, для покрытия, размещенного в 2000 г., стоимость страхования эксплуатации КА на орбите на период в 12 месяцев после окончания первого года эксплуатации оценивалась в 1.2% с января по октябрь и 1.5% с ноября по декабрь, а для покрытия, размещенного в 2001 и 2002 г., стоимость страхования эксплуатации КА на орбите на период в 12 месяцев после окончания первого года эксплуатации оценивалась в 1.75% с января 2001 г. по октябрь 2002 г. и в 2.75% с сентября 2001 г. по декабрь 2002 г. Для отдельных рисков с низкими страховыми суммами ставки ниже 1.5% в год могли быть предоставлены только при страховании полной гибели КА.
Для КА со значительными повреждениями, при страховании полной гибели ставка могла приближаться к 4-5% в год. Что касается полного страхового покрытия КА, находящегося в хорошем техническом состоянии, то ставки находились в начале 2001 г. на уровне 1.2-1.5% в год, а в 2003 г. на уровне 2.5-3% в год.
После трех лет с отрицательными результатами (1998 г., 2000 г., 2001 г.), финансовые итоги страхования орбитальной эксплуатации КА в 2002 г. снова стали положительными. В целом по страхованию орбитальной эксплуатации КА в период 1994-2004 г.г. из 10 лет 5 были убыточными (1996, 1997, 2000, 2001, 2003), когда убытки превысили собранную премию. Таким образом, в сегменте страхования орбитальной эксплуатации, рынок перманентно аккумулирует убытки.
* * *
Рассмотрение состояния рынка страхования космических рисков показывает определенную цикличность его развития, связанную с ежегодным балансом доходности и убыточности — рост доходности приводит к приходу на рынок новых страховщиков, что сопровождается ростом емкости и снижением ставок. При росте убыточности наблюдается обратная картина — страховщики покидают рынок, как следствие, падает емкость, что приводит к недоразмещению рисков, сокращается период страхового покрытия, наблюдается рост ставок. В целом, рынок показывает периодическую убыточность как по сегменту страхования рисков запуска, так и по сегменту страхования рисков орбитальной эксплуатации. В то же время, несмотря на периодическую убыточность, в средне- и долгосрочной перспективе (5-10 лет) страхование космических рисков является прибыльным для страховщиков (например, с 1996 по 2007 г.г. рынок получил примерно 11 млрд.долл. страховой премии и около 8 млрд.долл. страховых возмещений). Таким образом, страховым и перестраховочным компаниям, планирующим развивать свой портфель космических рисков необходимо, как минимум:
во-первых, ясное понимание стратегии и тактики своей деятельности на различных сегментах рынка страхования космических рисков;
во-вторых, обоснованное установление своей емкости (фактического размера собственного удержания) по типам космических рисков;
в-третьих, ориентироваться на длительный период работы на рынке (5-10 лет) для получения положительных результатов;
и, в-четвертых, быть готовым к страховым выплатам, способным превысить собранный объем страховой премии.
Литература:
Материалы презентаций Marsh S.A., Willis, ISB, AON, USAIG, La Reunion Spatiale, SCOR и Международных конференций по космическому страхованию.
Mедведчиков Д.А. Современное состояние международного рынка космического страхования. //Страховое дело.- 1998.- N-5.
Медведчиков Д.А. Обзор российского и международного рынка космического страхования. // Сборник докладов 8-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков, 14-16 октября 2003 г. // Новости авиационного страхового рынка.-2003.- ?15.
Смирнов И.О. Международный рынок космического страхования. Health status или Hell status. // Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков, 13-14 октября 2004 г. // Новости авиационного страхового рынка.-2004.- ?18.
Медведчиков Д.А. Общий обзор рынка страхования космических рисков. // Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков, 13-14 октября 2004 г. // Новости авиационного страхового рынка.-2004.- ?18.
Медведчиков Д.А. Рынок страхования космических рисков: 2003-2007 годы.// Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и перспективы рынков страхования авиационных и космических рисков, 10-12 октября 2007 г.//Новости авиационного страхового рынка.-2007.-?27.
Mедведчиков Д.А. Организация страхования рисков космических проектов.- М.: Анкил, 2006.