Почему будет дорожать авто-КАСКО и ДМС

Чтобы правильно выбрать страховщика, нашим соотечественникам придется изрядно помучиться. Действительно, объективных рейтингов надежности украинские компании получать не торопятся (стр. 20), а с клиентами иногда общаются так, что желание стать постоянным страхователем пропадает само собой (стр. 22). К тому же многие страховые компании сейчас испытывают серьезные финансовые трудности, которые собираются решить за счет повышения тарифов и ужесточения условий страхования. В общем, если уж покупать страховку, то делать это стоит, только скрупулезно изучив финансовые показатели лидеров рынка. Эти показатели для своих читателей и собрали Деньги.
На мой взгляд, единственный повод купить страховку — это требование банка, который выдает кредит, например на покупку машины или квартиры. Тут уж не отвертишься — придется потратиться. 🙁 Но мой личный опыт показывает, что тратить деньги на страхование добровольно — просто глупо. Когда-то я решился купить автоКАСКО и потратил на него чуть ли не $1000. Через полгода попал в аварию, и мой страховщик сделал все, чтобы затянуть выплату и повлиять на занижение размера ущерба. За свои же деньги я получил массу проблем — сам собирал документы, звонил в компанию чуть ли не каждый день, бегал по оценщикам и так далее. В итоге мне выплатили слезы, которых не хватило на полную оплату ремонта машины. Я потратился и на страховку, и на ремонт. Где справедливость? — такую историю рассказал один из читателей Денег, частный предприниматель Сергей Крапивой.
Такое мнение о страховании в Украине — не редкость. 🙁 Грустные истории страхователей можно прочитать не на одном форуме и не в одном блоге Интернета. Но так ли все безысходно на самом деле? В конце концов, ежегодно страхуются миллионы украинцев!
Для того чтобы разобраться, кто есть кто на рынке, Деньги собрали данные о страховании физлиц первой двадцаткой компаний, которые занимаются рисковым страхованием, и первой десяткой компаний—страховщиков жизни.
Отметим, что финансовые показатели за 2007 год в таком разрезе публикуются впервые. Изучив их, можно увидеть, что компании не только выплачивают страховые возмещения. Более того, эти выплаты растут почти в геометрической прогрессии! Где же правда, и как рост выплат может повлиять на политику страховых компаний в начавшемся году?
Есть проблемы
Опросив страховые компании, Деньги выяснили, что в среднем по рынку удорожание самого востребованного среди населения вида страхования — автоКАСКО — в 2008 году может составить 10—15%. К таким мерам страховщиков толкает растущая убыточность данного вида услуг. Например, у первой десятки страховых компаний уровень выплат по автоКАСКО в прошлом году составил 40—67%, что толкнуло некоторых из них на повышение тарифов на несколько процентных пунктов.
В среднем уровень выплат по КАСКО у большинства страховщиков в 2007-м был на уровне 40—60%, что в 1,5—2 раза больше, чем, к примеру, в 2003—2004 годах. А вот убыточность (уровень выплат) по результатам андеррайтингового года (см. Человеческим языком) может оказаться просто угрожающей. У многих компаний она уже достигает 70—80%, а у некоторых — зашкаливает за 100%.
Учитывая высокие темпы сбора премий, страховщикам с такими выплатами удается выполнять обязательства перед клиентами только за счет привлечения новых платежей. Ведь у них немного возможностей выгодно инвестировать собранные с клиентов деньги.
Стоит рынку тормознуть — и финансовое положение зарвавшихся компаний может оказаться незавидным. Компании страхуют, не считая убыточности, и платят с колес. Некоторые из них уже имеют отрицательный прирост платежей. Сейчас потянутся длинные хвосты убытков, — предрекает директор ООО Страховой брокер Дедал Ибрагим Габидулин.
Усложняет ситуацию и то, что многие компании, откровенно демпингуют на рынке и платят высокие комиссионные своим страховым агентам. Все это делается для того, чтобы нарастить солидный портфель и накрутить цену компании перед ее продажей иностранным инвесторам. Дальнейший демпинг может привести к банкротству ряда страховщиков. Выход из этой ситуации — пересмотр условий и особенно тарифов страхования, — считает заместитель председателя правления СК ИНГО Украина Александр Миколенко.
Впрочем, не только предпродажная подготовка может стать причиной столь бесшабашного поведения. Известны случаи, когда менеджеры свежекупленных иностранцами компаний проявляли излишнее рвение — демпинговали и щедро раздавали комиссионные, стремясь порадовать новых акционеров бурным ростом. И эти же самые акционеры вынуждены были покрывать убытки вновь приобретенных компаний — чтобы те не претерпели банкротства. Ряд громких отставок в последние годы был вызван именно такими причинами.
И все же наиболее разорительными для страховых компаний пока являются полисы КАСКО для так называемых кредитных машин. И это неудивительно. Сохраняя для заемщиков сравнительно невысокие тарифы (на сегодня такой полис КАСКО стоит около 4—6,5% стоимости машины, при рыночном тарифе в 7,5%), компании вынуждены отстегивать банкам все больше комиссионных за саму возможность страховать клиентов оптом у столика кредитного инспектора.
Таким образом, страхование залоговых авто становится все менее рентабельным. Как следствие, многие компании подняли тарифы по страхованию залоговых машин еще в 2007 году, или собираются это сделать в самое ближайшее время.
Чего ждать
Сейчас автостраховщики анализируют наиболее убыточные категории авто и собираются не только повышать по ним тарифы, но и ужесточать условия страхования. По нашей статистике, наиболее убыточный сегмент — автомобили стоимостью до $30 тыс. Для этой категории мы уже подняли тарифы. Кроме того, был введен ряд ограничений. Например, установлена минимально возможная франшиза по ущербу. Для автомобилей стоимостью до $10 тыс. она должна быть не менее 1% стоимости транспортного средства, — рассказал андеррайтер СК Allianz Игорь Запорожец.
Не исключено, что в 2008 году также поднимутся тарифы для автомобилей китайского производства. При схожих по сложности ДТП повреждения таких автомобилей намного сильнее и, следовательно, больше размер убытков. По- прежнему убыточными остаются и недорогие автомобили отечественного производства, — жалуется на недорогие авто заместитель председателя правления по страхованию СК Провидна Вячеслав Черняховский.
Страховщики намерены поднимать цены не только для столичных водителей, которым все сложнее подобру-поздорову уносить ноги из киевских пробок. Скоро возьмутся и за провинциалов. Страховые компании объясняют свои планы тем, что тарифы в регионах были изначально занижены. Щадящая ценовая политика разрабатывалась страховщиками в расчете на сравнительно невысокий уровень аварийности в регионах и менее дорогой (по сравнению со столичным) автопарк.
Однако за последние пару лет ситуация в регионах изменилась — увеличился автопарк, да и подорожали составляющие его машины, возросла интенсивность движения, выросло количество ДТП. Как следствие, в крупных городах страны цены на автострахование в этом году также могут вырасти на 10—20%.
Дорогое здоровье
Второе место в рейтинге дорожающих страховых услуг, очевидно, займет добровольное медицинское страхование (ДМС). Страховщики уверяют, что в данном случае поднимают тарифы не корысти ради, а в связи с подорожанием медикаментов и жадностью владельцев частных медицинских клиник. В среднем все лечебные учреждения поднимают цены на 10—15% ежегодно, а то и по два раза за год. Есть ряд клиник, которые поднимают цены на 30%. Естественно, в такой ситуации стоимость договоров страхования также должна повышаться, — сетует директор департамента личного страхования ЗАО Европейский страховой альянс Светлана Гурьянова.
Как следствие, цена на ДМС в этом году может подскочить на 10—15%. И без того недешевая услуга (минимум $500 за год) станет еще дороже. Зато некоторые компании, доселе чуравшиеся граждан-страхователей, готовы начать в этом году предлагать усеченные варианты страховок по отдельным видам медпомощи. К разряду таких программ, например, можно отнести программу Экстренная госпитализация. Она может быть предложена в качестве дополнительной опции для клиентов, заключивших договор страхования от несчастных случаев. В ее рамках страховая компания обычно берет на себя обязательство оплачивать услуги скорой помощи и стационара, но только в том случае, если лечение потребовалось вследствие несчастного случая и его последствий.
В связи с возможным ростом тарифов, могут приобрести популярность и так называемые мини-ДМС, появившиеся еще в прошлом году. Такой полис гарантирует, к примеру, организацию и оплату вакцинации от гриппа, а также оплату лечения возможных осложнений, возникающих из-за гриппа.
Быстро и дешево
Страхование имущества (квартир, мебели и так далее), пожалуй, является единственным видом страхования, по которому роста тарифов не намечается. В последние несколько лет компании постепенно снижали тарифы по этому виду (пока вилка цен годового полиса составляет 0,2—0,5% страховой суммы). Не исключено, что эта тенденция сохранится и в 2008-м. Особенно заметной она может стать в сегменте страхования залогового имущества, где конкуренция особенно остра.
Компании вполне могут позволить себе такую щедрость. Даже при уменьшающихся страховых тарифах они ничего не теряют.
Фишкой наступившего года может оказаться более активное продвижение на рынок так называемого экспресс-страхования, то есть самого доступного для физлиц вида страховок для защиты домашнего скарба и недвижимости. Напомним: экспрессы предполагают заключение договора в течение 20 минут — без осмотра и с минимумом бюрократических процедур (см. Деньги, N3 от 12 октября 2006 года, доступно на сайте www.dengi-ua.com). При этом в качестве лимита ответственности по договору устанавливается не стоимость имущества, а некая сумма. Наиболее распространены такие лимиты по экспресс- страхованию: 25 тыс. грн., 50 тыс. грн., 100 тыс. грн. и даже 200 тыс. грн. И тут уж клиенту выбирать — какая сумма подойдет ему более всего.
Чтобы заинтересовать физлиц, компании еще в 2007 году решились дробить экспресски, разрешая клиентам страховать имущество по своему усмотрению. Например, начали предлагать клиенту застраховать не только дом/квартиру, но и отдельно бытовую технику, картины, вазы … в том числе по риску залив.
ИТОГО: В этом году могут подорожать наиболее востребованные физлицами виды страхования — авто-КАСКО и ДМС. Однако могут появиться новые программы по страхованию квартир и имущества — не дороже $200 в год.