Безопасность судоходства: уроки аварий

Безопасность судоходства: уроки аварий
Херсон принял участников выездного заседания совета Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства. Капитаны морских торговых портов, представители судоходных компаний говорили о главном — причинах аварийности на морском и речном транспорте страны.
Наш собеседник — начальник Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства Александр ЩИПЦОВ.
— Александр Анатольевич, число аварий на морском транспорте беспокоит всех. Что происходит с нашими судами?
— В зоне ответственности Украины произошло в прошлом году 19 аварийных происшествий, за 1 квартал т.г. — 12. К сожалению, без человеческих жертв не обошлось, погибли 11 человек. Трагедия болгарского теплохода Vanessa, авария украинского судна Сергей Скадовский, инцидент с российским теплоходом Marmara Mariner — темы серьезного разговора, состоявшегося в Херсоне. Участники выездного заседания говорили о том, что полностью избавиться от аварий на море практически невозможно. Потому что там, где техногенность, там всегда возможен сбой. Но минимизировать аварийные происшествия — наша задача. Человеческий фактор играет здесь не последнюю роль.
— Этот фактор фигурировал и при разборе конкретных аварий?
— Конечно. Мы не должны бояться своих слабостей и недостатков. Важно знать и уметь исправлять недостатки, находить выход из критической ситуации. Вот и на этом совещании мы прямо и откровенно говорили о минусах, ошибках того или иного капитана. Но каждый понимал, что не критиканством занимаемся, не злословим, а вместе учимся предупреждать беду. Проводим своеобразную командирскую учебу, как это было в далеком Советском Союзе. Все это — жизнь, тот же человеческий фактор, который заставляет нас постоянно анализировать.
— И, в основном, — недостатки?
— Вы знаете, мы все время говорим о недостатках, пытаемся найти виновных, но надо помнить и о положительных результатах. Если все время говорить о том, что плохо, то не будет и стимула, желания исправлять то, что и подлежит исправлению. Я считаю, что за последние годы в нашей стране проделана очень большая работа по повышению безопасности судоходства. Многие вещи мы дотянули до очень серьезного уровня. Вот вы посмотрите, какой колоссальный объем работы выполнил Регистр судоходства Украины. С ним сегодня считаются международные организации, его отлично знают и в портах, и в судоходных компаниях, и на верфях. Безопасность судоходства — это также техническое обеспечение береговых служб контроля: связь, навигация, наблюдение. За последние годы Украина оснастила свое побережье центрами глобальной морской системы связи, обеспечив автоматический прием сигнала бедствия в зоне своей ответственности. Развитие этой системы продолжается. Минтранс инициировал работы по созданию комплексной системы мониторинга надводной обстановки в Черном и Азовском морях.
Страна просто рывок в этом направлении сделала.
— Капитаны морских торговых портов всегда приглашаются на выездные заседания Госфлотинспекции?
— В совет нашей службы входят две секции: капитанов морских торговых портов и назначенных лиц по безопасности судоходства судоходных компаний. Формат ежеквартальных встреч — выезд в регионы. Мы принципиально не проводим совещания в столичных кабинетах. И не потому, что мы такие демократичные, просто иначе нельзя: без живого диалога с капитанами, представителями судоходных компаний — ничего не получится. Вот и в Херсоне мы проводим заседание при содействии судоходной компании Управление морских перевозок. И, конечно, большую помощь в проведении мероприятия оказал Херсонский морской торговый порт. Кстати, в нашем совете капитанов — посланцы 20 морских портов. Руководит этим подразделением Анатолий Колесников, капитан Измаильского морского торгового порта. Все вместе рассматриваем самые злободневные вопросы отрасли: от фундаментальных — до прикладных. Здесь и доклады, и карты, и расчеты, и записи переговоров лоцманов с капитанами судов. Иными словами — капитаны держали отчет перед коллегами, которые очень хорошо разбираются в обсуждаемых вопросах.
— Что было главным в повестке дня нынешней встречи?
— Первый вопрос — состояние аварийности на морском и речном транспорте в 1 квартале 2008 г. Обсуждены основные причины аварий в территориальных водах Украины. Были приглашены руководители тех компаний, чьи суда попали в аварийные ситуации, а также капитаны этих судов. Вместе выявляли ошибки. Следующий вопрос — проблемы деятельности государственной лоцманской службы. Мне очень понравилось выступление Александра Голодницкого, директора предприятия Дельта-Лоцман. Он говорил об интересных тенденциях в подготовке морских лоцманов. Логичным продолжением этого разговора стало обсуждение динамики аварийности во время проведения судов морскими лоцманами в 2007 г. Всех также заинтересовала информация о практике применения Украиной резолюций IMO в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности. Проблемы чрезвычайно серьезные. Поэтому мы их так скрупулезно разбирали, пригласив к разговору Тимофея Ткачука, руководителя предприятия Морком, а также директора Госгидрографии Сергея Симоненко.
— Александр Анатольевич, вопрос аварийности всегда стоит первым в повестке дня?
— Естественно, потому что аварийность — она как зеркало состояния безопасности. Вот и в этот раз мы по полочкам раскладывали аварию теплохода Сергей Скадовский, который получил повреждения во время ледовой проводки. Заслушивали капитанов буксиров. Были разложены схемы, чтобы представителям судоходных компаний были наглядно видны нарушения маневрирования, приведшие к аварии. Капитан Керченского морского торгового порта Валентин Пилипенко дал детальный обзор того, что случилось с судном Vanessa, рассказал о том, какие действия не были предприняты капитаном и экипажем для того, чтобы сохранить судно и людей. Обговорили аварию на судне Роксолана, где при перевозке зерна произошло отравление членов экипажа, один человек погиб. Каждая трагедия обсуждалась до деталей, иногда — не совсем приятных.
— На что обращали внимание представители судоходных компаний?
— У нас общие проблемы. А если учесть, что сегодня в Украине насчитывается более 100 судоходных компаний, то можно представить масштабы этих проблем. Помимо сухой статистики, собран большой урожай задержаний судов под украинским флагом в иностранных портах. Безусловный лидер в этой гонке — Торговый флот Донбасса. Все эти задержания родились, понятно, не в один день, многие из них — следствие отношения к делу наших служб! Разработана процедура в морской инспекции: все судоходные компании дают нам сведения о передвижении судов; мы знаем, кто выпускал судно из порта, как отработала инспекция портнадзора. Все анализируется, чтобы в дальнейшем не допустить этих нарушений. Само же судно, по прибытии в первый же украинский порт, подвергается повторной проверке инспекторами Государственной морской инспекции.
— О пассажирских перевозках шла речь на совещании?
— Им также было уделено особое внимание. У нас было очень много неприятностей по пассажирским перевозкам, в частности в районе Ялты. Первые проверки крупнейшего на Днепре Херсонского речного порта показали, что предприятие пока не готово к пассажирским перевозкам — отсутствует целый ряд документов Регистра. Кстати, участники совещания отмечали критическое состояние радиоаппаратуры во многих портах. Эта техника работает с социалистических времен и уже давно выработала свой срок.
— Александр Анатольевич, если коротко подвести итоги херсонской встречи, чего, на Ваш взгляд, удалось достигнуть?
— Еще раз подчеркну: мы собираемся, чтобы открыто обсуждать и, в конечном итоге, устранять различные причины, приводящие к аварийным ситуациям. Мы не прячем недостатки, ищем пути решения. В Херсоне состоялся очень мощный семинар, где звучала не только товарищеская критика, но и был обмен опытом. Только здесь и можно узнать что-то новое, в учебниках такого нет. Понравилась и еще одна мысль, высказанная на этом совещании: безопасность требует вложений, здесь нельзя экономить. Украине не нужна дешевая безопасность, потому что она оборачивается людскими трагедиями и потерей авторитета страны на международном уровне. Участники совещания говорили о том, что необходимо пересмотреть финансирование системы безопасности судоходства. И нынешний министр транспорта готов нам в этом помочь. Мы ему верим.
Мирон Буба
Начальник Госфлотинспекции Украины Александр Щипцов