Итоги работы сессии штаб-квартиры FIАТА

Итоги работы сессии штаб-квартиры FIАТА
6—9.03.2008 г. в Цюрихе (Швейцария) проходила очередная сессия штаб-квартиры Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIАТА).
Для украинской делегации эта сессия имела особое значение, так как 5.03.2008 г. состоялась защита гармонизированной Программы профессиональной подготовки международных экспедиторов FIАТА/АМЭУ/Укрвнештранс. На основании соглашения о координации действий Ассоциации международных экспедиторов (АМЭУ) и Ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины (Укрвнештранс) в области профессиональной подготовки компании ЗАО ПЛАСКЕ было предложено подготовить новую программу в соответствии с минимальными стандартами FIАТА. В программу интегрированы 2 новых модуля, рекомендованных FIATA. Презентацию программы провел менеджер по логистике ЗАО ПЛАСКЕ А. Скидан. После завершения презентации представители украинских экспедиторских ассоциаций ответили на вопросы членов Консультативного совета по профессиональной подготовке FIАТА (ABVT). Все члены Консультативного совета отметили высокий уровень подготовки программы и поблагодарили за качество представленной программы.
Президент ЗАО ПЛАСКЕ О. Платонов проинформировал присутствующих о том, что уже разработан и применяется учебник по модулю Таможенные процедуры, который состоит из двух частей — информационной и тестов, по которым проверяется уровень полученных знаний и, таким образом, исключается субъективность их оценки. Такие же учебники планируется разработать и по другим модулям программы.
На заседании Консультативного совета по профессиональной подготовке председатель Совета Томас Сим сообщил, что в период с 1.01.1996 г. по 29.02.2008 г. было выдано 5098 дипломов FIАТА, а за последние 5 месяцев — 398 дипломов. В настоящее время разрабатываются минимальные стандарты FIАТА для получения диплома о высшем образовании в области менеджмента цепи поставок (FIATA Higher Diploma in Supply Chain Management — SCM). Зампредседателя Консультативного совета по профессиональной подготовке FIАТА И. Липтуга проинформировал о курсе по программе Подготовка инструкторов FIАТА (Train-the-Trainer), который запланировано провести в Одессе 2—7.06.2008 г. для того, чтобы охватить максимальное количество преподавателей, задействованных в курсах подготовки международных экспедиторов в станах СНГ.
И. Липтуга также сообщил о планах Консультативного совета провести на предстоящем Всемирном конгрессе FIАТА в Ванкувере (Канада) выставку учебных материалов экспедиторских ассоциаций и организовать обмен мнениями по вопросам профессиональной подготовки. Начало такой практике было положено на Всемирном конгрессе FIАТА в Москве в 2005 г., продолжение — на Всемирном конгрессе FIАТА в Шанхае в 2006 г.
В ходе заседаний И. Липтуга также провел презентацию региональной встречи FIATA, которая будет проходить 9.06.2008 г. в Одессе. Организаторами региональной встречи выступят FIATA, АМЭУ, Укрвнештранс, генеральным партнером — компания ЗАО ПЛАСКЕ. Это будет первая встреча представителей отрасли Европейского региона, на которой планируется обсудить широкий круг вопросов деятельности экспедиторской отрасли Европейского региона.
Менеджер ABVT М. Шони проинформировал о ходе работы Фонда профессиональной подготовки. Целью этого Фонда является улучшение профессиональной квалификации членов национальных ассоциаций FIАТА. На средства Фонда были организованы курсы Train-the-Trainer для развивающихся стран — Монголии, Кении, Ганы, Пакистана, Мексики.
М.Шони поблагодарил председателя ABVT Т. Сима и других за активное участие в проведении курсов и вручил ему диплом FIАТА о признании его заслуг в сфере профессиональной подготовки.
М. Шони также проинформировал о том, что конкурс Молодой международный экспедитор года (YIFFYA) празднует в 2008 г. свое 10-летие. В т.г. подали заявки на участие 18 человек, что является самым большим количеством, но все еще не отвечает ожиданиям организаторов конкурса. От Европы подали заявки 8 стран — Германия, Венгрия, Ирландия, Нидерланды, Польша, Испания, Объединенное Королевство, Украина. Были поставлены вопросы о том, как поддерживать желающих участвовать в конкурсе, необходимо ли произвести какие-либо изменения в структуре конкурса и нужно ли это делать, разрешить ли дополнительное спонсорство и изменит ли это будущее направление и, возможно, интересы?
На заседании руководителей национальных ассоциаций FIАТА 7.03.2008 г. обсуждались вопросы членства в Федерации. Гендиректор Секретариата FIАТА М. Сангалетти проинформировал присутствующих о том, что две ассоциации — из Камбоджи и Брунея — подали заявки на вступление в FIАТА, которые будут рассматриваться на предстоящем Всемирном Конгрессе FIАТА в Ванкувере (Канада). Общее количество индивидуальных членов FIАТА составляет около 5,8 тыс. компаний из 150 стран мира.
На этом же заседании была представлена презентация предстоящего Всемирного конгресса FIАТА 2008, организаторы конгресса проинформировали участников заседания об изменениях в рабочей программе, рассказали о процедуре регистрации.
На заседании Таможенного института (CAI) представитель FIАТА во Всемирной таможенной организации (WCО) Нилз Бейк представил краткий отчет по основным направлениям деятельности WCО и вопросам сотрудничества FIАТА и WCО. Основными вопросами повестки дня ЕС по таможенным вопросам были дополнения Таможенного Кодекса вопросами безопасности, Модернизированный таможенный кодекс, принятый 19.02.2008 г., электронная и централизованная таможенная очистка товаров.
Все так же активно обсуждаются вопросы, связанные с получением статуса Авторизованного экономического оператора (АEО). Была представлена информация о том, что от некоторых стран поступило несколько заявок на получение статуса АEО, от некоторых стран — ни одной заявки.
Н. Бейк затронул также два проблемных вопроса, которые активно обсуждаются в ВТО:
— инициативу США о 100% сканировании всех импортируемых в США контейнеров перед погрузкой;
— дополнительные требования Таможенной службы и службы защиты границ США (U.S. Customs and Border Protection — CBP) к системе хранения данных по безопасности импортеров и к перевозчикам, известные как правила 10+2, которые были опубликованы в Федеральном регистре 2.01.2008 г.
Многие заинтересованные стороны отреагировали против инициативы о 100% сканировании контейнеров. Недавно Международная торговая палата (IСС) четко высказалась против этой инициативы, так как ее применение может нанести ущерб мировой торговле, будет нерабочей и непрактичной. Она внесет серьезный нетарифный торговый барьер, повысит расходы на инфраструктуру и операционные расходы. Применение инициативы также может привести к задержкам поставок, возрастанию требований к хранению и к скоплению грузов в портах.
Таким образом, IСС полностью поддерживает позицию ФИАТА, которая выступила против этой инициативы.
Новые правила 10+2 затрагивают импорт США, а также груз, перемещаемый через порты США как груз, остающийся на борту (Freight Remaining on Board — FROB).
Правила налагают дополнительную ответственность на импортера и перевозчика по предоставлению дополнительной информации, не имеющейся в судовом манифесте.
На заседании Института по мультимодальным перевозкам (MTI) тоже затрагивались эти вопросы. В своем отчете Председатель рабочей группы по морскому транспорту Ф. Бугертс отметил, что CBP не опубликовала дату вступления в силу этого нового правила. Это указывает на то, что CBP готова учитывать интересы импортеров и проработать некоторые вопросы до вступления в силу правил.
На заседании Консультативного совета по юридическим вопросам (ABLM) с комментариями к проекту Конвенции Комиссии Объединенных Наций по Международному Торговому Закону (UNCITRAL) по перевозке (полностью или частично) товаров морским транспортом выступил профессор частного права Стокгольмского университета, автор книги Законодательство об экспедировании грузов и мультимодальный транспортный коносамент FIATA 1992 г. Ян Рамберг. По мнению профессора Я. Рамберга, вступление Конвенции в силу создаст больше проблем, чем решит. Профессор Рамберг считает эту Конвенцию непрозрачной в части положений об ответственности. Также профессор Я. Рамберг высказал свое мнение по необходимым изменениям в работе с оборотной мультимодальной транспортной накладной FIАТА (FIATA FBL) в случае ратификации данной Конвенции необходимым количеством стран.
На заседании Института по мультимодальным перевозкам председатель Рабочей группы ФИАТА по железнодорожному транспорту Х. Роггер представил участникам краткий обзор по основным вопросам совместных заседаний Европейской ассоциации по экспедированию, логистике и таможенным услугам (CLECAT) и FIАТА — Международного союза железных дорог (UIC).
Участники совместного заседания CLECAT—FIATA обменялись опытом попыток внедрить в деловые отношения с железными дорогами положения руководства FIАТА-UIC по обусловленным клиентом требованиям к качеству. Оказалось, что не все железные дороги принимают соглашения по качеству, если они не уверены, что смогут их выполнить. В некоторых случаях у клиентов создалось впечатление, что включение положений о качестве может привести к повышению цены. Было принято совместное решение FIАТА-UIC о том, что в случае отказа железных дорог включать в контракты положения о качестве, FIATA-UIC будут совместно напрямую связываться с этими компаниями.
Рабочая группа MTI FIATA совместно с UIC разработала руководство по соглашению на оказание услуг между индивидуальными партнерами относительно защиты клиентов. В двусторонних соглашениях будут изложены соответствующие правила и обязанности индивидуального сотрудничества между экспедиторами и железными дорогами. Это руководство может быть представлено в течение следующих двух месяцев и рекомендовано обеим сторонам.
В отчете Рабочей группы MTI FIATA была представлена информация о том, что система ТIR введена в Объединенных Арабских Эмиратах и Черногории, и в настоящее время Международный союз автоперевозчиков (IRU) ведет переговоры с Саудовской Аравией, Индией и Китаем по вопросу внедрения этой системы в этих важных странах.
Также был представлен новый отчет IRU о случаях нападения на водителей. Опрос водителей показал, что каждый шестой из них был подвержен нападению, и 42% из них — на местах парковки, в основном в ночное время; обратил внимание на то, что необходимо создавать безопасные парковочные места по всей Европе.
Рабочая группа считает, что выручка от сборов на инфраструктуру должна реинвестироваться для укрепления транспортного сектора. Комиссия ЕС намерена внести предложение относительно интернационализации внешних расходов, включая расходы, относящиеся к борьбе с загрязнением окружающей среды и др.
Комиссия ЕС опубликовала план действий по логистике. Он охватывает много секторов, но до настоящего времени в нем не замечено особых прогрессивных решений.
Модульная концепция (грузовик длиной 25,25 м) является частью плана действий по логистике. Комиссия ЕС в настоящее время исследует возможности изменения правил, регулирующих массу и размеры внутри ЕС. Экспедиторы, грузоотправители и дорожные операторы поддерживают внедрение грузовиков длиной 25,25 м, так как это увеличит объем транспортируемого груза.
На заседании MTI поступила информация о том, что INCOTERMS будут пересмотрены экспертной группой IСС. Следующее заседание MTI будет проводиться в Париже в мае т.г. А пока национальные отделения IСС готовят свои предложения по возможному пересмотру (планируемая дата — 2010 г.). Позиция FIАТА такова, что нет необходимости пересмотра INCOTERMS 2000.
Насыщенность заседаний FIATA показала, что проблемы в отрасли если и исчезают, то новые, увы, появляются, и не всегда предсказуемы их последствия, сообщает пресс-служба АМЭУ.