Результаты исследования Страховой рынок России: потенциал и перспективы

В ходе исследования было опрошено более 34000 человек старше 18 лет в 68 регионах страны. Население исследуемых регионов составляет 93% населения всей России. Методика ФОМ георейтинг позволяет считать результаты исследования репрезентативными как для всего населения России, так и для отдельных регионов.
Потребителями страховых услуг в большей степени являются люди обеспеченные, поэтому фокус исследования был направлен именно на этот сегмент населения России. Исследование показало, что высоким доходом обладают 20% опрошенных. Из них уже сегодня страхованием пользуются 53%, 29% не пользуются, но хотели бы воспользоваться. При этом из всех сегодняшних потребителей страховых услуг всего 30% застрахованы по 2 и более видам страхования. Остальные 70% пользуются только одним видом услуг, но в абсолютном своем большинстве хотели бы воспользоваться и другими. В последние годы страховой рынок растет на 2025% в год. По итогам 2007 года, объем страхового рынка России составил порядка $20 млрд. При этом уровень проникновения страхования остается низким, а желание людей купить полис высоким, говорит исполнительный вице-президент Группы Ренессанс Страхование Сирма Готовац. Такой вызов рынка не может оставаться без ответа со стороны его ведущих игроков. Большинство крупных страховых компаний строят амбициозные планы на 2008 год. Так, Ренессанс Страхование планирует вырасти на 80% и выйти на уровень $600 млн годовой премии.
Исследование подтвердило тот факт, что настоящих и потенциальных клиентов страховых компаний больше в экономически развитых регионах, из которых лидируют Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Челябинская область, республики Татарстан и Башкортостан, Ростовская и Нижегородская области.
Чаще всего среди уже используемых страховых продуктов участники опроса называли ОСАГО (49%) и добровольное медицинское страхование (37%). Первое обязательно в силу закона, а ДМС в большинстве случаев входит в состав предлагаемого работодателем соцпакета и не является осознанным выбором. 21% клиентов страховых компаний страхуют имущество и лишь 12% обладают полисами автокаско.
На вопрос о том, какой услугой хотели бы пользоваться сегодняшние потребители страховых услуг, больше всего ответов (39%) пришлось на страхование имущества, 30% ДМС, 28% ОСАГО и 27% страхование от несчастного случая. Участники опроса, которые только хотели бы воспользоваться возможностями страхования, также отдают предпочтение страхованию имущества (44%), на втором месте оказалось страхование от несчастного случая, далее ДМС и страхование жизни и только потом ОСАГО.
Подтвержденное исследованием наличие высокого интереса к страхованию имущества и ДМС со стороны целевой аудитории заставляет страховые компании идти ей навстречу разрабатывать новые продукты, исходя из потребностей конкретных клиентских сегментов, искать новые пути их продвижения и изменить подход к медицинскому страхованию частных клиентов, считает Сирма Готовац. Например, Ренессанс Страхование запускает новый продукт, отвечающий международным стандартам и пока не имеющий аналогов в России. Его основная идея мотивация клиента к ведению здорового образа жизни. Скидки, бонусы, дополнительные услуги стимулируют клиентов предпринимать реальные шаги по улучшению своего здоровья, контролировать влияющие на здоровье факторы (вес, давление, уровень сахара, холестерина, физическую активность, отказаться от вредных привычек).
Обострение конкуренции на страховом рынке привело и к изменению критериев выбора страховой компании. Качество обслуживания стало не менее значимым, чем цена. Однако определяет выбор репутация компании. Потребители страховых услуг стали более опытными и требовательными к качеству обслуживания, особенно в процессе урегулирования, в то время как стандарты качества страховых услуг в России пока только формируются, стремясь следовать мировым трендам, полагает Сирма Готовац. Поэтому самое актуальное сегодня для страховых компаний с лидерскими амбициями это внедрение новейших технологий в области CRM-систем и программ Customer Experience.