Итоги совещания по согласованию планов перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на март 2008 г., в т.ч. по обеспечению перевозок экспортных и транзитных зерновых грузов через морские торговые порты

Итоги совещания по согласованию планов перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на март 2008 г., в т.ч. по обеспечению перевозок экспортных и транзитных зерновых грузов через морские торговые порты
В совещании приняли участие представители Минтранссвязи, Укрзалізниці, Укрморречфлота, ГК Укрпорт, заместители начальников портов по эксплуатации, руководители служб и структурных подразделений морских торговых портов, железных дорог, ответственные за формирование и выполнение плана перевозок, представители металлургических и железорудных комбинатов, металлотрейдеров-экспортеров металлопродукции.
По результатам обсуждения информации о тарифной политике Укрзалізниці на 2008 г. определено:
С 1.02.2008 г. Укрзалізницею в соответствии с требованиями ВТО, к которой присоединилась Украина, проведены выравнивания тарифов на железнодорожные перевозки экспортных, импортных и внутренних грузов, а также осуществлена их индексация в размере 12%.
Против указанных мероприятий выступают предприятия горно-металлургического комплекса. Вместе с тем следует отметить, что цена на продукцию этих предприятий, которая используется железными дорогами Украины, в частности рельсы, в текущем году возросла на 37%, рост цен произошел практически на все виды металлопродукции, что отрицательно влияет на финансовое состояние железных дорог. Также следует учесть, что в 2007 г. фактический индекс роста цен в среднем составил 23,3% (при этом железнодорожные тарифы были проиндексированы лишь на 5,7%), что повлияло на повышение износа основных фондов железных дорог с 79% до 81%, и отрицательно влияет на их провозную способность.
Т.о., повышение тарифов является объективной необходимостью как для улучшения финансового состояния предприятий железнодорожного транспорта, так и обновления подвижного состава.
В 2008 г. Укрзалізницею, исходя из финансовых возможностей, предполагается приобрести 4 тыс. новых полувагонов и 52 локомотива, что крайне недостаточно. Российские железные дороги планируют приобрести 510 локомотивов, почти в 10 раз больше, при том, что грузооборот РЖД по сравнению с Укрзалізницею больше лишь в 3,5 раза. Указанное, не способствует конкурентоспособности железных дорог Украины.
Также, в 1 квартале т.г. осуществлены выравнивания транзитных тарифов на перевозку грузов через восточные и западные переходы и морские торговые порты. Эту работу планируется завершить до 1.04.2008 г.
Укрзалізницею в 2008 г. планируется также продолжить научно-исследовательские работы по усовершенствованию автоматизации перевозочных процессов, в частности, системы АС МЕСПЛАН, ведется работа по разработке нового Сборника тарифов, с новой методикой формирования тарифов, учитывающей составляющие всего технологического звена перевозок, как в вагонах железных дорог, так и частных вагонах. Введение этого сборника запланировано с 1.01.2009 г.
По результатам обсуждения информации о состоянии перевозок через морские торговые и речные порты экспортных и транзитных грузов, использовании подвижного состава железнодорожного транспорта в январе—феврале 2008 г., организации работы по усовершенствованию планирования перевозок через порты и улучшению взаимодействия железных дорог и портов при их осуществлении определено:
В январе 2008 г. на порты и припортовые комплексы Украины при плане 177225 вагонов фактически отгружено 124985, что составляет 70,5% от запланированных объемов. Недогружено до плана 52240 вагонов, из них предприятиями Украины — 24622, транзитных — 27618 вагонов.
В частности, недогружено до плана 14309 вагонов черных металлов, из них — 12951 украинскими экспортерами, 5829 вагонов угля, из них — 4797 российского транзита, 3889 вагонов руды, 3717 вагонов удобрений, 5860 вагонов нефтегрузов, из них — 5508 транзитных, и 10108 вагонов зерна, из них — 10068 транзит российского и казахского.
К уровню января 2007 г. всего отгружено на 5579 вагонов меньше, а транзитных — на 8441 больше.
Невыполнение плана погрузки, в частности, обусловлено следующим:
— предприятиями металлургического комплекса по Донецкой железной дороге недогружено до плана 8656 вагонов (34,4,0%), по Приднепровской — 3721 вагон (20,7%);
— невыполнение согласованных объемов поставок транзитных грузов из РФ и Казахстана, в первую очередь угля, нефтегрузов и зерна.
Одной из причин такого состояния являются сложные погодные условия в районе Азово-Черноморского бассейна (ледовая обстановка) в январе т.г., что отрицательно повлияло на ритмичную работу портов по обработке вагонов, подвод флота, и т.д.
Вследствие этого предприятия металлургического комплекса переориентировали отгрузку продукции на внутренний рынок и экспорт на железнодорожный транспорт через сухопутные переходы.
Железными дорогами совместно с портами, входящими в сферу управления Минтранссвязи, в январе т.г. было выгружено 72982 вагона, что на 3888 меньше запланированного. В то же время, за несвоевременную подачу вагонов на ответственность железных дорог отнесено 1247 ваг. на сумму 51,875 тыс. грн., на ответственность портов за несвоевременную разгрузку — 5312 ваг. на сумму 220,976 тыс. грн.
Анализ использования вагонов портами в январе 2008 г. свидетельствует, что время использования вагонов в целом к январю 2007 г. увеличено на 1,3 ч. и составляет в среднем 11,3 ч. Вместе с тем, отдельными портами время использования вагонов значительно увеличено, в частности: Южным — на 3,57 ч., Рени — на 12,72 ч., Николаев — на 7,16 ч., Керчь — на 12,05 ч., Феодосия — на 6,59 ч.
В январе имели место брошенные поезда”, в частности, по Одесской железной дороге — 29, Донецкой и Приднепровской — по 30 поездов.
При этом продолжают иметь место факты отказа и несвоевременных расчетов за сверхнормативный простой подвижного состава и использование вагонов, неопределенность ответственных, по вине которых допущены указанные нарушения.
В четырехсторонних договорах необходимо конкретизировать ответственность участников перевозок за сроки доставки груза и ритмичность поставок.
Также, на данное время существуют проблемы, отрицательно влияющие на наращивание объемов грузопотоков, в частности недостаточность вагонов как у Укрзалізниці, так и у РЖД, что обуславливает потерю около 20% грузопотока. Пропускные возможности отдельных припортовых железнодорожных станций, подъездных путей, особенно портов Южный, Одесса, Ильичевск, не отвечают перерабатывающим мощностям портов, схемы движения организованы по тупиковому принципу и требуют безотлагательной реконструкции на современном уровне и развития. Указанное приводит к невозможности обеспечить перевозку всех заявленных к перевозке грузов. В целом такое состояние отрицательно влияет на конкурентоспособность украинских железных дорог и портов.
Решено:
— железным дорогам совместно с морскими торговыми портами пересмотреть и определить ответственных за простой и использование вагонов в январе т.г. и обеспечить проведение взаиморасчетов в полном объеме;
— Укрзалізниці совместно с Укрморречфлотом:
— рассмотреть целесообразность заключения договоров между железными дорогами и портами о переработке вагонов с грузами непосредственно с собственниками грузовых комплексов в портах и возможностью проведения эксперимента по этому вопросу в Одесском МТП;
— провести анализ и предупредить руководителей железных дорог и портов относительно их персональной ответственности за невыполнение протокольного решения совещания по планированию перевозок на февраль 2008 г. от 24.01.2008 г. № 1, в частности относительно обязательного учета и согласования поступления импортных грузов в общем плане перевозок, недопущения уменьшения экспортных и импортных грузопотоков.
По результатам обсуждения предъявленных к перевозке объемов грузов и проекта плана перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на март 2008 г. решено:
— Укрзалізниці и Укрморречфлоту довести до железных дорог и МТП согласованные к перевозке объемы грузов на март 2008 г. и контролировать выполнение перевозок;
— портам, припортовым железным дорогам принять к перевозке все согласованные объемы грузов на март 2008 г.