Обзор фрахтового рынка

Обзор фрахтового рынка
Перевозки сухих грузов
На протяжении февраля т.г. глобальный рынок морских сухогрузных перевозок демонстрировал значительный рост ставок во всех сегментах. Индекс BDI за период с 25.01.2008 г. по 28.02.2008 г. вырос почти на 27% — до 7332 пунктов, т.о. восстановив позиции, потерянные в декабре 2007 г.—январе 2008 г.
Главной причиной роста стал тот факт, что азиатские и европейские сталепроизводители начали, наконец, заключать долгосрочные контракты с крупнейшими поставщиками железной руды.
Кроме того, в т.г. резко увеличились объемы торгов деривативами на фрахт морских судов в связи с активным выходом на этот рынок банков и хедж-фондов, так как на данном сегменте пока не сказались кредитный кризис и замедление экономического роста.
Рынок форвардных контрактов на фрахт, которые позволяют владельцам судов и операторам заранее фиксировать цены, вырос за последний год на 150% из-за того, что высокая волатильность на рынках и резкое увеличение расходов на грузоперевозки создали возможности для спекуляций и сделали необходимой защиту от рисков.
Банки и хедж-фонды способствовали росту этого рынка, теперь они составляют существенную часть его игроков, отмечает директор по стратегии Freight Investor Services М. Гейлард.
Отделы по торговле деривативами на фрахт создали такие банки, как Citigroup, Merrill Lynch, Macquarie Bank, Goldman Sachs, Credit Suisse, Lehman Brothers, Morgan Stanley, а также хедж-фонды GMI и Akuila Okeanos. Интерес финансовых учреждений к этому рынку вырос после того, как кредитный кризис привел к фактическому исчезновению рынка бумаг, обеспеченных активами.
По оценке Freight Investor Services, капитализация данного рынка в настоящее время составляет $125 млрд против $50 млрд летом 2007 г. На долю банков и хедж-фондов приходится около 40%, тогда как в середине 2007 г. она достигала лишь 15%.
Динамика балтийских индексов (сухогрузы)

Code
Baltic Indices
25.01.2008 г.
28.02.2008 г.
+/-
BDI
Baltic Dry Index
5780
7332
+26,9%
BCI
Baltic Capesize Index
7202
10104
+40,3%
BPI
Baltic Panamax Index
5783
7175
+24,1%
BSI
Baltic Supramax Index
4129
5000
+21,1%
BHSI
Baltic Handysize Index
2274
2313
+1,7%

Наибольший рост ставок наблюдался в сегменте судов типа Capesize — индекс BCI увеличился на 40,3%. Увеличение ставок в Атлантике составило в среднем +45,5%, а в Тихоокеанском регионе — +25,5%.
Динамика ставок фрахта судов Capesize на океанских маршрутах ($/т)
Атлантика

Route
Size
Wtng
21.01.2008 г.
25.02.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Narvik to Rotterdam
140,000/10%
10%
8,50
11,60
+3,1
+36,5%
Tubarao to Rotterdam
150,000/10%
10%
20,00
31,80
+11,8
+59,0%
Richards Bay to Rotterdam
150,000/10%
10%
25,00
31,00
+6
+24,0%
Hampton Rds to Rotterdam
120,000/10%
10%
18,70
29,75
+11,05
+59,1%
Puerto Bolivar to Rotterdam
150,000/10%
10%
19,50
31,00
+11,5
+59,0%
Nouadhibou to Taranto
130,000/10%
10%
12,60
19,95
+7,35
+58,3%
Tubarao to Japan
18 m swad
10%
50,60
68,60
+18
+35,6%
Tubarao to Beilun/Baoshan
150,000/10%
10%
51,00
69,50
+18,5
+36,3%
T/C Continent-Far East
172,000 dwt
10%
21,21
30,05
+8,84
+41,7%
T/C Transatlantic round
172,000 dwt
10%
10,60
19,44
+8,84
+83,4%

Тихий Океан

Route
Size
Wtng
21.01.2008 г.
25.02.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Rizhao to Rotterdam
150,000/10%
10%
26,85
32,05
+5,2
+19,4%
Dampier to Qingdao
150,000/10%
10%
20,00
25,55
+5,55
+27,8%
Saldanha to Qingdao
150,000/10%
10%
37,35
48,40
+11,05
+29,6%
Bay to Kwangyang
130-150,000/10%
10%
31,75
41,25
+9,5
+29,9%
Cape Lambert to Rotterdam
160,000/10%
10%
26,00
32,00
+6
+23,1%
NSW to Japan
130,000/10%
10%
28,40
35,25
+6,85
+24,1%
Queensland to Rotterdam
150,000/10%
10%
34,80
41,30
+6,5
+18,7%
NSW to South Korea
130,000/10%
10%
29,30
37,50
+8,2
+28,0%
Trip F East/Continent
172,000 dwt
10%
10,25
13,26
+3,01
+29,4%
Transpacific round
172,000 dwt
10%
14,85
20,33
+5,48
+36,9%

Ставки фрахта судов Panamax на трансатлантических маршрутах выросли примерно на 20—22%. Тайм-чартерные ставки здесь достигали $75 тыс./день (при фрахте на год).
В Черноморском регионе рост ставок был не таким значительным. Доставка 70 тыс. т чугуна из МТП Южный до Мексиканского залива за месяц подорожала на $2,5 (до $31,5/т), а железной руды в Северный Китай — на $2 (до $57/т).
Эксперты считают, что перспективы для рынка Panamax весьма благоприятны. Это связано с ожиданием сезона экспорта зерновых из Латинской Америки. Отгрузки железной руды из Индии в Китай также останутся достаточно активными в обозримом будущем. Кроме того, прогнозируется значительный рост поставок угля в Китай. Эта страна превратится в импортера угля в 2008 г., ее потребление возрастет на 5,3% — до 2,76 млрд т.
В др. странах Азии спрос на уголь также быстро растет. Япония, один из крупнейших в мире импортеров, сжигает больше этого топлива в связи с тем, что в 2007 г. один из ядерных реакторов пострадал от землетрясения. Индия ведет масштабное расширение мощностей электростанций, работающих на угле. Индонезия все больше угля оставляет для внутреннего потребления. Даже американские угледобывающие компании увеличивают экспорт в Европу.
По мнению аналитиков компании CIMB, в течение ближайших 6 месяцев индекс BDI может вновь подняться до рекордных отметок в 10000—11000 пунктов.
Динамика ставок фрахта судов Panamax на трансатлантических маршрутах за период с 30.01.2008 г. по 27.02.2008 г.

Transatlantic r/v

Rotterdam

Antwerp

Hamburg

Dunkirk

Fos

$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
Davant
42,5
+7,55
49,28
+8,86
45,27
+8,19
41,49
+7,41
46,55
+8,43
Mississippi River
61,34
+10,43
58,35
+10,68
59,67
+10,85
54,09
+9,87
57,77
+10,61
Puerto Bolivar
39,28
+7,09
48,24
+8,17
41,23
+7,56
37,02
+6,72
39,68
+7,2
Hampton Roads
34,51
+6,23
41,56
+7,07
36,62
+6,31
32,34
+5,89
37,95
+6,91
Maracaibo
57,64
+10,21
56,73
+10,18
59,31
+12,47
60,56
+10,22
58,45
+10,5

Рынок тоннажа типа Handysize продемонстрировал минимальный прирост — индекс BHSI увеличился всего на 1,7%. В Черном море фрахт судна на 10—40 тыс. т для транспортировки чугуна или удобрений за месяц подорожал в среднем на $1—1,5/т. В то же время, значительное снижение ставок наблюдалось при перевозках зерновых из Новороссийска. Так, если в конце января т.г. доставка 20—25 тыс. т пшеницы в египетскую Александрию обходилась грузовладельцам в $34—35/т, то в середине февраля т.г. ставки здесь опустились до уровня $30/т. Кроме того, на $3—5/т подешевела перевозка угля и плоского проката партиями 10 тыс. т из Мариуполя.
Динамика ICAP Hyde Supramax Index*

24.01.2008 г.
28.02.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$
%
Black Sea to Far East
65000
62000
-3000
-4,6%
US Gulf to NCSA/Skaw-Passero
72500
69000
-3500
-4,8%
Far East to Atlantic
28000
45000
+17000
+60,7%
Australia/India (Pac round)
30000
50000
+20000
+66,7%
Average 4TCs
48875
56500
+7625
+15,6%
INDEX
6564
7697
+1133
+17,3%

*Index basis: 50—52,000 dwt bulk carrier, maximum 10 years old, 25t cranes with grabs, 14k on 30t ifo no diesel at sea

Динамика ICAP Handymax Index*

24.01.2008 г.
28.02.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$
%
Antwerp—Skaw trip Far East
54500
57000
+2500
+4,6%
Canakkale trip Far East
54000
49750
-4250
-7,9%
Japan—SK/NOPAC or Australia RV
28000
44500
+16500
+58,9%
Japan—SK trip Gib — Skaw range
26000
39000
+13000
+50,0%
Antwerp—Skaw trip US Gulf
28000
25500
-2500
-8,9%
USG trip Skaw—Passero
62500
60500
-2000
-3,2%
Weighted Average
39625
44969
+5344
+13,5%
INDEX
4445
5045
+600
+13,5%

*Index basis: 45,000 dwt bulk carrier max 15 years, 25t cranes with no grabs, 14k/29.5 ifo,no diesel at sea

Ставки тайм-чартера коастеров на коротких европейских маршрутах в начале февраля т.г. стабилизировались, а в некоторых сегментах даже немного увеличились. Так, фрахт судов вместимостью 6,5 тыс. т за период с 8 по 29 февраля т.г. подорожал в среднем на EUR200 — до EUR5300/день. На EUR50 за этот же период вырос в цене фрахт судов на 2,5—3,5 тыс. т. Тайм-чартерные ставки для судов вместимостью 1,25—1,75 тыс. т остаются неизменными — EUR1800/день и EUR1900/день соответственно.
Динамика средних тайм-чартерных ставок на коротких маршрутах Европы (EUR/день, Modern, Box)

DWT
25.01.2008 г.
8.02.2008 г.
15.02.2008 г.
29.02.2008 г.
+/- за месяц
1250 т
1800
1800
1800
1800
0
1750 т
1900
1900
1900
1900
0
2500 т
2500
2500
2500
2550
+50
3500 т
3600
3500
3500
3550
-50
6500 т
5300
5100
5200
5300
0

Схожая ситуация, в целом, наблюдалась и на рынке рейсовых чартеров.
Стоимость перевозки 4 тыс. т пшеницы из портов Восточного поб. Великобритании в Южную Испанию составляет EUR26—27/т, 1,5 тыс. т сои из ARAG (Amsterdam/Rotterdam/Antwerpen/Gent) на Юг Великобритании — GBP20—22 тыс. (суммарно), 3 тыс. сельхозпродукции из ARAG до Ирландского моря — EUR20/т.
Довольно умеренная погода и отсутствие проблем с ледовой обстановкой на Балтике не способствуют росту ставок в регионе. Рынок фактически остается достаточно вялым.
Стоимость доставки 3,5 тыс. т стали из Латвии в ARAG или 3 тыс. т пшеницы из Балтийских портов Германии на Восточное побережье Великобритании не поднимается выше EUR20/т.
При нормальной ледяной зиме судовладельцы могли бы рассчитывать на более приличный заработок.
Во второй половине февраля т.г. ставки на Балтике снизились в среднем на EUR1—3/т. В частности, значительно подешевела перевозка проката и металлолома. Перевозка 3 тыс. т металлов в порты Восточного побережья Великобритании из Литвы стоила в среднем EUR24/т, а из С.-Петербурга — EUR29/т. Транспортировка 3 тыс. т лома из Прибалтики на Север Испании обходится в EUR36/т, а в Германию — EUR23/т.
Ситуация в Средиземноморье по-прежнему благоприятна для судовладельцев. В Западной части этого региона наблюдаются активные отгрузки зерновых из Южной Франции и Испании в Италию, Грецию и Алжир. Доставка 3 тыс. т пшеницы в Грецию к концу февраля т.г. стоила $27—28/т. Кроме того, наблюдаются постоянные отгрузки фосфатов из Марокко и Туниса в Северную Европу.
В Восточном Средиземноморье тоннаж занят в активных перевозках грузов из Турции и Греции в Западное Средиземноморье, Великобританию и ARAG.
Фрахтовые ставки для малотоннажных судов в Азово-Черноморском регионе в феврале т.г. оставались стабильно высокими, несмотря на улучшение ледовой обстановки. Некоторое повышение ставок наблюдалось при заключении сделок на перевозки угля.
Так, по сравнению с концом января т.г. транспортировка 5 тыс. т угля из Керчи в турецкий Измир подорожала на $1,5—2,5 (до $21—22/т), в порты Мраморного моря — на $3 (до $19—20/т), в Самсун — также на $3 (до $17—18/т).
В то же время фрахт судов для перевозки 6—7 тыс. т удобрений подешевел примерно на $4/т. В частности, доставка такой партии карбамида из МТП Южный в Западную Италию в третьей декаде февраля т.г. упала до $40/т, в Равенну — до $37/т. Аналогичное снижение произошло при перевозках из Новороссийска в Испанию и Италию.
Стоимость перевозки удобрений судами вместимостью 3 тыс. т за отчетный период практически не изменилась.
Фрахтовые ставки на перевозки сухих грузов из некоторых портов Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 22.02.2008 г.
Металлы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
70 тыс. т
Южный—Мексиканский залив
31,5

10 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
35
50 тыс. т
Южный—Корея
78

5 тыс. т
Одесса—Равенна
35
40 тыс. т
Одесса—Дубай
65

5 тыс. т
Одесса—Измир
22
20 тыс. т
Новороссийск—Бендер-Аббас
68—69

5 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
20
20 тыс. т
Одесса—Адриат. поб. Италии
30—31

5 тыс. т
Одесса—Трабзон
18
18 тыс. т
Одесса—Порт-Маргера
31

3 тыс. т
Ейск—Адриат. поб. Италии
48
12 тыс. т
Одесса—Порт-Маргера
32

3 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
32—34
10 тыс. т
Мариуполь—Адриат. поб. Италии
45—47

3 тыс. т
Ейск—Турция (Ч/м)
30—32
10 тыс. т
Мариуполь—Искендерун
45

2 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
22

Уголь, кокс и рудные грузы

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
60—70 тыс. т
Южный—Сев. Китай
57

7 тыс. т
Южный—Измир
22
45 тыс. т
Австралия—Ильичевск
67—70

5 тыс. т
Керчь—Измир
21—22
45 тыс. т
Гана—Ильичевск
41—44

5 тыс. т
Керчь—Турция (М/м)
19—20
18 тыс. т
Николаев—Искендерун
26—27

5 тыс. т
Керчь—Самсун
17—18
15—18 тыс. т
Южный—Искендерун
25

3—5 тыс. т
Таганрог—Эрегли
30—31
10 тыс. т
Южный—Искендерун
28

3—5 тыс. т
Азов—Трабзон
31
10 тыс. т
Мариуполь—Турция (М/м)
28

2—2,5 тыс. т
Керчь—Поти
24—25

Удобрения

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
60—70 тыс. т
Южный—Мундра
53—54

6—7 тыс. т
Южный—Равенна
37
25—35 тыс. т
Николаев—Мумбаи
76—77

6—7 тыс. т
Новороссийск—Таррагона
45
25 тыс. т
Южный—Нигерия
70—75

6—7 тыс. т
Новороссийск—Марокко
54—55
25 тыс. т
Южный—Визаг
74—75

6—7 тыс. т
Новороссийск—Турция (М/м)
24—25
25 тыс. т
Южный—Сантос
60

3 тыс. т
Южный—Равенна
39
25 тыс. т
Южный—Аргентина
70

3 тыс. т
Южный—Искендерун
34
6—7 тыс. т
Южный—Зап. поб. Италии
40

3 тыс. т
Южный—Турция (М/м)
20

Зерновые

Объем
Направление
Ставка, $/т

Объем
Направление
Ставка, $/т
55—60 тыс. т
Южный—Сауд. Аравия
58

3 тыс. т
Азов—Александрия
55—57
30 тыс. т
Новороссийск—Бангладеш
82—83

3 тыс. т
Азов—Ашдод
54—56
20—25 тыс. т
Новороссийск—Марокко
36

3 тыс. т
Азов—Турция (М/м)
38—39
25 тыс. т
Новороссийск—Александрия
30

3 тыс. т
Николаев—Адриат. поб. Италии
42
10 тыс. т
Одесса—Марокко
44—46

3 тыс. т
Николаев—Ашдод
40
6 тыс. т
Севастополь—Турция (М/м)
19

3 тыс. т
Николаев—Турция (М/м)
24
5 тыс. т
Констанца—Вост. поб. Греции
26

3 тыс. т
Николаев—Турция (Ч/м)
22

Примечание. Ч/м — Черное море, М/м — Мраморное море
Репрезентативные сделки по фрахту коастеров в Европе

4-я неделя февраля
Партия (т)
Груз
Направление
Ставка
1500
Генеральные грузы
Щецин (Польша)—Осло-Фьорд (Норвегия)
EUR37500 (суммарно)
3000
Пшеница
Южная Франция—Южная Италия
$26/т
3000
Пшеница
Балт. поб. Германии—Вост. поб. Великобрит.
EUR20/т
6000
Уголь
Мариуполь—Измир (Турция) (5000/5000)
$28,5/т
2150
Сталь
Немрут (Турция)—Алжир
$45/т
2500
Сталь
Херсон—Сицилия (Италия)
$55/т
4000
Минеральные грузы
ARAG—Южная Испания
EUR25/т
2500
Удобрения в биг-бэгах
Кастельон (Испания)—Греция
$92500 (суммарно)
5800
Удобрения
Южный—Измир (Турция)
$25/т
1800
Цемент в биг-бэгах
Гемлик (Турция)—Новороссийск
$16,75/т
4100
Цемент в биг-бэгах
Анталия—Новороссийск
$21,5/т
1900
Цемент в биг-бэгах
Unye (Турция)—Новороссийск
$15/т
4400
Цемент в биг-бэгах
Эрегли (Турция)—Новороссийск
$74000 (суммарно)

3-я неделя февраля
Партия (т)
Груз
Направление
Ставка
1700
Минеральные грузы
ARAG—Щецин (Польша)
EUR15,5/т
1000
Генеральные грузы
Юж. Финляндия—Германия (Северное море)
EUR50000 (суммарно)
2000
Сталепродукция
Нижняя Балтия—3 порта на Западе Норвегии
EUR28/т
3000
Пшеница
Балт. поб. Германии—Хамбер (Великобрит.)
EUR20/т
3500
Цемент в биг-бэгах
Зонгулдак (Турция)—Новороссийск
$18/т
6000
Уголь
Мариуполь—Мармара (Турция)
$28/т
6000
Удобрения
Южный—Измир (Турция)
$25/т
10000
Сталь
Николаев—Порт-Маргера (Италия)
$37/т
3000
Сталь
Копер (Словения)—Равенна (Италия)
EUR10/т
2000
Сталь
Эрегли (Турция)—Халкида (Греция)
$20/т
4000
Сталь
Самсун (Турция)—Авейру (Португалия)
$55/т
2600
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Монополи (Италия)
$25/т
7000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Равенна (Италия)
$25,75/т
4000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Порт-Маргера (Италия)
$26/т

2-я неделя февраля
Партия (т)
Груз
Направление
Ставка
1500
Лесоматериалы
Латвия—Вост. поб. Великобрит.
EUR34/т
3000
Пшеница
Вост. поб. Великобрит.—Ирладское море
GBP15/т
3000
Пшеница
Юж. Испания—Алжир
$26/т
3000
Пшеница
Балт. поб. Германии—Хамбер (Великобрит.)
EUR20/т
4000
Зерно
Херсон—Гамбург (Германия)
$73/т
5800
Удобрения
Южный—Немрут (Турция) (4000/3000)
$25/т
5500
Удобрения
Южный—Равенна (Италия) (4000/3000)
$36,5/т
3000
Нитрат аммония
Батуми (Грузия)—Сев. Адриатика
$46/т
6000
Минеральные грузы
Зап. Марокко—Египет
$40/т
700
Генеральные грузы
Ильичевск—Мармара (Турция)
$19500 (суммарно)
1200
Генеральные грузы
Новороссийск—Мармара (Турция)
$30000 (суммарно)
1650
Бумага
Новороссийск—Алиага (Турция)
$40000 (суммарно)
2000
Уголь
Мариуполь—Зонгулдак (Турция)
$19/т
3100
Сталь
Таганрог—Мармара (Турция)
$58,06/т
7000
Сталь
Севастополь—Мерсин (Турция)
$33/т
3000
Сталь
Эрегли (Турция)—Констанца (Румыния)
$23/т
2500
Сталь (единственный груз)
Бургас (Болгария)—Леверпуль (Великобрит.)
$61/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Волос (Греция)—Сочи
$20/т
1400
Кварцевый песок
Ель-Декхейла (Египет)—Элевсин (Греция)
$15/т
3400
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Равенна (Италия)
$26/т
2000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Равенна (Италия)
$26,25/т
4000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Порт-Гаета (Италия)
$28/т
1650
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Порт-Маргера (Италия)
$26,5/т
4300
Кварцевый песок
Дамьетта (Египет)—Монополи (Италия)
$23,75/т

1-я неделя февраля
Партия (т)
Груз
Направление
Ставка
2000
Сталепродукция
Нижняя Балтия—3 порта на Зап. поб. Норвегии
EUR29/т
3000
Пшеница
Вост. поб. Великобрит.—Ирладское море
GBP15,50/т
6000
Минеральные грузы
Марокко—Северное море
$25/т
1000
Генеральные грузы
Польша—Осло-Фьорд (Норвегия)
EUR24000 (суммарно)
4000
Минеральные грузы
Египет—Северное море
EUR38/т
3000
Цемент в биг-бэгах
Зонгулдак (Турция)—Новороссийск
FRT $16,75
1800
Цемент в биг-бэгах
Гемлик (Турция)—Новороссийск
FRT $16,5
4000
Цемент в биг-бэгах
Анталия (Турция)—Новороссийск
FRT $18,5
4000
Аммофос (MAP)
Южный—Волос (Греция)
$28/т
3000
Руда
Керчь—Искендерун (Турция)
$41/т
2000
Цвет. металлы
Новороссийск—Дилискилеси (Турция)
$22/т
2500
Сталь
Сев.-Зап. Италия—Элевсин (Греция)
EUR26/т
3000
Зерно
Сев. Адриатика—Ираклион (Греция)
$26.10 LPS
4000
Зерно
Фолс Бей (ЮАР)—Вост. Средиземноморье
$20.00 LPS
1900
Сталь
Новороссийск—Мармара (Турция)
$19/т
4250
Хлебные грузы
Мерсин (Турция)—Ливия (L/D tt 6 days)
$55/т

4-я неделя января
Партия (т)
Груз
Направление
Ставка
2500
Сталепродукция
Калининград—ARAG
EUR19/т
1500
Строительные грузы
Вост. поб. Великоб.—2 порта на Зап. поб. Норвегии
EUR38000 (суммарно)
1300
Лесоматериалы
Осло-Фьорд (Норвегия)—Гамбург
EUR18,5/т
7000
Кварцевый песок
Абу-Зенима (Египет)—Элевсин (Греция)
$20/т
4000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Равенна (Италия)
$26/т
4000
Кварцевый песок
Эль-Ариш (Египет)—Порт-Маргера (Италия)
$26/т
3000
Карбамид
Дамьетта (Египет)—Вост. поб. Греции
$19/т
5000
Сталь
Искендерун (Турция)—Ашдод (Израиль)
$17/т
3000
Сталь
Искендерун (Турция)—Констанца (Румыния)
$24/т
5000
Зерно
Балчик (Болгария)—Мармара (Турция)
$14/т
4800
Заготовка
Новороссийск—Бандирма (Турция)
$18/т
4400
Пшеница
Херсон—Таррагона (Испания)
$52/т
4500
Сталь
Мармара (Турция)— Ашдод (Израиль)
$32/т
5000
Сталь
Мармара (Турция)—Элевсин (Греция)
$18/т
3000
Нитрат аммония
Батуми (Грузия)—Soussak
$39/т
5000
Нитрат аммония
Николаев—Анталия (Турция)
$34/т
5000
Пшеница
Галац (Румыния)—Самсун (Турция)
$25,75/т
3000
Цемент
Зонгулдак (Турция)— Новороссийск
$16,75/т
6000
Минеральные грузы
Марокко—Северное море
$26/т
3000
Минеральные грузы
Средиз. поб. Турции—Средиз. поб. Испании
EUR29/т

Контейнерные перевозки
Рынок контейнерного тоннажа находится в состоянии неопределенности. Индекс Braemar Seascope приблизился к 30-месячному рекорду после взрывной активности в сегменте судов вместимостью более 2 тыс. TEU. Ежемесячный индекс Maersk Broker поднялся с 800 до почти 1200 пунктов за 2007 г. и все еще, кажется, находится на восходящей траектории.
В то же время Howe Robinson Container Index за последнюю неделю февраля т.г. снизился на 4,9 пункта.
Также тревожным сигналом для отрасли является некоторое снижение ставок, которое зафиксировано на линиях Азия—Европа, считающихся наиболее востребованными. Некоторые грузоотправители добились уменьшения стоимости перевозки на $100/TEU.
Линии-члены FEFC планировали с 1.01.2008 г. повышение ставок на $200/TEU, но грузоотправители не согласились на такие условия.
Впрочем, линии не называют это провалом, поскольку они сумели убедить клиентов использовать новую структуру цен, предусматривающую отделение фактора стоимости бункерного топлива (BAF) от грузовой ставки. Многие грузоотправители теперь принимают необходимость использования плавающей топливной надбавки.
Динамика основных контейнерных индексов
Howe Robinson Container Index

23.01.2008 г.
20.02.2008 г.
27.02.2008 г.
+/-
+/-
Vessel Type
Wtng
PTS
PTS
PTS
за неделю
за месяц
250 TEU (G) 12 k
2%
25,1
25,1
25,1
0
0
510 TEU (GL) 15 k
5%
62,3
62,3
62,3
0
0
520 TEU (G) 15,5 k
5%
69,3
70,1
71,6
1,5
2,3
650 TEU (G) 15 k
5%
61,5
62,6
62,6
0
1,1
1000 TEU (G) 17,5 k
5%
60,2
62,3
60,7
-1,6
0,5
1100 TEU (GL) 19 k
5%
62,7
62,2
60,3
-1,9
-2,4
1100 TEU (G) 19 k
5%
60,4
59,3
57,1
-2,2
-3,3
1200 TEU (GL) 19 k
5%
60,4
61,5
59,3
-2,2
-1,1
1600 TEU (GL) 18 k
15%
203,6
213,1
213,1
0
9,5
1700 TEU (G) 19,5 k
15%
189,8
195,0
195,0
0
5,2
2050 TEU (GL) 20 k
5%
72,4
68,7
68,7
0
-3,7
2500 TEU (G) 22 k
10%
155,1
155,1
155,1
0
0
2800 TEU (GL) 22 k
10%
159,3
156,5
157,9
1,4
-1,4
3500 TEU (GL) 22,5 k
5%
78,4
78,4
78,4
0
0
4300 TEU (GL) 24 k
3%
45,2
45,2
45,2
0
0
INDEX

1365,6
1377,5
1372,6
-4,9
7

China Containerized Freight Index

Сервис
1.02.2008 г.
22.02.2008 г.
29.02.2008 г.
+/- за неделю (%)
+/- за месяц (%)
Japan Service
870,4
842,49
861,19
+2,22%
-1,06
Europe Service
1770,31
1790,27
1799,24
+0,50%
+1,63
W/C America Service
1118,83
1093,16
1081,27
-1,09%
-3,36
E/C America Service
1273,02
1230,37
1277,03
+3,79%
+0,31
Hongkong Service
571,92
714,57
601,43
-15,83%
+5,16
Korea Service
576,2
640,35
654,94
+2,28%
+13,67
Southeast Asia Service
1001,28
1013,01
972,66
-3,98%
-2,86
Mediterranean Service
1693,18
1704,45
1760,29
+3,28%
+3,96
Australia/New Zealand Service
1090,89
1150,79
1137,77
-1,13%
+4,30
South Africa/South America Service
861,3
876,01
842,27
-3,85%
-2,21
West East Africa Service
1109,12
1154,28
1146,55
-0,67%
+3,37
INDEX
1177,47
1193,45
1186,08
-0,62%
+0,73

Репрезентативные сделки на рынке контейнерного тоннажа в середине февраля 2008 г.

Судно
Параметры судна
Срок сделки
Регион
Ставка (в день)
Компания-фрахтователь
Merkur Tide
(22,026 dwt, 1998 built), Flag LIB, 1,608 teu (1,086 teu homogenous, 238 plugs, cellular, geared, 21/60.5)
ext 36 months
Asia
$16900
Mitsui OSK Lines
Flottbek
(15,933 dwt, 2005 built), Flag GBI, 1,600 teu (1090 teu homogenous)
ext 6 months
Continent
$19100
Hapag-Lloyd
Ijssel Trader
(8,329 dwt, 2003 built), Flag NTH, 660 teu (390 teu homogenous, 116 plugs, cellular, geared, 17.5/26.8)
24 months
Atlantic
$10500
Matson
E.R. Perth
(35,798 dwt, 1998 built), Flag LIB, 2,825 teu (1,979 teu homogenous, 215 plugs, cellular, gearless, 22.4/96)
ext 36 months
Asia
$26150
Cosco
Sinotrans Tianjin
37,856 dwt, 2005 built), Flag LIB, 2,742 teu (2,126 teu homogenous, 400 plugs, cellular, gearless, 22.5/80.5)
18 months
Asia
$28300
Regional Conta
Paradip Senator
(45,696 dwt, 1992 built), Flag LIB, 2,680 teu (2,459 teu homogenous, 150 plugs, cellular, gearless, 20/65),
ext 3 years
Worldwide
$26350
MSC
Uranus
(29,210 dwt, 1999 built), Flag MAI, 1,876 teu (1,392/Hom (350 plugs, cellular, geared, 20.5/70),
ext 12 months
Atlantic
$19300
Hamburg Sued
Dolphin Strait
(13,858 dwt, 2003 built), Flag GEU, 1,118 teu (700 teu homogenous, 220 plugs, cellular, geared, 20/46)
12 months
Australia/New Zealand
$13300
Swire SYD
Devon Strait
(13,760 dwt, 2008 built), Flag LIB, 1,118 teu (700 teu homogenous, cellular, 19.6/39.3)
18 months
Caribbean
$13950
King Ocean
Stadt Berlin
12,920 dwt, 1998 built), Flag ABB, 1,076 teu (650 teu homogenous, 160 plugs, cellular, geared, 20/42)
12 months
Caribbean
$13200
Seafreight
Aurora
(11,386 dwt, 2001 built), Flag CYP, 868 teu (600 teu homogenous, 150 plugs, cellular, gearless, 18.5/37.7)
8 months
Continent
EUR8600
Unifeeder
Veersedijk
(8,441 dwt, 2001 built), Flag NTH, 707 teu (427 teu homogenous, 150 plugs, cellular, gearless, 18/28)
5 months
Continent
EUR7000
Unifeeder
RBD Borea
8,228 dwt, 2007 built), Flag CYP, 698 teu (436 teu homogenous, 120 plugs, cellular, gearless, 17.5/30)
7 months
Continent
EUR7000
Team Lines
WMS Groningen
(8,173 dwt, 2006 built), Flag CYP, 698 teu (436 teu homogenous, 120 plugs, cellular, gearless, 17.5/30)
7 months
Continent
EUR7000
Unifeeder

Фрахтовые надбавки CAF и BAF на основных маршрутах контейнерных перевозок
Надбавки BAF

Март 2008 г.
Февраль 2008 г.
Январь 2008 г.
FEFC (Дальний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
$461/TEU
$461/TEU
$487/TEU
Япония—Сев. Европа
$461/TEU
$461/TEU
$487/TEU
IPBCC (Индия, Пакистан, Бангл., Сеул)—Сев. Европа (EB+WB))
$315/TEU
$315/TEU
$335/TEU
EMERA (Ближний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
$370/TEU
$365/TEU
$400/TEU
Сев. Европа—TACA (Зап. поб. США)

$911/t 16.02.-15.03.
$1128/t 16.01.-15.02.
Сев. Европа—TACA (Вост. поб США/Мекс. залив)

$607/t 16.02.-15.03.
$752/t 16.01.- 15.02.
Сев. Европа—Канада
$654/TEU
$654/TEU
$654/TEU

Справка. BAF — Топливная надбавка. Значение добавляется или вычитается из суммы фрахта и отражает колебания цен на топливо.
Надбавки CAF

Март 2008 г.
Февраль 2008 г.
Январь 2008 г.
FEFC (Дальний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
plus 14,6%
plus 14,6%
plus 14,8%
Япония—Сев. Европа
plus 14,6%
plus 14,6%
plus 14,8%
IPBCC (Индия, Пакистан, Бангл., Сеул)—Сев. Европа (EB+WB)
plus 17,20%
plus 16,93%
plus 17,69%
EANZ (Австралия, Новая Зеландия)—Сев. Европа (EB+WB)
no CAF
no CAF
no CAF
EMERA (Ближний Восток)—Сев. Европа (EB+WB)
plus 13,82%
plus 13,82%
plus 14,14%
Сев. Европа—TACA (Зап. поб. США)
+12% 16.03.-15.04.
+12% 16.02.-15.03.
+12% 16.01.-15.02.
Сев. Европа—TACA (Вост. поб США/Мекс. залив)
+12% 16.03.-15.04.
+12% 16.02.-15.03.
+12% 16.01.-15.02.
Сев. Европа—Канада
plus 14%
plus 14%
plus 14%

Справка. CAF — Валютная надбавка, которая добавляется к стоимости перевозки для компенсации изменений в соотношениях курсов обмена валют.
Необычной тенденцией для рынка эксперты называют стремительный рост контейнерных перевозок на маршрутах из США в Европу. Согласно данным руководителя Atlantic Container Line (ACL) Э. Абботта, такого роста не наблюдалось уже несколько лет.
Активизация трансатлантического экспорта связана со снижением курса доллара по отношению к евро и фунту.
По итогам 2007 г. контейнерный экспорт из США увеличился приблизительно на 22,5% и достиг 2,6 млн TEU. В 2008 г. прогнозируется увеличение на 10%, в 2009 г. — на 10,4%.
Экспорт из США в Северную Европу за 2007 г. вырос на 21%, а в Средиземноморье — на 34%. Ближневосточный рынок был также очень силен, с ростом 40%, но он основан на намного меньшей грузовой базе. В западном направлении трансатлантическая торговля упала на 5,7% — до 2,7 млн TEU.
Ставки на перевозку 40-футового контейнера в западном направлении составляли в среднем $2,4 тыс., а в восточном — $1,4 тыс. По данным компании Dresdner Kleinwort, в 4 кв. 2007 г. ставки на западном направлении составляли в среднем $1,766 тыс./TEU.
Согласно последнему исследованию HypoVereinsbank (HVB) поток контейнерных грузов в направлении портов Северной Европы будет увеличиваться быстрее, чем ожидалось.
Банк прогнозирует, что к 2015 г. их контейнерооборот достигнет 77 млн TEU, а не 68 млн TEU, как предполагалось ранее. Т.о. среднегодовой прирост составит не 9,2%, а 10,8%.
В чрезвычайном случае, к 2015 г. Роттердам, Гамбург, Антверпен и Бремерхафен достигнут пика своей пропускной способности.
В связи с этим порты должны срочно повысить вместимость, планируя свое развитие, иначе им придется конкурировать не столько лучшими эксплуатационными характеристиками и уровнем сервиса, сколько возможностью предложить перевозчикам свободное место.
Проблемы с контейнерными мощностями угрожают не только Европе, но и азиатским портам.
Так, по данным компании Ocean Shipping Consultants, основные контейнерные терминалы Китая столкнутся с нехваткой вместимости после 2011 г., даже если рост экспорта КНР будет сильно ограничен замедлением экономики США.
Уже в 2007 г. китайские порты работали на 101% своих мощностей.
Наибольший риск полного коллапса прогнозируется для терминалов на востоке страны, включая самый большой в мире порт Шанхай, а также Нинбо и Сямынь.
Нехватка мощностей также вырисовывается на юго-востоке КНР, включая терминалы Шеньчжень, Шекоу, Гуанчжоу.
Танкерные перевозки
На рынке танкерных перевозок начался сезонный спад. Дело в том, что во 2 кв., как правило, происходит падение спроса на перевозки нефти из-за окончания зимы в северном полушарии и массового закрытия НПЗ на профилактический ремонт.
По данным президента ОПЕК Ч. Хелила, спрос на нефть в ближайшее время упадет примерно на 2 млн барр./день.
Тем не менее, падение ставок было не таким значительным, как ожидалось. Ставки фрахта судов VLCC в Персидском заливе для перевозки на Восток составляют ws120, или приблизительно $85 тыс./день.
В настоящее время в этом регионе находятся приблизительно 59 VLCC, доступных для фрахта в течение ближайших 30 дней, по сравнению со 110 месяцем ранее.
Среднесрочные перспективы этого рынка будут зависеть от решения ОПЕК относительно уровня добычи нефти, которое должно быть принято в ближайшее время, а долгосрочные — от экономической ситуации в США. Существуют опасения, что проблемы с крупнейшей экономикой в мире приведут к сокращению морской транспортировки нефти.
В то же время, аналитик Carnegie Б. Йохансен считает, что из каждого 1% снижения в американском спросе на топливо (эквивалент приблизительно 200 тыс./барр. в день), танкерный рынок потеряет только 30%, т.е. 60 тыс. барр./день.
Он отмечает, что рынок извлечет выгоду из панического бегства владельцев VLCC на рынок сухогрузных перевозок (путем переоборудования однокорпусных танкеров в балкеры типа Capesize).
Приблизительно 16 судов уже вышли из состава флота VLCC во 2 полугодии 2007 г. для переоборудования в сухогрузные и офшорные суда, и еще 26 ед., как ожидается, отправятся в том же направлении в 1 полугодии 2008 г.
Т.о. в общей сложности 42 судна (8,5% тоннажа VLCC) будут изъяты 12 месяцев из рынка, что должно укрепить ставки.
Удлинение маршрутов перевозок, по расчетам Б. Йохансена, приведет к тому, что в тонно-милях по итогам 2008 г. танкерные перевозки увеличатся на 5,6%.
Ориентировочные ставки фрахта танкеров в некоторых портах Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 29.02.2008 г. ($/т)

тыс. т
Ускюдар
Аугуста
Генуя
Лавера

Нефть
Новороссийск
135
2,7
8,0
9,7
10,3
Новороссийск
80
3,1
9,4
11,3
12,1
Одесса
80
3,3
9,6
11,5
12,2
Южный
80
4,2
10,4
12,4
13,1

Светлые нефтепродукты
Ильичевск
30
5,1
15,3
18,5
19,6
Керчь/Кавказ
30
2,2
12,4
15,6
16,8
Новороссийск
30
5,1
15,3
18,5
19,7
Одесса
30
5,4
15,6
18,8
20,0
Севастополь
30
4,5
14,7
17,8
19,0
Туапсе
30
5,3
15,5
18,7
19,8
Южный
30
6,8
17,0
20,2
21,4

Ограниченный запрос на перевозки судами Aframax в Средиземноморье привел к тому, что в последнюю неделю февраля т.г. ставки здесь упали на ws35 — до ws130. Т.о. средний доход судовладельцев уменьшился до $26,67 тыс./день.
Фрахт танкеров для перевозки сырой нефти в Черном море за последний месяц также значительно подешевел. Для судов Suezmax за период с 24.01.2008 г. по 29.02.2008 г. ставки упали на ws15 — до ws115 ($31,263 тыс./день), а для судов Aframax — на ws57 (до ws135). Перевозка 135 тыс. т нефти из Новороссийска в Аугусту подешевела на $1,3 (до $8/т), а 80 тыс. т по тому же маршруту — почти на $4 (до $9,4/т). Стоимость транспортировки 80 тыс. т сырья из Одессы в Лаверу упала на $5,2 и в конце февраля т.г. составляла примерно $12,2/т.
Одновременно в регионе наблюдается рост ставок на перевозку светлых нефтепродуктов. Так, фрахт продуктовозов типа Handymax (MR) к 29.02.2008 г. достиг ws220. Т.о. перевозка 30 тыс. т светлых нефтепродуктов из Севастополя в турецкий Ускюдар подорожала за месяц на $1 (до $4,5/т), а в Геную — на $4 (до $17,8/т).
Доставка 23 тыс. т светлых нефтепродуктов из Туапсе в порт Алиага (Турция) обойдется суммарно в $245 тыс. Именно по такой ставке 23.02.2008 г. компания Vilma Oil зафрахтовала судно Metin Akar.
Подготовил Михаил Кушнир