Прибыль развращает и сдерживает инвестиции

Глава парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров рассказал i о своем видении того, какой должна быть экономическая политика в Украине.
Вопрос: Социальные выплаты из бюджета сейчас являются основной причиной роста цен. Как долго можно проводить двукратное увеличение доходов населения по отношению к темпам роста экономики?
Ответ: Проблема приоритетности развития и потребления извечна для любого правительства. Некоторые даже ее сравнивают с проблемой яйца и курицы. Однако не может быть увеличения потребления без развития экономики страны в целом. Точно так же очень трудно обеспечить высокие темпы и высокое качество развития без соответствующего улучшения структуры потребления. Нельзя противопоставлять эти два приоритета друг другу. Однако источник финансирования этих приоритетов один — это валовый внутренний продукт страны. Это постоянный и единственный источник.
Именно поэтому кредиты и доходы от приватизации являются временными и могут использоваться только на цели развития, на решение долгосрочных задач общества. Соотношение доли потребления и развития в каждый конкретный период может различаться. Это зависит не только от конкретных задач, стоящих перед обществом в конкретный период, но и от множества внутренних и внешних факторов. Если возникает угроза безопасности государства — потребление нужно уменьшать.
В: Но вряд ли правительство пойдет на снижение потребления. Вы, будучи министром финансов, также увеличивали потребление.
О: Да, но подобное увеличение должно быть конечным. В качестве примера можно сослаться на Венгрию, где жесткая экономия бюджетных средств и временные ограничения на повышение доходов, введенные правительством, позволили обеспечить и экономический рост, и уменьшение долговой нагрузки (так называемая стабилизационная программа Бокроша).
Ответственная политика должна быть направлена на сокращение разрыва между темпом прироста доходов населения, ВВП и производительностью труда. Это залог и экономической, и монетарной стабильности. В Украине же упорно пропагандируют потребительский образ жизни. Затянувшаяся предвыборная кампания, постоянные обещания всеобщего повышения зарплат, многотысячных бюджетных пособий и немедленного возврата обесценившихся сбережений дезориентируют общество.
В: Привлекательность такой политики вполне объяснима. Тем более в стране, которая не отошла от десятилетия спада.
О: Между тем его последствия все еще прослеживаются именно в сфере накоплений: объемы инвестиций в основной капитал хоть и прирастают, но пока остаются на уровне кризисного 1994 г., тогда как спад личного потребления уже преодолен. В целом, одной из ключевых проблем сегодняшней государственной экономической политики является размытость стратегических приоритетов, желание достичь экономического прорыва по всем направлениям одновременно. Это невозможно. Более того, со вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) процесс поиска прорывных направлений обостряется. Импорт становится дешевле, и это серьезно бьет по внутреннему производителю. При этом рост экспорта, получаемый при вступлении в ВТО, не имеет прямого влияния на рост ВВП и модернизацию экономики. Получаемая экспортерами прибыль развращает их и сдерживает инвестиции в развитие производства.
Вопрос: А видите ли вы прорывные возможности для нашей экономики?
Ответ: В свое время мы видели прорыв в построении экономики знаний. Уровень образования украинских граждан еще высок. Сильны научные школы. Поэтому построение в нашей стране еще одной силиконовой долины нам казалось вполне реальным делом.
Но с приходом правительства Юлии Тимошенко эти наработки оказались полностью перечеркнутыми. Новое правительство также упразднило и все инвестиционные программы в бюджете. Фактически все средства, запланированные нами на развитие, перераспределены на потребление. Таким образом новое правительство прямо заявило о своем нежелании концентрироваться на развитии экономики.
В: Но даже если мы вырастим высококлассных инженеров, они все равно уедут за рубеж. Мы уже закрепили за собой статус сырьевого придатка европейской экономики…
О: Возможно, вы правы. Давайте тогда взглянем на ВТО, как на среду, в которой нам нужно искать прорыв. Украинские черноземы — самые плодородные в Европе. И если правительство сделает волевой шаг и запустит рынок земли, тогда в отечественное сельское хозяйство потекут миллиардные инвестиции. Для запуска земельного рынка необходимо принять целый ряд нормативных актов. Но с момента их принятия отечественное сельское хозяйство при невысоких затратах на оплату труда могло бы стать самым конкурентным в Европе.
В: На ваш взгляд, насколько опасен нынешний уровень инфляции для экономики страны? Какие методы необходимо применять для борьбы с ростом цен в украинских реалиях?
О: Мы должны четко понимать, что политические процессы будут очень серьезно влиять на состояние дел в экономике и, прежде всего, на ценовую стабильность. То есть цены будут расти. Однако реализация правительством и Национальным банком антиинфляционной политики не должна допустить торможения развития экономики. Инфляция — это социально-экономическое явление, порождаемое нарушением равновесия между спросом и предложением. Применение монетарных методов к инфляции, которая носит немонетарный характер, может привести к замедлению экономического роста. А это только усугубит ситуацию.
Это предостережение правительству, которое пытается переложить на Национальный банк всю ответственность за проведение антиинфляционной политики. Нацбанк в январе проводил достаточно жесткую монетарную политику (денежная база уменьшилась на 5%). Однако этих мер оказалось явно недостаточно для того, чтобы серьезно повлиять на инфляцию. Вместе с тем значительное снижение темпов роста промышленного производства уже налицо.
В: Так что же нужно, чтобы преодолеть высокий рост инфляции?
О: Со стороны спроса необходима согласованность монетарной и бюджетной политики, особенно ее социальной составляющей. Продолжение политики стремительного роста доходов населения, не обеспеченного ростом экономики, приведет к углублению отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса. Вместе с тем необходимо формировать политику, увеличивающую предложение, то есть увеличение объема производства товаров и услуг и улучшение их качества. А это уже предполагает проведение структурных реформ. К сожалению, в условиях хронического предвыборного марафона это осуществить почти что нереально. Тут необходима воля и ответственность политиков, максимальное согласие власти и оппозиции на проведение такой политики.
Особенно это важно на данном этапе, когда налицо все признаки мировой экономической рецессии. Ипотечный кризис в США, кризис ликвидности крупнейших мировых банков, финансовые потери, резкий рост цен на топливо, продовольствие, неустойчивость резервной валюты, нестабильная политическая обстановка — все это грозные предвестники мирового экономического кризиса. Для украинской экономики, только-только восстанавливающейся после самого жуткого спада (беспрецедентного в мировой экономической истории), мировой экономический кризис может нанести смертельный удар. И как бы нам ни хотелось в это верить (а ответственные политики должны рассматривать не только оптимистичные, но и самые пессимистичные варианты развития событий), мы должны готовить страну и людей к возможным испытаниям.
В: Какую инфляцию реально удержать по итогам 2008 г., если отталкиваться от тенденций, действующих в начале года?
О: Поскольку еще не обнародован план действий правительства, достоверность прогноза может быть невысокой. Аналитики оценивают этот показатель в диапазоне 17-19%. Но тут еще не учтены риски, которые связаны с обострением газовых отношений с Россией.
В: Какие макроэкономические параметры бюджета в первую очередь должны быть пересмотрены Кабмином? Принесет ли какие либо результаты снижение дефицита бюджета, если учесть, что компенсации вкладчикам Сбербанка вынесены на внебалансовые обязательства?
О: Реальный уровень дефицита бюджета не должен превышать 2%. Это моя твердая позиция. Важны не только макроэкономические параметры, но и то, что, согласно заявлениям некоторых членов нынешнего правительства, планируется очередной пересмотр условий ведения бизнеса. Например, заявляется о том, что предполагается отмена векселей. При всей многогранности вексельного обращения мы на такой радикальный шаг не пошли. Нельзя допускать необоснованное вымывание из оборота средств предприятий. Кстати, не дожидаясь изменений на законодательном уровне, уже в январе таможенная служба практически прекратила принимать векселя. Также поднимается вопрос ограничения использования упрощенной системы налогообложения. Это тоже очень чувствительный сегмент рынка, который хоть и не дает в бюджет значительных средств, но удовлетворяет спрос как на продукты и услуги, так и на рабочие места.
В: По вашим оценкам, сохранит ли платежный баланс положительное сальдо в этом году?
О: Платежный баланс зависит не только от торгового баланса, но и от поступления внешних потоков капиталов. Иначе говоря, в этом плане в 2008 г. очень многое будет зависеть от инвестиционного климата — насколько мы сможем сохранить привлекательность Украины для инвесторов.
Эта проблема беспокоит не только нас, но и другие страны. Например, в январе этого года Центробанк России зафиксировал чистый отток капитала на сумму $9 млрд. Это больше, чем $7 млрд., которые были вывезены в августе прошлого года после первых признаков финансовой нестабильности в мире. В связи с кризисом на международных рынках инвесторы уводят деньги из развивающихся стран.
Для нас это должно быть сигналом. У нас могут возникнуть трудности в поступлении капитала из-за рубежа. Предложение валюты уменьшится. Тем более что Минфин декларирует отказ от внешних займов. Если платёжный баланс в текущем году и будет положительным, то по своей величине будет значительно меньше величины предыдущего года.
В: Видите ли вы возможности для снижения уровня дефицита по торговому балансу и текущему счету, а также возможности для укрепления финансового потока?
О: Государство должно быть заинтересовано в становлении конкурентоспособного отечественного производителя. На это уйдет не один год. При существующих потребительских предпочтениях действующего правительства я не вижу возможных вариантов решения проблемы снижения дефицита торгового баланса. Политика нынешнего премьер-министра отличилась тем, что Украина со страны, имеющей положительное сальдо торгового баланса, в 2005 г. превратилась в страну с отрицательным сальдо. Снижение таможенных барьеров и поддержка импорта стали жестоким ударом по отечественным товаропроизводителям. Продукция отечественной легкой и пищевой промышленности была фактически замещена дешевой продукцией импортного производства, которая практически демпинговала на отечественном рынке.
В: Следует ли субъектам хозяйствования готовиться к подорожанию кредитов в связи со стремительным ростом цен?
О: Однозначно — да. Стоимость кредитов вырастет, потому что банки будут закладывать инфляционные риски. По результатам января может сложиться ложное убеждение, что на рынке все в порядке, и так будет дальше. Объем кредитов в январе увеличился на 2,2% — до 436,1 млрд. грн., при этом увеличивались кредиты как юридическим лицам (на 1,8% — до 276,4 млрд. грн.), так и физическим (на 2,7% — до 159,7 млрд. грн.). Но необходимо понимать, что январские кредиты не являются показательными: решения по ним принимались по итогам 2007 г. Также следует отметить январское снижение темпов прироста депозитов в банках и, как следствие, ограничение ресурсов для проведения активных операций, в т.ч. кредитных.
Стоимость долларовых кредитов также вырастет, поскольку в связи с кризисом на фондовых рынках у банков возникают проблемы с привлечением необходимых ресурсов (в большей мере из внешних источников). В случае продолжения кризисных событий на международных финансовых рынках, к середине 2008 г. наши банки не только потеряют возможности для наращивания собственных ресурсов за счет внешних заимствований, но и столкнутся с проблемами выполнения текущих обязательств. Еще одна проблема состоит в том, что внешние заимствования, которые получали коммерческие банки Украины, имели преимущественно потребительское направление, что стимулировало товарный импорт.
В: Какие займы следует осуществлять правительству в текущей ситуации — внешние или внутренние?
О: Необходимо очень аккуратно относиться как к внутренним, так и к внешним заимствованиям. На сегодня правительство не должно рассматривать внутренний рынок как основной источник финансирования бюджета: он еще недостаточно развит. На внутреннем рынке государство выступает конкурентом субъектов хозяйствования, имея больше возможностей бороться за свободные ресурсы. В утвержденном бюджете предусмотрены как внутренние, так и внешние источники финансирования. Задача Минфина — вовремя выйти на рынок.
Кстати, у меня есть вопрос к министру финансов Виктору Пинзенику — постоянному критику наших внешних заимствований. В 2005 г. он разместил облигации на внешних рынках в евро (EUR600 млн. со сроком обращения 10 лет и купоном 4,95%), заявляя, что этой операцией будут сэкономлены для бюджета значительные суммы. При этом ни для кого не было секретом, что курс доллара (к которому привязана наша гривня) относительно евро постоянно падает, соответственно дорожает обслуживание. Признает ли господин Пинзеник этот займ ошибочным?
В: А согласны ли вы с мнением Виктора Пинзеника, который считает необходимым ограничивать внешние займы госпредприятий? Почему могла возникнуть такая идея? Не связана ли она с риском девальвации гривни и рисками дефолтов госпредприятий?
О: Эти заявления расходятся с реальными действиями. Как можно ограничивать внешние займы и одновременно в бюджете прямым текстом записывать гарантии государственной компании НАК Нефтегаз Украины на суму 12 млрд. грн.? То есть государство фактически выступает гарантом постфактум. Еще в 2005-2006 гг. НАК Нефтегаз Украины при сворачивании инвестиционных программ увеличил собственный долговой портфель почти на $2 млрд.
Безусловно, государство должно активно регулировать займы госпредприятий. Но заемные средства должны использоваться не на проедание или рефинансирование предыдущих займов, а на развитие. Взять, к примеру, необходимость развития инфраструктуры. Инвестор двадцать раз подумает, прежде чем вкладывать деньги в производство (будь то строительство нового или же модернизация существующего), если дороги плохие, а электроснабжение или водоснабжение — неудовлетворительное. Это же касается и социальной инфраструктуры. Тут без государственных гарантий пока не обойтись. Особенно этот вопрос актуален в свете подготовки к Евро-2012. Ведь если не будет инфраструктуры, не будет и чемпионата. Кстати, на мой взгляд, если в Украине будет сохраняться высокая инфляционная динамика, а также начнутся процессы, связанные с переделом собственности, — о проведении у нас Евро-2012 вообще можно будет забыть.
Николай Янович Азаров родился 17 декабря 1947 г. в Калуге (Россия). В 1971 г. окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент НАНУ, академик Академии горных наук Украины. Народный депутат II, V и VI созывова, во II созыве возглавлял комитет по вопросам бюджета. В 1998-2002 гг. — глава Государственной налоговой администрации. В 2002-2005, 2006-2007 гг. — первый вице-премьер, министр финансов. С 2003 г. возглавляет политсовет Партии регионов. В настоящее время — глава комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности.