Итоги заседания круглого стола представителей Укрзалізниці и металлургических предприятий

Итоги заседания круглого стола представителей Укрзалізниці и металлургических предприятий
1.02.2008 г. по инициативе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины состоялась встреча представителей Укржелдортранса, металлургических предприятий и экспедиторских компаний. Темой встречи стало обсуждение целесообразности индексации тарифов на грузовые перевозки ж/д транспортом Украины.
К сожалению, активность предпринимателей была не достаточно высока — на встречу пришли представители только 3 предприятий, да и те вяло участвовали в дискуссии и не аргументировали необоснованность индексации тарифов.
Генеральный директор Укржелдортранса В. Мельничук призывал руководителей металлургических предприятий к открытому диалогу. По его словам, предприятиям нужно находить общий язык, создать систему, при которой и национальные предприятия развивались бы, и железные дороги Украины могли нормально функционировать и удовлетворять потребности экономики в перевозках. В Укржелдортрансе отмечают, что повышение тарифов на грузовые ж/д перевозки является необходимым шагом для обеспечения конкурентоспособности ж/д отрасли на рынке транспортных услуг в условиях рыночной экономики. В случае искусственного сдерживания решения о пересмотре тарифов ситуация, которая сложилась на железных дорогах Украины, приведет к техническому и экономическому упадку железнодорожной отрасли по причине прогрессирующей тенденции физического и морального износа основных производственных фондов. А это будет тормозить процесс роста экономического потенциала государства в целом.
В настоящее время ж/д транспорт в основном удовлетворяет потребности производства и населения в перевозках. Однако эффективность деятельности отрасли, качество услуг, предоставляемых потребителям, все в большей степени не отвечают современным требованиям. Усиливаются опасные тенденции снижения провозных возможностей железных дорог, что создает реальные угрозы последующему развитию экономики и национальной безопасности государства. Прогрессирует физический и моральный износ основных производственных фондов, в особенности подвижного состава, от наличия и технического состояния которого зависит производительность железнодорожного транспорта, а также экономическая безопасность его функционирования. За последние 15 лет основные средства практически не обновлялись, как следствие — критическое техническое состояние железных дорог.
Справка. В настоящее время износ подвижного состава Укрзалізниці, срок эксплуатации которого составляет 25—30 лет, превышает 70%. По причине выведения из эксплуатации подвижного состава, отработавшего установленные сроки службы, и хронического недофинансирования закупок, парк тягового подвижного состава сократился на 2,232 тыс. ед., или 26,6%, пассажирских вагонов — на 2,881 тыс. ед. (27,7%), грузовых вагонов — на 129,8 тыс. ед. (51,3%).
Негативная тенденция значительного отставания уровня железнодорожных тарифов от инфляционных процессов в государстве существовала на протяжении длительного периода. Так, в настоящее время по сравнению с 1991 г. тарифы на грузовые перевозки увеличились в 16,1 раза, при этом цены на дизельное топливо — в 42,7 раза, рельсы — в 27,1 раза, грузовые полувагоны — в 19 раз.
В 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. выросли цены на материально-технические ресурсы, удельный вес которых в общих объемах закупок значителен. А именно: электроэнергия — на 10,5%, дизельное топливо — на 48%, колеса грузовые цельнокатаные с повышенной твердостью — на 19,6%, бандажи локомотивные — на 23,3%, катанку — на 14,9%, провод — на 23,3%, рельсы, подкладки и накладки — на 6,1%, металлопрокат — от 8% до 45,6%, цемент — на 35,6% и др. В 2008 г. индекс цен производителей промышленной продукции прогнозируется на уровне 115,5% в соответствии с Постановлением КМУ от 27.07.2007 г. № 976 с изменениями от 21.11.2007 г. № 1340.
Так, при ежемесячной индексации железнодорожных грузовых тарифов и увеличении коэффициентов суммарно по итогам 2007 г. на 20,6% увеличение доходных поступлений от грузовых перевозок составило всего 5,7%. Несвоевременность индексации тарифов на грузовые перевозки в 2007 г. привела к недополучению доходов железными дорогами Украины против финансового плана, утвержденного распоряжением КМУ от 14.02.2007 г. № 52-р, в сумме почти 1,1 млрд грн. При этом в соответствии с данными Государственного комитета статистики Украины фактический индекс цен производителей промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3%. Как следствие, ожидаемая рентабельность от обычной деятельности железных дорог по итогам работы в 2007 г. составит 0,23%, т.е. снизится против 2006 г. на 1,9%.
Вместе с тем, рентабельность предприятий ГМК в 2007 г. увеличилась с 14% в 2006 г. до 18% в 2007 г. При этом, в соответствии с финансовым планом Укржелдортранса на 2008 г., с учетом индексации тарифов на грузовые перевозки с 1.02.2008 г., рентабельность от обычной деятельности железных дорог будет составлять лишь 7,3%.
Железнодорожный транспорт Украины несет значительную социальную нагрузку за счет осуществления пассажирских перевозок. Год от года убытки от пассажирских перевозок имеют тенденцию к росту, в 2007 г. они составили около 4 млрд грн.
Убыточность обусловлена как осуществлением пригородных, внутригосударственных перевозок, которые являются социально значимыми для населения, по убыточным тарифам, так и перевозкой льготных категорий граждан, которые определены действующим законодательством Украины. Размер компенсации государственным и местными бюджетами за 2007 г. составляет 125 млн грн., или 42,2%.
Общая потребность в капитальных инвестициях на 2008 г. в развитие железнодорожного транспорта, учитывая износ подвижного состава и основных фондов, составляет более 20,4 млрд грн., а финансовые возможности железных дорог в т.г. позволят удовлетворить потребность лишь на 47,5% (9,7 млрд грн.). Только на приобретение основных средств необходимо почти 5,7 млрд грн., в т.ч. подвижного состава — 5 млрд грн. Кроме того, на финансирование модернизации основных средств необходимо почти 2,6 млрд грн., в т.ч. на модернизацию путей — 1 млрд грн.
Уплата текущих платежей железными дорогами Украины в бюджет и государственные целевые фонды увеличится против 2007 г. на 20,8%.
P.S.: Хотелось бы отметить, и это общие пожелания прозвучавшие, по окончании круглого стола, что встреча была бы более эффективной, если бы она проводилась в режиме двустороннего диалога, чтобы каждая из сторон могла аргументировано отстоять свою позицию. Однако по причине отсутствия многих приглашенных руководителей металлургических предприятий в полном объеме была возможность услышать только одну из сторон. Т.о., лишь представители Укрзалізниці аргументированно объяснили свою позицию, что повышение тарифов на грузоперевозки является вполне обоснованным.
Подготовила Марина Ковальская