Итоги совещания по согласованию планов перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на февраль 2008 г., в т.ч. по обеспечению перевозок экспортных и транзитных зерновых грузов

Итоги совещания по согласованию планов перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на февраль 2008 г., в т.ч. по обеспечению перевозок экспортных и транзитных зерновых грузов
В совещании приняли участие представители Минтранссвязи, Укрзалізниці, Укрморречфлота, ГК Укрпорт, заместители начальников портов по эксплуатации, руководители служб и структурных подразделений морских торговых портов, железных дорог, ответственные за формирование и выполнение плана перевозок, представители металлургических и железорудных комбинатов, металлотрейдеров-экспортеров металлопродукции.
По результатам обсуждения информации об итогах выполнения протокольного решения совещания от 23.11.2007 г. № 10, отчетов железных дорог и морских торговых портов о проведении обследования провозных способностей припортовых железнодорожных станций и перерабатывающих мощностей МТП относительно обеспечения своевременной отгрузки грузов, поступающих по импорту через порты, без уменьшения экспортных грузопотоков определено:
Дирекциями железных дорог и припортовыми станциями совместно с МТП в декабре 2007 г. проведены обследования припортовых станций и портов относительно возможностей переработки импортных грузов. Акты совместного обследования предоставлены железным дорогам и Главному управлению перевозок Укрзалізниці для анализа.
В ходе обследования установлено в отдельных МТП и припортовых ж/д станциях недостаточное техническое оснащение фронтов, перерабатывающих комплексов необходимым оборудованием для переработки импорта, в частности весами, дозировочными бункерами, необходимым подвижным составом для отгрузки и пр.
Требует реконструкции путевое хозяйство припортовых станций и портов для обеспечения подачи и забора вагонов в границах перерабатывающих мощностей портов.
В случае поступления импортных грузов порты Южный, Одесский, Ильичевский, Херсонский, Бердянский будут вынуждены частично уменьшить прием и переработку экспортных грузов, т.е. количество выгруженных вагонов с экспортным грузом будет уменьшено на количество нагруженных вагонов с импортными грузами. Это отрицательно влияет на эффективность использования ж/д вагонов, приводит к их сверхнормативным простоям.
Принято к сведению, что планами развития и строительства МТП и припортовых станций в 2008 г. предусмотрено решение части указанных проблем путем развития и реконструкции путевого хозяйства, установление весового оборудования и пр.
Решено:
— Продолжить работу по дальнейшему углубленному изучению пропускных и перерабатывающих способностей с целью определения и принятия необходимых мер для устранения недостатков в обеспечении беспрепятственной перевозки экспортных и импортных грузов через порты;
— до 1.04.2008 г. пересмотреть ЕТП работы припортовых станций и портов с учетом переработки импортных грузов и внести в них соответствующие изменения;
— в ходе ежемесячного планирования перевозок грузов через порты учитывать и согласовывать поступления импортных грузов в общем плане перевозок;
— начальникам дирекций ж/д перевозок совместно с портами до 31.12.2008 г. обеспечить в 2008 г. выполнение разработанного комплекса организационно-технологических и строительных работ, направленных на увеличение объемов переработки грузов в портах за счет импорта;
— Укрзалізниці и Укрморречфлоту установить контроль за выполнением данного протокольного решения;
— ход выполнения этих решений рассмотреть на совещании в июле 2008 г.
По результатам обсуждения информации о состоянии перевозок экспортных и транзитных грузов через морские торговые и речные порты, использования подвижного состава железнодорожного транспорта в 2007 г., организации работы по усовершенствованию планирования перевозок через порты и улучшения взаимодействия железных дорог и портов при их осуществлении определено:
В 2007 г. объемы перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов через порты Украины составили 101377,4 тыс. т, что на 33,3% больше, чем в 2006 г. Прирост объемов состоялся за счет транзитных перевозок угля, руды, зерна, нефтегрузов и импорта, в т.ч. транзитные перевозки увеличились на 24,1%, импортные — на 25%, экспорт остался почти на уровне 2006 г. — 99,1%. Увеличились перевозки практически на все порты и комплексы, кроме Измаильского, Керченского и Ренийского.
Всего в 2007 г. на порты и припортовые комплексы Украины при плане 1794447 вагонов фактически отгружено 1383297 ваг., что составляет 77,1% плана. Недогружено 411150 ваг., из них предприятиями Украины — 306753 ваг., транзитных — 104397ваг.
В сентябре—октябре 2007 г. при перевозках транзитного зерна произошло накопление вагонов в ожидании разгрузки в портах, появились брошенные поезда на подходах, конвенционные запреты на погрузку. Одной из основных причин этого является неритмичность отгрузки зерновых грузов из России и Казахстана и отсутствие контроля за их отгрузкой со стороны грузополучателей, владельцев груза, экспедиторов.
С октября 2007 г. резко снизилась фактическая отгрузка транзитного угля из-за введения российской стороной ограничений на перевозку его в рабочем парке РЖД и согласования планов перевозок в частном подвижном составе. Это стало причиной общего уменьшения объемов в сравнении с 2006 г. в портах Измаил, Керчь, Рени.
Остается неудовлетворительным использование подвижного состава в портах — среднее время пользования вагонами за 2007 г. увеличилось на 0,24 ч. и составило 8,19 ч. Увеличили время пользования вагонами следующие порты: Ильичевский (+1,26 ч.), Ренийский (+7,16 ч.), Николаевский (+1,95 ч.), Одесский (+0,67 ч.), Южный (+0,47 ч.), Измаильский (+0,33 ч.), Херсонский (+0,23 ч.), Бердянский (+0,67 ч.), Херсонский речной порт (+3,24 ч.). Сократили время пользования порты Белгород-Днестровский (-3,01 ч.), Керченский (-8,74 ч.). Мариупольский (-1,44 ч.).
Железными дорогами совместно с портами, которые входят в состав Минтранссвязи, в 2007 г. было выгружено 939137 ваг., что на 21263 больше запланированного. В то же время, за несвоевременную подачу вагонов на ответственность железных дорог отнесено 15045 ваг. на сумму 625,863 тыс. грн., на ответственность портов за несвоевременную разгрузку — 34836 ваг. на сумму 1449,166 тыс. грн.
Продолжают иметь место несвоевременные расчеты за пользование вагонами. Недостаточно ведется работа с грузоотправителями и грузополучателями относительно эффективности их использования, т.е. государственный железнодорожный подвижной состав, предоставленный в оперативное управление железным дорогам, используется неудовлетворительно.
С целью обеспечения перевозок грузов в полных объемах, предотвращения нерационального использования подвижного состава Главным управлением перевозок на протяжении 2007 г. был осуществлен ряд мероприятий: усовершенствована автоматизированная система планирования Месплан — согласование заявленных планов перевозок портами, припортовыми железными дорогами, УЗ осуществляется непосредственно в указанной программе без дополнительной переписки, что значительно ускорило сроки согласования планов; заключены 4-сторонние договоры между грузоотправителями, портами, железными дорогами отправления и назначения на организацию перевозок металлопродукции, руды, нефтегрузов по календарным графикам; введен АРМ оперативного планирования погрузки грузов назначением на порты Украины по календарным графикам; с целью установления ответственности за пользование вагонами и хранение зерновых грузов в случаях простоя вагонов не по вине железных дорог внесены дополнения в действующие договоры между железными дорогами и припортовыми элеваторами; совместно с железными дорогами проводится работа по усовершенствованию технологии переработки импортных грузов в портах.
Решено:
— принять к сведению информацию Укрзалізниці, которая на основании анализа внедрения 4-сторонних договоров с предприятиями-грузоотправителями на перевозку экспортных грузов с перевалкой в порту по согласованным календарным графикам, с целью усовершенствования нормативно-правовых актов относительно улучшения условий перевозок и повышения взаимной ответственности всех участников этих перевозок, готовит проект приказа Минтранссвязи о внесении соответствующих изменений и дополнений в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом Украины;
— железным дорогам и морским торговым портам активизировать работу с грузоотправителями и грузополучателями относительно эффективности использования вагонов, ритмичности отгрузки продукции и ее своевременной разгрузки;
— в случае невыполнения указанных условий применять соответствующие санкции, предусмотренные законодательством Украины;
— согласование дополнительных объемов перевозок через порты осуществлять при условии своевременного проведения расчетов за пользование вагонами;
— до 21.02.2008 г. Одесской железной дороге совместно с Одесским морским торговым портом с целью качественного планирования перевозок экспортных и транзитных грузов, недопущения накопления нагруженных вагонов на подходах к порту, просмотреть и внести изменения в ЕТП с учетом ограниченности пропускной способности припортовой станции относительно обеспечения суточной подачи вагонов в порт под разгрузку (12 поездов).
По результатам обсуждения предъявленных к перевозке объемов грузов и проекта плана перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на февраль 2008 г. решено:
— Укрзалізниці и Укрморречфлоту довести до железных дорог и МТП согласованные объемы грузов на февраль 2008 г. и контролировать выполнение перевозок;
— портам, припортовым железным дорогам принять к перевозке все согласованные объемы грузов на февраль 2008 г.