Разъяснение относительно сферы действия ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

Разъяснение относительно сферы действия ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности
26.12.2007 г. вступил в силу ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности (далее — Закон № 877).
Проведение проверок субъектов хозяйствования в Украине имело под собой довольно сложную правовую основу, поскольку не существовало единого законодательного акта, который бы эффективно регулировал порядок проведения проверок и определял соответствующие унифицированные процедуры, поэтому такой Закон был наиболее актуальным и ожидаемым в предпринимательской среде.
Тем не менее, уже на этапе подготовки к внедрению этого Закона возникли определенные трудности. Контролирующие органы стараются игнорировать требования Закона № 877, предоставляют разъяснения относительно применения положений Закона № 877 и инициируют внесение изменений в него с целью вывода их из сферы действия данного Закона.
В то же время, в соответствии со ст. 2 Закона № 877, действие этого Закона распространяется на все отношения, связанные с осуществлением госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Исключения составляют только отдельные виды отношений, которые установлены этой же статьей и перечень которых является исключительным.
Несмотря на это, отдельные контролирующие органы высказывают позицию, в соответствии с которой Закон № 877 не распространяется на надзор (контроль), который они уполномочены осуществлять (письма-разъяснения Госинспекции по контролю за ценами, Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности).
Позиция Госкомпредпринимательства по этим вопросам следующая:
1. Госинспекция по контролю за ценами (далее — Инспекция) в письме от 28.09.2007 г. № 200/7-7/2315 указала, что ст. 13 ЗУ О ценах и ценообразовании (далее — Закон № 507) установлено, что госконтроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. При этом контролируется правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции. На основании этого Инспекция делает вывод о том, что сфера действия Закона № 877 не распространяется на органы госконтроля за ценами.
Такая позиция необоснованна и противоречит законам Украины по следующим основаниям:
— в соответствии со ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в таких сферах, как цены и ценообразование в части осуществления контроля за соблюдением субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги.
В соответствии с абз. 1 ст. 13 Закона № 507 Инспекция уполномочена осуществлять контроль за правомерностью применения цен и тарифов и соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции;
— исключительный перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона № 877, установлен ст. 2 указанного Закона. Одним из таких отношений является госконтроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. Т.е. на контроль, осуществляемый Инспекцией в части соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции, положение Закона № 877 не распространяется.
В то же время, осуществляемый Инспекцией контроль за правомерностью применения цен и тарифов не включен в перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона. Следовательно деятельность Инспекции по поводу контроля за правомерностью применения цен и тарифов подпадает под сферу действия Закона.
2. Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) в письме от 26.10.2007 г. № 17123/09-10 указал, что положение ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности не регламентируют порядок осуществления органами Пенсионного фонда Украины контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере пенсионного страхования.
Такая позиция является необоснованной и противоречит законам Украины по следующим основаниям:
— Перечень контролирующих органов в сфере погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами установлен ст. 2 ЗУ О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами (далее — Закон № 2181). В отношении сбора на обязательное государственное пенсионное страхование контролирующим органом являются органы ПФУ.
В соответствии со ст. 1 ЗУ Об осуществлении контроля за уплатой сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и сбора на обязательное социальное страхование (далее — Закон № 700) органы ПФУ относительно уплаты и целевого использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование имеют право проводить плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Одновременно, в соответствии со ст. 64 ЗУ Об общеобязательном государственном пенсионном страховании (далее — Закон № 1058):
– исполнительная дирекция ПФУ и ее территориальные органы имеют право проводить плановые, а также в случаях, предусмотренных законодательством, внеплановые проверки на любых предприятиях, в учреждениях и организациях и у физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов, связанных с начислением, удержанием и уплатой страховых взносов, получать необходимые объяснения, справки и сведения (в т.ч. письменные) по вопросам, которые возникают в ходе таких проверок;
– исполнительные дирекции ПФУ обязаны, в т.ч., осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением страхователями и застрахованными лицами требований Закона № 1058 и осуществлять контроль за достоверностью представленных страхователями и застрахованными лицами сведений, которые используются в системе персонифицированного учета.
Таким образом, ПФУ и его исполнительные дирекции являются контролирующими органами и они уполномочены осуществлять контроль в соответствии с законами Украины — Законом № 2181, Законом № 700 и Законом № 1058.
Таким образом, ПФУ подпадает под определение понятия органов госнадзора (контроля), которое применяется в Законе № 877, и является органом госнадзора (контроля).
В то же время, контроль, осуществляемый органами ПФУ, не включен в перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона № 877 (ст. 2). Таким образом, деятельность органов ПФУ по поводу осуществления контроля подпадает под сферу действия Закона № 877.
3. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд) в письме от 2.10.2007 г. № 01-14-2045 указал, что Фонд не относится к указанным в ст. 1 Закона № 877 уполномоченным законом центральным органам исполнительной власти, которые осуществляют надзор или контроль в соответствии с указанным Законом № 877, а регламентация Закона № 877 не распространяется на контроль (или надзор), осуществляемый органами Фонда.
Такая позиция является необоснованной и противоречит законам Украины по следующим основаниям:
— в соответствии со ст. 28 ЗУ Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением (далее — Закон № 2240) Фонд (его исполнительные дирекции) осуществляет, в частности, проверку правильности начисления и полноты уплаты страховых взносов и использования страховых средств на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, у физических лиц, которые используют работу наемных работников.
Таким образом, Фонд и его исполнительные дирекции являются контролирующими органами и уполномочены осуществлять контроль в соответствии с законами Украины. Т.е. Фонд подпадает под определение органов госнадзора (контроля), которое применяется в Законе № 877, и является органом госнадзора (контроля) в понимании Закона № 877.
На основании изложенного и с целью избежания неоднозначностей при применении положений Закона № 877 вышеупомянутым контролирующим органам необходимо соблюдать требования ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности при осуществлении собственных полномочий относительно проведения мероприятий госнадзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования.
4. В отдельности следует отметить позицию Госкомпредпринимательства Украины относительно распространения сферы действия Закона № 877 на налоговый контроль.
П. 17 разд. ІІ ЗУ О государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины предусмотрены изменения в ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, а именно вывод из сферы действия Закона контроля за соблюдением налогового законодательства.
Следует подчеркнуть, что вывод из сферы действия Закона № 877 контроля за соблюдением налогового законодательства ставит под угрозу саму идею принятия единого унифицированного нормативно-правового акта, которым определены основные принципы осуществления надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, учитывая, что органы налогового контроля осуществляют около 50% мероприятий госнадзора (контроля).
Поэтому Госкомпредпринимательства был подготовлен проект ЗУ О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (далее — Проект). Проектом, в частности, предусматривается возобновление распространения сферы действия Закона № 877 на контроль за соблюдением налогового законодательства, сообщает Официальный сайт Госкомпредпринимательства.