Украинский автопром опасается ВТО

Украинский автопром опасается ВТО
В преддверии наступления 2008 г. дебаты по поводу вступления Украины в ВТО получили новый импульс развития. Активную роль в этом играют представители автомобилестроительной отрасли.
Дело в том, что 1.01.2008 г. закончилось действие преференций украинскому автопрому, установленных Законом О стимулировании производства автомобилей в Украине (известного в народе как закон Daewoo). Данный закон от 1997 г. предполагал ряд налоговых и таможенных преференций (освобождение от уплаты налога на землю, ввозной пошлины и налогов на материалы и комплектующие, используемые при производстве автомобилей, НДС при продаже авто) для предприятий с внесенной инвестицией ($150 млн при производстве легковых авто, $30 млн — грузовых и автобусов). Закон создавал как минимум 20-процентные ценовые преференции отечественным автомобилям по сравнению с иномарками.
Лобби украинского автопрома в конце 2007 г. попыталось продлить действие установленных законом льгот, но нестабильная политическая ситуация не позволила провести новый закон через парламент.
Присутствовавшие 28.12.2007 г. на заседании комитета ВР по налоговой и таможенной политике представители КМУ выступили против пересмотра налогообложения перед вступлением страны в ВТО. Против льгот автопрому высказался и Минфин. По мнению замминистра финансов Д. Фудашкина, это приведет к усложнению процедуры вступления Украины в ВТО. Он заявил, что отечественное автомобилестроение не нуждается в льготах.
Вместе с тем член комитета, народный депутат Тариэл Васадзе (владелец корпорации УкрАВТО, в состав которой входит Запорожский автомобильный завод) подчеркнул, что отечественное автомобилестроение в настоящее время нуждается не в льготах, а в тарифной защите на переходный период. В настоящее время отечественные автомобилестроители, которые в рамках закона о стимулировании автомобилестроения уже создали автопроизводства, считают, что основным риском для них после вступления в ВТО является возможное отсутствие переходного периода, в течение которого ввозные пошлины на автомобили иностранного производства будут постепенно снижаться с существующих 25% до 10%. Страны, вступающие в ВТО, берут для себя переходный период, в среднем три года. И только мы почему-то берем на себя обязательство сразу принять нормы ВТО, — подчеркнул Т. Васадзе.
26.12.2007 г. в ВР появился новый законопроект О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью снижения возможных рисков вследствие вступления Украины во Всемирную торговую организацию, который направлен в т.ч. на решение и автомобильных вопросов. Главной идеей нового законопроекта стала попытка продолжить действие ЗУ О стимулировании производства автомобилей в Украине до 1 января года, следующего за годом, в котором ВР ратифицирует протокол присоединения Украины к ВТО. Т.е. если это произойдет в 2008 г., то льготы автопрому будут действовать до 1 января 2009 г. и т.д. 15.01.2008 г. законопроект обсуждали в профильном комитете ВР и отправили на доработку.
Как заявил замминистра экономики В. Пятницкий, на сегодняшний день у нас все документы готовы: есть отчет рабочей группы, есть графики по всем группам товаров и услугам. Если мы сейчас скажем, что начинаем вносить изменения в отчет рабочей группы, то это будет означать, что все даты мы переносим на неопределенный срок. При этом он не исключает, что предложенные нормы и вовсе могут заблокировать вступление Украины в торговую организацию. ВТО регламентируется нормами ГАТТ. И поэтому мы или принимаем эти нормы и вступаем в организацию, или пытаемся придумать что-то иное и находимся вне ВТО, — считает В. Пятницкий.
Однако украинский автопром не собирается сдавать своих позиций. Необходимость переходного периода для автопрома как инструмент защиты отрасли постоянно озвучивается перед членами украинской делегации на переговорах с ВТО.
Украинские автомобилестроители получили поддержку профильного министерства. Так, обеспокоенность возможными последствиями вступления Украины в ВТО для украинского автопорома выразил начальник управления автомобильного и дорожного машиностроения Минпромполитики Ю. Яковенко 24.01.2008 г. в ходе пресс-конференции на тему Проблемы и последствия вступления в ВТО для национального автопроизводителя. Конференция была инициирована и проведена Ассоциацией автопроизводителей Украины Укравтопром и общественной организацией Клуб Автомобильных журналистов Украины. По мнению Ю. Яковенко, при том, что в настоящее время темпы роста в автопроме ежегодно составляют порядка 35—50%, при вступлении Украины в ВТО они снизятся до 10—15%, то же произойдет и у производителей комплектующих.
По данным президента Ассоциации автопроизводителей Украины Укравтопром М. Резника, в 2007 г. отечественными предприятиями было произведено 402,8 тыс. автомобилей (+39% к показателю 2006 г.). Благодаря этому результату Украина в рейтинге Международной организации автопроизводителей OICA поднялась на одну ступень и из четвертой группы попала в третью, в число стран, которые в год производят более 400 тыс. авто. В то же время вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) может повлиять на темпы роста производства, так как все переговоры по данной теме проходили в закрытом режиме, и пока неизвестны все условия вступления Украины в ВТО. В частности, известно, что ввозные пошлины на автомобили должны быть снижены с 25% до 10%. При этом для игроков украинского рынка остается неизвестным, когда конкретно такая ставка начнет действовать. Так, известно, что 5.02.2008 г. состоится заседание ВТО, на котором могут утвердить решение о принятии нашей страны в ее члены. Впрочем, по словам М. Резника, реальное полноправное членство Украины может произойти еще спустя 3—12 месяцев.
Позиция национальных автопроизводителей на конференции была представлена лидерами рынка — корпорацией УкрАВТО и корпорацией Богдан.
Как заявил замглавы правления УкрАВТО по вопросам производства автомобилей О. Папашев, время для подготовки ЗАЗа к работе в условиях свободного рынка и низких пошлин составляет не менее 9 месяцев. По его мнению, национальная экономика имеет очень низкий рейтинг конкурентоспособности. Существующая в стране высокая стоимость финансовых ресурсов, неизмеримо большая налоговая нагрузка на отечественного производителя, неразвитость инфраструктуры производства современных материалов и автомобильных компонентов, сравнительно небольшие масштабы выпуска машин из-за недостаточной емкости внутреннего рынка — эти и др. факторы повышают себестоимость автомобилей украинского производства на 16—21%. Большинство национальных производителей, в т.ч. предприятия автомобилестроения, еще не готовы к жесткой конкуренции с ведущими иностранными компаниями в новых экономических условиях.
Ожидаемое после вступления в ВТО снижение пошлин на импортные авто с 25% до 10% существенно переформатирует украинскую автопромышленность и нивелирует все наметившиеся позитивные тенденции в его развитии. Более того, введение 10-процентной импортной пошлины на автомобили по итогам присоединения к ВТО поставит под угрозу конкурентоспособность производимых автомобилей на внутреннем рынке и очень быстро приведет к стагнации автопроизводства, сопряженной с массовым высвобождением работников, безработицей, с весьма ощутимыми потерями государственного и местных бюджетов. Например, на Запорожском автомобилестроительном заводе работает более 16 тыс. человек, а само предприятие является наибольшим отечественным налогоплательщиком региона. О. Папашев сослался на пример России, которая договорилась о переходном периоде, в результате которого пошлина с нынешних 25% к 2012 г. снизится до 22%, а лишь к 2015 г. — до 15%. В Украине пока ставится вопрос о моментальном снижении пошлины с 25% до 10%.
О. Свинарчук, президент корпорации Богдан, выступил за продление льгот украинским автопроизводителям или хотя бы создание госпрограммы их поддержки. По его мнению, если бы преференции автопрому сохранились еще год, украинские автомобилестроители смогли бы наладить производство собственной модели, т.е. на 100% локализацию, что позволило бы на равных конкурировать с иностранными автопроизводителями по эффективности и себестоимости.
По мнению О. Папашева: Государство должно сделать все возможное для того, чтобы создать отечественному автомобилестроению условия и возможности, равные тем, в которых находятся его европейские конкуренты. Имеется в виду, во-первых, решение финансовых вопросов — снижение стоимости кредитных ресурсов и усовершенствование системы налогообложения. Наряду с этим, по мнению О. Папашева, затраты на инновационное развитие должны относиться к затратам производства, а не финансироваться из прибылей. Это позволит отечественным производителям найти финансовые ресурсы для модернизации производства, сохранить таким образом завоеванные рынки и освоить новые.
Как заявил О. Свинарчук, правительство обещает, что если вследствие вступления в ВТО у украинских автозаводов наступит спад производства, то страна будет начинать антидемпинговые расследования. Но это может случиться только через год—полтора, когда будут известны темпы падения производства. А ведь каждый день простоя завода — это огромные деньги!.
Кроме этого, автопроизводители указывают, что им требуется время для проведения модернизации производства и перезаключения глобальных контрактов с подрядчиками и поставщиками.
Поэтому для оптимального бизнес-планирования в отрасли новые правила должны быть введены, во-первых, в начале календарного года, во-вторых, приблизительно через год после вступления в ВТО. Т.е. с 31 декабря года, который наступает после приобретения Украиной членства.
В случае, если решение всех этих заданий будет затягиваться, объективно более сильный зарубежный автопром получит в Украине поддержку, которая после вступления Украины в ВТО может стать причиной полного разрушения данной отрасли.
Примечание. В определенной мере эти инициативы уже были закреплены в Законе О стимулировании…, который действовал в Украине почти 10 лет. Закон О стимулировании… дал результаты — автопроизводство в Украине с 19 тыс. шт. в 1998 г. возросло до 403 тыс. шт. Рост только за последний год составил 39%.
Однако при этом подавляющее большинство украинского автопроизводства — это крупноузловая сборка SKD, которая не способствует развитию отрасли, а только позволяет выживать в борьбе с иномарками. Из полномасштабных производств за 10 лет в Украине появился только Черкасский завод Богдан, и полностью обновился Запорожский автозавод. На пороге создания полномасштабного производства находится закарпатский Еврокар.
Впрочем, украинские автопроизводители, зная об угрозах сворачивания объемов выпуска автомобилей в ВТО, не изменили свои планы по развитию. В частности, строится новый автозавод полного цикла в Черкассах, есть планы по переносу производства Запорожского автозавода. Кроме того, все эксперты сходятся во мнении, что на общие объемы украинского авторынка и динамику его развития вступление в ВТО не повлияет. Могут измениться лишь пропорции между импортом и произведенными в Украине автомобилями.
Справка. Генеральный совет ВТО 5.02.2008 г. одобрил вступление Украины. Торжественная церемония подписания протокола состоялась в 17:15 по киевскому времени. Полноправным членом ВТО Украина станет через 30 дней после ратификации документа в ВР.
Процесс присоединения Украины к ВТО начался в 1993 г. и только в 2005 г. процесс был ускорен.
В отчете рабочей группы, кроме протокола о вступлении Украины в ВТО, есть график уступок и условий относительно присоединения к рынку товаров, а также график специфических условий присоединения к рынку услуг.
Подготовила Ольга Колосова