Автогражданка: брак по любви или по расчету?

Первое ДТП со смертельным исходом произошло в Лондоне 17 августа 1896 года. Автомобиль, сбивший женщину, двигался со скоростью 12 километров в час. И судья, который вел процесс по этому делу, сказал: Такое не должно повториться. Повторилось. И повторяется каждодневно.
Трагедии на дорогах Украины стали делом привычным и, к сожалению, будничным. В цивилизованных странах вопросы безопасности человека на дороге разделяют, как правило, министерства транспорта, здравоохранения, службы, ведающие строительством и эксплуатацией дорог, полиция. Далее: поставщики и продавцы автомобилей, запчастей, нефтяные и страховые компании, учреждения, готовящие водителей. А у нас? Только ГАИ.
Предполагается, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности должен, с одной стороны, обеспечить возмещение вреда, нанесенного жизни, здоровью, имуществу пострадавших, с другой — повысить безопасность движения. Итак, сегодня на украинские дороги выходят страховые компании. По идее, у них прямая заинтересованность в снижении количества ДТП и их печальных последствий.
Как вытекает из закона, появилась она и у водителей. Ездил год без аварий — получи бонус, то есть скидку к тарифу. Нарушал правила дорожного движения — плати больше. Деньги хорошо просветляют сознание.
А есть ли вообще средства, которыми можно обезопасить человека в пути, на трассе? Подушки безопасности позволяют снизить уровень смертности на 8 — 14%, а при лобовых столкновениях — на 22 — 29%. Применение ремней и подушек сокращает количество жертв на 68%. Но многие наши автомобили не отвечают современным требованиям безопасности. В цивилизованных государствах такие автомобили просто не выпустили бы на дорогу. Например, в Великобритании отстегнутый в момент ДТП ремень безопасности автоматически исключает медицинское страховое возмещение.
Насколько быстро и эффективно действует система страхования? Не стоит рассчитывать, что в Харькове с принятием автогражданки ускорится оформление мелких аварий. Нет. Их участники настаивают на регистрации любой царапины, с вызовом страхового агента. Отсюда многокилометровые пробки, затраты на выезд по копеечному ущербу как страховщиков, так и работников дорожной милиции. Резко возросла нагрузка у автоинспекции. Можно ли тут что- то предложить? Безусловно. К примеру, случилось ДТП, без увечий и жертв. Его участники обменялись координатами и немедленно освободили проезжую часть. Дальше с ними разбираются страховые компании.
Ожидание автоинспектора, даже при незначительных авариях, сбор документов, доказательств требуют времени, терпения, нервов. А можно упростить эту схему через так называемый Европротокол. Правда, при существующем у нас уровне страховой культуры это пока сложно. Ведь еще немало тех, кто не считает мошенничество преступлением и делает ДТП своим бизнесом.
Стоит подумать о создании нормального полномочного и полноценного института аварийных комиссаров, который бы взял на себя оформление и разбор мелких ДТП. Речь идет не о подмене функций ГАИ. Эта служба смогла бы обеспечить оперативный выезд на место, безопасность участников происшествия, сохранность транспортных средств, экстренную техническую, психологическую, доврачебную помощь — то есть сервис, который чрезвычайно ценят добропорядочные страхователи. Это еще и надежное противодействие дорожному мошенничеству. Ведь жизнь показывает, что до 95% фальсификаций опытный специалист может определить на месте. Суммы, которые уплывают в карманы аферистов, на порядок выше тех, что могут идти на оплату аварийных комиссаров.
Стоит подумать о даче полномочий страховщикам контролировать состояние дорожного полотна, разметки, ограждений, светофоров, указателей, мостов, тоннелей, освещения, железнодорожных переездов и т. д. Ведь по причине плохого состояния улиц и дорог происходит каждая четвертая авария. Если она случилась из-за того, что проезжая часть обледенела или не работал светофор, пусть именно страховщики предъявят судебные иски конкретным виновникам, соответствующим службам.
Практически везде в Европе и Америке страховщики финансируют медицинские, лечебные, травматологические учреждения. Как бы цинично это ни звучало, но дешевле оперативно помочь пострадавшему прямо на месте или в клинике, чем всю жизнь платить ему пенсию по инвалидности. К этой практике, кстати, присматривается Российский союз автостраховщиков. Уже сейчас он выделяет значительные средства ГИБДД на обеспечение безопасности движения.
Откровенное пренебрежение порядком на дорогах стало нормой как для водителей, так и для местных властей. Настало время действовать решительно и бескомпромиссно. Превысил скорость на 40 километров в час, проехал на запрещающий сигнал светофора — лишаешься прав.
Не все получается с выплатой компенсации. При ДТП она должна быть выплачена в конкретные сроки, в которые трудно уложиться. За установленный законом период, когда еще не отлажена экспертиза, оценить ущерб невозможно. Значит, нужно искать способы, как ускорить процедуру, чтобы никто не чувствовал себя обманутым.
Страховые сообщества поначалу должны идти даже на излишние траты, лишь бы не конфликтовать с клиентами. А как происходит в реальности? Погиб человек в аварии — родственникам отказывают в выплатах. Дескать, нет человека — нет проблемы.
Счета у пострадавших в ДТП на оплату медикаментов, врачебной помощи тоже не принимают. Конечно, так ведут себя не все. Но, увы, многие. Много нареканий по поводу мизерных сумм выплат. Но это объясняется двумя причинами. Во- первых, люди не знают своих прав. Многие пострадавшие, особенно пешеходы, просто не обращаются в страховые компании за возмещением ущерба. Во-вторых, у страховщиков нет утвержденной методики по определению размера возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью. Сейчас каждая страховая компания использует собственную методику, ориентированную на минимум выплат, или вообще не возмещает ущерб. Хотя существующее законодательство позволяет делать такие выплаты очень просто. Страховые компании, помимо выплат по обязательному медицинскому страхованию, должны оплачивать дополнительные расходы на лечение и последующую реабилитацию. Просто надо уметь отстаивать свои права и документально подтверждать необходимость дополнительных затрат на лечение. К сожалению, из текста закона непонятно, какую ответственность несут компании за задержку тех же выплат. Также не сказано, в какую инстанцию может обратиться пострадавший за помощью, если ему выдали меньшую сумму, нежели определили эксперты. А добиваться справедливости в суде — слишком большая трата времени.
Статистика автострахования в Украине очень запутана. По сведениям, взятым из Интернета, следует, что у страховых компаний все благополучно и зарабатывают они неплохо. Но сами страховщики говорят, что у них сплошные убытки, и что компании с трудом выходят на нулевой баланс. Не будем спорить и обратимся к российской статистике. Ведь там подобный закон действует уже несколько лет. Страховщики собрали сорок миллиардов рублей, а выплатили только четыре. Где еще в мире и в какой еще сфере экономики можно получить такие колоссальные прибыли?
По данным российских спецслужб, водители ежегодно платят миллиард долларов работникам ГАИ в качестве взяток. Думаю, что в Украине картина не лучше. Чему удивляться, если норма, по которой финансируется один автомобиль дорожно-патрульной службы, составляет всего одну треть от необходимого? Где берут средства уважаемые инспектора, чтобы обеспечить остальные две трети? Вспомните об их мизерной зарплате, и сразу станет ясен ответ. Но об этом даже гаишники не говорят ни слова, а лишь просят больше полномочий. Может, все-таки подумать о реформе ГАИ? В развитых странах проблемой безопасности занимаются разные структуры. А у нас кто и за что отвечает? Прием экзаменов у водителей — ГАИ, техосмотр — ГАИ, регистрация автомобилей — тоже ГАИ.
Может, пока рано искать пути и способы подружить гражданина с автогражданкой, а стоит повременить, пока этот закон станет обязательным как для водителей, так и для страховщиков? Может, стоит подождать, пока государство станет обязательным по отношению к автовладельцу?