Обзор фрахтового рынка

Обзор фрахтового рынка
Перевозки сухих грузов
2007 г. был превосходным для владельцев сухогрузных судов. Уровень ставок фрахта побил все возможные рекорды как по темпам роста, так и в абсолютных величинах.
Согласно подсчетам компании Clarksons, средняя стоимость тайм-чартера сухогрузного судна в 2007 г. увеличилась в 2,15 раза и составила $42,6 тыс./день. Наибольший рост наблюдался в секторе судов типа Capesize, ставки для которых подскочили почти в 2,6 раза — до $111,7 тыс./день.
Изменение тайм-чартерных ставок фрахта балкеров в 2007 г. ($/день)

DWT
Год постройки
2006 г.
2007 г.
+/-
Capesize
1999/00
43178
111757
+158,8%
Panamax
1997/98
21427
51223
+139,1%
Handymax

20373
42583
+109%
Handysize

15725
31346
+99,3%
Среднее знач.

19892
42604
+114,2%

Средняя стоимость балкеров в 2007 г. (млн $)

DWT
2006 г.
2007 г.
+/-
10-летние

150000
62
105
+69,4%
72000
37
72
+94,6%
42/45000
32
60
+87,5%
28/30000
23
40
+73,9%
5-летние

150000
81
150
+85,2%
73000
45,5
88,5
+94,5%
45000
40
75
+87,5%
28/30000
28,5
44
+54,4%

2008 г. также имеет все шансы стать рекордным, но уже не по росту ставок, а по скорости их падения, начавшегося в декабре 2007 г. Индекс BDI за последний месяц (с 24.12.2007 г. по 25.01.2008 г.) снизился на 37,4%.
Для судов Capesize ставки рейсовых чартеров упали в среднем на 45% в Тихоокеанском регионе, и на 50—55% — в Атлантике.
Фрахт судов Panamax на трансатлантических маршрутах за месяц подешевел примерно на 21%.
Динамика балтийских индексов (сухогрузы)

Code
Baltic Indices
24.12.2007 г.
25.01.2008 г.
+/- за месяц
BDI
Baltic Dry Index
9236
5780
-37,4%
BCI
Baltic Capesize Index
13708
7202
-47,5%
BPI
Baltic Panamax Index
8422
5783
-31,3%
BSI
Baltic Supramax Index
5864
4129
-29,6%
BHSI
Baltic Handysize Index
2982
2274
-23,7%

Динамика ставок фрахта судов Capesize на океанских маршрутах ($/т)
Атлантика

Route
Size
Wtng
17.12.2007 г.
21.01.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Narvik to Rotterdam
140,000/10%
10%
16,25
8,50
-7,75
-47,7%
Tubarao to Rotterdam
150,000/10%
10%
43,05
20,00
-23,05
-53,5%
Richards Bay to Rotterdam
150,000/10%
10%
45,75
25,00
-20,75
-45,4%
Hampton Rds to Rotterdam
120,000/10%
10%
42,10
18,70
-23,4
-55,6%
Puerto Bolivar to Rotterdam
150,000/10%
10%
43,80
19,50
-24,3
-55,5%
Nouadhibou to Taranto
130,000/10%
10%
28,10
12,60
-15,5
-55,2%
Tubarao to Japan
18 m swad
10%
85,85
50,60
-35,25
-41,1%
Tubarao to Beilun/Baoshan
150,000/10%
10%
87,50
51,00
-36,5
-41,7%
T/C Continent-Far East
172,000 dwt
10%
39,41
21,21
-18,2
-46,2%
T/C Transatlantic round
172,000 dwt
10%
29,60
10,60
-19
-64,2%

Тихий Океан

Route
Size
Wtng
17.12.2007 г.
21.01.2008 г.
+/- ($)
+/- (%)
Rizhao to Rotterdam
150,000/10%
10%
46,50
26,85
-19,65
-42,3%
Dampier to Qingdao
150,000/10%
10%
36,90
20,00
-16,9
-45,8%
Saldanha to Qingdao
150,000/10%
10%
68,90
37,35
-31,55
-45,8%
Bay to Kwangyang
130-150,000/10%
10%
59,55
31,75
-27,8
-46,7%
Cape Lambert to Rotterdam
160,000/10%
10%
48,00
26,00
-22
-45,8%
NSW to Japan
130,000/10%
10%
49,75
28,40
-21,35
-42,9%
Queensland to Rotterdam
150,000/10%
10%
59,25
34,80
-24,45
-41,3%
NSW to South Korea
130,000/10%
10%
53,90
29,30
-24,6
-45,6%
Trip F East/Continent
172,000 dwt
10%
21,56
10,25
-11,31
-52,5%
Transpacific round
172,000 dwt
10%
31,11
14,85
-16,26
-52,3%

Динамика ставок фрахта судов Panamax на трансатлантических маршрутах за период с 19.12.2007 г. по 23.01.2008 г.

Transatlantic r/v

Rotterdam

Antwerp

Hamburg

Dunkirk

Fos

$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
$/т
+/-
Davant
39,3
-10,56
45,54
-12,4
41,82
-11,48
38,36
-10,38
43
-11,79
Mississippi River
56,77
-14,76
53,93
-14,87
55,14
-15,16
50
-13,74
53,38
-14,78
Puerto Bolivar
36,28
-9,9
44,58
-11,66
38,05
-10,58
34,18
-9,38
36,63
-10,1
Hampton Roads
31,88
-8,68
38,41
-10,06
33,82
-8,97
29,86
-8,2
35,02
-9,68
Maracaibo
53,25
-14,33
52,38
-14,31
54,75
-15,01
55,98
-14,58
53,96
-14,77

Динамика ICAP Hyde Supramax Index*

21.12.2007 г.
24.01.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$/Day
%
Black Sea to Far East
69600
65000
-4600
-6,6%
US Gulf to NCSA/Skaw-Passero
110000
72500
-37500
-34,1%
Far East to Atlantic
47000
28000
-19000
-40,4%
Australia/India (Pac round)
48250
30000
-18250
-37,8%
Average 4TCs
68713
48875
-19838
-28,9%
INDEX
9305
6564
-2741
-29,5%

*Index basis: 50—52,000 dwt bulk carrier, maximum 10 years old, 25t cranes with grabs, 14k on 30t ifo no diesel at sea

Динамика ICAP Handymax Index*

21.12.2007 г.
24.01.2008 г.
+/-
+/-
Route
$/Day
$/Day
$/Day
%
Antwerp—Skaw trip Far East
68500
54500
-14000
-20,4%
Canakkale trip Far East
61500
54000
-7500
-12,2%
Japan—SK/NOPAC or Australia RV
43500
28000
-15500
-35,6%
Japan—SK trip Gib — Skaw range
42500
26000
-16500
-38,8%
Antwerp—Skaw trip US Gulf
42500
28000
-14500
-34,1%
USG trip Skaw—Passero
100500
62500
-38000
-37,8%
Weighted Average
55625
39625
-16000
-28,8%
INDEX
6240
4445
-1795
-28,8%

*Index basis: 45,000 dwt bulk carrier max 15 years, 25t cranes with no grabs, 14k/29.5 ifo,no diesel at sea

Тайм-чартерные ставки на коротких европейских маршрутах за последние 1,5 месяца упали на 15—20%. Так, за период с середины декабря 2007 г. по конец января 2008 г. фрахт судна дедвейтом 6500 т подешевел в среднем на EUR800 (до EUR5300/день), дедвейтом 3500 т — на EUR900 (до EUR3600/день), 2500 т — на EUR650 (EUR2500/день), 1750 т и 1250 т — на EUR350 (соответственно, до EUR1900/день и EUR1800/день).
Динамика средних тайм-чартерных ставок на коротких маршрутах Европы (EUR/день, Modern, Box)

DWT
14.12.2007 г.
18.01.2008 г.
25.01.2008 г.
+/- за неделю
+/- за 1,5 месяца
1250 т
2150
1850
1800
-50
-350
1750 т
2250
1950
1900
-50
-350
2500 т
3150
2600
2500
-100
-650
3500 т
4500
3800
3600
-200
-900
6500 т
6100
5600
5300
-300
-800

В Балтийском регионе наблюдается излишек доступного тоннажа. Достаточно умеренная погода пока позволяет судам, не имеющим ледового класса, свободно заходить в порты Южного поб. Финляндии и Шведских озер.
Стоимость перевозки 2,5—3 тыс. т стали в рулонах из Нижней Балтии в ARAG (Amsterdam/Rotterdam/Antwerpen/Gent) опустилась до EUR20/т. Во столько же обойдется доставка 2 тыс. т сельскохозпродукции из Латвии в Осло-Фьорд (Норвегия).
К концу января т.г. несколько укрепились ставки для транспортировки древесины и бумаги из стран Прибалтики и Швеции. Также было достаточно предложений к перевозке металлолома в Турцию.
Плохая погода в Северном море продолжает вызывать задержки судов в портах Скандинавии. Поиск тоннажа здесь для фрахтователя по-прежнему проблематичен. Ставки остаются, в основном, неизменными, в сравнении с предыдущими несколькими неделями. Перевозка 1 тыс. т металлолома из портов Западного поб. Норвегии в Данию суммарно (lump sum) стоит около EUR17 тыс. Шведские фрахтователи находятся в поисках тоннажа для перевозок проектных грузов в пределах Балтии. Также наблюдается активизация отгрузок зерна партиями 2,5—3 тыс. т из Дании и Балтийского поб. Германии в порты Западного поб. Норвегии. Фрахтовые ставки для таких перевозок судами, имеющими возможность саморазгрузки, составляют EUR15/т.
Северо-Западная Европа остается довольно неинтересным регионом для судовладельцев. Предложение грузов здесь весьма небольшое, если не считать регулярных перевозок сельхозпродукции из ARAG в Великобританию и порты Балтии. Судовладельцам предлагают ставку GBP13/т для транспортировки 1,5 тыс. т сои из Роттердама в порты Восточного поб. Шотландии. Многие британские порты завалены древесиной, завезенной из Балтии, что вынуждает некоторых фрахтователей уже в пути изменять порты назначения для судов с этим грузом.
В Средиземноморском регионе активность грузовладельцев достаточно высокая. Несмотря на это, под влиянием глобальных тенденций, а также в связи с излишком доступного тоннажа, ставки в январе т.г. и здесь снизились.
Фрахт судов вместимостью 3 тыс. т для перевозок из портов Восточного Средиземноморья в Северо-Западную Европу обходится примерно в EUR37—38/т, а в Западное Средиземноморье — EUR30/т. Доставка 3 тыс. т пшеницы из Южной Франции в Адриатику стоит $25.
К концу января т.г. активизировались перевозки зерна партиями 3—4 тыс. т из Южной Испании и Франции.
Репрезентативные фрахтовые сделки на коротких европейских маршрутах в январе 2008 г.

Партия
Груз
Направление
Ставка (за 1 т)
3000 т
зерно
Южное поб. Испании—Алжир
$26
3000 т
сталь
Западное поб. Италии—Турция (М—м)
$27
2500 т
зерно
Балтийское поб. ФРГ—Ирландия
EUR29
2000 т
минеральные грузы
Греция—Юж. поб. Испании
$42,5
2000 т
минеральные грузы
Северная Испания—Восточное поб. Швеции
EUR30,5
2000 т
минеральные грузы
Тунис—Адриатика
$30
1500 т
сельхозпродукция
Восточное поб. Шотладнии—Ирландия
GBP14,5
1200 т
минеральные грузы
ARAG—Дания
EUR22,5
1000 т
сельхозпродукция
Фарерские о-ва—Хамбер (Великобритания)
EUR33

Ставки при транспортировке металлопродукции партиями 5 тыс. т в Черноморском регионе в январе снизились примерно на $5/т. Так, доставка такой партии из Одессы в Италию к середине месяца подешевела до $35/т, хотя еще в середине декабря 2007 г. это стоило бы $40/т. Аналогичная перевозка в турецкий Трабзон обходилась в $18/т. Также на $2—5 подешевел фрахт углевозов и рудовозов. Стоимость перевозки 5 тыс. т угля из Керчи в Измир (Турция) снизилась до уровня $19,5/т, а в порты Мраморного моря — до $16—17/т.
Противоположная ситуация наблюдается в Азовском море, где из-за сложной ледовой обстановки, сильно затрудняющей судоходство, фрахтовые ставки не только не упали, но даже увеличились. Экспорт зерна, металлолома и угля из местных портов подорожал на $3—5/т.
Фрахтовые ставки на перевозки сухих грузов из некоторых портов Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 15.01.2008 г.
Металлы

Объем
Направление
Ставка, $/т
Объем
Направление
Ставка, $/т
70 тыс. т
Южный—Южная Корея
66
5 тыс. т
Одесса—Трабзон
18
70 тыс. т
Южный—Мексиканский залив
32
5 тыс. т
Одесса—Эрегли
17
40 тыс. т
Одесса—Дубай
70
3 тыс. т
Ейск—Искендерун
48
12 тыс. т
Одесса—Порт Маргера
34
3 тыс. т
Ейск—Турция (М/м)
31
10 тыс. т
Новороссийск—Адриат. поб. Италии
39
3 тыс. т
Ейск—Турция (Ч/м)
29
5 тыс. т
Одесса—Равенна
35
3 тыс. т
Ростов—Немрут-Бей
50
5 тыс. т
Одесса—Турция (М/м)
20
3 тыс. т
Ростов—Турция (М/м)
46

Уголь, кокс и рудные грузы

Объем
Направление
Ставка, $/т
Объем
Направление
Ставка, $/т
60—70 тыс. т
Южный—Сев. Китай
59
5 тыс. т
Керчь—Самсун
14
15 тыс. т
Николаев—Искендерун
21
4 тыс. т
Керчь—Поти
20
5 тыс. т
Керчь—Измир
19
3—5 тыс. т
Азов—Трабзон
30
5 тыс. т
Керчь—Турция (М/м)
16
2—2,5 тыс. т
Керчь—Поти
24

Удобрения

Объем
Направление
Ставка, $/т
Объем
Направление
Ставка, $/т
60 тыс. т
Южный—Шанхай
66
6 тыс. т
Южный—Искендерун
26
60—70 тыс. т
Южный—Мундра
55
5—6 тыс. т
Южный—Марокко
50
25—35 тыс. т
Николаев—Мумбаи
82
3 тыс. т
Южный—Турция (М/м)
20

Зерновые

Объем
Направление
Ставка, $/т
Объем
Направление
Ставка, $/т
55—60 тыс. т
Южный—Джидда
65
20—25 тыс. т
Новороссийск—Марокко
45
30 тыс. т
Новороссийск—Бангладеш
90
3 тыс. т
Азов—Турция (М/м)
38
25 тыс. т
Новороссийск—Александрия
39

Примечание. Ч/м — Черное море, М/м — Мраморное море
Контейнерные перевозки
По данным Clarksons, 2007 г. был в целом успешным для отрасли морских контейнерных перевозок, за исключением рынка небольших судов, доходность которых снизилась.
Так, ставки фрахта судна на 2750 TEU (gearless) в течение года увеличились на 60% и в декабре 2007 г. составили в среднем $30 тыс./день. Ставки для судов на 3500 TEU (geared) выросли 50% — до $33 тыс./день. Наем контейнеровозов вместимостью 1700 TEU подорожал с $12,8 тыс./день до $17,5 тыс./день.
Динамика средних ставок фрахта контейнерного тоннажа за 2005—2007 гг. ($/день)

Тип
Вместимость
2005 г.
2006 г.
2007 г.
+/- за год, %
Feeder
350 TEU Geared
8479
6292
5779
-8,1
Feedermax
725 TEU Geared
12775
9817
9054
-7,8
Handy
1000 TEU Geared
17700
12350
12500
+1,2
Handy
1700 TEU Geared
27146
17079
16613
-2,7
Sub-Panamax
2000 TEU Gearless
2875
18392
19696
+7,1
Sub-Panamax
2750 TEU Gearless
34813
22646
26292
+16,1
Panamax
3500 TEU Gearless
38427
26583
29958
+12,7
Средний индекс

151,9
105,8
107,9
+2

Однако все эти ставки остаются значительно ниже показателей пикового 2005 г., и главный вопрос теперь состоит в том, продолжится ли восстановление рынка в 2008 г.
Динамика цен на контейнеровозы в 2007 г. соответствовала ситуации на фрахтовом рынке. Так, стоимость 10-летнего судна на 3500 TEU к концу 2007 г. достигла $49,5 млн. Это на 8,5 млн превышает цену аналогичного судна на конец 2006 г. Даже небольшие фидеры подорожали в среднем на 7,7% — до $14 млн.
В инвестиционном банке Dresdner Kleinwort считают, что в 2008 г. рост контейнерных перевозок замедлится до 9—10%. На 2007 г. банк прогнозировал рост на уровне 9%, хотя фактически перевозки увеличились больше — на 10—11%. Негативным фактором аналитики Dresdner Kleinwort считают дисбаланс, сложившийся на различных региональных рынках. Так, если на маршруте Азия—Европа объемы перевозок увеличились в среднем на 20%, то транстихоокеанские и трансатлантические перевозки показали минимальный рост.
Тем не менее, в Dresdner Kleinwort надеются, что в 2008 г. продолжится дальнейший рост ставок фрахта и рентабельности отрасли, несмотря на ослабление доллара США и более высокую стоимость бункерного топлива.
На 2009 г. и 2010 г. банк прогнозирует рост объемов перевозок на 11% и 15% соответственно.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что перспективы рынка во многом будут зависить от состояния экономики США.
Аналитики департамента ООН по социальным и экономическим вопросам считают, что кризис американского рынка жилья и ослабление доллара могут привести экономику США к рецессии в 2008 г., а также будут способствовать остановке роста мировой экономики в 2009 г.
По их мнению, эффект домино от спада в США приведет к сокращению темпов роста экспорта из Китая, Европы и Японии, что, в свою очередь, будет способствовать уменьшению спроса этих стран на продукцию из развивающиеся стран.
Рост мирового ВВП в 2008 г., согласно прогнозу ООН, составит 3,4% по сравнению с 3,7% в 2007 г.
Как отмечает главный экономист ООН Р. Вос, шансы на то, что экономика США будет сокращаться в каждом из 4 кварталов 2008 г., составляют 50 на 50.
Мировая экономика, по его словам, возможно, вообще не будет расти в таких условиях.
Согласно прогнозу ООН, ВВП США в 2008 г. вырастет на 2%, стран ЕС — на 2,5%, Японии — на 1,7%, Китая — на 10,1%, РФ — на 8,2%, Южной Америки — на 5,2%.
Заказы контейнерного тоннажа в 2007 г. (тыс. TEU)

Тип
Вместимость
2006 г.
2007 г.
+/-, %
Feeder
100—999 TEU
164,6
120,3
-26,9
Handy
1000—1999 TEU
495,5
449,3
-9,3
Sub-Panamax
2000—2999 TEU
400,5
414,7
+3,5
Panamax
3000+ TEU
1279,1
1353,5
+5,8
Post-Panamax
400—7999 TEU
892,8
1039,5
+16,4
Post-Panamax
8000+ TEU
1533,1
3167,4
+106,6
Всего

4765,6
6544,7
+37,3

Стоимость 10-летних контейнерных судов в 2007 г. (млн $)

Тип
Вместимость
2006 г.
2007 г.
+/-,%
Feeder
725 TEU Geared
13
14
+7,7
Feedermax
1000 TEU Geared
16
19
+18,8
Handy
1700 TEU Geared
24,5
26,5
+8,2
Sub-Panamax
2000 TEU Gearless
28
32,8
+17,1
Sub-Panamax
2750 TEU Gearless
36
43
+19,4
Panamax
3500 TEU Gearless
41
49,5
+20,7

Поставки контейнерного тоннажа в 2007 г. (тыс. TEU)

Тип
Вместимость
2006 г.
2007 г.
+/-,%
Feeder
100—999 TEU
669,8
717,9
+7,2
Handy
1000—1999 TEU
1484,3
1634,6
+10,1
Sub-Panamax
2000—2999 TEU
1583,8
1701,9
+7,5
Panamax
3000+ TEU
2540,5
2931,2
+15,4
Post-Panamax
3000—7999+ TEU
2239,3
2413,8
+7,8
Post-Panamax
8000+ TEU
942,9
1343,3
+42,5
Всего

9460,6
10741,7
+13,6

Несмотря на сезонное затишье, традиционно наблюдающееся в период между Рождеством и Китайским Новым годом, спрос на большие контейнеровозы в январе 2007 г. был выше, чем обычно в это время года. Дело в том, что в конце 2007 г. перевозчики вынуждены были на многих маршрутах замедлить движение судов, чтобы сэкономить на топливе. Но, для того, чтобы выполнять еженедельные графики судозаходов, им пришлось помещать на сервисы дополнительные суда.
Компания CSAV в середине января т.г. продлила на 2 года фрахт 2 судов (Wehr Schulau и Etha Rickmers) вместимостью около 1700 TEU каждый по ставке $17,4 тыс./день, начиная с марта 2008 г. Это значительно больше, чем $15,5 тыс./день, которые платились в конце декабря 2007 г. на рынке спотового тоннажа за судно подобного размера (для фрахта сроком на 6 месяцев).
Некоторые суда, такие как Cape Magnus (2700 TEU) и Zodiac (1830 TEU), все еще оставались без работы.
Динамика основных контейнерных индексов
Howe Robinson Container Index

19.12.2007 г.
2.01.2008 г.
16.01.2008 г.
23.01.2008 г.
+/-
Vessel Type
Wtng
PTS
PTS
PTS
PTS
за месяц
250 TEU (G) 12 k
2%
25,1
25,1
25,1
25,1
0
510 TEU (GL) 15 k
5%
62,3
62,3
62,3
62,3
0
520 TEU (G) 15,5 k
5%
68,1
68,1
69,3
69,3
+1,2
650 TEU (G) 15 k
5%
62,6
61,5
61,5
61,5
-1,1
1000 TEU (G) 17,5 k
5%
60,2
60,2
59,1
60,2
0
1100 TEU (GL) 19 k
5%
61,5
61,5
62,2
62,7
+1,2
1100 TEU (G) 19 k
5%
58,2
58,2
59,3
60,4
+2,2
1200 TEU (GL) 19 k
5%
61,5
61,5
60,4
60,4
-1,1
1600 TEU (GL) 18 k
15%
194,0
194,0
203,6
203,6
+9,6
1700 TEU (G) 19,5 k
15%
171,3
168,7
187,1
189,8
+18,5
2050 TEU (GL) 20 k
5%
79,6
76,0
76,0
72,4
-7,2
2500 TEU (G) 22 k
10%
155,1
155,1
155,1
155,1
0
2800 TEU (GL) 22 k
10%
159,3
159,3
159,3
159,3
0
3500 TEU (GL) 22,5 k
5%
78,4
78,4
78,4
78,4
0
4300 TEU (GL) 24 k
3%
45,2
45,2
45,2
45,2
0
INDEX

1342,5
1335,1
1364,0
1365,6
+23,1

China Containerized Freight Index

Сервис
28.12.2007 г.
25.01.2008 г.
+/- за месяц (%)
+/- за год (%)
Japan Service
830,46
846,6
+1,94%
+39,63%
Europe Service
1671,07
1735,68
+3,87%
+29,79%
W/C America Service
1079,57
1090,68
+1,03%
-9,51%
E/C America Service
1293,16
1248,44
-3,46%
+0,11%
Hongkong Service
588,35
544,39
-7,47%
-19,28%
Korea Service
666,55
645,91
-3,10%
-2,66%
Southeast Asia Service
1035,97
997,47
-3,72%
+12,02%
Mediterranean Service
1657,74
1649,2
-0,52%
+15,80%
Australia/New Zealand Service
1121,9
1094,63
-2,43%
+22,38%
South Africa/South America Service
863,5
876,81
+1,54%
+18,92%
West East Africa Service
1137,21
1092,02
-3,97%
+1,96%
INDEX
1155,01
1159,45
0,38%
+11,53%

Репрезентативные сделки на рынке контейнерного тоннажа в середине января 2008 г.

Судно
Параметры судна
Срок сделки
Регион
Ставка (в день)
Компания-фрахтователь
Hansa Constitution
(34,954 dwt, 1997 built), Flag GEU, 2,758 teu (2,070 teu homogeneous, 303 plugs, cellular, gearless, 22.5/95)
30 days
Asia
$25500
APL
Rio Verde
(33,741 dwt, 2003 built), Flag GEU, 2,524 teu (400 plugs, geared, 21.70)
opt 12 months
worldwide
$16000
Hamburg Sued
Valentina
(22,263 dwt, 2007 built), Flag MAI, 1,875 teu (1,285 teu homogeneous, 385 plugs, cellular, geared, 21/67)
24 months
Continent
$19250
OOCL
Valdivia
(22,229 dwt, 2006 built), Flag MAI, 1,875 teu (1,285 teu homogeneous, 385 plugs, cellular, geared, 21/67)
ext 24 months
Continent
$19250
Hapag-Lloyd
Kyoto Tower
(21,900 dwt, 2007 built), 1,798 teu (1,260 teu homogeneous, 145 plugs, cellular, gearless, 19.5/58)
ext 12 months
inter-Asia
$17500
Wan Hai Lines
Viking Eagle
(23,410 dwt, 2006 built), Flag LIB, 1,740 teu (1,289 teu homogeneous, 300 plugs, cellular, geared, 21/64)
23 months
Asia
$17850
K Line
Wehr Schulau
(23,026 dwt, 1999 built), Flag MAI, 1,730 teu (1,125 teu homogeneous, 200 plugs, cellular, geared, 19.5/54.5)
ext 24 months
Asia
$17400
CSAV
Etha Rickmers
(22,900 dwt, 1996 built), Flag MAI, 1,726 teu (1,120 teu homogeneous, 200 plugs, cellular, geared, 20/54.5)
24 months
Asia
$17400
CSAV
Ocean Bright
(22,314 dwt, 2007 built), Flag HKG, 1,688 teu (1,200 teu homogeneous, 377 plugs, cellular, geared, 20/59.72)
ext 6 months
worldwide
$17300
CMA CGM
Zenit
(25,057 dwt, 1998 built), Flag MAI, 1,647 teu (1,250 teu homogeneous, 350 plugs, cellular, geared, 21.5/68)
45 months
Asia
$15500
MOL Shipmanage
Kuo Chia
(18,622 dwt, 1998 built), Flag CHT, 1,405 teu (1,120 teu homogeneous, 84 plugs, cellular, gearless, 18.2/36.8)
ext 12 months
inter-Asia
$16000
Wan Hai Lines
El Flaco
(13,760 dwt, 2007 built), Flag ABB, 1,118 teu (700 teu homogeneous, 220 plugs, cellular, gearless, 19.5/36)
ext 12 months
inter-Asia
$12750
KMTC
Bernhard S
(14,454 dwt, 1995 built), Flag ABB, 1,104 teu (765 teu homogeneous, 150 plugs, cellular, geared, 19/39)
12 months
Caribbean
$13750
Seaboard Marin
Creek
(9,820 dwt, 1999 built), Flag MAI, 797 teu (508 teu homogeneous, 157 plugs, cellular, geared, 18.0/32)
6 months
inter-Asia
$10250
Hull and Hatch
MCP Amsterdam
(8,023 dwt, 2007 built), Flag NTH, 629 teu (406 teu homogeneous, 60 plugs, non cellular — gearless, 15/20)
ext 8 months
inter-Asia
$7300
Wan Hai Lines
Marus
(3,950 dwt, 1996 built), Flag ABB, 340 teu (217 teu homogeneous, 40 plugs, non cellular — gearless, 15/13.5)
ext 12 months
Continent
EUR5100
C2C

Однако брокеры уверены, что любые свободные суда должны вернуться в бизнес, как только зимнее затишье завершится, и на смену потоку краткосрочных переуступок тоннажа придут твердые долгосрочные контракты.
Как отмечают перевозчики, снижение скорости движения судов — это не временная мера, а новая особенность линейного судоходства.
Так, менеджмент компаний Hapag-Lloyd и Evergreen не ожидает, что в обозримом будущем цены на нефть упадут до тех уровней, которые оправдали бы возвращение к более высоким скоростям.
Большинство контейнерных линий замедлило движение судов приблизительно с 24 узлов до 20 узлов на маршрутах между Азией и Европой, где есть возможности реорганизовать сервисы, но все еще придерживаться еженедельных заходов в порты.
Это добавляет несколько дополнительных дней к обычному 56-дневному путешествию туда и обратно. Для судов 8000 TEU суточный расход топлива сокращен с 280 т до 150 т. Если учитывать, что стоимость топлива составляет около $500/т, то выходит, что экономия составляет более $60 тыс. в день. Полные эксплуатационные затраты оказываются ниже даже с учетом необходимости добавления девятого судна на маршрут.
Но компания Hapag-Lloyd пошла дальше и замедлила суда также на транстихоокеанских и трансатлантических маршрутах. Так, на Атлантике скорости были уменьшены с 20 узлов до 16 узлов. На транстихоокеанских маршрутах суда Hapag-Lloyd теперь двигаются со скоростью приблизительно 20 узлов.
Руководство NYK убеждает персонал стремиться к 10% снижению скорости рейса по всему флоту. Это должно сэкономить 25% топлива и сократить выбросы углекислого газа.
Линия Evergreen понизила скорости на сервисах Азия—Европа на 1,3% в дополнение к др. усилиям по экономии топлива.
Руководитель Maersk Э. Колдинг в начале января т.г. предостерег, что замедлением судна необходимо тщательно управлять и оно подходит не для всех маршрутов. По его словам, планирование сервиса на более низких скоростях — очень сложный процесс, поэтому Maersk сокращает скорости судов там, где это имеет смысл.
Maersk также планирует использовать новую, более понятную и прозрачную формулу для расчета бункерной надбавки (BAF) при перевозках контейнеров. Линия намерена разместить на своем веб-сайте т.н. калькулятор BAF, который позволит клиентам вычислять влияние стоимости бункерного топлива на цену перевозки на конкретную дату.
Предполагается, что базисная цена будет зависеть от таких переменных, как тип судна и средний расход его топлива, время транзита и грузовые дисбалансы.
Это означает, что грузоотправители извлекут выгоду из мер, предпринимаемых для экономии топлива, в т.ч. от замедления скоростей. Также будет происходить автоматическое удешевление перевозки, если цены на топливо упадут.
Существующая в настоящее время формула BAF была введена много лет назад, когда нефтяные котировки были относительно стабильными.
Кроме того, в настоящее время никто не предоставляет точной корреляции BAF с реальными затратами на топливо.
В результате многие клиенты просто отказываются платить эту надбавку, особенно на транстихоокеанских маршрутах, отмечает вице-президент Maersk В. Клерк.
Уже в 1 кв. 2008 г. применять новую формулу BAF начнут в Тихоокеанском регионе. Для перевозок из Азии в Европу она вступит в силу после отмены системы конференции в ЕС и последующего закрытия Дальневосточной фрахтовой конференции (FEFC), которая в настоящее время устанавливает BAF для линий-членов.
Кроме того, до апреля т.г. Maersk планирует осуществить реорганизацию, которая, как ожидается, позволит оптимизировать услуги в соответствии с требованиями клиентов, а также улучшить финансовые показатели.
Согласно новой стратегии суда компании будут перевозить грузы, приносящие наибольший доход за более короткое время. Стоимость услуг также планируется сократить.
В связи с этим планируется сократить количество рабочих мест на 10% (2—3 тыс. человек). Сокращение коснется в первую очередь региональных представительств перевозчика. Кроме того, внутренние контейнерные сервисы (авто- и ж/д перевозки, стивидорный бизнес) и логистические операции (Maersk Logistics and Damco) будут отделены от Maersk Line. Изменения произойдут и в самой региональной структуре компании — количество регионов будет сокращено с 14 до 11. Количество регионов Maersk Logistics будет также изменено — с 14 до 12.
Танкерные перевозки
2007 г. вплоть до ноября был худшим годом для рынка танкерных перевозок, начиная с 2002 г. Средний доход собственников супертанкеров (VLCC) составлял мизерные $43,7 тыс. в день.
Лучшим годом для отрасли считается 2004 г., когда доход составлял $86,19 тыс./день.
Но в ноябре 2007 г. ставки на VLCC начали резко увеличиваться, и в середине декабря достигли $211 тыс./день. Т.о. это был лучший декабрь в истории танкерных перевозок.
Эксперты Clarksons подсчитали, что по итогам 2007 г. средние фрахтовые ставки для танкеров снизились в сравнении с 2006 г. на 8,3%. В частности, для судов типа VLCC ставки упали на 8,2% (до $57,9 тыс./день), для Suezmax — на 15,6% (до $44,8 тыс./день), для Aframax — на 9% (до $35,8 тыс./день). Снижение ставок фрахта судов, предназначенных для перевозки светлых нефтепродуктов составило, 4,3% (до $26 тыс./день), а для темных нефтепродуктов — всего 1% (до $30,5 тыс./день).
Изменение тайм-чартерных ставок фрахта танкеров в 2007 г. ($/день)

DWT
Год постройки
2006 г.
2007 г.
+/-
VLCC
1999/00
63073
57906
-8,2%
Suezmax
1998/99
53097
44825
-15,6%
Aframax
1999/00
39356
35810
-9%
Products (Dirty)

30869
30565
-1%
Products (Clean)

27174
26016
-4,3%
Среднее знач.

35445
32491
-8,3%

Средняя стоимость двухкорпусных танкеров в 2007 г. (млн $)

DWT
2006 г.
2007 г.
+/-
10-летние

300000
96
110
+14,6%
150000
71
74
+4,2%
95000
53
60
+13,2%
45000
39
42
+7,7%
35000
31
36
+16,1%
5-летние

300000
118
135
+14,4%
150000
82
92
+12,2%
95000
66,5
70
+5,3%
70000
56
60,5
+8%
40/45000
47,5
52
+9,5%

Начиная с середины января 2007 г. стоимость фрахта танкеров VLCC и Suezmax на основных маршрутах начала снижаться.
В Черном море ставки для судов Suezmax за период с 8 по 25 января т.г. упали почти в 1,7 раза — с ws220 до ws130. Т.о. перевозка 135 тыс. т нефти из Новороссийска в Аугусту подешевела на $6,3/т — до $9,3/т.
Для судов Aframax ставки за аналогичный период, наоборот, увеличились на ws27 — до ws192. Доставка 80 тыс. т нефти из Одессы в Лаверу подорожала на $2,4/т — до $17,4/т.
Ставки фрахта танкеров в некоторых портах Азово-Черноморского бассейна по состоянию на 24.01.2008 г. ($/т)

Тыс. т
Ускюдар
Аугуста
Генуя
Лавера

Нефть
Новороссийск
135
3,0
9,3
10,9
11,6
Новороссийск
80
4,5
13,3
16,1
17,2
Одесса
80
4,7
13,6
16,4
17,4
Южный
80
6,0
14,9
17,6
18,7

Светлые нефтепродукты
Ильичевск
30
3,9
11,8
14,3
15,2
Керчь/Кавказ
30
1,7
9,6
12,1
13,0
Новороссийск
30
3,9
11,8
14,3
15,2
Одесса
30
4,2
12,0
14,5
15,4
Севастополь
30
3,5
11,3
13,8
14,7
Туапсе
30
4,1
12,0
14,4
15,3
Южный
30
5,3
13,2
15,6
16,5

Организация Worldscale пересмотрела в сторону увеличения значения базисных номинальных фрахтовых ставок для танкеров на 2008 г. Средний рост ставок по основным маршрутам составил 2,2%. В т.ч. для судов VLCC ставки повышены на 1,9%, для Suezmax — на 2,5%, для Aframax — на 3,1%, для Panamax — на 2,7%, для судов вместимостью 30—37 тыс. т — на 2,6%.
Например, базисная ставка для перевозки 135 тыс. т нефти по маршруту Новороссийск—Аугуста увеличена с $6,95/т до $7,13/т.
Базисные фрахтовые ставки (ws100) для основных маршрутов перевозок нефти и нефтепродуктов, утвержденные Worldscale на 2008 г. ($/т)

Cargo MT (000)
Load/Discharge Region
Load/Discharge Port
2008 г.
2007 г.
Delta
Increase (%)

VLCC

Average
1,9%
280
AG/USG
Ras Tanura/LOOP
30,86
30,27
0,59
1,9%
260
AG/SINGAPORE
Ras Tanura/Singapore
10,33
10,13
0,20
2,0%
260
AG/JAPAN
RasTanura/Chiba
18,05
17,72
0,33
1,9%
260
WAFR/USG
Offshore Bonny/LOOP
15,50
15,20
0,30
2,0%
260
WAFR/CHINA
Serpentina Offshore Bonny/Ningbo
26,56
26 08
0,48
1,8%

Suezmax

Average
2,2%
130
WAFR/USAC
Offshore Bonny/Philadelphia
14,19
13,93
0,26
1,9%
135
BSEA-MED
Novorossiysk/Augusta
7,13
6,95
0,18
2,6%

Aframax

Average
3,1%
80
INTER UKC
Sullom Voe/Willhelmshaven
5,40
5,09
0,31
6,1%
80
AG/SINGAPORE
Mina Al Ahmadi/Singapore
10,83
10,61
0,22
2,1%
70
CARIB/USG
Jose Terminal/Corpus Christi
7,31
7,18
0,13
1,8%
80
CROSS MED
Banias/Lavera
6,96
6,72
0,24
3,6%
80
SEASIA/ECAUST
Seria/Sydney
12,65
12,24
0,41
3,3%
75
AG/JAPAN
Ras Tanura/Yokohama (CPP)
17,80
17,47
0,33
1,9%

Panamax

Average
2,7%
50
CARIB/USAC
Aruba/New York
6,32
6,17
0,15
2,4%
55
ARA/USG
Antwerp/Houston
15,25
14,81
0,44
3,0%
55
AG /JAPAN
Ras Tanura/Yokohama (CPP)
17,80
17,47
0,33
1,9%

Medium Range

Average
2,6%
37
CONT/USAC
Rotterdam/New York (CPP)
10,20
9,97
0,23
2,3%
38
CARIB/USAC
Aruba/New York (CPP)
6,32
6,17
0,15
2,4%
30
SING/JAPAN
Singapore/Chiba (CPP)
9,31
9,13
0,18
2,0%
30
ALGERIA/ EUROMED
Skikda/Lavera (CPP)
5,03
4,85
0,18
3,7%

Average Annual Increase
2,5%

Подготовил Михаил Кушнир