Новые тенденции страхового рынка

По сравнению с действующим Законом, законопроектом значительно сокращен перечень обязательных видов страхования. Перечень будет включать, в частности, следующие виды обязательного страхования:
1)медицинское страхование;.
2)страхование гражданской авиации;
3)личное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте;
4)страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;
5)страхование гражданской ответственности оператора ядерной установки за ядерный вред, который может быть причинен вследствие ядерного инцидента;
6)страхование гражданской ответственности субъектов хозяйствования за ущерб, который может быть нанесен пожарами, включая пожаро- и взрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность на которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера;
7)страхование ответственности экспортера, импортера и лица, ответственного за утилизацию (удаление) опасных отходов, относительно возмещения вреда, который может быть причинен здоровью человека, собственности и окружающей среде при трансграничной перевозке и утилизации (удалении) опасных отходов;
8)страхование урожая зерновых культур и сахарной свеклы сельскохозяйственными предприятиями;
9)страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве;
10)страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления отрицательных последствий при перевозке опасных грузов;
11)страхование пожизненных пенсий за счет денежных средств, аккумулируемых в накопительном пенсионном фонде общеобязательного государственного пенсионного страхования, а в случаях, предусмотренных законом, — в негосударственных пенсионных фондах.
Законопроектом предусмотрено, что в области страхования жизни будут осуществляться следующие виды добровольного страхования:
страхование жизни;
2)инвестиционное страхование физического лица;
3)пенсионное страхование;
4)медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья);
5)страхование от несчастных случаев.
Новая редакция Закона регулирует порядок осуществления страховщиком деятельности по инвестиционному страхованию — вида страхования из области страхования жизни, который предусматривает обязанность страховщика в случае смерти застрахованного лица до истечения срока действия договора и/или если застрахованное лицо дожило до истечения срока действия договора, и/или наступления события в жизни застрахованного лица, предусмотренного в договоре страхования, осуществить страховую выплату {выплаты), размер которых зависит от результатов размещения денежных средств технических резервов по договорам инвестиционного страхования.
Технические резервы по договорам инвестиционного страхования будут формироваться за счет части страховых взносов по договорам инвестиционного страхования. Денежные средства технических резервов по договорам инвестиционного страхования будут использоваться для приобретения расчетных единиц (далее — РЕ) в специально созданных страховщиком фондах инвестирования технических резервов по договорам инвестиционного страхования по цене, существующей на момент их приобретения. Цена РЕ прямо отражает стоимость активов инвестиционного фонда. Фонд инвестирования страховых резервов по договорам инвестиционного страхования не является юридическим лицом. Требования к фондам инвестирования страховых резервов по договорам инвестиционного страхования, которые специально создаются и управляются страховщиками, будут устанавливаться Уполномоченным органом по согласованию с Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины.
Законопроектом требуется, чтобы страховщик один раз в год направлял страхователям уведомления о результатах инвестирования денежных средств технических резервов по договорам инвестиционного страхования.
Также предусматривается, что риск получения прибыли (убытка) по договору инвестиционного страхования будет нести страхователь. Требования по размещению (составу активов, предельным объемам разрешенных категорий активов, качеству активов) и оценке денежных средств инвестиционного фонда, созданного страховщиком жизни, методике расчета расчетной единицы, методике расчета выкупной суммы, а также требования к платежеспособности, отчетности и рекламе страховщика, осуществляющего инвестиционное страхование, будут устанавливаться Уполномоченным органом.
В новой редакции Закона определены условия доступа к деятельности на территории Украины страховщиков-нерезидентов. Так, страховщик-нерезидент будет иметь право осуществлять страховую деятельность в Украине при следующих условиях:
1)государство, в котором зарегистрирован страховщик-нерезидент, относится к государствам — членам ВТО, не относится к государствам, не участвующим в международном сотрудничестве в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2)между уполномоченным органом по осуществлению надзора за страховыми компаниями страны, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, и Уполномоченным органом подписан меморандум (заключено соглашение) об обмене информацией;
3)за страховой деятельностью в соответствии с законодательством страны регистрации страховщика-нерезидента осуществляется государственный надзор;
4)страховщик-нерезидент имеет соответствующие лицензии, выданные согласно законодательству страны регистрации;
5)между Украиной и страной, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, заключен международный договор о предупреждении налоговых уклонений и избежании двойного налогообложения;
6)рейтинг финансовой надежности страховщика-нерезидента соответствует требованиям, установленным Уполномоченным органом.
Страховщики-нерезиденты смогут осуществлять страховую деятельность на территории Украины через филиалы страховщика-нерезидента. Требуется, чтобы положение о филиале страховщика-нерезидента и любые изменения в него согласовывались с Уполномоченным органом. Свою деятельность страховщики-нерезиденты могут осуществлять только после получения соответствующей лицензии (законопроект предоставляет полный перечень необходимых документов для ее получения).
Уполномоченный орган будет иметь право отзывать своим решением лицензию на осуществление страхования в филиале страховщика-нерезидента при двух обстоятельствах:
1)в стране места регистрации страховщиком-нерезидентом утеряна лицензия на осуществление страхования;
2)в стране места регистрации страховщик-нерезидент был ликвидирован или объявлен банкротом.
Также Уполномоченный орган будет иметь право выдать предписание о ликвидации любого филиала страховщика-нерезидента, если:
а) филиал страховщика-нерезидента осуществляет страховую деятельность с нарушением законодательства, своего положения или не обеспечивается способность филиала страховщика-нерезидента исполнять свои обязательства;
б) филиал страховщика-нерезидента не осуществляет страховых выплат на территории Украины либо осуществляет их несвоевременно или неполностью;
в) в отношении соответствующего страховщика- нерезидента в стране его места регистрации было открыто производство по делу о банкротстве или ликвидации.
В законопроекте определены новые, более жесткие, требования по платежеспособности страховщиков.
Так, гарантийный фонд страховщика устанавливается в размере:
-2 млн евро — для страховщика, осуществляющего виды страхования иные, нежели относящиеся к области страхования жизни (в действующем Законе — 1 млн евро);
-3 млн евро — для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к области страхования жизни (в действующем Законе — 1,5 млн евро);
-3 млн евро — для страховщика, осуществляющего страхование крупных рисков;
-3 млн евро — для перестраховщика;
-минимального размера гарантийного депозита — для основного филиала страховщика-нерезидента.
В законопроекте установлены также требования к собственникам существенного участия и порядку приобретения существенного участия в страховщике.
Лицо, имеющее намерение приобрести существенное участие в страховщике или увеличить его таким образом, что такое лицо будет прямо или опосредствовано владеть либо контролировать 10, 25, 50 и 75% уставного капитала страховщика или права голоса приобретенных (контролируемых) акций в уставном капитале страховщика, обязано в срок, не позднее чем за три месяца до даты приобретения или увеличения существенного участия в страховщике, уведомить об этом Уполномоченный орган. При этом требуется, чтобы уведомление содержало информацию о финансовом положении и деловой репутации будущего собственника существенного участия в страховщике.
Если лицо прямо или опосредствовано будет приобретать существенное участие в страховщике, предварительно не уведомив Уполномоченный орган, или будет увеличивать существенное участие вопреки запрету указанного органа, либо во время владения существенным участием перестает соответствовать требованиям, установленным данным законом и нормативно-правовыми актами Уполномоченного органа, Уполномоченный орган будет иметь право отозвать лицензию страховщика.
В отдельном разделе законопроекта определен порядок регулирования посреднической деятельности в сфере страхования.
Посредническую деятельность в сфере страхования на территории Украины смогут осуществлять исключительно следующие субъекты:
страховые агенты;
страховые и/или перестраховые брокеры;
3) страховщики, действующие в качестве страхового агента для других страховщиков.
Право на осуществление посреднической деятельности в страховании и/или перестраховании будут иметь только те брокеры, которые получили диплом о сдаче квалификационного экзамена в соответствии с программами, согласованными с Уполномоченным органом, и внесены в Государственный реестр страховых и перестраховых брокеров.
При осуществлении своей профессиональной деятельности страховой и/или перестраховой брокер обязан соответствовать следующим требованиям:
а)владеть информацией, необходимой для заключения договора страхования (перестрахования), в том числе о наличии необходимых лицензий, размерах страховых тарифов и условиях страхования (перестрахования), предлагаемых страховщиками (перестраховщиками);
б)иметь деловую репутацию в соответствии с требованиями, установленными этим законом;
в)предлагать лицу, которому необходимо страхование/перестрахование, аналогичные услуги не менее чем двух страховщиков (при наличии такого количества страховщиков, предоставляющих услуги по этому виду страхования);
г)заключить договор (полис) обязательного страхования своей профессиональной ответственности со страховщиком, имеющим соответствующую лицензию на сумму: для страхового или перестрахового брокера — физического лица-предпринимателя — не менее 10000 евро в год; для страхового и/или перестрахового брокера — юридического лица — не менее 50000 евро в год; для страхового и/или перестрахового брокера — нерезидента, осуществляющего деятельность в Украине через постоянное представительство, — не менее 50000 евро в год.
Согласно проекту страховым агентом может быть дееспособное физическое лицо, которое: достигло восемнадцатилетнего возраста; имеет полное среднее образование; не имеет непогашенной судимости за умышленные преступления против собственности, хозяйственные и должностные преступления; прошло обучение в страховой компании, которую оно представляет; получило специальное удостоверение от страховщика на представление его интересов.
Страховщик обязан выдать страховому агенту поручение, в котором должны быть определены:
1)сфера деятельности страхового агента с указанием видов страхования;
2)размер максимальной страховой суммы, на которую страховой агент может заключить страховой договор;
3)объем полномочий страхового агента.
При осуществлении своей профессиональной деятельности страховой агент должен при получении страховых платежей от страхователей перечислять эти денежные средства на счет страховщика в течение двух банковских дней и представлять ежедекадно страховщику отчет о заключенных и расторгнутых договорах, размерах полученных и возвращенных платежей, а также акт сверки испорченных полисов.
В случае несвоевременного перечисления страховым агентом страховых платежей или нарушения им срока оформления договоров страхования без уважительных причин страховщик будет иметь право прекратить действие агентского соглашения.
Законопроект обязывает страховщиков осуществлять контроль за деятельностью своих страховых агентов. Они также несут ответственность за их действия перед страхователями.
В новой редакции Закона появится и определение правового статуса актуариев и аудиторов в сфере страхования.
Требуется, чтобы любой страховщик имел в своем штате актуария или заключил соглашение с актуарием о предоставлении услуг. Наблюдательный совет страховщика будет назначать ответственного актуария, в обязанности которого будут входить:
а)подтверждение адекватности размера страховых тарифов и премий;
б)расчет нормативного запаса платежеспособности и размера регулятивного капитала;
в)подтверждение методов формирования технических резервов;
г)определение адекватности активов страховщика;
д)рекомендации по адекватности оценки рисков, инвестиционной политики.
Ответственный актуарий также будет составлять обязательный ежегодный актуарный отчет об оценке страховых обязательств и распределении инвестиционного дохода между страхователями (владельцами страховых договоров по страхованию жизни).
Актуарный отчет является неотъемлемой частью годовой финансовой отчетности страховщика, представляемой в Уполномоченный орган.
Также законопроектом определено, что аудиторская проверка деятельности страховщика будет проводиться внешним аудитором, имеющим право на осуществление такой деятельности и внесенным в реестр аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений.
Кроме того, уполномоченный орган будет иметь право один раз в год назначать за счет страховщика дополнительную аудиторскую проверку при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)неназначения наблюдательным советом страховщика внешнего аудитора для проведения обязательного аудита;
2)невыполнения страховщиком при назначении внешнего аудитора требований законодательства;
3)несоответствия аудиторского заключения установленным требованиям к его формату;
4)обоснованного подозрения Уполномоченного органа, касающегося достоверности и полноты отчетности страховщика, подтвержденного аудиторским заключением внешнего аудитора.
По мнению законодателя, принятие новой редакции Закона О страховании будет содействовать развитию рынка страхования и перестрахования, усилению страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, а также интеграции украинского страхового рынка в мировой.