Некоторые вопросы, связанные с особенностями таможенного оформления круизных судов в портах Украины

Некоторые вопросы, связанные с особенностями таможенного оформления круизных судов в портах Украины
Любое государство, обладающее морскими портами и имеющее многовековую историю, прилагает максимум усилий для развития туристического бизнеса, в том числе связанного с международными круизами. Для специалистов не является большим откровением то, что развитие круизного бизнеса связано не только с высокой экономической эффективностью инвестиционных вложений, но и является весомой характеристикой политической стабильности государства, укрепления его имиджа на международной арене.
В последние годы активное развитие круизного судоходства наблюдается на Средиземноморском рынке, емкость которого, по оценкам специалистов, составляет порядка 60% от общего мирового объема участвовавших в круизах пассажиров (для сравнения: регион Карибского бассейна составляет всего лишь 24% от общего объема круизов, а Северная Европа — 16%). Наблюдается стабильный рост пассажирооборота в портах Испании, Италии, Греции: 26—28% ежегодно. Емкость круизного рынка вышеперечисленных стран (Италии, Испании, Греции) составляет 16%, 12% и 3% соответственно от общих объемов европейских круизов. К сожалению, емкость современного круизного рынка Украины составляет на сегодняшний день лишь незначительные доли процента.
Нельзя не отметить, что правительство Украины в последние годы уделяло определенное внимание упрощению формальностей, связанных с организацией приема и оформления круизных судов, посещающих украинские порты; совершенствованию и повышению эффективности деятельности ряда контролирующих государственных органов, процедурно обеспечивающих работу с круизными судами. Такая политика, в определенной степени, способствовала тому, что количество круизных судов, посещающих Черноморские порты Украины, за последнее десятилетие возросло в несколько раз. Кроме того, как показывают исследования, потенциальные возможности круизного рынка Украины позволяют увеличить количество заходов круизных судов в 2—3 раза уже в ближайшие годы. Однако, по мнению международных экспертов, значительное увеличение судозаходов вряд ли произойдет, пока в Украине не обеспечат современную рекламу и продвижение туристического продукта своего региона. Одним из серьезных сдерживающих факторов продвижения украинского туристического продукта на мировой круизный рынок является достаточно сложная, по международным меркам, документальная система оформления круизных судов в портах Украины.
Ранее нам неоднократно приходилось говорить о достаточно сложной системе документального оформления круизных судов при заходе их в порты Украины. Некоторые таможенные требования вызывают самую негативную реакцию руководства круизных компаний. Нами, в частности, поднимался вопрос о необходимости сокращения документооборота при оформлении круизных судов. Проведенный анализ действующего законодательства и требований ведомственных нормативных документов показывает, что без некоторых, требуемых таможенными органами от судовой администрации документов, вполне можно было бы обойтись.
В первую очередь это касается таможенных деклараций, заполняемых пассажирами. Согласно требованиям действующего приказа Государственной таможенной службы Украины от 17.09.2004 г. № 678 Об утверждении инструкции по организации таможенного контроля и таможенного оформления судов и товаров, которые ими перемещаются: Таможенный контроль пассажиров и членов экипажа — иностранных граждан совершается согласно декларации о личных вещах (п. 4.5.2).
Таким образом, круизные пассажиры должны заполнить два экземпляра (один остается в деле у соответствующего таможенного органа, второй — на судне) коллективной таможенной декларации “Passenger Effect Declaration” по форме, соответствующей коллективной декларации о вещах экипажа (Crew Effect Declaration). Оба экземпляра должны быть заверены оригинальной подписью пассажира (ксерокопия не принимается).
Естественно, требования данного приказа ни в коей мере не учитывают менталитет западного туриста. Ни один уважающий себя пассажир иностранного круизного судна не будет выстраиваться в очередь у службы пассажирского помощника, чтобы заполнить графы требуемой декларации (унизительно, ограничивает личную свободу, заполнение коллективной декларации рассматривается как вторжение в частную жизнь и т.д.). Поэтому в практической деятельности пассажирам предлагается заполнить упрощенную форму индивидуальной декларации (в двух экземплярах). Пассажирская служба круизных судов размножает соответствующие формы и раздает их для заполнения пассажирами по каютам.
Естественно, что подготовка и обработка этих документов требует необоснованно больших затрат сил и времени как от ответственных работников судов, так и от таможенных инспекторов. Только на одном крупном лайнере необходимо подготовить порядка 1500—2000 экземпляров мало кому нужных бумаг, на которых после контроля делается отметка таможни. В процессе практической деятельности автору неоднократно проходилось слышать устные нарекания представителей администрации круизных судов на, мягко говоря, маловразумительные действия украинских властей, требующих предъявления документов, подготовка которых вызывает раздражение как пассажиров, так и работников соответствующих служб круизного судна.
Мало того, руководство судоходных компаний рассматривает такие действия представителей украинских властей как дискриминационные, оказывающие негативное влияние на процесс развития круизного туризма в Украине. Для того, чтобы не быть голословными, считаем уместным привести перевод письменного обращения в агентирующую компанию капитана круизного лайнера Albatros, заходившего в Ялтинский порт в октябре 2007 г.:
26 октября 2007 г.
Мы крайне разочарованы полученной информацией, касающейся требований к пассажирам (заполнение деклараций — авт.), для получения свободной практики судном. Мы посещаем порты всего мира и этого требования не существует ни в одной стране.
Мы можем сделать исключение для экипажа, но не для более чем 800 пассажиров!! Мы испортим настроение всем гостям еще до прихода в Украину. Такое обращение с пассажирами недопустимо при всего лишь 7-часовой стоянке в Ялте и Одессе. Я буду настоятельно не рекомендовать заходить в порты Украины на собрании моей лиги капитанов в этом году. Будет заявлено на встрече завтра.
С уважением,
Капитан Мортен Хансен.
Трудно оценить степень раздражения отправителя письма в переводе, но из приведенного оригинала текста видно, что эмоции капитана хлещут через край. А капитаны круизных судов — люди, как правило, сдержанные и воспитанные. По-видимому, ему пришлось выслушать немало упреков от своих пассажиров…
Правомерен вопрос: А так ли необходимо требовать от пассажиров круизных судов заполнения каких-либо деклараций?. По мнению автора, при транзитном проходе круизных судов через порты Украины необходимо предоставить пассажирам возможность устного декларирования, тем более, что такая форма предусмотрена законом: Таможенным кодексом Украины (ТКУ), вступившим в силу с 1 января 2004 г.
ТКУ определяет, что декларирование осуществляется путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем совершения действий) точных сведений о товарах и транспортных средствах, цели их перемещения через таможенную границу Украины, а также сведений, необходимых для осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления (ст. 81). В ТКУ также вводится понятие упрощенного таможенного контроля, который применяется в случаях перемещения гражданами через таможенную границу Украины товаров, не подлежащих обязательному декларированию и налогообложению и не относящихся к категории товаров, на перемещение которых через таможенную границу Украины установлены запреты и ограничения (ст. 68). Следовательно, действующим Законом предусмотрено, что все граждане имеют право пересекать границу в форме упрошенного таможенного контроля, осуществлять декларирование в устной форме.
Устная форма декларирования была в свое время предусмотрена и приказом Государственной таможенной службы Украины от 22 ноября 2001 г. № 763 Об утверждении Порядка декларирования валютных ценностей, ценностей, предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины гражданами, и оформления таможенной декларации, и о внесении изменений в приказ ГТСУ от 8.10.1999 г. № 645. В разделе Формы декларирования утвержденного Порядка предусматривалось:
2.1. Валютные ценности, ценности, предметы, которые перемещаются гражданами через таможенную границу Украины, подлежат устному или письменному декларированию.
2.2. Форма устного декларирования применяется только при перемещении гражданами через таможенную границу Украины личных вещей, валютных ценностей…, в объемах, которые не превышают нормы, установленной законами Украины… при устном декларировании таможенная декларация… не заполняется.
Как следует из вышеизложенного, и законодательством, и ведомственными нормативными документами предусмотрена возможность всем гражданам (и пассажирам круизных судов, в частности) пересекать таможенную границу Украины при сходе на берег без выполнения каких-либо длительных таможенных процедур (заполнения таможенной декларации, в частности). Здесь уместно было бы заметить, что круизные пассажиры, как правило, вообще ничего не перемещают через государственную границу сверх установленной законами нормы. Им просто необходимо принять участие в экскурсионных программах и немного отдохнуть. С собой на берег они берут минимально необходимое количество денежных средств, фото- и видеокамеры. Все их вещи остаются на борту судна. Более того, заполняя таможенные декларации, круизные пассажиры опасаются брать при сходе на берег в украинских портах достаточное количество денежных средств, которые могли бы быть потрачены в сувенирных киосках, кафе, ресторанах и т.п. (а вдруг на таможне не пропустят?). В результате государство из-за ничем не обоснованной требовательности таможенных чиновников недополучает значительные суммы конвертируемой валюты (среднестатистический турист с круизного судна оставляет до $100 в каждом европейском порту захода. Умножьте хотя бы $60—70 на десятки тысяч пассажиров, ежегодно посещающих порты Ялту, Севастополь, Одессу…).
Автор ни в коей мере не утверждает, что нет необходимости организовывать таможенный, пограничный и другие виды государственного контроля. Однако такой контроль должен соответствовать определенным международным стандартам и не выходить за пределы разумной необходимости. В этой связи хотелось бы надеяться, что Государственная таможенная служба Украины до начала круизного сезона 2008 г. внесет соответствующие изменения в вышеуказанный приказ № 678, приведет его в соответствие с требованиями ТКУ и международных норм. Это даст возможность пассажирам круизных судов, посещающих порты Украины, воспользоваться своим правом устного декларирования и с хорошим настроением оценить гостеприимство наших приморских городов.
Такое нововведение, по мнению автора, даст не только определенный экономический эффект, но и приведет к значительному укреплению имиджа Украины в сфере международного круизного бизнеса.
Виктор Селиванов, академик ТАУ,
заслуженный работник транспорта АРК