Популизм в рамках здравого смысла

Макроэкономический прогноз
Хорошая мировая конъюнктура позволит украинской экономике продолжить стабильный рост, а правящей коалиции — выполнить некоторые из своих социальных обещаний. Однако рост инфляции может перечеркнуть все эти перспективы
Украина входит в третий год стабильной макроэкономической динамики: по оценкам Эксперта, в 2007-м реальный валовый внутренний продукт (ВВП) страны вырос на 7,2% (год назад мы прогнозировали 6%, с апреля — 7%), в 2006-м, по данным Госкомстата, — на 7,1%. Последние полтора года устойчиво поднимаются цены на наш основной экспортный продукт — черные металлы.
Экономика многих регионов планеты сейчас находится в стадии завершения циклической стадии быстрого роста, что, как и положено, сопровождается ускорением инфляции. Увеличение потребительских цен в Китае, до сих пор едва заметное, составило 7%, а в собирающихся перейти на евро Венгрии и Латвии — 8 и 9,5%. По итогам 2007-го инфляция в России достигла 12% вместо изначально запланированных 7-8% — это стало одной из причин серьезных перестановок в российском правительстве минувшей осенью.
Наша страна не осталась в стороне от этого процесса. Более того, по итогам прошедшего года потребительские цены в Украине поднялись на 16,6%, и наряду с Азербайджаном и Молдавией мы оказались в тройке европейских инфляционных рекордсменов. Инфляция выше 15-20% обычно становится самоподдерживающейся и угрожает экономическому росту. Причем в 2007-м высокий рост цен не сопровождал структурные изменения, как это было в 2000 году, когда наша страна массово отказывалась от бартера, или в европейских государствах сразу после введения евро. Неудивительно, что одним из первых распоряжений нового премьер-министра Юлии Тимошенко, стала разработка комплекса антиинфляционных мер. Конкретных решений пока не принято, но скорее всего правительство предложит Национальному банку сделать более умеренным рост денежных агрегатов (в прошлом году монетарная база увеличилась почти на 50%, тогда как в 2006-м — лишь на 35%), а также сохранит ограничения на вывоз зерновых и даже отсрочит реализацию некоторых социальных инициатив.
По крайней мере, основные повышения пенсий и зарплат бюджетникам (направленные на частичную ликвидацию уравниловки) намечены на последний квартал этого года. На компенсацию сгоревших вкладов в Сбербанке и Укргосстрахе в бюджете предусмотрено всего шесть миллиардов гривен и два миллиарда гривен — в качестве взаимозачетов по долгам за жилищно- коммунальные услуги. Еще 12 млрд должно быть профинансировано за счет приватизации, но эти средства (от перевыполнения плана) еще нужно получить, то есть основные выплаты начнутся не раньше осени. Это позволит заметно не увеличивать наличную денежную массу в первые месяцы года, когда инфляционная динамика будет очень высокой (в годовом измерении достигнет 20%).
Правительство попытается отложить и административную инфляцию. Перед новым годом президент Виктор Ющенко своим указом одобрил Концепцию ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно которой полномочия по формированию цен постепенно перейдут от местных властей к правительству. Кабмин уже принял решение не повышать цены на газ для комбыта, заморозить повышение тарифов на услуги ЖКХ, ничего не слышно и о подорожании электроэнергии. Министерство экономики изучает возможность расширения полномочий ценовых инспекций и увеличения номенклатуры товаров, за которыми осуществляется ежедневный мониторинг (кроме хлеба и бензина в зоне особого внимания могут оказаться молоко, растительное масло, яйца и мясо). Кабинет министров заложил в бюджет дотацию НАК Нафтогаз України, чтобы терпящий убытки монополист не ставил ребром вопрос о повышении цен.
При этом Министерство транспорта и связи заявило об умеренном увеличении (на 8,7%) с 1 января 2008 года тарифов на перевозки пассажиров и багажа по железной дороге, мотивировав свои действия тем, что это обещало сделать еще предыдущее правительство. Однако своими решениями Кабмин может затормозить инфляцию не более чем на четверть. Остальное будет зависеть от состояния сырьевых рынков.
Уверенный рост продолжится
Разрабатывая макроэкономический прогноз на нынешний год, Эксперт рассмотрел два наиболее вероятных сценария развития событий. Первый предполагает двадцатипроцентный рост цен на нефть и десятипроцентное увеличение стоимости черных металлов; согласно второму, повышение биржевых цен прекратится (подъем среднегодовой цены в пределах 2-4%). В первом случае рост украинской экономики составит 6,5%, во втором — 5,5%. По нашему мнению, при первом варианте инфляция замедлится до 12%, при втором — до 11%. Наиболее вероятным мы считаем первый сценарий и рассматриваем его как базовый (на графиках приведены прогнозы именно такого развития событий). Макроэкономический прогноз Эксперта см. по адресу http://expertra.com/img/147/Griadet.gif
При обоих вариантах быстрыми темпами продолжит расти дефицит текущего счета платежного баланса, который достигнет 4,2% (5,2%) ВВП. Физические объемы экспорта будут умеренно наращиваться, однакодинамично улучшающееся благосостояние наших сограждан и потребность предприятий в технологическом импорте продолжат предъявлять высокий спрос на импорт. Приток валюты в рамках операций с капиталом (в первую очередь за счет кредитов частному сектору) будет покрывать торговый дефицит и не потребует менять курсовую политику. (Среднесрочный прогноз указывает, что бороться с негативным торговым сальдо и говорить о необходимости политики импортозамещения украинское правительство будет не раньше 2010 года.)
В отличие от 2005-го министру финансов Виктору Пинзенику не нужно перенапрягаться в поиске ресурсов для финансирования расходов бюджета и фондов социального страхования. Предыдущее правительство проводило активную политику по заимствованию средств и недофинансированию некоторых статей бюджета, поэтому накопило довольно большой запас. Кроме того, в прошлом году выполнять плановые показатели главного финансового документа помогла инфляция, которая более чем вдвое превысила намеченный показатель.
Составляя перечень допущений нашего прогноза, мы пришли к выводу, что значительная часть реформ так и не будет реализована. Нынешняя ситуация, в отличие от периода полуторагодичной давности, попросту неблагоприятна для их проведения. Коалиция слишком неустойчива, поэтому провести через сессионный зал реформаторские законы будет невозможно. К тому же грандиозных социально-экономических реформ никто и не обещал, они не являлись предметом политической дискуссии во время предвыборной кампании.
Основные политические силы просто соревновались, чьи социальные обещания окажутся выше. Они прекрасно понимали, что многолетний быстрый экономический рост позволит реализовать многое из обещанного. А это принесет дивиденды во время президентской кампании, подготовка к которой уже началась. По нашему мнению, правительство решится на максимально мягкий вариант продолжения пенсионной реформы, предполагающей введение второго (накопительного) уровня и дальнейший пересмотр принципов начисления пенсий в солидарной системе (больше зарабатывал — выше пенсия).
Бело-красный флюгер
Новое правительство Тимошенко будет менее принципиальным, чем в 2005-м. Бюджет и проект программы Кабмина позволяют сделать вывод, что предвыборные популистские заявления над ним не довлеют, а главным критерием в его работе станут свежие социологические данные — ожиданиябольшинства потенциальных избирателей. Как только Тимошенко заняла кресло премьера, на сайте Кабмина появился опрос о приоритетах, которые необходимо положить в основу государственного бюджета-2008. Интернетом в основном пользуется молодежь, поэтому самым популярным ответом (35%) стало активное внедрение молодежных программ. Голосующие на сайте понимают под этим дальнейшее увеличение помощи на детей, бесплатную учебу в школах и вузах, а также возможность молодой семье купить собственное жилье. Правительство Тимошенко пока намерено работать именно по этим направлениям, тем более что судя по результатам того же опроса, поддержка бизнеса и реформа системы здравоохранения пользуются гораздо меньшей популярностью. Сбербанковские выплаты тут окажутся очень кстати, поскольку люди действительно хотят вернуть эти вклады, которые давно считают утраченными навсегда. Причем скорее не потому, что большинству из них они действительно так уж необходимы, а потому что это будет выглядеть как сказка со счастливым концом. Так что в этом году у Блока Юлии Тимошенко есть все шансы увеличить число своих сторонников.
По базовому прогнозу Эксперта, рост украинской экономики в этом году составит 6,5%, а инфляция замедлится до 12%
Политика Тимошенко в экономической сфере чем-то похожа на действия Виктора Януковича полтора года назад. Новый премьер, так же, как и ее предшественник, на первом же заседании правительства заявила о тотальном пересмотре результатов деятельности предыдущего Кабмина и сразу отменила несколько десятков его решений.
Прошлым летом Виктор Янукович публично отказался выполнять решение Конституционного суда от 9 июля 2007 года о финансировании правительством всех социальных льгот и гарантий, тем самым спровоцировав волну исков против правительства. Юлия Тимошенко тогда громко требовала немедленного выполнения решения суда. Но вернувшись во власть, она быстро поняла, что экономика страны не способна вынести такое количество льгот (свыше 70 млрд гривен с учетом индексации), и приняла решение часть их отменить или резко уменьшить. В проекте программы правительства записано: Социальная политика государства должна быть честной. Необходимо прекратить практику принятия законов, устанавливающихльготы или социальные выплаты, не обеспеченные возможностями государственного бюджета.
Более половины текста Закона О Государственном бюджете Украины на 2008 год посвящено не главному финансовому документу как таковому, а отмене, приостановлению и урезанию льгот всевозможным категориям граждан, начиная от инвалидов войны первой группы и заканчивая депутатами. В частности, вводятся максимальные размеры пенсий высшим чиновникам в размере до 10 тыс. гривен и всем прочим пенсионерам — не более 5 тыс. гривен (12 минимальных пенсий). Отменяются привязки всевозможных льгот, доплат и гарантий к размерам пенсий и зарплат, а право на установление их размера парламент передал правительству. Более того, для различных категорий льготников установлен ценз бедности — с 1 мая для получения субсидий на услуги ЖКХ или на путевки в санаторий льготник обязан будет доказать, что его доход не превышает 800-1500 гривен в месяц (сумма варьируется в зависимости от категории льготника и типа льготы). В 2006-м похожий механизм монетизации льгот предложил Виктор Янукович, однако под давлением со стороны парламентской оппозиции и президента ему пришлось отказаться от этих планов.
Как и обещали все ведущие политические силы, выплаты молодым матерям при рождении ребенка будут увеличены до 12,5-50 тыс. гривен. При этом сумма, выплачиваемая единоразово, значительно не выросла, а выплаты растянутся на несколько лет. В этом году выплаты родителям на воспитание детей останутся такими же мизерными, как и раньше.
Фактическая отмена льгот идет вразрез и с предвыборными обещаниями Юлии Тимошенко, и с указаниями главы государства. Тем не менее решение принято.
В своем предновогоднем выступлении премьер акцентировала внимание на том, что она добилась отмены льгот для богатых, умолчав при этом что таковыми являются пенсионеры и инвалиды с доходами свыше полутора тысяч гривен.
Вопреки своей прежней риторике, Тимошенко и Пинзеник оставили в бюджете финансирование большей части инвестиционных проектов, заложенных предыдущим правительством, начиная от ремонта и строительства дорог и заканчивая возведением мостов, аэропортов и вокзалов. Создание специального правительственного органа по подготовке к Евро-2012 указывает, что инфраструктура страны попадает в истинные приоритеты нового руководства исполнительной власти.
Либеральный популизм
По итогам прошлого года Украина оказалась в тройке европейских инфляционных рекордсменов. Инфляция выше 15-20% обычно становится самоподдерживающейся и угрожает экономическому росту
Удивительным соединением популизма и здравого смысла является политика Юлии Тимошенко и в других сферах экономической политики. К примеру, бюджетом вновь отменяются льготы (причем вместе со всеми судебными решениями в пользу льготников) для свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Кроме того, с 1 января отменена часть льгот и для предприятия АвтоЗАЗ, несмотря на то что его владелец Тариэл Васадзе является депутатом от БЮТ и до последнего боролся за сохранение льгот для автопрома. Назначение Александра Буряка и Валерия Хорошковского на должности руководителей Государственной налоговой администрации и Гостаможслужбы стало не только сенсационным, но и условным — Тимошенко приняла эти решения только после того как оба будущих руководителя пообещали обеспечитьмобилизацию дополнительных доходов в размере 30 млрд гривен от каждого ведомства за счет наступления на позиции теневой экономики. Остальные кандидаты на эти должности не прошли собеседование с премьером именно из-за нежелания брать на себя такие обязательства.
Назначение крупных предпринимателей на хлебные посты еще не раз заставит лидера БЮТ объяснять, как выполняется ее тезис о разделении власти и бизнеса. Его суть окружение премьер-министра как раз и продемонстрировало на примере Васадзе, заявив, что руководитель АвтоЗАЗа не стал министром промышленной политики именно из-за того, что не захотел покидать свой бизнес. Жилкомхоз и НАК Нафтогаз України в этом году будут тотально убыточными. Ущерб возьмет на себя государство. Но не за счет бюджета — государство обязуется покрывать убытки предприятий ЖКХ путем списания налоговой задолженности и/или налоговых обязательств, то есть убыточные предприятия жилищно-коммунального хозяйства освободили от налогов. Такой же механизм предусмотрен и в отношении НАКа. Государство взяло на себя обязательство в 2008-м компенсировать убытки этой компании на общую сумму 4,3 млрд гривен, поскольку цена реализации газа окажется ниже закупочной.
Однако бюджету это не будет стоить ни копейки. Около 2,3 млрд поступит за счет надбавки на стоимость газа для промышленных предприятий (эти деньги должны были пойти на строительство газовых сетей в сельской местности), еще два миллиарда — это списание просроченной налоговой задолженности предприятия. Компанию Нафтогаз України, стоящую, по заявлению ее нового руководителя Олега Дубины, на пороге банкротства, фактически переведут в режим санации. В частности, бюджетом вводится мораторий на удовлетворение претензий кредиторов предприятия кроме держателей его облигаций, а все его счета переводятся в Госказначейство. Сам госмонополист при этом будет работать как бюджетное учреждение, то есть под полным контролем со стороны Минфина. Чтобы облегчить положение нацкомпании, в бюджете предусмотрена фактическая национализация газовой промышленности — все топливо отечественной добычи теперь можно будет продавать только уполномоченному правительством лицу по ценам, установленным Кабмином. Так, предприятиям ТЭК будет затруднительно использовать добытый газ даже для собственных потребностей, поскольку рентные платежи в этом случае на порядок увеличиваются.
Программа как дышло
Проект программы Кабинета министров Юлии Тимошенко Украинский прорыв: для людей, а не для политиков выглядит основательнее написанной за две ночи в феврале 2005-го программы Навстречу людям. В ней уже есть конкретные цифры и обещания. Лидер БЮТ взяла обязательства в течение двух лет выплатить вклады в Сбербанк СССР, в течение пяти лет обеспечить каждую семью семейным врачом, ввести общеобязательное государственное медицинское страхование, сохранив несколько бесплатных базовых медицинских услуг, ликвидировать монополию ЖЭКов и создать единый реестр получателей социальных услуг. Новое правительство обещает создать единый страховой взнос вместо взносов в четыре социальных фонда. Кроме того, предусмотрен отказ от расходования средств соцстраха на выплаты нестрахового характера.
Первый шаг на этом пути уже сделан: на должность главы Пенсионного фонда вместо Бориса Зайчука, который занимал этот пост с 1996 года и считался одним из оппонентов реформы соцстраха, уже назначен бютовец Алексей Зарудный. Кабмин собирается объединить три фонда — Пенсионный, общеобязательного страхования на случай безработицы и социального страхования на случай временной потери трудоспособности — в один.
Программа нового правительства хотя и рассчитана на срок каденции Верховной Рады VI созыва, явно выходит за эти рамки. Так, датой разработки стратегии развития нефтепровода Одесса-Броды значится 2015 год. То есть программа нового Кабмина получилась более обширной, что позволяет Тимошенко выбирать, какие ее положения выполнять. Взята на вооружение старая, но по-прежнему очень нужная стране идея о формировании механизма интервенций на продовольственных рынках и создании стратегического резерва нефти и нефтепродуктов на 60 дней, однако сроки реализации этих начинаний правительство сознательно не указывает. Кроме того, исполнительная власть пока согласилась с Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года, обещая строить третий и четвертый энергоблоки Хмельницкой АЭС, продлить срок работы действующих энергоблоков и нарастить выпуск угля.
Среди конкретных обещаний — помощь в размере 20 тыс. гривен выпускникам вузов, которые готовы три года работать в сельской местности.
Менее заметны в проекте программы Украинский прорыв: для людей, а не для политиков намерения Тимошенко усилить свое влияние. Кабмин предлагает создать систему территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти — своеобразных наместников премьера на местах. О том, что будет с полномочиями представителей президента и местных органов власти, документ скромно умалчивает. В проект также вошла так и не реализованная в 2005-м концепция административно-территориальной реформы. В Украине вместо областей и районов могут появиться регион, район и община (громада). Такие предложения наверняка потребуют изменения Конституции, но пока в парламенте у премьера едва набирается обычное, а не конституционное большинство. Поэтому ждать реальных действий от Кабмина стоит в тех вопросах, где можно обойтись без парламента.
Такие реформы, как налоговая и земельная, в документе прописаны довольно скупо. Правительство не указывает сроков отмены моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения (законодательно он продлен до вступления в силу законов о Государственном земельном кадастре и о рынке земли), а также замены НДС налогом на потребление.
В отличие от 2005-го Юлия Тимошенкона посту премьера будет вести себя гораздо осмотрительнее. Революционной риторики нет и в помине, а на кону стоит главный пост в государстве. Лидер БЮТ понимает, что на одной критике правительства Януковича долго не продержаться. Если промашек окажется слишком много, с мечтой о президентстве придется проститься. Вклад в рост реального ВВП Украины, темпы экономического роста в Украине и в мире, динамика индекосв цен в Украине и др. в графиках см. по адресу http://www.expert.ua/articles/9/0/4933/