Кому нужна автогражданка?

С 1 января этого года ГАИ имеет право штрафовать автомобилистов, не имеющих полисов страхования гражданской ответственности — так называемой автогражданки.
Этот вид страхования — возмещение средств тому, кому вы нанесли ущерб — очень распространен на Западе. Поскольку позволяет сэкономить время, нервы и средства людей, попавших в ДТП. А вот в Украине водители страхуют гражданскую ответственность не очень охотно — полисы автогражданки имеют не более трети. И, как показали первые дни нового года, штрафы за отсутствие страховки радикально ситуацию не изменили.
Анна, менеджер страховой компании, кладет перед собой стопку новеньких полисов в ожидании клиентов. С первого января вот такой документ — стикер — должен быть прикреплен к лобовому стеклу каждого автомобиля. Иначе — штраф. Но желающие застраховать гражданскую ответственность в очередь не выстраиваются.
Анна Цымбал, начальник отдела автострахования:
— Напливу ні вчора, ні сьогодні немає. Я думаю, що це повязано з тим, що всі люди ще відпочивають і будуть відпочивати до числа 8-го. А потім прийдуть до нас, коли почнуть штрафувати наші даїшники.
Если понаблюдать за потоком машин на улицах, то очевидно — исполнять закон автомобилисты не спешат. Едва ли одна из десяти автомашин имеет стикер автогражданки. Я пытаюсь узнать у работников ГАИ, почему нарушителей не останавливают.
— Зараз за стікери не штрафується?
— Ви не скажете, ви зараз штрафуєте зараз за відсутність стікера з автоцивільного?
— Я маю право, щоб мене не знімали? Я ж маю право, не знімайте мене. Буде разпорядження — буду зніматися.
— То це секрет такий страшний?
— Ні, чому секрет. Я зараз займаюся наглядом за дорожнім рухом.
Косвенно слова этого инспектора подтверждают и в главном департаменте Госавтоинспекции. Там говорят, что пока им хватает забот по контролю за безопасностью движения. Поэтому команды штрафовать за отсутствие стикера — нет. Как нет и официального комментария.
Мы направили официальное письмо сюда в Госавтоинспекцию, но пока что не получили на него ответа. Здесь пока что не спешат комментировать ситуацию с введением обязательного автомобильного страхования граждан.
Возможно, в ГАИ ждут новых тарифов. Ведь сейчас штраф за отсутствие стикера — 17 гривен. Вряд ли это сумма, стимулирующая владельцев авто. Водитель, которого мы встретили в страховой компании, оформил автогражданку вовсе не из страха быть оштрафованным.
Михаил Савчук, клиент страховой компании:
— Для себе особисто це потрібно. Я від цього не застрахований. Хтось може їхати за мною — він теж не застрахований від цього. Тобто випадки можуть бути різні. Так що потрібна ця страховка і штрафи теж. І штарафи мають бути більші ніж зараз.
Но таких сознательных водителей, как Михаил, пока немного. У страховиков нет точных цифр, но известно, что в 2005 году, когда предпринималась первая попытка ввести обязательное страхование гражданской ответственности, полисы получили лишь 4 процента всех собственников авто.
Анна Цымбал, начальник отдела автострахования:
— У нас страна в общем достаточно нецивилизованная. А в цивилизованных странах это само собой разумеющееся. То есть человек не хочет решать, вот мы не будем с вами решать, кто из нас прав-виноват. Для это специально ГАИ у нас и страховые компании.
У страховых компаний — свой интерес. Обязательная автогражданка открывает перед ними рынок, оцениваемый в два миллиарда гривен. Впрочем, страховики утверждают, что автогражданка — убыточный бизнес. Слишком низкие страховые взносы, слишком плохие дороги, слишком много аварий.